Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 18:29, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине <<Политология>>.
данных от природы естественных прав (включая право на жизнь, личную свободу и собственность), а также других гражданских прав;
равноправия и равенства перед законом;
рыночной экономики;
ответственности правительства и прозрачности государственной власти.
Функция государственной власти при этом сводится к минимуму, необходимому для обеспечения этих принципов. Современный либерализм также отдаёт предпочтение открытому обществу, основанном на плюрализме и демократическом управлении государством, при условии защиты права меньшинства и отдельных граждан.
мировая политика и международные отношения
«международные
отношения — это отношения
между политическими единицами»
Критерий локализации. По мнению французского исследователя М.Мерля, международные отношения — это «совокупность соглашений и потоков, которые пересекают границы, или же имеют тенденцию к пересечению границ».
МО — объективно-субъективная реальность, зависящая от человеческого сознания.
Международная или мировая политика является ядром международных отношений.
Мировой политикой называют процессы выработки, принятия и реализации решений, затрагивающих жизнь мирового сообщества.
Мировая политика
Как научное направление возникла во второй половине ХХ столетия, главным образом в рамках неолиберальной теоретической традиции.
Её истоки
уходят в исследования международных
организаций, международных политико-
Занимается проблемами современного состояния, а также тенденциями развития мировой политической системы.
В качестве участников международного взаимодействия рассматривает не только государства (которые признаёт в качестве главных акторов) и межправительственные организации, но и негосударственных акторов (неправительственные организации, ТНК, внутригосударственные регионы и т.п.)
Не делает резкого противопоставления между внутренней и внешней политикой.
Теория международных отношений, как дисциплина в рамках социальной науки, изучает мировой "порядок", то есть совокупность всех институтов, определяющих форму интеграции и взаимодействия между множеством локальных сообществ.
Системы международных отношений
В теории международных отношений выделяются несколько систем:
- Вестфальская
система международных
- Венская
система международных
- Версальско-Вашингтонская
система международных
- Ялтинско-Потсдамская система международных отношений.
Национальная идеология
Национальная идеология – политическая идеология, которая ориентируется на общественно-политическую и духовную значимость этноса, народа, нации и реализацию их интересов в социально-политической жизни. Вырастая из этнического, национальное мышление сохраняет его структуру: представления народа об истории, о национальной территории – Родине; чувство национальной принадлежности к нации, этносу, чувство национальной гордости; национальные идеи, лозунги, программы и т.д.
Сила и притягательность национальной идеологии состоит в том, что она:
-обращается
к глубинным, природным
-имеет выраженный
комплексный чувственно-
-тесно связана с религиозными чувствами и идеологией.
Национальное сознание возникает в недрах этнического, когда в обществе преодолеваются сословные, кастовые, племенные барьеры. В Европе это время приходится на XVII-XVIII в. Национальная идеология начинает формироваться с переходом от Божьей милости к воле народа, от династического к народному суверенитету. Причем идея народного суверенитета лежит в основе двух истолкований понятия «нации»: «вертикального» и «горизонтального». В первом случае третье сословие предстает в качестве «отдельной нации», противостоящий господствующему меньшинству (первому и второму сословиям). Отсюда идет гражданская составляющая национального самосознания. Во втором случае народные массы как бы провозглашают: мы – отдельная, особая нация, народ среди других народов и государств. Здесь – корни государственного определения национальности.
Национальные идеологии, опираясь на свою значительную мобилизующую силу, играют большую роль в современной общественно-политической жизни многих стран, причем эта роль достаточно часто бывает и отрицательной, питающей агрессивный национализм и сепаратизм.
Привлекательность
национально-патриотических идей в
последнее время заметно
Таким образом,
идеология является необходимым
и важным элементом общественно-
Парламент — высший представительный и законодательный орган в государствах, где установлено разделение властей.
история парламента
Здание Британского парламента (Вестминстерский дворец)
Органы народного представительства существовали ещё в древних государствах таких как Древний Рим. Это могло быть народное собрание, совет старейшин, Сенат (Древний Рим), Комиции, вече, курултай и т. п. В Средние века получила распространение сословно-представительная система: роль, схожую с ролью парламента, играли органы, состоявшие из представителей различных сословий (Генеральные штаты во Франции, Кортесы в Испании, Земский собор в России и т. д.).
Родиной современного парламентаризма считается Англия. Прообраз парламента был образован в Англии в XIII веке, когда король Иоанн Безземельный был вынужден подписать «Великую хартию вольностей». Согласно этому документу, король не имел права вводить новые налоги без согласия королевского совета. Великобритания — первая страна, где парламент принял на себя всю полноту власти.
Исторически парламент выполнял роль амортизатора между властью (монархом) и обществом, являлся формой представления общества во власти. Часто парламент играет решающую роль во время социальных катаклизмов: Английская революция XVII века, Роспуск парламента и пр. Постепенно из второстепенного органа, призванного сглаживать конфликты между властью и народом, парламент превратился в большинстве стран в высший государственный орган.
Самыми древними парламентами в мире считаются парламенты Острова Мэн (Тинвальд) и Исландии, (Альтинг), созданные в X веке. Тинвальд, созданный в 979 году, на протяжении своей истории действовал непрерывно, альтинг же, возникший около 930 года, официально не работал в 1801—1845 годах (хотя неофициальные собрания были).
Выборы в парламент
Современная демократия требует, чтобы хотя бы одна из палат парламента избиралась непосредственно населением. Выборы в парламент являются индикатором настроений в обществе, которые находят выражение в политических партиях различной направленности. Как правило, партия или коалиция, набравшая большинство голосов, формирует правительство. Выборы могут проходить как по пропорциональной (выбирают партии) системе, так и по мажоритарной системе (выбирают депутатов от избирательных округов). Выборы проводятся регулярно, как правило, раз в 4-5 лет.
Состав парламента
Члены парламента называются депутатами для нижней палаты парламента и сенаторами — для верхней. Обычно в парламент входят 300—500 членов, но число их может быть весьма различным (от нескольких десятков до 2-3 тысяч).
Парламент может состоять из одной или двух палат. В двухпалатном парламенте, как правило, одна из палат является верхней, вторая — нижней. Так, в Великобритании верхняя палата Парламента — Палата лордов, нижняя — Палата общин, в России — Совет Федерации и Государственная Дума, в Казахстане — Сенат парламента и Мажилис парламента, в США — Сенат и Палата представителей. Как правило, верхняя палата формируется менее демократическим путем, чем нижняя.
Смысл разделения парламента на две палаты в том, что в этом случае законопроекты, инициируемые и принимаемые нижней палатой, должны быть также одобрены и верхней палатой, которая, как правило, в большей степени склонна занимать позиции, близкие правительству.
Известен случай многопалатного парламента в Испании.
В составе парламента обычно действуют также комитеты и комиссии по определенным вопросам (по экономике, иностранным делам и т. д.). Они занимаются подготовкой решений парламента на соответствующую тему.
Кроме того, в парламенте создаются фракции, формируемые по политическому принципу, как правило, из представителей партий, и депутатские группы, объединяющие депутатов, не вошедшие во фракции.
пирамида властных отношений
Существует пятиэтажная пирамида политических отношений с распределением властных полномочий и правовых норм. Основанием пирамиды служат муниципальные образования, организующие жизнь на началах самоуправления и выборности в пределах низовой административной единицы. Следующий этаж – региональные образования, которые могут быть наделены достаточно широкими полномочиями. Центральным звеном пирамиды остается национальное государство. Оно является главным носителем государственного суверенитета, осуществляет делегированные ему народом общие функции по защите страны и представлению его интересов в международных отношениях, установлению системы правовых норм и обеспечению правопорядка и т.п. Только у национального государства имеется полный набор функций этого общественного института. Со второй половины XX в. нарастающие процессы глобализации привели к формированию еще двух этажей государственной пирамиды – цивилизационного и глобального, на которые национальные государства делегируют часть своих функций. Цивилизационный этаж пирамиды – это наднациональное образование регионального характера. Он наиболее очевиден в Западной Европе. Здесь межгосударственное объединение – Европейский союз – имеет почти все признаки государства. Вместе с цивилизационными межгосударственными образованиями формируются и адекватные им нормы права. Глобальный этаж пирамиды – это наднациональное образование, носящее всемирный характер. Будущие глобальные властные органы и новый мировой правопорядок мыслятся как органы координации и партнерства локальных цивилизаций и национальных государств в решении общих проблем, стоящих перед человечеством и обеспечивающих его выживание и развитие.
Политический режим
В широком смысле слова политический режим характеризует реальное распределение политической власти и влияние в государстве и обществе. В этом значении он представляет собой определенный способ функционирования политической системы общества, который позволяет отличать одно государство от другого. Политический режим складывается в результате взаимодействия всех элементов политической системы (политических институтов, политических отношений, политических норм и политической культуры).
В более
узком значении слова политический
режим характеризуется как
В связи
с широким и более узким
толкованием категории «