Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 18:29, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине <<Политология>>.
В фашистском
государстве религия
Фактически, религиозная мысль в фашистском государстве должна цензурироваться и контролироваться государственной системой по уже высказанной выше причине неприятия всякой либерализации.
Слово фашизм происходит от фасции — связки розг с воткнутым топором, символизирующие высшую власть в Древнем Риме. Символ был перенят Б. Муссолини, как одна из попыток исторически связать преемственность фашизма Италии от Древнего Рима. Тем более, что в понимании Бенито Муссолини, первым фашистом был первый римский пожизненный диктатор и император Гай Юлий Цезарь.
Сегодня в
средствах массовой информации зачастую
фашизмом называют любые действительные
или мнимые проявления тоталитаризма
в сочетании с идеей
Форма государственного устройства
Это способ
территориальной организации
выделяется три основные формы государственного устройства:
-Унитарное
государство — простое, единое
государство, которое
-Федерация
— сложное, союзное
-Конфедерация
— временный союз государств,
создаваемый для достижения
форма демократии.
Либеральная демократия.
это модель народовластия, в которой личность выделяется из общества и государства, а основное внимание обращено на создание институциональных и других гарантий для индивидуальной свободы, предотвращающих всякое подавление личности властью.
Характерные черты:
-отождествление
народа как субъекта власти
с собственниками-мужчинами,
-индивидуализм;
-формальный
характер демократии, вытекающий
из понимания свободы как
-парламентаризм;
-ограничение
компетенции и сферы
-разделение властей;
-ограничение
власти большинства над
Характеристика либеральной демократии свидетельствует о том, что она стала крупным шагом вперед на пути освобождения человека, уважения его основополагающих прав.
Недостатки:
1)социально-классовая ограниченность демократии;
2)формальность,
декларативность демократии
3)ограниченность
сферы демократии и
4)принижение
роли государства в управлении
обществом и укреплении
Коллективистская демократия.
Эту модель нередко называют также идентитарной.
это модель народовластия, отражающая автономность личности, являющейся составной частью целостного организма (народа, нации, класса). она признает первичность однородного по своему составу народа в осуществлении власти и неограниченность, абсолютность власти большинства над меньшинством, в том числе над отдельной личностью.
Важнейшие принципы данного типа демократии обосновал Жан-Жак Руссо.
Социалистическая демократия.
Отличительными чертами социалистической демократии по сравнению с концепцией Руссо явились полное отрицание частной собственности, а следовательно и всякой автономии личности, подмена народа рабочим классом, трудящимися, а также идея ведущей роли авангарда народа - коммунистической партии, призванной руководить процессом перехода к полной демократии - общественному самоуправлению.
Несмотря на существенные различия, разнообразные коллективистские теории демократии имеют ряд общих черт. К ним относятся:
1)коллективизм в трактовке народа, признание народа единым, однородным целым;
2)отсутствие
противоречий внутри народа, рассмотрение
политической оппозиции как
3)коллективистское
понимание свободы как
4)тоталитарность,
всепроникающий характер
5)устранение самой проблемы прав человека, так как целое - государство - и без того заинтересовано в соблюдении прав составляющих его частей;
6)всеобщая политическая мобилизация;
7)декларирование социальной демократии.
Плебисцитарная демократия.
Форма народовластия,
при которой возможности
Определенной разновидностью плебисцитарной теории демократии, является плебисцитарная мандатная теория партийной демократии. Эта теория вносит свой вклад в решение кардинального вопроса современной демократии - вопроса о масштабах политического участия, формах влияния граждан на государственную политику. Теория партийной демократии исходит из того, что различные партийные программы дают гражданам возможность с помощью выборов прямо влиять на содержание государственной политики. Эти программы представляют собой полученные от граждан своего рода мандаты, наказы, которые призваны исполнять и депутаты , и правительство. Связанность депутатов партийными программами и структурами делает их прямыми выразителями воли народа. Тем самым достигается идентичность народа и правительства.
По мнению ее критиков, эта теория демократии во многом расходится с реальностью.
Плюралистическая демократия.
это такая демократия, которая исходит из того, что группа является главной движущей силой политики в современном демократическом обществе. Назначение демократии - стимулировать плюрализм, многообразие в обществе, предоставлять возможность всем гражданам объединяться, открыто выражать свои интересы, находить путем компромиссов их равновесие, выражаемое в политических решениях.
Народ не может выступать главным субъектом политики.
Основные черты:
1)заинтересованная
группа является центральным
элементом демократической
2)общая воля
как результат конфликтного
3)соперничество и баланс групповых интересов являются социальной основой демократической власти, ее динамики;
4)сдержки
и противовесы
5)“разумный эгоизм” индивидов и особенно групп является генератором политики;
6)государство
не “ночной сторож”, а орган,
отвечающий за нормальное
7)диффузия,
распыление власти между
8)наличие в обществе консенсуса;
9)демократическая
организация самих базисных
Партиципаторная демократия.
это такая модель народовластия, которая признает необходимость участия широких слоев населения не только в выборах своих представителей, и даже не только в принятии решений на референдумах, собраниях и т.п., но и непосредственно в политическом процессе - подготовке, принятии и осуществлении решений и контроле за их выполнением.
Эта теория исходит из трактовки демократии как универсального принципа организации всех областей общественной жизни. Демократия должна быть везде - в семье, школе, в университетах, на производстве, в партиях, государстве и т.д. В обществе не существует таких областей, которые находятся вне политики и не допускают демократического участия.
Главными целями партиципации (участия) являются всесторонняя демократизация общества, социальная эмансипация и общественная самореализация личности. Максимальным расширением участия граждан в принятии решений на всех ступенях власти и во всех сферах жизнедеятельности человека достигается максимальный учет в политике интересов народа, прочная легитимация власти, преодоление политического отчуждения граждан. Участие многих людей в управлении увеличивает интеллектуальный потенциал для принятия решений, повышает вероятность их оптимизации, а следовательно, обеспечивает рост стабильности политической системы и эффективности управления.
Критики теории партиципаторной демократии утверждают, что демократия не может быть универсальным принципом организации всей жизни общества, потому что она относится лишь к организации отношений между гражданином и государством, а, например, отношения между учениками и учителями, руководителями и подчиненными на производстве не могут определяться принципами свободы и равенства. Кроме того, критики данной концепции считают, что широкая политизация общества, чуть ли не поголовное участие ведут к тоталитаризму или популистскому авторитаризму, ограничивают индивидуальную свободу, создают угрозу частной собственности и предпринимательству, поскольку подчиняют личность решениям большинства, обычно склонного к уравнительности и идеологическим влияниям.
Форма правления
Форма правления характеризует способ организации высших органов государственной власти, порядок их формирования, взаимодействия между собой, а также с населением.