Шпаргалка по "Политологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 18:29, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине <<Политология>>.

Вложенные файлы: 1 файл

Версии происхождения государства111.doc

— 166.00 Кб (Скачать файл)

Все государства  по форме правления подразделяются на монархии и республики.

В монархии высшая власть полностью или частично сосредотачивается в руках единоличного главы государства - монарха. Верховная власть монарха обычно не ограничена определённым сроком и передаётся по наследству.

В республике все высшие органы государственной  власти избираются гражданами или формируются другими органами на определённый срок.

Разновидности монархии

Истории известно много разновидностей монархии, разберём лишь основные из них: раннефеодальную, сословно-представительную, абсолютную, дуалистическую и парламентарную монархию (сословно-представительная, дуалистическая и парламентарная монархия являются ограниченными, так как власть монарха ограничена представительным органом). Раннефеодальная монархия характеризуется раздробленностью территории, слабостью центральной власти и власти монарха, непрочностью государственных образований (в каждом княжестве или графстве - свой единоличный правитель и носитель верховной власти). Сословно-представительная монархия - централизованная форма государственного правления, при которой власть монарха ограничена сословно-представительным органом, система сословно-представительных органов функционирует наряду с централизованным аппаратом исполнительной власти. При абсолютной монархии верховная власть всецело принадлежит монарху, отсутствуют органы, ограничивающие его компетенцию. При дуалистической монархии высшая власть рассредоточена между парламентом - носителем законодательной власти, и монархом, формирующим правительство и возглавляющим исполнительную власть. При парламентарной (конституционной) монархии (Великобритания, Япония) монарх остаётся номинальным главой государства, но реально государственную власть он не осуществляет, правительство формируется по принципу парламентского большинства и несёт политическую ответственность перед парламентом, глава правительства является реальным главой государства.

Разновидности республики

Республики  в зависимости от способа организации  высших органов государственной  власти, (в первую очередь главы  государства, парламента и правительства), порядка их формирования и взаимодействия между ними и с населением (по существу - в зависимости от принятой системы разделения властей) подразделяются на несколько разновидностей. Истории известны демократические республики (Древняя Греция), аристократические республики (Древний Рим), города-республики (Новгородская боярская республика - "Господин Великий Новгород"). Основными разновидностями современной республики являются президентская и парламентская республики, всё большее распространение получает смешанная (президентско-парламентская, полупрезидентская) республика, для некоторых государств характерны суперпрезидентская и советская формы правления. В президентской республике (США) главой государства, главой правительства и главой исполнительной власти является президент, он избирается внепарламентским путём (прямыми или косвенными выборами), формирует правительство, которое не несёт политической ответственности перед парламентом, и не имеет права распускать парламент. В парламентской (парламентарной) республике (Италия, Германия) президент является номинальным главой государства, его роль в осуществлении государственной власти невелика, исполнительную власть возглавляет глава правительства, правительство формируется по принципу парламентского большинства и несёт политическую ответственность перед парламентом (выражение парламентом недоверия правительству влечёт отставку правительства), вместе с тем в определённых случаях возможен досрочный роспуск парламента главой государства. Существуют и другие республиканские формы правления. Смешанная (президентско-парламентская, полупрезидентская) республика (Франция, Россия) сочетает черты президентской республики - избрание президента населением (или другим внепарламентским путём), формирование правительства президентом, и черты парламентской республики - организационное обособление правительства, наличие главы правительства, ответственность правительства перед парламентом, возможность досрочного роспуска парламента президентом, кроме того, для смешанной республики характерен широкий круг полномочий президента. Суперпрезидентская республика (Белоруссия) характерна для некоторых латиноамериканских, азиатских и некоторых других государств, её основная черта - сосредоточение высшей власти в руках президента, разросшаяся и неконтролируемая президентская власть, огромные полномочия (он может распускать парламент, проводить референдумы, иногда даже изменять законодательство). Советская республика до 1989 года существовала в СССР, её особенностью является сосредоточение всей власти в руках представительных органов - Советов, причём все другие государственные органы формируются Советами и им подконтрольны. российская республика, как правило, существует при однопартийной системе, при этом правящая партия проводит своих представителей в Советы и другие государственные органы и фактически руководит их деятельностью (так называемое "сквозное партийное правление").

Функции государства

 

Основная  функция государства — обеспечение  комфортного проживания своих граждан.

С этой целью  государство выполняет ряд задач:

-управление  хозяйством и обществом;

-оборона  собственной территории.

Функции государства  классифицируются:

-по сфере  общественной жизни: на внутренние  и внешние,

-по продолжительности  действия: на постоянные и временные,

-по значению: на основные и неосновные,

-по видимости:  на явные и латентные,

-по влиянию  на общество: на охранительные  и регулятивные.

К внутренним функциям государства относятся:

Правовая  функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регулирующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.

Политическая  функция — обеспечение политической стабильности, выработка программно-стратегических целей и задач развития общества.

Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.

Экономическая функция — организация, координация  и регулирование экономических  процессов с помощью налоговой  и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.

Социальная  функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоёв общества, реализации принципа социальной справедливости, защита интересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоятельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), поддержка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.

Экологическая функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установление режима природопользования.

Культурная  функция — создание условий для  удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого информационного пространства, формирование государственной культурной политики.

Образовательная функция — деятельность по обеспечению  демократизации образования, его непрерывности  и качественности, предоставлению людям  равных возможностей получения образования.

К внешним  функциям государства относятся:

Функция обеспечения  национальной безопасности — поддержание  достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета государства.

Функция поддержания  мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.

Функция взаимовыгодного  сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.

функции парламента

 

В сфере  политики в круг компетенции парламента сегодня входят формирование правительства, а в некоторых странах и  избрание президента. Парламент утверждает ключевые фигуры страны типа генерального прокурора, министров, послов, федеральных судей и т. п. Ему de jure принадлежит главная роль в вопросах объявления войны и заключения мира, ратификации и денонсации международных договоров. В компетенцию ряда парламентов входит и объявление импичмента (официальное обвинение высшего должностного лица) президенту. Хотя это экстраординарные функции, тем не менее они предусматривают официальное обвинение и отстранение от должности высшего лица государства, как это предусмотрено, к примеру, в Палате представителей Конгресса США, когда речь идет о «государственной измене, взяточничестве или других тяжких преступлениях, проступках и недостойном поведении».

Известный английский историк лорд Болингброк приводит цитату не менее известного философа Бэкона: «Ничто на свете не может погубить Англию, кроме парламента. А парламент может все на свете».

К числу  парламентских компетенций относится  контроль за деятельностью правительства. Зачастую это не контроль пост фактум, а упреждающий или одновременный  контроль. Особенно это важно для деятельности оппозиционных парламентских партий, не имевших возможность сформировать правительство. В ряде стран, например, в американском Конгрессе, парламент обладает правом контроля и надзора за исполнением программ, под которые получены бюджетные деньги. Наиболее распространенной формой в данном случае являются парламентские слушания. Они могут быть инициированы в связи с тревожными сигналами или же являются обычной рутинной работой, «чтобы карась не дремал».

Законодательная компетенция, основная для парламента, связана не только с текущей деятельностью этого органа одноименной власти. Прежде всего, значимость парламента определяется тем, что он наделен полномочиями принимать так называемые конституционные законы, то есть те, которые напрямую не регулируются конституцией, но и не могут быть отданы на откуп текущему законодательству, так как от них зависит политический «дизайн» страны. Это законы об избирательных правах и гарантиях граждан, о статусе политических партий и т. п. Большинство парламентов обладают учредительной властью и уже тем самым влияют на конфигурацию политического процесса. В конституциях некоторых стран предусмотрена невозможность со стороны парламента менять отдельные статьи конституции.

Текущее законодательство — это то, что мы можем назвать рутинной работой парламентариев. С процедурой принятия закона мы ознакомимся чуть ниже, а пока отметим, что законотворчество — это не результат умственных и волевых усилий исключительно депутатов. Правом законодательной инициативы обладают президент, глава правительства, парламентская фракция, депутатская группа, отдельный депутат, а в некоторых странах и так называемая народная инициатива (в Италии для подачи законопроекта от населения требуются подписи 50 тыс. граждан).

Современные политологи выделяют следующие функции парламента:

представительную,

законодательную,

финансово-бюджетную,

контрольную,

властную.

Информация о работе Шпаргалка по "Политологии"