Шпаргалка по "Политология"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 22:38, шпаргалка

Краткое описание

Политология – интегральная наука о политике, её взаимоотношения с личностью и обществом.
Группы наук:
1 – Науки, изучающие непосредственно политику:
Полит философия, Теория полит институтов, Полит история, теория м/у народной поли

Вложенные файлы: 1 файл

politologia_shp.doc

— 163.50 Кб (Скачать файл)

Политическая деятельность своеобразно  выражается в конкретных формах, видах активности субъектов, имеет свою специфику. Самыми важными характеристиками специфических черт политической деятельности являются: ориентация действий субъектов на общеколлективне проблемы;

использование политической власти как  главного средства осуществления целей; основным институтом решения общих проблем выступает государство.

 

 

23. Политические решения.

Полит. решение -  есть сознательный выбор одного из не менее двух возможных  вариантов политических действий.

Они предшествуют полит. действиям  дают им тот или иной импульс. Выработка  и принятие решения – не само политическое действие а лишь подготовка к нему. 4 стадии принятия полит. решения: 1) выявление соц. проблемы для принятия решения; 2) формулирование возможных альтернатив решения проблем; 3) сравнительный анализ имеющихся альтернатив; 4) само принятия решения т.е. выбор оптимальной альтернативы в качестве плана действий.

Суб. полит. решений – индивиды, граждане, члены общ. организаций, представители в выборных органах гос. власти и иные лица в компетенцию которых в соответствии с конституцией в ходят выработкой и принятием решением.

Виды: 1) законы и постановления  высших органов власти; 2) решение  местных органов власти; 3) решение  принимаемые гражданами; 4) решение  высших органов политических партий и общ. организаций; 5) местных органов политических партий и общественных организаций.

 

24. Понятие и структура политического  процесса.

Политический процесс  и его структура

Политическая система общества – единое целое образование. Одной  из важнейших характеристик всякой социальной целостности является то, что ее элементы находятся в постоянном подвижном взаимодействии друг с другом. Следовательно, важнейшей стороной исследования политической сферы является рассмотрение политической системы с ее динамической стороны, то есть анализировать ее как политический процесс. Чаще всего политический процесс трактуется как совокупная деятельность всех субъектов, связанная с формированием, изменением, преобразованием и функционированием политической системы. Такое понимание политического процесса базируется на той идее, что данный процесс складывается из бесконечной суммы политически значимых действий всех включенных в него участников. Таким образом, политический процесс раскрывает движение, динамику, эволюцию политических явлений, конкретное изменение их состояний во времени и пространстве. Важнейшей составной частью политического процесса выступает изменение, которое означает любые модификации структуры и функций, институтов и форм, постоянных и переменных черт, темпов эволюции и других параметров политических явлений. Изменения могут не затрагивать основных структур и механизмов политической власти (например, могут меняться лидеры правительства, отдельные институты, но ведущие ценности, нормы, способы отправления властью сохранятся в прежнем качестве), а могут вести к замене базовых элементов, которые в совокупности способствуют достижению системой нового качественного состояния. Политический процесс расположен в соответствующем его содержанию политическом пространстве. Структура политического процесса включает: субъект процесса (реальную власть или ее носителя, которому власть делегирована), объект, который должен быть создан или достигнут

 

25. Политическое развитие и модернизация.

Политическое развитие – процесс  возрастания способности политической системы постоянно адаптироваться к усложняющимся социальным условиям, быстро и эффективно реагировать на появление новых общественных интересов и требований, создавать новые политические институты и вырабатывать адекватные складывающимся условиям формы их деятельности.

 

Полит. модернизация – процесс  перехода от традиционного, т.е. основанного  на натуральном хозяйстве, имеющего сословную структуру и традиционные этические нормы в качестве регулятора общественных отношений, общества к  обществу индустриального типа, основанного на машинной технологии производства и рациональных принципах организации различных сфер общественной жизни.

 

26. Понятие и структура политического  конфликта.

Политический конфликт – это  столкновение противоборствующих политических субъектов, обусловленное, противоположностью их политических интересов, целей, взглядов.

 

1) причины конфликта

2) конфликтующие стороны

3) конфликтное поведение

 

27. Типы и функции социальных  конфликтов

Типы:

1) по причинам породившим конфликт (общие, частные).

2) по составу конфликтующих сторон (межличностные, межклассовые, межнациональные, международные).

3) по степени зрелости (скрытное, явное)

4) по динамике развития (остротекущие, угасающие, хронические)

5) по формам и методам действия  сторон (с применением насилия и без него)

6) по социальным целям и последствиям (не затрагивающие основ соц.-полит. строя и предполагающие преобразование общ-на полит. строя).

Функции:

1. Положительные:

- стимулирование динамики политических  процессов;

- усиление интегрирующей роли политической системы;

- объединение, интеграция, сплочение  социальных общностей.

2. Отрицательные:

- могут приводить к дестабилизации  общества;

- могут приводить к неблагоприятным  изменениям в политико-властных  отношениях;

- могут повлечь гибель людей  и материальных ценностей.

 

28. Способы и пути урегулирования  политических конфликтов.

Пути:

1) отрицание, замалчивание имеющихся  конфликтов;

2) применение репрессивных мер  по отношению к одной или  ко всем конфликтующим сторонам;

3) осуществление реформ призванных частично устранить конфликт;

4) коренное разрешение, устранение  непосредственных причин конфликта.

 

29. Внешняя политика: цели, средства  и функции.

Вн.пол – это сознательная деятельность государств, наций, направленная на достижение поставленных ими целей в междунар отношениях.

До середины 20 века было две свехдержавы, сейчас сложился однополярный мир –  где полюс США и их союзники по НАТО.

Вн. Политика должна обеспечивать экономическую  и социальную стабильность внутри государства, внутреннюю безопасность. Факторы: военный, экономический, идеологический.

Сказать про ЕС, ЕВРО, терроризм …

 

 

30. Основные направления внешней  политики Республики Беларусь.

1) Развитие союзнических отношений  с Россией;

2) обеспечение экономических интересов  Беларуси в рамках Евразийского экономического сообщества;

3) СНГ;

4) укрепление отношений с Литвой, Латвией, Польшей, Россией.

5) Отношении с ЕС.

6) Восстановление уровня наших  отношений с США.

 

31. Система современных международных  отношений.

Система современных международных отношений – это совокупность экономических и политических культурных, правовых, военных, других  связей и взаимоотношений между народами, государствами и другими политическими силами действующими на мировой арене.

Субъекты: народы, государства, межгосударственные (межправительственные: ЕС, СНГ, ОБСЕ, НАТО, ООН) организации и международное не правительственные (всемирная федерация научных работников, всемирный совет мира, всемирный совет церквей) организации.

Уровни: глобальные, региональные, групповой, двухсторонний

Специфика международных отношений:

- отсутствие единого властного  центра и наличие множества  равноправных центров принятия  решений;

- отсутствие обязательных для  всех субъектов международных  отношений правовых норм;

- договор и соглашение как форма регулирования между ними;

- сотрудничество и соперничество  как основные формы взаимодействия  между субъектами международных  отношений.

- безопасность государств обеспечивается  как посредством поддержания  «баланса сил» и «баланс интересов»  так и военными средствами.

 

32. Политическое поведение и  участие.

Политическое участие – деятельность граждан, направленную на легитимацию  политических институтов, формирование органов власти, на определение содержание проводимой правящей группой политики и на осуществление контроля за ее реализацией.

Формы: активное участие, пассивное.

 

Политическое поведение – понятие  с помощью которого отражаются явления  связанные с регулированием субъектов  политики на предъявляемый внешней  средой стимулы или требования. В  полит. Поведение принято выделять:

1. формы рациональных политических  действий – поведение не контролируемое  сознанием которое не является  подлинным политическим действием.

2. формы без сознательного политического  поведения, которые бывают 3 видов:

А) аффективное поведение;

Б) патологическое;

В) рутинное.

 

 

33. Политическое лидерство.

. Политическое лидерство  как социальное явление

Лидер – руководящий, ведущий за собой. В совр науке  существует несколько трактовок лидерства:

1.. лидерство – власть, кот осущ одним или неск людьми

2.. лидерство – управленческий  статус

3.. влияние на др людей, но  специфическон, кот заключается  в таких показателях как:

-данное влияние должно быть  постоянным

-руководящее воздействие лидера  на всю группу

-приоритетное влияние лидера на группу

-опора лидера на авторитет,  а не на силу

4.. это особого рода предпринимательство

5.. это символ общности и образец  поведения. 

В небольших организ не требуют  структурного обособления лидерства. В политике происходит обязательная формализация позиций. Структурное обособление полит лиднрства содержит 2 аспекта : формальное и неформальное. Первое основывается на положении в общест иерархии, связанное с занятием высоких постов. Вторая основывается на авторитете. В политике ведущее положение занимает формальное лидерство.

Природа полит лидерства.

1..Теория черт суть феномена  лидерства данной теории объясняется  наличием у отдельных людей качеств.

2.. ситуационная теория. Суть лидерства  как явления порождается обстоятельствами. А не качествами человека

3.. теория последований. Суть –  это результат особого рода  отношений между руководителями  и последователями.

4.. психологические концепции лидерства.

Классификация лидерства:

-лидеры – традиционные, рационально  – легальные, харизматические.

  • лидер- знаменосец, лидер – торговец, лидер – пожарный.

Функции полит лидера:

-объединение общества, его интеграция

-камуникация власти и масс

-мобилизация масс на решение  полит проблем

-соц патронаж и арбитраж

-находить и принимать оптим  решения в общ проблемах

 

 

34. Социально-политические идеи  либерализма и неолиберализма.

Либерализм – теория идейно-политическое течение которое провозглашает  свободу личности не отчуждаемость  соц.-экономических, социальных, политических прав индивида и ограничения сферы  действия государства.

 

Основные идейные принципы:

1. человек индивидуально свободен

2. в основе личной свободы  и отвественности – частная  собственность.

3. человек обладает не отчуждаемыми  правами (на жизнь, свободу,  частную собственность)

4. индивид первичнее чем  общество, индивидуальные права – важнее групповых интересов и прав.

5. человек с помощью своего  разума сам создает свое благополучие. Свои законы и ценности.

 

Неолиберализм – течение внутри либерализма отличающиеся от принципов  классического либерализма.

 

Основные идеи:

1. признание позитивной роли  государства  в организации  соц., эконом. жизни

2. включение в число функций  гос-ва:

- защиту свободы предпринимательства  от возрастающей угрозы монополизма.

- разработка общей стратегии  экономического развития.

- соц. защита граждан.

3. признание гос-ва субъектом  хозяйствования наряду с частными  собственниками

 

35. Социально-политические идеи  консерватизма и неоконсерватизма

Консерватизм – идейно-политическое течение ориентированное на сохранение и укрепления исторически сложившихся форм общественной жизни, традиционных соц. ценностей.

 

Основные идеи:

1. общ. это организм система норм, обычаев, уходящих корнями в историю.

2. общ. это результат божественной  воли, которая направ. судьбы людей  и мира.

3. не какое общ. не возможно без соц. иерархии.

Информация о работе Шпаргалка по "Политология"