Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 10:46, курсовая работа
Цель нашей работы – определение основных причин, толкающих молодежь к действиям экстремистского характера, а так же нахождение путей решения (т.е. профилактика и противодействие экстремизму) данной проблемы. Дача практических рекомендаций.
Задачи нашей работы:
Провести анализ документов, для того, чтобы выяснить основные причины экстремизма, его профилактики и противодействия этому явлению.
На основании полученных данных дать практические рекомендации для повышения уровня борьбы с экстремизмом.
Введение3
Глава 1.5
§1 Экстремизм. Понятие и основные формы.5
§2 Молодежный экстремизм10
§3 Предпосылки экстремизма10
Глава 2.13
§1 Причины молодежного экстремизма.13
§2 Профилактика экстремизма в молодежной среде 16
§3 Противодействие экстремистской деятельности.19
Заключение21
Библиографический список23
На наших глазах на протяжении одного поколения очень быстро развивается молодежная культура, представленная во множестве направлений: от рок культуры, пропаганды насилия до банд неофашистов.
Воздействуя сразу на все
каналы восприятия с резким превышением
допустимых норм, явления псевдо культуры
быстро подавляют в молодом человеке
естественную защитную реакцию, благодаря
чему мгновенно производится подмена
реальной системы ценностей «
Считаю, что именно это стало первопричиной возникновения, так называемой, «субкультуры».
Элементы субкультуры и сейчас очень сильно заметны в культуре российской молодежи.
Молодежная субкультура
- это не что иное, как форма
самовыражения и
Так, у многих молодых
людей отсутствует четко
Социальное отчуждение проявляется
чаще всего в апатии, безразличии
к политической жизни общества, образно
говоря, в позиции «стороннего
наблюдателя». Вместе с тем эмоциональность,
легковерность и
Основой для субкультуры молодых людей является противопоставления понятий «мы» и «они». Это противопоставление традиционно (произведение «Отцы и дети»). Очень сильно это прослеживается на низком уровне: есть «наша» музыка, «наша» одежда и т.д..
Именно на этом низком уровне субкультура молодого поколения приобретает заметные контркультурные элементы: досуг, особенно юношеством, воспринимается как основная сфера жизни, и если досуг удовлетворяет молодого человека, то его удовлетворяет вся жизнь. Общее образование для школьника и профессиональное для студента как бы отходят на другой план перед реализацией экономических («зарабатывать деньги») и досуговых («интересно провести свободное время») потребностей.
Ценности культуры нации, как классической, так и народной, вытесняются стереотипами, которые ещё не сформированы. Такими как образцы массовой культуры, ориентированные на внедрение ценностей «американского образа жизни» в его примитивном и облегченном варианте.
Субкультурные и контркультурные движения можно считать зачатками и истоками экстремизма в среде российской молодежи. Именно из этих явлений в последствие возникли крайние взгляды на все сферы жизни общества.
Глава 2.
§1.Причины молодежного экстремизма.
В постсоветской России на
фоне общего кризиса культуры, ломки
политической, экономической и социальной
систем усиливаются деструктивные
тенденции общественного
По мнению Х.Ш. Килясханова, российскую специфику экстремистских образований в молодежной среде определяют три основных фактора. Первый фактор – неустойчивость страны в социальном и экономическом плане, которая продолжается уже на протяжении 15 лет, а так же социальная незащищенность довольно значительной части молодежи. В молодежной среде присутствует довольно большой процент безработных и растет поляризация между молодежью столицы и провинции, т.е. проблема богатых и бедных.
Вторым фактором являются особенности социальной мобильности в российском обществе. В 90-е годы ХХ века каналы восходящей социальной мобильности изменились, и часть молодежи за определенный короткий промежуток времени делает себе превосходную карьеру и достойную жизнь. Возможность быть успешным, стать богатым появляется у тех людей, кто распределяет власть или владеет какой-либо собственностью. Таким образом, появляется серьёзная дифференциация: дети «элиты» получает образование более высокого уровня, чем обычные дети, т.к. образование хорошего качества стоит хороших денег. Именно это, в большей степени, вызывало протестные настроения львиной доли молодежи.
Третий фактор – аномия в обществе. Во-первых, аномия как потеря нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной солидарности. А, во-вторых, аномия как состояние общества, при котором молодежь не способна достичь высокого статуса и удовлетворить свои материальные потребности. На фоне аномии молодежная преступность широко распространяется.
Таким образом, распространенность
экстремистских поступков и деяний,
увеличение численности экстремистских
группировок и движений экстремистского
толка обусловлены рядом
Для начала рассмотрим факторы, которые, по нашему мнению не зависят от молодежи, но оказывают на эту группу населения огромное влияние. К ним относятся:
К субъективным факторам, то есть факторам, зависящим целиком и полностью от молодежной среды, связанным с возрастными и психологическими характеристиками молодежи можно отнести:
С нашей точки зрения, именно синтез всех этих факторов (объективных и субъективных) и предопределяет распространение экстремизма в молодежной среде современной России. Но эту проблему, проблему экстремизма, нельзя решить, не решив системных проблем в государстве. Молодежные объединения из-за этих проблем пытаются сами вершить суд, так случилось в 2010 году на Манежной площади. Всё произошло потому, что обычное преступление со стороны выходцев из республик Северного Кавказа в отношении фаната футбольного клуба Егора Свиридова не получило должной, а главное быстрой и своевременной оценки правоохранительными органами.
§2.Профилактика экстремизма в молодежной среде.
Профилактика экстремизма
– это система мер
На сегодняшний день экстремизм в молодежной среде выражается в нетерпимости к действующим в обществе правилам, нормам, вследствие чего образуются различные экстремистские группировки. Так же нетерпимость проявляется в отношении к другим национальностям, этносам, к людям, которые придерживаются других взглядов на политическую, экономическую, социальную и культурную сферы общества. На данном этапе развития нашего государства и общества экстремистские настроения могут возникнуть в любом возрасте, это усугубляется и тем, что подростки, начиная со старших классов школы, имеют возможность использовать интернет в любых целях. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что профилактикой экстремизма нужно заниматься уже со школьной скамьи.
Направления по профилактике экстремизма, которые по нашему мнению являются наиболее эффективными:
Каждый человек проходит процесс социализации в семье, и все основные нормы и правила так же познаются в главной ячейке общества. Но не стоит оставлять без внимания тот факт, что каждое образовательное учреждение так же наносит отпечаток на формирующуюся личность. Именно поэтому профилактика экстремизма в образовательном процессе очень важна
Подходы к профилактике экстремизма в молодежной среде:
Первый подход. Этот подход базируется на развитии деятельности, которая отвлекает от экстремистской, является ей альтернативой.
Предполагается, что государство
будет создавать социальные программы,
которые будут занимать молодежь,
будут ей интересны, в которых
так же будет доля риска, но без
вреда для общества. Данный подход
– есть попытка уменьшить риск
появления экстремистской агрессии.
Например, в настоящее время многие
футбольные фанаты становятся экстремистами.
И самым лучшим вариантом предотвращения
этого будет постройка
Второй подход. Он основан на формировании жизненных навыков.
Здесь поведение подростка
рассматривается с точки
Третий подход. Он основан на влиянии социальных институтов и ячеек.
Данный подход основывается на понимании того, что влияние сверстников и семьи играет важную роль. Оно способствует или препятствует зарождению экстремистских идей. С точки зрения данного подхода важнейшим фaктором развития человека является социальная среда как источник обратной связи, поощрений и наказаний. Подход представляет собой специальные программы для родителей, или программы, направленные на предотвращение возможного социального давления экстремистской среды.
Четвертый подход – это подход, который основан на распространении информации об экстремизме и организациях экстремистского толка.
Данный подход является наиболее
распространенным типом профилактических
стратегий. Он базируется на предоставлении
информации об экстремистских организациях
и об их опасности, а так же о
мерах наказания за причастие
к такого рода организациям. Социальные
работники устраивают акции и
создают проекты для
В современной практике этот метод частично комбинируется с другими подходами, так как сам по себе он не является эффективным. Несмотря на то, что информационные программы способствуют повышению уровня знаний, они могут лишь дать толчок к отвращению. Большинство таких программ не включают в себя задач, направленных на изменение поведения молодежи, формирование у них толерантности, национал- и веротерпимости, и не отвечают на вопрос, о том, как может самореализоваться молодой человек в настоящее время. Но совсем отказываться от них слишком рано. Информация об опасности экстремистских организаций и действий должна даваться как можно более подробно.
Информация о работе Экстремизм в молодежной среде: причины, профилактика и противодействие