Экстремизм в молодежной среде: причины, профилактика и противодействие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2013 в 10:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель нашей работы – определение основных причин, толкающих молодежь к действиям экстремистского характера, а так же нахождение путей решения (т.е. профилактика и противодействие экстремизму) данной проблемы. Дача практических рекомендаций.
Задачи нашей работы:
Провести анализ документов, для того, чтобы выяснить основные причины экстремизма, его профилактики и противодействия этому явлению.
На основании полученных данных дать практические рекомендации для повышения уровня борьбы с экстремизмом.

Содержание

Введение3
Глава 1.5
§1 Экстремизм. Понятие и основные формы.5
§2 Молодежный экстремизм10
§3 Предпосылки экстремизма10
Глава 2.13
§1 Причины молодежного экстремизма.13
§2 Профилактика экстремизма в молодежной среде 16
§3 Противодействие экстремистской деятельности.19
Заключение21
Библиографический список23

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая Экстремизм.docx

— 65.05 Кб (Скачать файл)

На наших глазах на протяжении одного поколения очень быстро развивается  молодежная культура, представленная во множестве направлений: от рок культуры, пропаганды насилия до банд неофашистов.

Воздействуя сразу на все  каналы восприятия с резким превышением  допустимых норм, явления псевдо культуры быстро подавляют в молодом человеке естественную защитную реакцию, благодаря  чему мгновенно производится подмена  реальной системы ценностей «качественным  суррогатом».

Считаю, что именно это стало первопричиной возникновения, так называемой, «субкультуры».

Элементы субкультуры  и сейчас очень сильно заметны  в культуре российской молодежи.

Молодежная субкультура - это не что иное, как форма  самовыражения и самовысказывания молодых. Ее основной характеристикой в России является феномен неопределенности, отчуждения от основных нормативных ценностей (ценностей большинства).13

Так, у многих молодых  людей отсутствует четко выраженная личностная самоидентификация, сильны поведенческие стереотипы, а также  присутствует позиция отчуждения к  остальному социуму.

Социальное отчуждение проявляется  чаще всего в апатии, безразличии  к политической жизни общества, образно  говоря, в позиции «стороннего  наблюдателя». Вместе с тем эмоциональность, легковерность и психологическая  неустойчивость молодых людей умело  используются политическими элитами  в борьбе за власть.

Основой для субкультуры  молодых людей является противопоставления понятий «мы» и «они». Это противопоставление традиционно (произведение «Отцы и  дети»). Очень сильно это прослеживается на низком уровне: есть «наша» музыка, «наша» одежда и т.д..

Именно на этом низком уровне субкультура молодого поколения  приобретает заметные контркультурные  элементы: досуг, особенно юношеством, воспринимается как основная сфера  жизни, и если досуг удовлетворяет молодого человека, то его удовлетворяет вся жизнь. Общее образование для школьника и профессиональное для студента как бы отходят на другой план перед реализацией экономических («зарабатывать деньги») и досуговых («интересно провести свободное время») потребностей.

Ценности культуры нации, как классической, так и народной, вытесняются стереотипами, которые  ещё не сформированы. Такими как образцы массовой культуры, ориентированные на внедрение ценностей «американского образа жизни» в его примитивном и облегченном варианте.

Субкультурные и контркультурные  движения можно считать зачатками  и истоками экстремизма в среде  российской молодежи. Именно из этих явлений  в последствие возникли крайние  взгляды на все сферы жизни  общества.

 

 

 

 

 

Глава 2.

§1.Причины молодежного  экстремизма.

В постсоветской России на фоне общего кризиса культуры, ломки  политической, экономической и социальной систем усиливаются деструктивные  тенденции общественного сознания и поведения, в том числе происходит усиление экстремистских проявлений активности молодежи. Экстремизм как идеология  является обоснованием идеи о том, что  только радикальные, насильственные, даже террористические действия способны разрешить  социальные проблемы. Его составной часть нередко выступает теория избранности тех или иных народов (политических сил, субкультур) и неполноценности остальных. В этом случае экстремизм перерастает в расизм, шовинизм, апартеид, нацизм, религиозный фундаментализм и другие крайние формы отношения к представителям иного мировоззрения, этноса, расы.14

По мнению Х.Ш. Килясханова, российскую специфику экстремистских образований в молодежной среде  определяют три основных фактора. Первый фактор – неустойчивость страны в  социальном и экономическом плане, которая продолжается уже на протяжении 15 лет, а так же социальная незащищенность довольно значительной части молодежи. В молодежной среде присутствует довольно большой процент безработных  и растет поляризация между молодежью  столицы и провинции, т.е. проблема богатых и бедных.

Вторым фактором являются особенности социальной мобильности  в российском обществе. В 90-е годы ХХ века каналы восходящей социальной мобильности изменились, и часть молодежи за определенный короткий промежуток времени делает себе превосходную карьеру и достойную жизнь. Возможность быть успешным, стать богатым появляется у тех людей, кто распределяет власть или владеет какой-либо собственностью. Таким образом, появляется серьёзная дифференциация: дети «элиты» получает образование более высокого уровня, чем обычные дети, т.к. образование хорошего качества стоит хороших денег. Именно это, в большей степени, вызывало протестные настроения львиной доли молодежи.

Третий фактор – аномия в обществе. Во-первых, аномия как потеря нормативно-ценностных оснований, которые необходимы для поддержания социальной солидарности. А, во-вторых, аномия как состояние общества, при котором молодежь не способна достичь высокого статуса и удовлетворить свои материальные потребности. На фоне аномии молодежная преступность широко распространяется.

Таким образом, распространенность экстремистских поступков и деяний, увеличение численности экстремистских группировок  и движений экстремистского  толка обусловлены рядом факторов, которые зависят от самой молодежи и факторами, которые никак не причастны к этой социальной группе.

Для начала рассмотрим факторы, которые, по нашему мнению не зависят от молодежи, но оказывают на эту группу населения огромное влияние. К ним относятся:

  1. Проблемы российского общества, которые уже стали системными и не решаются из года в год (проблема коррупции, теневая экономика, демографический кризис, резкая дифференциация общества);
  2. Понижение духовно-нравственного уровня населения Росси, вследствие внедрения образцов, так называемой, массовой культуры, пропаганды насилия, вестернизации национальной культуры, культа физической силы;
  3. Нарушение системы социализации, в первую очередь воспитания отдельно взятой личности и социального развития молодого поколения в целом;
  4. Средства массовой коммуникации выполняют не те функции, они отказываются обсуждать многие социальные проблемы;
  5. Возможно, непродуманная миграционная политика в стране, а так же последствия войны в Чечне дают о себе знать;
  6. Становление глобального информационного общества и развитие новых средств массовой коммуникации, таких как интернет. Этот фактор имеет как положительную, так и отрицательную окраску, так как интернет – это прорыв в научной сфере, но с его появлением государство полностью потеряло контроль над процессом коммуникации с молодым поколением.

К субъективным факторам, то есть факторам, зависящим целиком  и полностью от молодежной среды, связанным с возрастными и  психологическими характеристиками молодежи можно отнести:

  1. Экстремальность, как свойство присущее молодежи, её сознанию и поведению;
  2. Возможно, не сформировавшееся до конца сознание, набор социальных ценностей;
  3. Эмоциональное восприятие окружающей действительности, наполненное чувствами и переживаниями;
  4. Поиск вещей, которые помогут самореализоваться, вследствие этого постоянный поиск чего-то нового;
  5. Отсутствие жизненного опыта.

С нашей точки зрения, именно синтез всех этих факторов (объективных  и субъективных) и предопределяет распространение экстремизма в  молодежной среде современной России. Но эту проблему, проблему экстремизма, нельзя решить, не решив системных  проблем в государстве. Молодежные объединения из-за этих проблем пытаются сами вершить суд, так случилось  в 2010 году на Манежной площади. Всё произошло  потому, что обычное преступление со стороны выходцев из республик Северного Кавказа в отношении фаната футбольного клуба Егора Свиридова не получило должной, а главное быстрой и своевременной оценки правоохранительными органами.

§2.Профилактика экстремизма в молодежной среде.

Профилактика экстремизма  – это система мер определенного  характера, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в тот  момент времени, когда эти действия (экстремистского характера) ещё не осуществились.

На сегодняшний день экстремизм в молодежной среде выражается в нетерпимости к действующим в обществе правилам, нормам, вследствие чего образуются различные экстремистские группировки. Так же нетерпимость проявляется в отношении к другим национальностям, этносам, к людям, которые придерживаются других взглядов на политическую, экономическую, социальную и культурную сферы общества. На данном этапе развития нашего государства и общества экстремистские настроения могут возникнуть в любом возрасте, это усугубляется и тем, что подростки, начиная со старших классов школы, имеют возможность использовать интернет в любых целях. На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что профилактикой экстремизма нужно заниматься уже со школьной скамьи.

Направления по профилактике экстремизма, которые по нашему мнению являются наиболее эффективными:

  1. Анализ молодежной культуры, то есть процессов, проходящих в молодежной культурной среде.
  2. Научно-обоснованные практические рекомендации по профилактики экстремизма со стороны государства и общества;
  3. Разработка системы мер, которые будут влиять на досуг молодого поколения, а так же воспитывать толерантное отношение;
  4. Увеличение, со стороны государства, культурных благ, которые будут доступны молодому поколению, но не стоит забывать, нужно расширять ту культурную базу, которая сможет заинтересовать молодежь;
  5. Создание массовых молодежных движений, которые будут помогать молодым людям определиться со своим призванием, и будут являться авторитетом для молодых людей (таких как движение «Наши»)
  6. Улучшение профессиональной подготовки молодежи, способной к реализации жизненных возможностей;
  7. По возможности учет потребностей личности в самоопределении.

Каждый человек проходит процесс социализации в семье, и  все основные нормы и правила  так же познаются в главной  ячейке общества. Но не стоит оставлять  без внимания тот факт, что каждое образовательное учреждение так  же наносит отпечаток на формирующуюся  личность. Именно поэтому профилактика экстремизма в образовательном  процессе очень важна 

Подходы к профилактике экстремизма  в молодежной среде:

Первый подход. Этот подход базируется на развитии деятельности, которая отвлекает от экстремистской, является ей альтернативой.

Предполагается, что государство  будет создавать социальные программы, которые будут занимать молодежь, будут ей интересны, в которых  так же будет доля риска, но без  вреда для общества. Данный подход – есть попытка уменьшить риск появления экстремистской агрессии. Например, в настоящее время многие футбольные фанаты становятся экстремистами. И самым лучшим вариантом предотвращения этого будет постройка множества  футбольных площадок, чтобы фанаты выясняли свои предпочтения не в драке, а на футбольном поле.

Второй подход. Он основан на формировании жизненных навыков.

 Здесь поведение подростка  рассматривается с точки зрения  функциональных проблем и подразумевает  под собой помощь в достижении  личных и  возрастных целей.  Это значит, что начальная фаза  экстремизма может проявляться  в попытке демонстрации взрослого  поведения, то есть отчуждение  от родительской дисциплины, к  примеру. В связи с этим разрабатываются  программы жизненных навыком,  своего рода советов для подростков, которые могут повысить устойчивость подростка к различным негативным социальным явлениям.

Третий подход. Он основан на влиянии социальных институтов и ячеек.

Данный подход основывается на понимании того, что влияние  сверстников и семьи играет важную роль. Оно способствует или препятствует зарождению экстремистских идей. С  точки зрения данного подхода  важнейшим фaктором развития человека является социальная среда как источник обратной связи, поощрений и наказаний. Подход представляет собой специальные программы для родителей, или программы, направленные на предотвращение возможного социального давления экстремистской среды.

Четвертый подход – это подход, который основан на распространении информации об экстремизме и организациях экстремистского толка.

Данный подход является наиболее распространенным типом профилактических стратегий. Он базируется на предоставлении информации об экстремистских организациях и об их опасности, а так же о  мерах наказания за причастие  к такого рода организациям. Социальные работники устраивают акции и  создают проекты для информирования молодежи об экстремисткой деятельности.

В современной практике этот метод частично комбинируется с  другими подходами, так как сам  по себе он не является эффективным. Несмотря на то, что информационные программы  способствуют повышению уровня знаний, они могут лишь дать толчок к отвращению. Большинство таких программ не включают в себя задач, направленных на изменение  поведения молодежи, формирование у  них толерантности, национал- и веротерпимости, и не отвечают на вопрос, о том, как может самореализоваться молодой человек в настоящее время. Но совсем отказываться от них слишком рано. Информация об опасности экстремистских организаций и действий должна даваться как можно более подробно.

Информация о работе Экстремизм в молодежной среде: причины, профилактика и противодействие