Этапы развития политических идей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Февраля 2013 в 07:56, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы стало рассмотрение различных этапов развития политических идей.
При написании работы решались следующие задачи:
- рассмотреть, охарактеризовать и проанализировать политико-правовые идеи античности, Нового времени и эпохи Возрождения, российскую политическую мысль ХХI- начала ХХ вв. и политическая концепцию марксизма, а также политическую теорию ХХ в.

Содержание

Введение
1. Политико-правовые идеи античности
2. Политическая мысль Нового времени и эпохи возрождения
3. Российская политическая мысль ХХI- начала ХХ вв.
4. Политическая концепция марксизма
5. Политическая теория ХХ в.
Заключение
Словарь терминов
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

этапы развития политическаих идей.doc

— 107.00 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по политологии на

тему: « Этапы  развития политических идей »

 

 

План

 

Введение

1. Политико-правовые идеи античности

2. Политическая мысль  Нового времени и эпохи возрождения

3. Российская политическая  мысль ХХI- начала ХХ вв.

4. Политическая концепция марксизма

5. Политическая теория ХХ в.

Заключение 

Словарь терминов

Список литературы

 

 

Введение

 

Первые представления  о власти, государстве, политике относятся  к глубокой древности . Они были одной  из ранних попыток человека определить смысл своего бытия, найти цивилизованные формы совместного существования людей в рамках общества. Эти представления были не политическими идеями в строгом смысле слова, а скорее мечтами об идеальном государстве, поучениями и наставлениями о справедливом правлении и законопослушном поведении. Они органично переплетались с верованиями, традициями, обычаями. Однако среди мыслей и суждений древних философов и богословов о государстве и власти были гениальные догадки, составившие фундамент современной политической науки и практики. Прошло немало веков, прежде чем ранние политические учения освободились от влияния религии, морали , философии и стали описывать не воображаемое идеальное государственное устройство, а реальные политические процессы.

Целью работы стало рассмотрение различных этапов развития политических идей.

При написании работы решались следующие задачи:

- рассмотреть, охарактеризовать и проанализировать политико-правовые идеи античности, Нового времени и эпохи Возрождения, российскую политическую мысль ХХI- начала ХХ вв. и политическая концепцию марксизма, а также политическую теорию ХХ в.

 

 

1. Политико-правовые идеи античности

 

Политология, как и  всякая наука, имеет свою историю возникновения, становления и развития. Без изучения истории политической мысли невозможен анализ современных политических процессов и явлений.

Политическая мысль  зародилась в глубокой древности  в странах Древнего Востока, но наивысшего расцвета в Древнем мире она достигла в Древней Греции и Риме.

Важнейшими вопросами  политической классики Древнего мира были вопросы о том, кто и как должен управлять государством, каким должно быть устройство государства.

Политические идеи того времени тесно связаны с философскими, религиозными, этическими рассуждениями  мыслителей.

Древнекитайский философ Конфуций (ок. 551-479 до н. э.). Беседы и высказывания Конфуция были записаны его учениками и являются важнейшим источником, раскрывающим этико-политическое учение конфуцианства. Современные исследователи относят Конфуция к тем первым авторам, которые заметили и попытались теоретически осмыслить интегрирующую и регулирующую роль традиции не только в обществе, но и в отношениях общества и власти : Мудрый правитель, согласно Конфуцию, управляет с помощью « ли ». «Ли » -это и традиция , и обряд , и ритуал, и обычай , и история, и древность. Благородный муж или правитель, согласно Конфуцию, сам соответствует сложившимся в обществе этическим канонам и управляет, опираясь на них. Рассуждая о власти, Конфуций не только утверждает необходимость опоры на традицию, но и утверждает традицию как одну из более приемлемых, с его точки зрения, альтернатив для устройства власти.

Конфуций, как известно, в деле претворения своих идей возлагал большие надежды на сановников, изучавших его теорию. Он отводил  им роль наставников, следивших за соблюдением правителем принципов « ли ».

Видное место в истории  политической мысли занимают взгляды Платона

( 427-397 гг. до н. э  .) , изложенные им в произведениях  « Государство » , «Законы ».  Предшественники Платона- софисты ( Протогор, Продик и др.) утверждали, что политика – это чисто человеческое дело. « Человек- есть мера всех вещей », а потому справедливость не является каким-то природным или божественным установлением. Любой закон есть продукт соглашения между людьми, противоречивое творение человеческого разума

Подобные учения Платон находил неверными и вредными, ибо они, по его мнению, призывают  людей к неповиновению законам. Ведь люди могут договорится о  чем угодно и тем самым нарушая  незыблемый порядок в обществе. Согласно Платону, « естественным путем возникают лишь «порочные» формы государства. К таким порочным формам он относит тимократию, олигархию, демократию и тиранию. Тимократия –это власть честолюбивцев. Честолюбие ведет за собой страсть к обогащению. В результате тимократия превращается в олигархию- господство немногих богачей. При этой форме общественного устройства существует как бы два государства: одно богатых, другое бедных. Между ними идет непрерывная борьба. Эта борьба заканчивается установлением демократии- власти большинства. Демократическое государство « сверх должного опьяняется свободой ». Чрезмерная свобода для отдельного человека и для государства превращается в рабство. В условиях общего беспорядка власть захватывает какой-либо сильный род, а самый ловкий и коварный из его среды становится тираном. Так демократия неизбежно превращается в тиранию- наихудшая форма государственного устройства, но и она не вечна, а постепенно разлагается. Все опять повторяется заново.

Чтобы разорвать этот порочный круг господства, своеволия Платон несовершенным формам государства противопоставляет идеальное государство справедливое правление «аристократов духа» - мудрецов. Основным условием и принципом совершенного государства Платон выделяет справедливость. Он вводит строгую иерархию сословий : философы- правители, стражи- воины, ремесленники и крестьяне- занимаются физическим трудом, а также строго контролируемую систему образования и воспитания. У подданных нет ничего своего: ни семьи, ни собственности – все общее. Идея Платона о разделении труда, лежащая в основе возникновения государства, относится к важнейшим политическим обобщениям.

В отличие от Платона, Аристотель (384-322 гг. до н.э.)делает попытку анализа реальных форм государственного устройства посредством изучения фактического материала. Аристотель утверждал, что человек- «политическое животное и поэтому несет в себе инстинктивное стремление к совместному жительству», развитие общества идет от семьи к общине, а от нее к государству-полису. Государство, как семья и община, выступает формой общественных связей, к тому же высшей. Поэтому, по мысли Аристотеля, человек есть « животное государственное ».

Все формы государства  Аристотель разделяет на правильные и неправильные. Правильными являются те, где истинная цель государства состоит в общем благе. К неправильным относятся такие формы, в которых имеются выгоды одних правителей, а не народа. К правильным он относит монархию или царство, аристократию или господство лучших и республику.

К неправильным тиранию, где имеется ввиду только польза правителя, олигархию, где правят богатые для собственной выгоды и демократию, где властвуют бедные, имея ввиду только самих себя.

Политический идеал  Аристотеля- государство, в котором  только закон есть сила, а наиболее подходящей в политическом отношении выступает смешанная форма государственного строя, основанная на стремлении объединить интересы бедных и богатых.

 

 

2. Политическая мысль  Нового времени и эпохи возрождения

 

В эпоху Возрождения  в Западной Европе значительную роль сыграл итальянец Никколо Макиавелли ( 1469-1527). В работах «Государь», «Рассуждения о первой декаде Тита Ливия» и других он высказывал оригинальные идеи, имеющие важное значение для решения многих политических проблем, существовавших в современную ему эпоху.

Политика, по Макиавелли, есть взаимоотношения различных  социальных сил (слоев общества, групп  людей, отдельных личностей ) по поводу осуществления власти в обществе. Таким образом, политика трактуется как общественное отношение между  людьми. Тем самым указывается на социальную природу политики истолкованию ее как проявления исключительно естественной природы человека. Макиавелли четко сформулировал положение – основной вопрос политики есть вопрос о власти.

Макиавелли объясняет  происхождение государства исходя из природы человека, притом не только из его естественной, но и общественной природы.

Он выделяет три основные формы государственного устройства и соответственно «три рода правительств» : «монархия, аристократия и народное правление».

Большое значение Макиавелли придавал республиканской форме государственного устройства. Его учение о республике почти целиком основано на осмыслении опыта существования Римской республики и частично- греческой Афинской республики.

Ради укрепления государства  Макиавелли считал возможным применять любые способы и призывал действовать по принципу: «Цель оправдывает средства». Со временем лживость, лицемерие и вероломство в политике стали называть макиавеллизмом.

Видным представителем политической мысли эпохи Возрождения  был также французский мыслитель Жан Боден (1530-1596).

Основной вклад Ж.Бодена в развитие политической теории заключается  в постановке и решении им проблемы государственного суверенитета. Он ввел в политическую науку понятие «суверенитет» и всесторонне разработал теорию суверенитета. Под суверенитетом Боден понимал определенное свойство государственной власти- ее верховный характер. Независимость, или суверинитет, государственной власти трактовались Боденом в его труде «Шесть книг о республике» как независимость данного государства от других государств и как независимость в реальном осуществлении власти на своей территории. «Суверенитет есть абсолютная и вечная власть Республики»,-писал

Ж. Боден в этой работе. При этом республика характеризовалась им как форма государства.

Государственный суверенитет, по Бодену, проявляется в соответствующих правах и полномочиях государства. К ним он относит: право законодательства, право объявления войны и заключения мира, назначение должностных лиц, право последнего решения, право помилования, право на послушание и верность подданных, право чеканки монет, определения веса и мер, право взимания налогов и пошлин. 1

Данные права и полномочия «неотделимы от суверенной власти: они не могут быть ни уступлены, ни изъяты; никакая давность не может суверена этих полномочий лишить» 2

Из всех форм государственного устройства Боден предпочитал наследственную абсолютную монархию и выступал как  теоретик абсолютизма.

Началом Нового Времени  традиционно считается английская революция середины XVII в. Она разделила английское общество на сторонников короля и сторонников парламента, которые сформулировали свои политические программы.

Сторонники короля (К. Салмазий, Р. Филмер и др.) отстаивали традиционные концепции происхождения  монархической власти. Близок был к роялистскому лагерю и Т. Гоббс (1588-1679 г.г.), однако его политические воззрения не вписываются в рамки традиционных подходов. В своем произведении «Левиафан» он раскрывает собственное понимание «естественного права» и «общественного договора». В «естественном состоянии», считает Гоббс, была неизбежна «война всех против всех», так как все люди созданы равными по физическим и умственным способностям, а значит - равными в своих нравах, но все они от природы эгоистичны, жадны, честолюбивы. Страх смерти, инстинкт самосохранения и естественный разум приводят людей к необходимости заключения «общественного договора», они создают государство, добровольно отказываясь от своих естественных прав в той мере, в какой это требуют интересы мира и самозащиты. Гоббс формулирует ряд законов человеческого общежития, но отмечает, что ничто, кроме силы государства, не может заставить людей подчиниться этим законам. Абсолютная власть государства превращает эти законы в гражданские. Государство должно гарантировать людям свободу, т. е. право делать все, что не запрещено гражданскими законами. Высшим законом государства должно быть благо народа, провозглашает Гоббс, но не предусматривает никаких институциональных гарантий, уповая на «добрую волю». Если правитель действует вопреки естественным законам, то народ имеет право восстать против него.

После переворота 1688 г., навсегда покончившим с абсолютизмом в Англии, выходит труд Джона Локка (1632-1704) «Два трактата о государственном правлении», в котором отражено новое понимание естественного права и общественного договора. В естественном состоянии, считает Локк, люди были свободны и равны, но не было органа для разрешения споров между ними, для наказания нарушителей естественных законов. С целью обеспечения своих прав люди договорились образовать государство, точно определив тот объем полномочий, который они ему передают, сохраняя неотъемлемые права на жизнь, владение имуществом, свободу и равенство. Локк всесторонне обосновывает принцип верховенства закона. Властные полномочия, считает он, должны быть четко разделены: законодательная власть должна принадлежать парламенту, исполнительная - монарху и кабинету министров. Суверенитет народа, продолжает Локк, выше суверенитета государства, значит народ имеет право на восстание с целью вернуть государство на путь закона.

На рубеже XVII-XVIII вв. в Европе возникает явление, которое принято называть Просвещением. В политической мысли это общекультурное движение отразилось в виде концепций «просвещенного абсолютизма». Немецкое Просвещение было представлено работами С. Пуфендорфа, X. Томазия, X. Вольфа, Г. Лессинга. Представитель итальянского Просвещения Дж. Вико считается родоначальником современной социологии. Он применил в своих трудах детерминистскую и историко-сравнительную методологии.

Информация о работе Этапы развития политических идей