Этнонацнональные отношения в политической жизни общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2012 в 16:37, лекция

Краткое описание

1. Сущность этноса, нации. Соотношение национального
и националистического.
2. Национальные отношения, национальная политика.

Вложенные файлы: 1 файл

НацОтношения.DOC

— 109.75 Кб (Скачать файл)

Тема XIV. Этнонацнональные отношения в политической жизни общества 

План лекции:

      1. Сущность этноса, нации. Соотношение национального

      и националистического.

      2. Национальные отношения, национальная политика. 

      В формировании политической жизни общества огромную роль играют такие субъекты политики, как нации и этнические группы. Этнонациональные процессы во многих регионах мира вызывают глубокие конфликты, социальные потрясения с неисчислимыми жертвами. Отсюда - актуальность данной темы, её теоретическая и практическая значимость. 

      1. Сущность этноса, нации. Соотношение национального и националистического.

      В современном мире насчитывается свыше двух тысяч наций и этнических образований, а государств - менее двухсот. Лишь единицы государств - однонациональные, подавляющее же большинство из них - многонациональные, для которых проблемы этнонациональных отношений, национальной политики и поныне остаются в числе наиболее важных.

      Прежде всего надо ответить на ряд вопросов: что такое этнос, нация, каковы закономерности их становления, существования? Что понимается под определением "национальное", и в чём суть национализма?

      На эти и подобные им вопросы нет односложных ответов. Многие десятилетия по проблемам, связанным с нациями, продолжаются дискуссии, складываются часто несовпадающие и даже противоположные точки зрения. В данной лекции представлены взгляды, с которыми солидарны многие исследователи и которых придерживается автор лекции.

      Этнос - это стойкая совокупность людей, возникающая исторически на определённой территории и имеющая общие черты, стабильные особенности культуры, а также сознание своего единства и отличий от других подобных групп (самосознание).

      К признакам ЭТНОСА относятся: ЯЗЫК, НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО, ОБРЯДЫ, ТРАДИЦИИ, НОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ, ОБЫЧАИ и др., причём, ни один из этих признаков в отдельности не является обязательной принадлежностью этноса. Лишь в совокупности они образуют полную этническую культуру. Что же она собой представляет?

      Этническая культура - это система выработанных средств и способов жизни, которые становятся привычными для данного этноса. Поясним это.

      Каждый индивид живёт в определённом доме, в котором есть всё необходимое для существования: определённая мебель, одежда, продукты питания, предметы гигиены, удовольствия. Всё это позволяет человеку выжить как БИОЛОГИЧЕСКОМУ виду. Но, кроме того, в доме есть какие-то украшения (обои, картины, вазы, люстры и др.), предназначенные для эстетического удовольствия. Это относится к жизни, которая начинается после того, как её элементарное ФИЗИОЛОГИЧЕСКОЕ существование уже обеспечено.

      Когда всё перечисленное спокойно и его никто не трогает - жизнь течёт мирно и нормально. Но вот, появляется человек или группа людей, которые имеют ДРУГИЕ характеристики, другой набор жизненных факторов и тогда возникает понятие РАЗЛИЧИЙ: предметы быта разные и разное их предназначение; разные ритмы занятий; разный набор запретов и разрешений - разные КУЛЬТУРЫ. Таким образом, культура этносов различается по средствам и способам жизни, привязанным к месту и времени. В одних местах женщины ходят в парандже или сари, в длинных штанах, в других - в коротких юбках и даже без оных; где-то принято мыть руки перед едой, а где-то вместо ложек - палочки; в некоторых странах правостороннее движение, а в других - левостороннее и многое другое.

      Если я, как носитель данной культуры, привыкаю к какому-то определённому образу жизни, то видение другого образа жизни для меня затруднительно, ибо он не вмещается в мои стереотипы. Но особенно велика взаимонепривлекательность культур, если существенно различаются системы запретов и разрешений.

      Этническое - это прежде всего культурное. Веками выработан и механизм культивации особого способа жить. Поэтому идея ассимиляции в иную культуру сама по себе нетерпима. Каждая культура имеет ценность и богатство в общей мировой культуре.

      Итак, ЭТНОСЫ различаются довольно существенными чертами. Каждый этнос считает свою культуру справедливой и в любом случае не ЖЕЛАЕТ отказываться от неё, ассимилироваться (сливаться).

      Какие же черты свойственны нации? Что общего и в чём различие понятий "этнос" и "нация"?

      Нация - это наиболее устойчивый тип этноса, она складывается в результате укрепления социальных связей - экономических и политических. Многие исследователи солидарны в том, что нация характеризуется общностью территории, языка, экономических связей, психического склада, культуры и самосознания. Другими словами, нация включает в себя этничность, а также экономическую, социальную и политическую общность. Причём, политическая общность выступает как синтезирующая, ибо она призвана обеспечивать поддержание национальных традиций, обычаев и т.п.

      Большинство наций сформировалось путём слияния нескольких этических групп.

      Важнейшим фактором консолидации этнических групп, их сближения и общения были товарное производство и торговля. Уже в античную эпоху стали появляться общности людей, проживающих на больших территориях, но общающихся на одном языке, хотя эти общности и не отличались особой устойчивостью. И только тогда, когда стал формироваться мировой рынок, а товарно-денежные отношения приобрели всеобщий характер, стали зарождаться современные нации. Европа была эпицентром этого процесса, здесь раньше чем в других регионах сложилась система национальных государств, в которых слились несколько этнических групп. Например, французская нация образовалась в результате консолидации северофранцузской и провансальской этнических групп. В Великобритании кроме англичан живут шотландцы, уэльсцы, ирландцы. В Испании - каталонцы, галийцы, баски. Швейцарская нация сформировалась из немецко-франко- и италоязычных этносов, бельгийская - фламандцев и валлонов и т.д.

      Другой путь формирования нации - когда большое этническое образование трансформируется в нацию, при этом могут возникнуть несколько наций. Например, из древнерусской народности (этноса) сформировались три нации: белорусы, русские, украинцы.

      Процессы формирования нации и вызванные ими движения вели к образованию государств. Если учесть, что большинство государств объединяло несколько этносов, то одной из главных функций государства было поддержание порядка и стабильности, ограничение агрессивных устремлений одних этносов и ограждение от агрессии других. Государство это делает путем установления общих для всех законов, невзирая на этническую и вообще - любую принадлежность. Государство выступает фактором преодоления этнических трений. В этом смысле государство конституциирует нацию, хотя в пределах нации продолжают существовать этнические группы. Так, в США все имеющие гражданство - американцы, но американцы - японцы, американцы - украинцы, американцы - ирландцы и т. д.; в Великобритании - все англичане, но англичане - шотландцы, уэльсцы и т.д.

      Современная мировая практика показывает возрастание роли национальной государственности, которая становится нормой, мировым правилом, исходным пунктом и началом сближения и сотрудничества наций на демократической и добровольной основе. Возникают новые национальные государства, народы на практике реализуют свои права на самоопределение. Имперские структуры (СССР, ЧССР, Югославия) практически разрушились.

      Современная история свидетельствует о возрастании значения ЭТНИЧЕСКИХ свойств нации. Проблемы языка, культуры, духовной жизни вообще занимают в национальных движениях видное место. Языковая проблема главенствует в Бельгии, Канаде; а проблемы культуры и исторических традиций - в Шотландии, Уэльсе, в Англии. Этнокультурные проблемы выдвинулись на первый план и в странах бывшего СССР, в том числе и Украине. На этой почве быстро растут национальное самосознание и национализм.

      Национальное самосознание - это осознание нацией или отдельным индивидом своей принадлежности к определённому этносу, отличающемуся общностью исторической судьбы, характера, менталитета, психологии, культуры. Национальные обычаи и традиции, являясь компонентами обыденного национального сознания, выступают как средство объединения, интеграции национальной общности, пробуждения национального самосознания.

      В политическом плане национальное самосознание может играть двоякую роль. С одной стороны - это безусловно прогрессивный процесс, ведущий к новому позитивному уровню развития национально-этнической общности и её взаимоотношениям с другими этнонациональными группами. Но чрезмерный акцент на национальное самосознание, национальные ценности, в ущерб ценностям других наций и общечеловеческим ценностям, может привести к национализму.

      Национализм - это идеология, психология, социальная практика, мировоззрение и политика подчинения одних наций другим, проповедь национальной исключительности и превосходства, разжигания национальной вражды, недоверия и конфликтов.

      Первоначально национализм был относительно прогрессивным явлением, ибо его главная задача состояла в консолидации формирующихся наций, их самоопределении. Национализм сыграл свою роль в борьбе народов колоний за независимость, равноправие и равенство в мировых политических и хозяйственных отношениях. В проблем национального, то есть вопросов защиты национальных интересов и ценностей, возрождению культуры, языка и т. д. Однако подавляющее большинство исследователей-специалистов рассматривают современный национализм в качестве сугубо реакционного явления.

      Его главная черта - мимикрия, перевоплощение; свои эгоистические, антинациональные устремления националисты пытаются прикрыть псевдопатриотическими лозунгами, национальными интересами, ценностями. Националисты, оперируя национальными символами, лозунгами общенационального характера, играют на национальных чувствах людей, национальном самосознании. Национализм лишь разглагольствует о национальных интересах, преследуя в действительности корыстные, узкоклассовые цели. Он выступает выразителем отдельных узких социальных слоев и их интересы ставит выше национальных.

      Характерным для националистов является отказ признать за другими народами на "своей" территории те права, которых они этносами, проживающими на данной территории? - По-разному. В Югославии (в Косово) националисты объявили борьбу за создание - "этнически чистых" территорий; в Азербайджане насильственно выселяется население армянских деревень. В Прибалтике "некоренное" население лишено многих прав и свобод и т.д.

      Национализм не имеет будущего, ибо общемировая объективная тенденция - объединение усилий человечества в решении стоящих перед ним задач, интеграция. Но исчезнет национализм не скоро, ибо он опирается на реальную базу и ту социальную структуру "неимущих", которую оставил в наследство прежний режим. 

      2. Национальные отношения, национальная политика.

      Национальные отношения - это взаимоотношения людей, принадлежащих к различным этносам (этническим группам, нациям) по поводу удовлетворения своих интересов.

      Национальные отношения проявляются на 3-х уровнях:

      Внутринациональные - межклассовые, политические, борьба за национальное единство, стимулятором которого является национальное самосознание.

      Межнациональные - внутригосударственные, внутрирегиональные, внутри коллективов, межличностные. Здесь решающая роль принадлежит этническим факторам, национальным стереотипам, и конфликты проявляются чаще, чем на других уровнях.

      Межнациональные на государственном уровне - отношения между национальными государствами.

      Важность и сложность национальных отношений определяется тем, что они охватывают все сферы общественной жизни и каждая нация (этническая группа) стремится не только сохранить свои особые интересы, но и закрепить их в общепризнанных нормах. Постоянное взаимодействие между нациями характеризуется двумя основными тенденциями: дифференциацией и интеграцией.

      С одной стороны каждая нация стремится к саморазвитию, равноправию и самостоятельности, суверенному государственному существованию (дифференциации); с другой - на основе объективного процесса интернационализации происходит ломка национальных границ, усиление взаимного сотрудничества (интеграция). Эти тенденции действуют одновременно, но нередко одна из них явно начинает преобладать. Происходит это как на межгосударственном уровне, так и внутри многонационального государства. Эти тенденции и сегодня выражают общемировые общественные противоречия, составляя сердцевину национального вопроса.

      Национальный вопрос - это вопрос о причинах возникновения недоверия, вражды и конфликтов между нациями, с одной стороны, и нациями и существующей системой власти в многонациональном обществе - с другой. Чтобы разрешить национальные вопросы, необходимо ликвидировать угнетение, разделение наций, вражду между ними; установить равноправие наций, доверие между ними, сотрудничество.

      Национальный вопрос имеет конкретно-историческое содержание в каждую эпоху. На ранних этапах в процессе формирования наций главным содержанием национального вопроса было свержение феодализма и ликвидация национального гнёта. Считалось, что с установлением политической демократии в многонациональном государстве национальный вопрос разрешится сам по себе. Но новейшая практика показала, что национальный вопрос возникает и даже приобретает острые формы в странах, где не только нет национального гнёта, но все живут в условиях политической демократии. В Бельгии, например, - это вопрос языковых взаимоотношений между валлонами и фламандцами, в Канаде - культурно-языковые проблемы между англо- и франкоязычными общинами, в Англии - проблема культурно-исторической самобытности Шотландии и Уэльса. В бывшем СССР также не было национального гнёта в традиционном смысле, то есть проблемы угнетающей и угнетённой нации. Но и здесь национальный вопрос сохранялся в виде недоверия, скрытой вражды между отдельными нациями.

Информация о работе Этнонацнональные отношения в политической жизни общества