Анализ и тенденции развития мирового рынка услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 14:50, реферат

Краткое описание

Услуги - это экономическая деятельность, непосредственно удовлетворяющая личные потребности членов общества, домашних хозяйств, потребности разного рода предприятий, объединений, организаций, общественные потребности или потребности общества в целом, не воплощенные в материально-вещественной форме.

Вложенные файлы: 1 файл

реферат (2).doc

— 136.50 Кб (Скачать файл)



Анализ и  тенденции развития мирового рынка  услуг

 

1 ПОНЯТИЕ МИРОВОЙ ТОРГОВЛИ УСЛУГАМИ И ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ

1.1 Мировая торговля услугами и её значение

Услуги - это экономическая  деятельность, непосредственно удовлетворяющая  личные потребности членов общества, домашних хозяйств, потребности разного рода предприятий, объединений, организаций, общественные потребности или потребности общества в целом, не воплощенные в материально-вещественной форме.

Одной из важнейшей закономерностей  развития экономики во всем мире является взаимосвязь экономического роста и повышения роли услуг в национальной экономике. Это находит выражение в увеличении доли трудовых, материальных, финансовых ресурсов, используемых в сфере услуг. По мере развития общества, роста производительных сил происходит определенное развитие сферы услуг. Наблюдается увеличение занятости в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных технологий. Несмотря на это на протяжении многих лет услуги практически не изучались теорией международной экономики. Отчасти это было связано со сложностью определения самого понятия услуг, которых существует великое множество.

Торговля услугами также  широко развита, как и международная  торговля товарами (в вещественном понимании этого слова). Международная торговля услугами имеет свою специфику:

- неосязаемость;

- невидимость;

- неразрывность производства  и потребления;

- неоднородность и  изменчивость качества;

- неспособность услуг  к хранению.

Именно в силу неосязаемости  и невидимости большинства услуг торговлю ими иногда называют невидимым экспортом или импортом. Однако и в этом случае существует много исключений. Обычно услуги не имеют овеществленной формы, хотя ряд услуг приобретает ее в виде компьютерных программ на магнитных носителях, кинолент, различной документации.

В отличие от товаров  услуги производятся и потребляются в основном одновременно и не подлежат хранению. В связи с этим требуется  присутствие за рубежом непосредственных производителей услуг или иностранных  потребителей в стране производства услуг. В отличие от операций с товарами они не подлежат таможенному контролю. Услуги могут быть капиталоемкими и наукоемкими, иметь промышленный характер либо удовлетворять личные потребности, могут быть неквалифицированными или требовать очень высокого уровня квалификации исполнителей. Не все виды услуг в отличие от товаров пригодны для широкого вовлечения в международный оборот, например коммунальные услуги. Сфера услуг, как правило, в большей степени защищена государством от иностранной конкуренции, чем сфера материального производства.

Все многообразие услуг  в современной развитой экономике  можно сгруппировать в несколько  крупных, функционально более или  менее однородных подразделений  общей весьма разнородной структуры:

а) транспорт:

1) пассажирский (международная перевозка пассажиров всеми видами транспорта и оказание сопутствующих услуг);

2) грузовой (международная  перевозка грузов);

3) поездки: деловые  и личные.

б) связь (услуги почтовой, курьерской, телефонной и иной связи  между резидентами и нерезидентами);

в) строительство;

г) страхование;

д) финансовые услуги;

е) компьютерные и информационные услуги (например, консультации в области  компьютерных программ, обслуживание компьютеров и т.д.)

ж) роялти и лицензионные платежи;

з) другие бизнес - услуги:

1) посреднические услуги;

2) лизинг;

3) прочие деловые, профессиональные  и технические услуги (правовые, управленческие, бухгалтерские, рекламные  и иные услуги, услуги по проектированию, картографии и т.д.);

и) личные, культурные, рекреационные услуги:

1) аудиовизуальные (производство  фильмов, программ, дисков и т.д.);

2) прочие (показ выставок, проведение мероприятий).

к) правительственные  услуги (поставка товаров в посольство, консульство, услуги, оказываемые международными организациями по сохранению мира).

В рамках сферы услуг  объединяется широкий круг видов  хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение личных потребностей населения и нужд производства, а  также потребления общества в  целом. Все большее значение приобретает  производство услуг на зарубежных филиалах транснациональных корпораций, учитывая, что свыше 40% размещенных в мире прямых зарубежных инвестиций вложено в сферу услуг. Среди отраслей, куда наиболее активно направляются инвестиции, выделяются финансовая сфера и торговля.

Одна из главных закономерностей  общественного развития - это опережающий  рост сферы услуг в сравнении  с материальным производством и  расширение ее хозяйственных позиций. В услугах формируются такие  ключевые факторы экономического роста, как научные, технические знания, нематериальные формы накопления, информационные технологии, а также глобализация хозяйственной деятельности и многое другое. Соответственно важнейшее значение имеют глубокие научно-технические, качественные и структурные изменения в самих отраслях услуг, которые повышают их вклад в развитие общества и создают необходимые предпосылки для его дальнейшего прогресса. [

На протяжении двух последних  десятилетий сфера услуг является одним из наиболее динамично развивающихся  секторов мировой экономики. В наиболее общем виде оценить участие страны в мировой торговле услугами можно с помощью показателя ее доли в мировой торговле, которая, как правило, имеет максимальное значение у ведущих промышленно развитых стран.

1.2 Характеристика и классификация услуг

Услуги как вид экономической  деятельности существуют давно. Понятие  «услуги» включает несколько десятков видов деятельности, продукция которых  может быть определена как услуга.

Услугами иногда называют деятельность, не создающую самостоятельного продукта, материального объекта или материальных ценностей. Оно будет неверным в том случае, если услуга заключается в пошиве одежды или изготовлении обуви из материалов, предоставленных заказчиком.

Во-вторых, услуга определяется как полезное действие, дела, поступки или же действия вообще. Очевидно, что это определение чересчур общее.

В-третьих, по определению  Р. Малери: «Услуги -- нематериальные активы, производимые для целей сбыта». По определению, нематериальные активы (или  неосязаемые ценности) -- это ценности, не являющиеся физическими, вещественными объектами, но имеющие стоимостную, денежную оценку.

В-четвертых, услуга - это  процесс, ряд действий. Эти действия могут быть инструментом для производства ценности, они могут создать ценность, но сами не являются самостоятельной ценностью.

В-пятых, по мнению К. Гренроса, услуга -- процесс, включающий серию (или  несколько) неосязаемых действий, которые  по необходимости происходят при  взаимодействии между покупателями и обслуживающим персоналом, физическими ресурсами, системами предприятия -- поставщика услуг. Этот процесс направлен на решение проблем покупателя услуги. Данное определение достаточно точно описывает услугу, однако некоторые услуги (косметические, парикмахерские и т.п.) могут быть осязаемыми.

На сегодня в определениях услуги и ее свойств отсутствует  единство, и причин тому можно назвать  несколько:

1 Действия, которые можно  назвать услугами, многочисленны  и разнообразны, так же как  и объекты, на которые направлены  эти действия. Часто приобретение товаров сопровождается сопутствующими услугами, и почти каждое приобретение услуг сопровождается сопутствующими товарами.

2 Официальная статистика  объединяет эти действия в  один класс услуг. Исследователи  же ищут общее в тех явлениях, которые регистрирует официальная статистика.

3 Сложность поиска  определения «услуги» заключается  в том, что исследователь услуг  имеет дело с гибким объектом, границы которого меняются в  зависимости от желаний поставщика  или потребителя услуги. Материальный  товар достаточно легко может стать услугой.

Одной из важнейших закономерностей  развития экономики во всем мире является взаимосвязь экономического роста  и повышения роли услуг в национальной экономике. Это находит выражение  в увеличении доли трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых в сфере услуг.

По мере развития общества, роста производительных сил происходит определенное развитие сферы услуг. Наблюдается увеличение занятости  в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных технологий. В настоящее время роль услуг, как одного из важнейших секторов экономики, очень велика и актуальна. Это связано с усложнением производства, насыщением рынка товарами как повседневного, так и индивидуального спроса, с быстрым ростом научно-технического прогресса, который ведет к нововведениям в жизни общества. Все это невозможно без существования информационных, финансовых, транспортных, страховых и других видов услуг. Также услуги являются неотъемлемым составляющим торговли товарами (особенно технически сложными), т.к. сбыт товара требует все более развитой сети, которая состоит в основном из услуг, оказываемых во время реализации и услуг послепродажного обслуживания.

По мере интеграции экономики  страны в мировое экономическое  пространство происходит развитие импорта и экспорта услуг, появление принципиально новых технологических основ функционирования целого ряда услуг, в том числе информационных.

Происходит все большее  расширение основ воспроизводства  рыночных и нерыночных услуг. При  этом рыночные услуги отвоевывают все более значительную для себя долю в общем объеме услуг.

По международным данным статистики свыше 40% иностранных инвестиций вкладываются в развитие рынка сферы  услуг, что подтверждает актуальность, интерес и видение перспективы развития данного сектора экономики.

Сфера услуг - сводная  обобщающая категория, включающая воспроизводство  разнообразных видов услуг, оказываемых  предприятиями, организациями, а также  физическими лицами. Возрастание  роли и влияния сферы услуг  на экономику вызвало необходимость проведения исследований с целью классификации услуг и выявления уровней регулирования сферы услуг.

В настоящее время  сфера услуг является одной из самых перспективных, быстро развивающихся  отраслей экономики. Она охватывает широкое поле деятельности: от торговли и транспорта до финансирования, страхования и посредничества самого разного рода. Гостиницы и рестораны, прачечные и парикмахерские, учебные и спортивные заведения, туристические фирмы, радио- и телестанции-, консультационные фирмы, медицинские учреждения, музеи, театры и кинотеатры относятся к сфере услуг. Практически все организации оказывают в той или иной степени услуги.

В число услуг входят (по классификатору ООН) 160 видов услуг, разделенных на 12 основных разделов:

а) деловые услуги -- 46 отраслевых видов услуг;

б) услуги связи -- 25 видов;

в) строительные и инжиниринговые услуги -- 5 видов;

г) дистрибьюторские услуги -- 5 видов;

д) общеобразовательные  услуги -- 5 видов;

е) услуги по защите окружающей среды -- 4 вида;

ж) финансовые услуги, включая  страхование -- 17 видов;

з) услуги по охране здоровья и социальные услуги -- 4 вида;

и) туризм и путешествия -- 4 вида;

к) услуги в области  организации досуга, культуры и спорта -- 5 видов;

л) транспортные услуги -- 33 вида;

м) прочие услуги.

К числу первых попыток  классификации услуг в маркетинге, идеи которых получили свое дальнейшее развитие, следует отнести работы Стентона и Джадда, опубликованные в 1964 году.

Стентон дифференцирует услуги, оказываемые на коммерческой основе, на 10 групп, включающих:

а) услуги по предоставлению жилья;

б) обслуживание семей, ремонт жилища, уход за ландшафтом, уборка жилых  помещений и др.);

в) отдых и развлечения;

г) индивидуальное санитарно-гигиеническое  обслуживание (стирка, сухая чистка, косметические услуги и др.);

д) медицинские и другие услуги здравоохранения;

е) частное образование;

ж) услуги в области  бизнеса и другие профессиональные услуги (правовые, бухгалтерские, консультационные и др.);

з) страховые и финансовые услуги;

и) транспортные услуги;

к) услуги в области  коммуникаций.

Джадд предложил свою схему классификации услуг, выделив  три

принципиальные группы:

а) услуги, связанные с  физическими товарами, которыми клиент владеет и которые использует, но не на правах собственника;

б) услуги, связанные с физическими товарами, являющимися собственностью клиента;

в) услуги, не связанные  с физическими товарами.

Лавлок проводит различие услуг по следующим характеристикам:

а) базовым характеристикам  спроса;

б) содержанию и благам;

в) процедурам поставки.

Несмотря на уже имеющуюся  в настоящее время достаточно основательную разработку фундамента классификации услуг в маркетинге, этот процесс нельзя считать полностью  завершенным. Напротив, вступив, по мнению многих специалистов, в пору революционных преобразований, сфера услуг требует все новых и новых маркетинговых идей. В частности, серьезным катализатором здесь выступает развитие информационных и биотехнологий, а также средств телекоммуникаций.

Информация о работе Анализ и тенденции развития мирового рынка услуг