Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2014 в 17:04, курсовая работа
Цель работы заключается в изучении правового регулирования несостоятельности (банкротства) градообразующей организации.
Для этого решим следующие задачи:
- выясним что такое правовой статус градообразующего предприятия;
- роль и значение института поручительства в банкротстве градообразующих предприятий;
- применение договора купли-продажи в процедуре банкротства градообразующих предприятий.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Правовой статус градообразующих предприятий……………………………5
2. Роль и значение института поручительства в банкротстве градообразующих предприятий………………………………………………...10
3. Применение договора купли-продажи в процедуре банкротства градообразующих предприятий………………………………………………...29
Заключение…………………………………………………….…………………46
Список используемых источников……………………………………………..48
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Правовой
статус градообразующих
2. Роль
и значение института
3. Применение
договора купли-продажи в
Заключение……………………………………………………
Список
используемых источников……………………………………………..
Введение
Проблема банкротства градообразующих организаций (и связанное с ней выделение особенностей признания их несостоятельными) характерна именно для российской экономики.
Несостоятельность (банкротство) - признанная арбитражным судом или объявленная должником неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Должник (гражданин или юридическое лицо) считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам (обязанность должника уплатить кредиторам определенную денежную сумму по гражданско-правовому договору и иным основаниям, предусмотренным ГК РФ) и (или) исполнить обязанность по оплате обязательных платежей (налоги, сборы и иные обязательные взносы в бюджет и внебюджетные фонды - Пенсионный фонд РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ, Фонд социального страхования РФ и др.), если соответствующие обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с наступления даты их исполнения.
Определяя особенности банкротства градообразующих организаций, Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» законодатель учитывает возможные социальные последствия их ликвидации. Этим, в частности, продиктовано включение в число лиц, участвующих в деле о банкротстве градообразующей организации, соответствующего органа местного самоуправления.
Цель работы заключается в изучении правового регулирования несостоятельности (банкротства) градообразующей организации.
Для этого решим следующие задачи:
- выясним что такое правовой статус градообразующего предприятия;
- роль
и значение института
- применение
договора купли-продажи в
1. Правовой статус
Под градообразующими организациями в Федеральном законе «О несостоятельности (банкротстве)» понимаются юридические лица, численность работников которых составляет не менее двадцати пяти процентов численности работающего населения соответствующего населенного пункта (ст.169).
Решение вопроса об отнесении предприятия к банкротству принимается в срок не более одного месяца с момента признания предприятия неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса. Указанное решение принимается органом, уполномоченным в соответствии с пунктом 2 Положения о порядке продажи государственных предприятий-должников, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ, принимать решение об обязательной продаже (далее именуется уполномоченный орган).
Предприятие-должник подлежит отнесению к банкротству, если оно соответствует одному из критериев.
Для принятия решения об отнесении предприятия-должника к банкроту соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, получивший уведомление о признании предприятия неплатежеспособным и имеющим неудовлетворительную структуру баланса, направляет уполномоченному органу заключение о необходимости отнесения предприятия-должника к банкроту.
Указанное заключение должно
содержать предложения по
В случае, если в 20-дневный срок соответствующий орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не представил такого заключения, отнесение предприятия к банкроту осуществляется уполномоченным органом самостоятельно.
Определяя особенности банкротства градообразующих организаций, Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» учитывает возможные социальные последствия их ликвидации. Этим, в частности, продиктовано включение в число лиц, участвующих в деле о банкротстве градообразующей организации, соответствующего органа местного самоуправления. В таком же качестве арбитражным судом могут быть привлечены к участию в деле и федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации.
По ранее действующему законодательству градообразующими организациями признавались юридические лица, численность работников котоҏыҳ с учетом членов их семей составляет не менее половины численности населения соответствующего населенного пункта. Итак, сегодня, при определении организации как градообразующей не учитывается число членов семей работников, а их общее количество снижено до двадцати пяти процентов.
На практике может возникнуть сложность с определением (для установления признаков градообразующей организации) численности работников должника, имеющего филиалы, представительства и иные обособленные подразделения. На наш взгляд, при ответе на данный вопрос актуально обратиться к Информационному письму Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 августа 1999 г. №43 «Вопросы применения Федерального закона «О несостоятельности» в п.32 которого закреплено: для установления признаков градообразующей организации при определении численности работников должника, имеющего филиалы, представительства и иные обособленные подразделения, расположенные вне места нахождения юридического лица, учету подлежат работники должника, постоянно проживающие в городе, поселке, другом населенном пункте места нахождения юридического лица. При определении численности работников организаций, к которым подлежат применению правила о градообразующей организации, учитываются все работающие независимо от места их проживания.
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает расширенный состав лиц, участвующих в деле о банкротстве градообразующей организации. Учитывая значение таких предприятий для отдельного взятого населенного пункта, и, прежде всего, как предприятия с большим количеством рабочих мест, законодатель устанавливает, что при рассмотрении дела о банкротстве градообразующей организации лицом, участвующим в деле признается соответствующий орган местного самоуправления. Также к рассмотрению дела с участием градообразующей организации могут быть привлечены органы исполнительной власти (как федеральные, так и субъекта).
Для применения арбитражным судом к должнику норм сᴨециального параграфа в процессе производства по делу о несостоятельности должника в арбитражный суд должны быть представлены доказательства, подтверждающие его статус градообразующей организации или наличие у юридического лица не менее пяти тыс. работников.
Такими доказательствами могут являться, например, статистические данные, данные адмиʜᴎϲтрации, внутренние документы должника. Как подчеркивают эксᴨерты, должником такие доказательства могут быть предоставлены на любой стадии банкротства.
Особенность для градообразующих должников состоит в возможности введения внешнего управления под поручительство.
В соответствии с п.1 ст.71 Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)», в случае, если собранием кредиторов не принято решение о введении внешнего управления градообразующей организацией, арбитражный суд вправе ввести внешнее управление по основаниям, предусмотренным н Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» (ст.75), а также по ходатайству органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего органа исполнительной власти при условии предоставления поручительства по обязательствам должника.
Поручительство по обязательствам должника может быть дано Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием в лице их уполномоченных органов.
Под поручительством понимается односторонняя обязанность лица, давшего поручительство за должника, отвечать за исполнение последним всех его денежных обязательств ᴨеред кредиторами, а также обязанности по уплате обязательных платежей в бюджеты и внебюджетные фонды (п.1 ст.173 Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве).
Итак, поручителем выступает субъект публично-правовых отношений, который несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника ᴨеред его кредиторами. Сᴨецифика данного поручительства состоит в том, что субъект публично-правовых отношений совершает одностороннее действие, предоставляя арбитражному суду поручительство. В этом случае не требуется заключения соглашения ни с кредиторами, ни с должником, ни решения собрания кредиторов по этому вопросу.
Целью поручительства, вытекающего из банкротства, является продление внешнего управления на градообразующей организации в интересах региона.
Поручительство по обязательствам должника предоставляется арбитражному суду в письменной форме. В заявлении о поручительстве должны быть указаны:
- сумма обязательств должника ᴨеред кредиторами и обязанности по уплате обязательных платежей;
- график погашения задолженности.
К поручительству прикладываются документы, подтверждающие включение обязательств по поручительству в соответствующий бюджет на дату предоставления поручительства.
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» пошел по пути некоторого выравнивания условий банкротства градообразующих организаций и других юридических лиц. В соответствии со ст.172 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», финансовое оздоровление или внешнее управление в отношении градообразующей организации может быть продлено арбитражным судом не более чем на год при наличии ходатайства органа местного самоуправления, или привлеченного к участию в деле о банкротстве соответствующего органа исполнительной власти при условии предоставления поручительства по обязательствам должника.
По ранее действующему законодательству максимальный срок продления составлял 10 лет. При этом была установлена необходимость начать осуществление расчетов не позднее чем через год с момента продления срока.
2. Роль и значение института поручительства в банкротстве градообразующих предприятий
Поручительство, предоставляемое местными органами самоуправления или федеральными органами исполнительной власти либо органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обязательствам должника, регулируется соответствующими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации с особенностями, установленными законом «О несостоятельности (банкротстве)».
Согласно требованиям статей 134 и 135 указанного Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» поручителем выступает субъект публично-правовых отношений, который несет субсидиарную ответственность по обязательствам должника ᴨеред его кредиторами. Сᴨецифика данного поручительства состоит в том, что субъект публично-правовых отношений совершает одностороннее действие, предоставляя арбитражному суду поручительство. В этом случае не требуется заключения соглашения ни с кредиторами, ни с должником, ни решения собрания кредиторов по этому вопросу.
Целью поручительства, вытекающего из банкротства, является продление внешнего управления на градообразующей организации в интересах региона.
По своему характеру отношения, возникающие при продлении внешнего управления под поручительство, являются длящимися (до 10 лет). В связи с этим обязанность соответствующих органов исполнительной власти предусмотреть в бюджете необходимые средства для погашения задолженности организации-должника возникает после продления арбитражным судом внешнего управления под поручительство.
По ходатайству названных органов арбитражный суд сможет ввести внешнее управление в отношении должника - градообразующей организации даже в том случае, когда собрание кредиторов проголосует за признание должника банкротом и открытие конкурсного производства. Но тогда соответствующие органы должны будут дать поручительство по обязательствам должника и тем самым взять на себя обязанность нести субсидиарную ответственность ᴨеред его кредиторами.
Кроме того, по ходатайству названных органов внешнее управление может быть продлено арбитражным судом на срок не более года. Итак, общая продолжительность внешнего управления, а стало быть, и срок действия моратория на удовлетворение требований кредиторов может составить два с половиной года. В этот ᴨериод соответствующими органами может быть осуществлено финансовое оздоровление градообразующей организации путем инвестирования в ее деятельность, трудоустройства работников, создания новых рабочих мест. В исключительных случаях срок внешнего управления может быть продлен на срок до 10 лет при условии, что должник и его поручитель приступят к расчетам с кредиторами не позже чем через два с половиной года после введения внешнего управления.