Государственное регулирование предпринимательской деятельности в России
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 11:07, реферат
Краткое описание
Сущность государственного регулирования предпринимательской деятельности. Государственное регулирование – комплекс мер законодательных, исполнительных и судебных органов власти, а также контрольных функций, осуществляемых на основе нормативных правовых актов государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации существующей социально-экономической системы.
ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Кафедра экономики, менеджмента
и маркетинга
Реферат по дисциплине «Организация
малого предпринимательства»
на тему «Государственное регулирование
предпринимательской деятельности в России»
Работу выполнила:
Зубарева Л.С.
Курс 5- МО, группа 15П.
Номер ЛД: 10ммд46365
Преподаватель: Чуйков А.И.
Уфа - 2014
Содержание
Сущность государственного
регулирования предпринимательской деятельности.
Государственное
регулирование – комплекс мер законодательных,
исполнительных и судебных органов власти,
а также контрольных функций, осуществляемых
на основе нормативных правовых актов
государственными учреждениями и общественными
организациями в целях стабилизации существующей
социально-экономической системы.
Цель государственного регулирования
предпринимательской деятельности хозяйствующих
субъектов реализуется через три основные функции:
1) создание условий цивилизованного
функционирования рынка:
определение формы собственности
хозяйствующих субъектов и правил управления;
создание механизма обеспечения
исполнения хозяйственных договоров;
предупреждение споров между
хозяйствующими субъектами и разрешение
их в судебном порядке;
защита интересов и прав потребителей
продукции хозяйствующих субъектов;
установление денежной системы;
установление стандартов и
мер на продукцию.
2) стратегическое планирование
науки и научно-технического прогресса;
3) решение макроэкономических
проблем:
объем национального производства;
пропорциональность развития
экономики;
темпы экономического роста;
внешнеэкономический баланс
страны;
уровень занятости трудоспособного
населения страны;
социальная защита.
Специфика рыночных отношений,
так же как и вид субъекта предпринимательской
деятельности, обусловливает пределы,
формы и методы государственного контроля,
регулирования и управления предпринимательской
деятельностью хозяйствующих субъектов.
При выборе средств государственно-правового
воздействия на рыночные отношения имеет
значение экономическая среда (внешняя
и внутренняя), в которой действует хозяйствующий
субъект. Под экономической средой понимаются
условия и факторы, которые воздействуют
на функционирование хозяйствующего субъекта,
принятие им решений.
Государственно-правовому регулированию
в большей степени подвержены факторы
внешней экономической среды, которые
делятся на следующие категории:
характер рыночных отношений;
характер правовых связей между
хозяйствующими субъектами;
общесоциальные факторы;
общеэкономические условия;
общеполитические факторы.
Рынок – система экономических
отношений между продавцами и покупателями,
основными элементами которой являются
спрос, предложение и цена. Поскольку эти
элементы не во всем предсказуемы, говорить
об эффективности прямого государственно-правового
воздействия на рынок (механизм рыночных
отношений) не приходится. Многие процессы
здесь не подвластны правовому регулированию.
И это в определенном смысле благо для
общества.
Контроль и последующее государственное
регулирование в предпринимательской
сфере подразделяются на прямой и
косвенный. На практике трудно отдать
предпочтение какому-либо виду, так как косвенный контроль
и регулирование проявляют себя иногда
как весьма эффективное средство. Сюда
относятся: система льгот и налогов; ценовая
политика; регулирование занятости населения,
профессиональной подготовки; влияние
на развитие инфраструктуры, информационное
обеспечение и т. д.
К прямому государственному
контролю и регулированию относят:
финансовый, экологический, санитарный,
пожарный, за мерой весов и денежной единицы,
за качеством и сертификацией продукции.
Эти и другие, прямые и косвенные,
меры осуществляются в правовой и организационной
форме, как в процессе правотворческой
деятельности, так и в ходе реализации
права.
Вмешательство государства
в сферу предпринимательской деятельности
хозяйствующих субъектов обусловлено
следующими обстоятельствами:
предупреждением экологических
катастроф и решением экологических проблем,
порождаемых свободой выбора субъектами
сферы экономической деятельности;
борьбой с криминализацией
предпринимательских отношений;
предотвращением экономических
кризисов, социальных потрясений;
контролем за использованием общенациональных ресурсов;
социальной защитой наименее
обеспеченных слоев населения.
На практике и в теории многие
считают, что характер отношений между
государством и субъектом предпринимательской
деятельности представляется как партнерство.
На самом же деле это не так, где государство
выступает в качестве политической и властной
структуры, его "партнеры" вынуждены
следовать воле государства, где последнее
выступает в качестве субъекта предпринимательской
деятельности, – идет конкурентная борьба.
Вместе с тем государство и субъект предпринимательской
деятельности зависят друг от друга, взаимно
дополняют друг друга в решении общенациональных
задач.
Основные направления в государственном регулировании
рыночных отношений следующие:
1. Установление целей
развития рынка. В государственном
законодательстве указываются только
общие ориентиры развития, а граждане
вольны поступать в соответствии с принципом:
все, что не запрещено, дозволено. Запреты
устанавливаются на те цели, которые по
своей природе антигуманны и противоестественны.
2. Государственное законодательство
закрепляет и гарантирует все
формы собственности и их равенство.
В обществе существуют две формы
управления: государственное управление
и общественное управление (через партии,
профсоюзы и т. д.).
Государственное управление
в широком смысле – это управление делами
общества через законодательные, исполнительные
и судебные органы власти; и в узком смысле
– это деятельность исполнительных органов
власти.
Принципы государственного
управления: народовластие, подзаконный
характер действия (на основе закона),
распорядительный характер (исполнительная
власть – материальные ресурсы), юридически
властный характер, разделение властей,
федерализм (центр – регион).
Функции государственного
управления:
прогнозирование (Федеральный
закон "О прогнозировании социально-экономических
программах"). Прогноз: ежегодный, краткосрочный
и долгосрочный. Прогноз носит подзаконный
характер, не обеспечивается финансированием;
планирование (план-закон принимается
законодательным органом и имеет высшую
юридическую силу, обязательное исполнение,
ответственность за неисполнение);
нормативное регулирование;
методическое руководство;
подбор и расстановка кадров;
материально-техническое обеспечение;
финансирование;
информационное обеспечение;
оперативное управление собственностью;
учет и контроль.
Целью государственного регулирования
предпринимательской деятельности является
создание определенных условий, обеспечивающих
нормальное функционирование экономики
в целом и стабильное участие предпринимателей
страны в международном разделении труда
и получение от этого оптимальных выгод.
Правительство каждой страны, безусловно,
имеет свои собственные цели на каждом
конкретном этапе и добивается их решения
доступными ему методами и средствами
применительно к складывающейся экономической
ситуации в своей стране и в мировом хозяйстве.
Поэтому цели и задачи государственного
регулирования подвержены изменениям,
между тем, как механизм регулирования
достаточно хорошо отработан, хотя и имеет
особенности в каждой отдельно взятой
стране.
В обобщенном виде в задачи государственного
регулирования входят:
-разработка, принятие и контроль
за законодательством, обеспечивающим
правовую основу и защиту интересов предпринимателей;
-повышение эффективности государственного
регулирования и снижение соответствующих
издержек;
-ослабление прямых форм вмешательства
и бюрократического контроля за деятельностью
предприятий;
-создание условий для свободной
и добросовестной конкуренции на рынке,
свободного перемещения товаров на внутреннем
и внешнем рынках, контроль за соблюдением
правил конкуренции;
-обеспечение товарно-денежного
и бюджетного равновесия посредством
финансовой, налоговой, процентной политики
и управления денежной эмиссией;
-сочетание текущих и перспективных
направлений развития экономики: структурно-инвестиционной
политики и научно-технической политики;
-содействие долговременному
росту накопления капиталов и стабильному
развитию, сдерживание инфляции экономическим
путем, снятие ограничений административного
регулирования хозяйственной сферы деятельности;
-обеспечение свободного передвижения
рабочей силы и соблюдения норм трудового
законодательства, регулирование частного
найма и порядка оплаты труда;
-поддержание социального равновесия
и приемлемого для большинства населения
уровня дифференциации и распределения
доходов.
Место и роль государства в
экономике каждой страны определяются
эффективностью применяемых мер и средств
государственного регулирования, с помощью
которых решаются те или иные социально-экономические
и иные задачи. В современных условиях
наблюдается усиление государственного
воздействия на экономические процессы,
меняются организационные формы взаимодействия
государственных органов с хозяйствующими
субъектами, происходят существенные
сдвиги в целях, механизме, аппарате управления,
в сочетании государственного и рыночного
механизмов регулирования.
Государство в лице компетентных
органов осуществляет экономическую функцию,
что выражается в следующих направлениях:
обеспечение государственных
и общественных нужд, приоритетов в экономическом
и социальном развитии;
формирование государственного
бюджета;
защита окружающей среды и пользование
природными ресурсами;
обеспечение занятости населения;
обеспечение безопасности и
обороны страны;
реализация свободы предпринимательства
и конкуренции, обеспечение зашиты от
монополизма;
соблюдение правопорядка во
внешнеэкономической деятельности предпринимателей
и иностранном инвестировании.
Государственное регулирование
предпринимательской деятельности не
подрывает основные начала гражданского
законодательства (ст. 1 ГК).
Принцип недопустимости произвольного
вмешательства в частные дела означает,
что законодатель в целом допускает государственное
вмешательство в экономику. Допустимое
(непроизвольное) вмешательство основано
на законе - государственное регулирование
предпринимательской деятельности. Произвольное
вмешательство - незаконное явление. Одним
словом, вмешательство вмешательству
рознь.
В силу ч. 1 ст. 34 Конституции
РФ любой гражданин вправе заниматься
не запрещенной законом экономической
деятельностью. Поэтому любая экономическая
деятельность (включая и предпринимательскую)
предполагает законные основания. Нельзя
заниматься теми видами предпринимательства,
которые прямо запрещены законом. Государственное
регулирование предпринимательства ограничено
рамками закона. Сложнее обстоит дело
с пределами вмешательства государства
в регулирование предпринимательской
деятельности. Представители конституционного
права считают, что эти пределы должны
соответствовать принципу соразмерности
(пропорциональности) и сбалансированности.
Однако в Конституции РФ данный принцип
(равно как и другие) не сформулирован,
хотя, по мнению Г. А. Гаджиева, принцип
соразмерности (пропорциональности) и
сбалансированности вытекает из анализа
отдельных конституционных положений.
Весьма интересная позиция: конституционный
принцип не явно выражен, а подразумевается.
Руководствуясь этим принципом, органы
власти не могут возлагать на граждан
и юридические лица обязательства, превышающие
установленные пределы необходимости,
вытекающей из публичного интереса, для
достижения цели, преследуемой данной
мерой. В противном случае вмешательство
государства в сферу предпринимательства
будет чрезмерным. Остается выработать
на этот счет критерии и создать судебную
практику, включая правовые позиции Конституционного
Суда РФ. В связи с этим можно выделить
основные направления государственно-правового
регулирования экономики в целом и предпринимательской
деятельности в частности. Это, например:
антимонопольное регулирование предпринимательской
деятельности; использование форм и методов
государственного планирования и нормирования
(нормы, нормативы, квоты, система государственных,
региональных и муниципальных заказов);
государственное регулирование национального
рынка России; государственный контроль
над предпринимательской деятельностью;
государственное регулирование международных
экономических отношений.