Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2014 в 14:19, курсовая работа
В рамках системного подхода изучаются, как правило, развивающиеся целостности, при этом изучаемые явления рассматриваются как полисистемные. Данный подход открывает возможность изучения условий развития субъекта в его взаимосвязи с другими системными образованиями. Системная концепция противостоит представлениям линейного детерминизма, позволяя более дифференцированно подойти к решению ряда фундаментальных проблем психологии и акцентировать не всегда выделяемые измерения детерминационных процессов: динамичность, нелинейность и опосредствованность.
Современные исследования в рамках общей психологии и психологии личности характеризуются акцентированием интегративности и целостности психических явлений. Эта тенденция связана с усилением субъектного подхода к анализу психики (С.Л. Рубинштейн, Д.Н. Узнадзе).
Особенность характера
Каждый человек отличается от любого другого своим индивидуальным психологическим своеобразием. В этом смысле обычно и говорят о чертах, характерных для данного человека. («Характер» и буквальном переводе с греческого обозначает «чеканка», «отпечаток».) Но в психологии слово «характер» имеет более узкий и определенный смысл. Не всякую индивидуальную особенность человека называют чертой характера. Например, такие индивидуальные психические особенности, как острота зрения и слуха, скорость и длительность запоминания, глубина ума, не являются свойствами характера.
Каждая черта характера проявляется лишь в соответствующих типичных обстоятельствах. Объясняется это тем, что о каждой черте характера выражается отношение человека к определенным обстоятельствам и сторонам действительности.
Под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются в типичных для данной личности способах деятельности, обнаруживаются в типичных обстоятельствах и определяются отношениями личности к этим обстоятельствам.
Отношения личности определяют индивидуальное своеобразие свойства характера двояким образом. С одной стороны, от отношений личности зависит индивидуальное своеобразие эмоциональных переживаний каждой типичной ситуации, в которой проявляется данное свойство характера.
С другой стороны, от отношений зависит индивидуальное своеобразие способов и качеств действия в каждой типичной ситуации.
Способы и качества действий человека зависят не только от отношений личности, но и от особенностей воли, чувств, внимания, ума, т. е. от индивидуальных особенностей психофизиологических процессов. Например, старательность и аккуратность, проявляемые в труде, зависят не только от положительного отношения к труду, но и от сосредоточенности внимания, от точности и ловкости движений, от усилий воли и т.д. Поэтому в зависимости от преобладающего влияния различных психических процессов на способы действия могут быть выделены интеллектуальные, эмоциональные, волевые черты характера.
В зависимости от обстановки в центральной нервной системе создается различное функциональное состояние, В «пищевой обстановке» в состоянии повышенной возбудимости находятся, например, пищевые центры, и потому возникает доминанта пищевой реакции (выделение слюны). В «электрокожной обстановке» в состоянии повышенной возбудимости находятся оборонительные двигательные центры, и возникает доминанта защитно-оборонительной реакции (отдергивание конечности).
Сходство этих физиологических проявлении с проявлениями характера у человека заключается, во-первых, в том, что те и другие проявления имеют стереотипный, шаблонный для данного индивида характер. Во-вторых, в том и в другом случае в зависимости от обстановки один и тот же индивид в ответ на одни раздражители обнаруживает совершенно различную с стереотипных реакций. В-третьих, те и другие имеют устойчивый и постоянный характер. На основании всех этих сходных внешних проявлений можно предположить, что одно из физиологических условий происхождения свойств характера - образование различных динамических стереотипов.
Из этих фактов видно вместе с тем, что механизм переключения, лежащий в основе свойств характера человека, в определенном отношении существенно отличается от механизма переключения у животных. В образовании такого механизма у человека чрезвычайно важную роль играет вторая сигнальная система--система речевых раздражителей в виде социальных оценок и других социальных воздействий на поведение и системы речевых реакций, которыми человек отвечает на эти воздействия.
Другое физиологическое условие происхождения обнаруживается при сопоставлении проявлений характера с проявлениями общего типа нервной системы.
В целом ряде исследований советские психологи сравнивали способы действия у людей с противоположными свойствами общего типа нервной системы. Но исследовались способы действия в одних и тех же типичных ситуациях, причем с одинаково положительным отношением к ситуации. При этом было обнаружено, что противоположным свойствам общего типа нервной системы соответствуют психологически противоположные способы действия. Так, было показано, что при положительном отношении к товарищам по классу и классному коллективу в целом ученики с инертными нервными процессами склонны к общению с узким кругом хорошо знакомых товарищей. По своей инициативе они редко что-либо рассказывают о себе, с трудом заводят новые знакомства, но так же трудно им прекратить общение со старыми знакомыми. Наоборот, ученики с подвижными нервными процессами проявляют противоположные свойства в общении с людьми. Эти индивидуальные особенности в общении и представляют собой свойства характера.
Такая же связь нервных процессов с индивидуальными различиями способов действия обнаружена в учебной, спортивной и трудовой деятельности (исследования П. М. Теплова, В. С. Мерлина, Е, А. Климова). Следовательно, другое физиологическое условие происхождения свойств характера -это свойства общего типа нервной системы.
Известно, что общий тип нервной системы является также физиологической основой темперамента. Отсюда вытекает тесная связь между темпераментом и характером.
Как было сказано, в образовании механизма переключения, лежащего в основе свойств характера, важную роль играет вторая сигнальная система. В зависимости от того, в какой степени вторая сигнальная система господствует над первой и каково взаимоотношение между этими системами, И. Л. Павлов различал три специальных человеческих типа нервной системы: «мыслительный» с преобладанием второсигнальной условнорефлекторной деятельности, «художественный» с преобладанием первосигнальной и «средний»-с отсутствием преобладания какой-либо из них. Возможно, что свойства специальных типов нервной системы также участвуют в происхождении свойств характера.
Однако свойства общего типа нервной системы не предопределяют, каким будет характер. У людей с одним и тем же типом нервной системы может быть различный характер. Например, человек со слабым типом нервной системы может быть добрым или злым, правдивым или лживым, аккуратным или неряшливым. Тип нервной системы влияет на характер лишь в двух отношениях. Во-первых, он может помогать или затруднять воспитание определенных свойств характера. Так, у человека со слабым типом нервной системы труднее воспитать самообладание и уверенность в себе, чем у человека сильного и уравновешенного типа. Во-вторых, если в результате социальных условии и условий воспитания у человека сложились определенные отношения личности, то от типа нервной системы будут зависеть те способы действия, при помощи которых он будет выражать эти отношения. Трудолюбие проявляется совершенно различным образом у флегматика и холерика, а доброта сангвиника проявляется иначе, чем доброта меланхолика. Так, трудолюбие холерика проявляется в страстности, порывистости, повышенном, но неровном темпе работы. Между тем у флегматика такое же трудолюбие проявляется в особой методичности, обдуманности, размеренности движений, ровном темпе. Доброта сангвиника яркостью и обильностью внешних выражений отличается от сдержанных, скупых проявлений доброты флегматика.
Способность как
Личность - это отдельный человек с накопленными знаниями и опытом, сформировавшимися в онтогенезе темпераментом, стилем поведения и мировоззрением.
Важным оценочным компонентом свойств личности является способность, проявляющаяся в успешности деятельности. Как считал Б.М.Теплов, способности - это такие индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения одной или нескольких деятельностей. Природной основой различных способностей могут быть разнообразные сочетания общих и специальных индивидуально-психологических свойств. К числу общих способностей относят работоспособность, активность, саморегуляцию и др.
Способности - это такие психологические особенность человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, умений, навыков, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся.
По отношению к навыкам, умениям и знаниям способности человека выступают как некоторая возможность. Подобно тому, как брошенное в почву зерно является лишь возможностью по отношению к колосу, который может вырасти из этого зерна, но лишь при условии, что структура, состав и влажность почвы, погода и т. д. окажутся благоприятными, способности человека являются лишь возможностью для приобретения знаний и умений.
Итак, способности - это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условиями успешного осуществления данной деятельности и обнаруживающие различия в динамике овладения необходимыми для нее знаниями, умениями и навыками. Если определенная совокупность качеств личности отвечает требованиям деятельности, которой получает человек на протяжении времени, педагогически обоснованно отведенного на ее освоение, то это дает основание заключать о наличии у него способностей к данной деятельности.
Среди свойств и особенностей личности, образующих структуру конкретных способностей, некоторые занимают ведущее положение, некоторые вспомогательное. Так, в структуре педагогических способностей ведущими качествами будут педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, сочетаемая с высокой требовательностью к ним, потребность в передаче знаний, комплекс организаторских способностей, входящих сюда на правах подструктуры, и т. д. К вспомогательным качествам относятся: артистичность, ораторские данные и др. Совершенно очевидно, что и ведущие, и вспомогательные компоненты педагогических способностей образуют единство, обеспечивающее успешность обучения и воспитания и вместе с тем его индивидуализацию, связанную с личностью.
Общие способности или общие качества и явления, к исследованию которых уже приступили психологи. К числу таких общих качеств личности, которые в условиях конкретной деятельности могут выступать как способности, относятся индивидуально-психологические качества, характеризующие принадлежность к одному из трех типов людей. В трудах И. П. Павлова они были обозначены как «художественный», «мыслительный» и «средний» типы. Данная типология связана с учением, в соответствии с которым высшая нервная деятельность человека характеризуется наличием в ней двух сигнальных систем: первой сигнальной системы образной, эмоциональной и второй, связанной с сигнализацией этих образов посредством слова сигнала сигналов.
Относительное преобладание сигналов первой сигнальной системы в психической деятельности человека характеризует художественный тип, относительное преобладание сигнала сигналов мыслительный тип, равное их представительство средний тип людей.
Глава 2. Как проявляется
индивидуальность?
Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием черт и особенностей, образующих ее индивидуальность – сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, в способностях, индивидуальном стиле деятельности. Подобно тому, как понятия индивид и личность не тождественны, личность и индивидуальность в свою очередь образуют единство, но не тождество. Если черты индивидуальности не представлены в системе межличностных отношений, они оказываются не существенными для оценки личности индивида и не получают условий для развития, подобно тому как в качестве личностных выступают лишь индивидуальные черты, в наибольшей степени втянутые в ведущую для данной социальной общности деятельность. Индивидуальные особенности человека до известного времени никак не проявляются, пока они не станут необходимыми в системе межличностных отношений, субъектом которых выступит человек как личность.
Понятие индивидуальности (от лат. individuum – неделимое) в современной психологии представляют системную организацию человека как единую целостность, включающую различные уровни его психологической организации.
Все его сложности психологической природы человека при изучении индивидуальности делается акцент на разных признаках (индикаторах) индивидуальности.
Выделяется одно свойство и изучается его проявление на разных уровнях психической организации человека, например, уникальность, неповторимость: от кожных рисунков пальцев до неповторимости в поведении и деятельности.
В качестве индикатора может рассматриваться связь как внутри отдельного уровня, так и между уровнями. Чем теснее эта связь, тем более единой целостностью выступает индивидуальность. Например, связь свойств нервной системы с индивидуальной динамикой психических процессов, состояний и личностных свойств человека.
Наконец признаком индивидуальности могут выступить более крупные аспекты характеристик человека, определяемые как факторы развития индивидуальности: биологические, психологические и социальные. Их взаимосвязь определяет формирование индивидуальности.
Наиболее полное понятие индивидуальности раскрывается в трудах Б.Г.Ананьева. Компонентами индивидуальности являются свойства индивида (совокупность природных свойств), личности (совокупность общественных отношений, экономических, политических, правовых и др.) и субъекта деятельности (совокупности деятельности и меры их продуктивности). Каждая из этих групп человеческих свойств выступает открытой внешнему миру, общественной жизни, созданной людьми в их общественном развитии, искусственной среде обитания, географической среде и биогеносфере в целом, Вселенной. В постоянном активном взаимодействии человека с миром, природой и обществом осуществляется индивидуальное развитие человека. В каждой из подструктур – индивид, личность, субъект деятельности – имеются индивидуальные различия, которые можно рассматривать с точки зрения уникальности, неповторимости. Но такие индивидуальные различия не могут быть критериями индивидуальности как целостного образования, т.к. она не только открытая внешнему миру система, но и система закрытая, со сложной структурой внутреннего мира. В этой структуре формируется взаимное соответствие потенциалов и способов их проявления, самосознания и рефлексивных свойств личности, складываются компоненты ценностей, притязаний и самооценок.
В индивидуальности объединяются в единое целое три формы развития. Основная форма развития индивидных свойств – онтогенез. Основная форма развития личностных свойств – жизненный путь человека в обществе. Для субъектных свойств, (т.е. человека, познающего мир) – история производственной деятельности человека в обществе, в частности, история формирования его профессиональной деятельности. Начало, кульминация и конец индивидных, личностных и субъектных свойств не совпадением в возрастном развитии. Индивидуальность генетически формируется позже, являясь результатом противоречивой динамике развития, взаимодействия и взаимопроникновения целостной системы ее свойств в процессе онтогенеза и жизненного пути.