Иные субъекты предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 19:59, контрольная работа

Краткое описание

Финансово-промышленные группы (далее — ФПГ) зачастую называют «особыми экономическими зонами», так как они позволяют минимизировать многие риски, получить выгодный налоговый режим. ФПГ довольно привлекательны и для иностранных инвесторов. В России сейчас имеется около 100 официально зарегистрированных финансово-промышленных групп («Интеррос», «Нижегородские автомобили», «Мостатнафта», «Магнитогорская сталь», «Сибагромаш» и др.), а неофициальных групп — в несколько раз больше (например, «Альфа-груп»).

Содержание

Теоретический вопрос: Иные субъекты предпринимательской деятельности. 3
Задача №1 31
Задача №2 36

Вложенные файлы: 1 файл

контрольная предпринимательское право.docx

— 138.57 Кб (Скачать файл)

 

Фондовые  биржи

 

Фондовая биржа является организатором торговли на рынке  ценных бумаг. Она оказывает услуги, способствующие заключению гражданско-правовых сделок с ценными бумагами между участниками рынка ценных бумаг. Правовое положение фондовых бирж регламентируется Законом о рынке ценных бумаг, Федеральным законом от 5 марта 1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг».
   Помимо организации торговли, фондовая биржа вправе осуществлять деятельность валютной и товарной биржи, определять взаимные обязательства участников фондовой торговли (заниматься клиринговой деятельностью), оказывать информационные и издательские услуги, получать доходы от сдачи своего имущества в аренду.
   В отличие от товарной, фондовая биржа может быть создана в форме акционерного общества любого типа или некоммерческого партнерства, причем правовое положение фондовой биржи во многом определяется той организационно-правовой формой, в которой она создана.
   Акционерами фондовой биржи вправе быть любые лица; при этом в собственности одного акционера и его аффилированных лиц не может находиться более 20% акций одной категории. Членами фондовой биржи — некоммерческого партнерства могут быть только профессиональные участники рынка ценных бумаг; при этом один член партнерства не вправе обладать более чем 20% голосов на общем собрании.
   Фондовая биржа, созданная в форме акционерного общества, организует торговлю ценными бумагами между доверительными управляющими, брокерами и дилерами. Фондовая биржа — некоммерческое партнерство проводит торги только с участием членов биржи. Можно сказать, биржа — акционерное общество организует торговлю между «своими» и «чужими» профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а биржа — некоммерческое партнерство проводит торги только с участием «своих» членов. В любом случае, независимо от того, в какой форме создана фондовая биржа, она организует торговлю между профессиональными участниками рынка ценных бумаг. Фондовая биржа, зарегистрированная в форме некоммерческого партнерства, вправе преобразоваться в акционерное общество по решению своих членов, принятому на общем собрании квалифицированным большинством в 3/4 голосов. Преобразование коммерческих организаций в некоммерческие и наоборот является нетрадиционной формой реорганизации, предусмотренной действующим законодательством РФ. Возможность преобразования некоммерческого партнерства в хозяйственное общество санкционирована законодательством, а условия подобного преобразования установлены на сегодняшний день только применительно к фондовым биржам. Но здесь наблюдается противоречие между Законом о рынке ценных бумаг и Законом о некоммерческих организациях, так как последний требует единогласного решения членов партнерства о преобразовании его в хозяйственное общество.
   Необходимо отметить, что законодательство позволяет также провести преобразование фондовой биржи — акционерного общества в некоммерческое партнерство. Однако для этого акционерам потребуется принять подобное решение единогласно.

Законодательством предусмотрены  семь видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, или, как принято  говорить, «семь участников инфраструктуры рынка». Все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг подлежат лицензированию в Федеральной службе по финансовым рынкам. Сама фондовая биржа, будучи организатором торговли, также является профессиональным участником рынка, и она должна иметь соответствующую лицензию. Кроме того, фондовыми биржами признаются фондовые отделы товарных и валютных бирж; они подлежат отдельному лицензированию.
   Профессиональными участниками рынка ценных бумаг, в первую очередь, являются брокеры, которые совершают гражданско-правовые сделки с ценными бумагами в качестве поверенного или комиссионера и действуют, как правило, на основании договора поручения или комиссии, а также доверенности на совершение таких сделок при отсутствии указаний на полномочия поверенного или комиссионера. Передоверие допускается только в случаях, когда это разрешено договором, и только другим брокерам.

Следует обратить внимание на принципиальное отличие между  фондовыми и товарными брокерами. Для товарной биржи характерна своеобразная брокерская монополия на совершение биржевых сделок, поскольку практически все сделки здесь заключаются исключительно через биржевого брокера. В процессе фондовой торговли сделки с ценными бумагами могут совершаться не только брокерами, но и другими профессиональными участниками рынка.
   Статус фондовых дилеров аналогичен положению дилеров на товарной бирже. В процессе фондовой торговли дилеры совершают сделки купли-продажи ценных бумаг от своего имени и за свой счет путем публичного объявления цен покупки и (или) продажи ценных бумаг с обязательством их покупки и (или) продажи по ценам, объявленным дилером. Причем дилером может быть только коммерческая организация. Брокеры и дилеры вправе также выступать финансовыми консультантами по подготовке проспекта эмиссии ценных бумаг клиента.
   Доверительные управляющие осуществляют управление ценными бумагами и денежными средствами клиентов от своего имени за вознаграждение в течение определенного срока. В соответствии со ст. 1013 ГК РФ денежные средства не могут быть самостоятельным объектом доверительного управления. Поэтому следует уточнить, что речь здесь идет только о денежных средствах, предназначенных для инвестирования в ценные бумаги и полученных в процессе управления ценными бумагами.
   Согласно ст. 5 Закона о рынке ценных бумаг управляющими могут быть юридические лица; их деятельность, права и обязанности регулируются законодательством РФ. Управление ценными бумагами является одним из видов доверительного управления имуществом, следовательно, на него распространяются нормы гл. 53 ГК РФ. Поэтому нужно иметь в виду требования ст. 1015 ГК РФ, согласно которой доверительным управляющим может быть не просто юридическое лицо, а коммерческая организация, кроме унитарного предприятия. Договор доверительного управления заключается на срок не более 5 лет (ст. 1016 ГК РФ).

Валютные биржи формируют  централизованный валютный рынок. В России валютные биржи играют довольно активную роль, поскольку на них осуществляются операции по купле- продаже свободно конвертируемой валюты и валютным котировкам. В зарубежных странах, в частности во Франции и Германии, на валютных биржах происходят только расчетные операции.
   На сегодняшний день в России функционируют несколько валютных бирж и все они являются межбанковскими (например, Московская межбанковская валютная биржа, Уральская региональная валютная биржа, Санкт-Петербургская межбанковская валютная биржа). На их долю приходится основной валютный оборот. На утренней единой торговой сессии (ETC) всех отечественных валютных бирж происходит котировка в основном рубль/доллар. Дневные торги проводятся на валютных биржах раздельно. И на утренней, и на дневной сессиях все операции с валютой производятся в системе электронных лотовых торгов (СЭЛТ). В основу определения официального курса рубля Центральный банк РФ кладет прямую биржевую котировку рубль/доллар.
   Валюта в биржевом обороте представляет собой средства на счетах в банках и иных кредитных организациях в денежных единицах РФ, иностранных государств, групп государств и в международных денежных и расчетных единицах. Выделять валютные ценности как отдельную категорию объектов биржевой торговли не принято, поскольку общие принципы совершения биржевых сделок с валютой или ценными бумагами не зависят от их государственной принадлежности. Одной из целей создания собственно валютных бирж является институциализация определенной части межбанковской торговли валютными средствами на счетах. Существуют биржевые ценности, для которых процедура допуска со стороны биржи не устанавливается, — это иностранная валюта. Статус валютных бирж определяется, в первую очередь, Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-Ф3 «О валютном регулировании и валютном контроле» и Положением ЦБ РФ от 16 июня 1999 г. № 77-П «О порядке и условиях проведения торгов иностранной валютой за российские рубли на единой торговой сессии межбанковских валютных бирж».
   Валютные биржи — это созданные в соответствии с законодательством РФ юридические лица, одним из видов деятельности которых является организация биржевых торгов иностранной валютой в порядке и на условиях, которые установлены Центральным банком РФ. К иностранной валюте относятся денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов, монеты, находящиеся в обращении и являющиеся законным средством наличного платежа на территории соответствующего иностранного государства (группы иностранных государств), а также изымаемые либо изъятые из обращения, но подлежащие обмену указанные денежные знаки. Помимо этого, иностранной валютой следует считать средства на банковских счетах и в банковских вкладах в денежных единицах иностранных государств и международных денежных или расчетных единицах. Центральный банк РФ устанавливает порядок и условия осуществления валютными биржами деятельности по организации проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты.
   Обязательная продажа части валютной выручки резидентов может осуществляться в порядке, устанавливаемом Центральным банком РФ, непосредственно уполномоченным банкам и (или) на валютных биржах через уполномоченные банки или напрямую Центральному банку РФ.

 

 

СРО

 

Основополагающим  законодательным актом, регламентирующим правовой статус саморегулируемых организаций (далее – СРО) в России, является Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" (далее – Закон N 315-ФЗ).

Помимо  этого, особенности правового положения  данных организаций определяются также  федеральными законами, регулирующими  правоотношения в отдельных сферах предпринимательской и профессиональной деятельности (например, Законом о рекламе, Законом об оценочной деятельности). Действие Закона N 315-ФЗ не распространяется только на СРО профессиональных участников рынка ценных бумаг, акционерных инвестиционных фондов, депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных и негосударственных пенсионных фондов, кредитных организаций, бюро кредитных историй, жилищных накопительных кооперативов. Деятельность таких СРО урегулирована специальными федеральными законами.

Основную цель, которую преследовали законодатели при введении института  саморегулирования, можно определить как осуществление перехода к  самоорганизации бизнеса в некоторых  сферах экономики. Для этого СРО наделяется публично-правовыми полномочиями по установлению стандартов и правил предпринимательской и профессиональной деятельности членов СРО, а также по обеспечению соблюдения этих стандартов и правил. Тем самым государство делегировало участникам рынка часть своих контрольных и надзорных функций за деятельностью субъектов в определенной сфере экономики. Объясняется это тем, что государство стремилось отказаться от госнадзора за самой деятельностью и заменить его лишь надзором за результатом такой деятельности.

Помимо этого, государство будет  взаимодействовать не со всеми субъектами предпринимательской и профессиональной деятельности, а только с их объединенными  структурами – СРО. Так, согласно ст. 23 Закона N 315-ФЗ госконтроль (надзор) за деятельностью СРО осуществляется в порядке, который предусматривается федеральными законами, регулирующими статус СРО в конкретной сфере экономики (см., например, ст. 55.19 ГрК РФ, ст. 24.5 Закона об оценочной деятельности, ст. 22 Закона об аудиторской деятельности ). Соответственно, с появлением СРО в той или иной сфере лицензирование деятельности в ней отменяется. Примером тому может послужить введение системы саморегулирования в строительстве, которая заменила собой систему лицензирования работ в строительной деятельности.

Статус СРО

В силу ч. 1 ст. 2 Закона N 315-ФЗ саморегулирование – это самостоятельная и инициативная деятельность, которая включает в себя разработку и установление стандартов и правил в определенной сфере хозяйственной деятельности, а также контроль за соблюдением требований таких стандартов и правил. Саморегулирование осуществляют субъекты предпринимательской (организации и индивидуальные предприниматели) и профессиональной деятельности (например, оценщики, арбитражные управляющие), объединившиеся в СРО.

Согласно нормам действующего законодательства все СРО являются некоммерческими  организациями, следовательно, на них  распространяется общий порядок  создания и госрегистрации, предусмотренный  в ст. 51 ГК РФ, ст. ст. 13, 13.1 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" и в Федеральном законе от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей". Однако для присвоения некоммерческим организациям статуса СРО они должны соответствовать ряду специальных требований, установленных Законом N 315-ФЗ или иными федеральными законами. Рассмотрим такие требования.

1. СРО должны осуществлять  деятельность, соответствующую целям,  для достижения которых они  созданы

Отметим, что Закон N 315-ФЗ прямо не называет цели, для достижения которых создаются СРО. Цели могут быть установлены на основании отдельных положений указанного закона, например норм о функциях, выполняемых СРО (ст. 4, ч. 1 ст. 6). В соответствии с такими нормами данная организация:

- создает условия для профессиональной  и предпринимательской деятельности;

- разрабатывает и утверждает  стандарты и правила предпринимательской  или профессиональной деятельности;

- контролирует деятельность своих  членов;

- защищает их права и др.

Помимо этого, федеральными законами, регулирующими статус СРО в определенной сфере хозяйственной деятельности, могут устанавливаться специальные  цели их создания (см., например, Закон об оценочной деятельности, Закон о рекламе, Закон о рынке ценных бумаг и др.). Так, в ст. 48 Закона о рынке ценных бумаг цель создания СРО указана довольно четко: для обеспечения условий профессиональной деятельности участников рынка ценных бумаг, соблюдения стандартов профессиональной этики на рынке ценных бумаг, защиты интересов владельцев ценных бумаг и иных клиентов профессиональных участников рынка ценных бумаг, являющихся членами СРО, установления правил и стандартов проведения операций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынке ценных бумаг.

Таким образом, СРО образуются для  достижения следующих основных целей:

- для создания необходимых условий,  в которых членами СРО будет  осуществляться предпринимательская  и профессиональная деятельности (разработка и утверждение стандартов  и правил, этических кодексов, обучение, участие в экспертизе законопроектов  и т.д.);

- для контроля над деятельностью,  осуществляемой членами СРО (анализ  деятельности, проведение проверок, применение мер ответственности);

Информация о работе Иные субъекты предпринимательской деятельности