История возникновения и развития предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2013 в 15:41, доклад

Краткое описание

С точки зрения римских юристов, «предпринимательством» считалось занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая, а предпринимателем – арендатор, человек, ведущий общественное строительство. В средние века понятие «предприниматель» употреблялось в нескольких смыслах. Прежде всего к ним относили лиц, занимавшихся внешней торговлей. Пример такого предпринимательства дает Марко Поло, стоявший у истоков развития торговли между Европой и Китаем. Начиная торговый путь, торговец (предприниматель) подписывал контракт с купцом (банком) на продажу товаров. Предпринимателями считались и организаторы парадов, балаганов и представлений, а также руководители крупных производственных или строительных проектов. По мнению Берта Хозелица, «типичным предпринимателем в средние века было духовное лицо, которое осуществляло большой объем архитектурных работ, возведение замков, строительство фортификационных сооружений, общественных зданий, монастырей, кафедральных соборов».

Вложенные файлы: 1 файл

история развития ПД (ОСНОВЫ ПД).docx

— 28.65 Кб (Скачать файл)

 

История возникновения и развития предпринимательства

С точки зрения римских  юристов, «предпринимательством» считалось  занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая, а предпринимателем –  арендатор, человек, ведущий общественное строительство. В средние века понятие «предприниматель» употреблялось в нескольких смыслах. Прежде всего к ним относили лиц, занимавшихся внешней торговлей. Пример такого предпринимательства дает Марко Поло, стоявший у истоков развития торговли между Европой и Китаем. Начиная торговый путь, торговец (предприниматель) подписывал контракт с купцом (банком) на продажу товаров. Предпринимателями считались и организаторы парадов, балаганов и представлений, а также руководители крупных производственных или строительных проектов. По мнению Берта Хозелица, «типичным предпринимателем в средние века было духовное лицо, которое осуществляло большой объем архитектурных работ, возведение замков, строительство фортификационных сооружений, общественных зданий, монастырей, кафедральных соборов».

В XVII веке, предпринимателем стали называть человека, заключившего с государством контракт на выполнение работ или на поставку определенной продукции.

Впервые экономическое определение  слова «предприниматель» появилось  во Всеобщем словаре коммерции, изданном в Париже в 1723 г., где под ним  понимался человек, берущий «на  себя обязательство по производству или строительству объекта».

Впервые научное определение  слова «предприниматель» появилось  в работах английского экономиста Ричарда Кантильона. Под предпринимателем он понимал человека, действующего в условиях риска, в связи с тем, что торговцы, фермеры, ремесленники и прочие мелкие собственники покупают по определенной цене, а продают - по неизвестной.

Француз К. Бодо (физиократ) развил эту идею дальше Р. Кантильона. Им было отмечено, что предприниматель должен обладать определенным интеллектом, то есть различной информацией и знаниями. А еще один француз-экономист, Тюрго, считал, что предприниматель должен обладать не только определенной информацией, но и капиталом. Он отмечал, что капитал служит основой всей экономики, прибыль - цель успеха предпринимателя, основа развития производства. А. Маршалл и его последователи считали, что предпринимателем может быть не каждый, ведь главный стержень предпринимательства - организаторская способность – есть не у всех.

До начала XVIII века государственной  поддержки предпринимательства  в России как таковой почти  не было. Однако и тогда можно  было встретить интересные моменты. Так, с XIII по XV век пришлых крестьян (их называли «новоподрядчиками») освобождали от уплаты налогов собственнику этой земли на срок от 5 до 15 лет. Существовали меры, предусматривающие защиту от нечестной торговли купцов-иностранцев, которые в целях захвата рынка снабжали деньгами небогатых русских купцов, превращая их в своих агентов, скупая через них товары по чрезвычайно низким ценам. Иностранные купцы, особенно шведские, свободно пересекали границу и торговали в России в течение всего года, скупая местные товары в наиболее выгодное время. Поэтому дипломатом и экономистом Ордын-Нащокиным в 1667 г. был создан Новоторговый устав, который определял направления внешнеторговой политики русского правительства. В нем предлагалось объединить торговых людей, организовать помощь мелким купцам со стороны крупных путем создания торговых компаний на комиссионных началах. Кроме этого, поощрялся вывоз русских товаров за границу. Русским купцам разрешалось продавать свои товары во всех приграничных городах и на ярмарках, торговать с «иноземцами» вольно. На вырученные от экспорта деньги купцы могли покупать беспошлинно иностранные товары

Петр I не допускал полной монополии  частных лиц: «Регламент Мануфактур-коллегии»  имел специальный пункт - «Об неисключении других фабрик». Можно сказать, что это был первый российский антимонополистический закон.

Как свидетельствуют историки, самым благоприятным периодом отечественного развития предпринимательства был  период с 1861 г. по 1917г., когда нарастание предпринимательской активности ощущалось  вне зависимости от реформаторской деятельности царей, правительства, от кризисов или благоприятных условий. Российское общество было подготовлено к преобразованиям всем ходом  предшествующего внутреннего и  международного развития.

К началу реформ (1861г.) в России насчитывалось 128 акционерных обществ  с капиталом в 256 млн. руб., более  двух сотен механических и литейных заводов с несколькими десятками  тысяч рабочих. Реформа (19.02.1861г.) дала импульс по-настоящему широкому и  интенсивному развитию частного предпринимательства. В этом году в Петербурге появился первый в России частный коммерческий акционерный банк. В 1866 году была выдана первая концессия на постройку железной дороги Козлов - Воронеж. Прошли первые форумы отечественных предпринимателей - первый купеческий съезд (1865г.) и первый Всероссийский съезд фабрикантов  и заводчиков (1870г.). Получила бурное развитие ведущая в современном  рыночном хозяйстве форма предпринимательства: акционерно-паевая.

В 1861-1873 гг. в стране было учреждено 357 акционерных обществ: 53 железнодорожных общества с капиталом  примерно 700 млн. руб., 73 банка с капиталом  порядка 220 млн. и 163 промышленных общества с капиталом в 130 млн. руб. Российская промышленность росла быстрее, чем  промышленность ведущих европейских  держав. По подсчетам специалистов немецкого конъюнктурного института, продукция всей российской промышленности возросла в 1860-1900 гг. более чем в 7 раз. Тем не менее, по душевым показателям  промышленного развития наша страна продолжала отставать от наиболее развитых стран, лишь в отдельные периоды, сокращая свое отставание.

Российская промышленность развивалась в данный период главным  образом по линии вытеснения вотчинно-дворянской фабрики частнопредпринимательской промышленно - купеческой фабрикой, а затем за счет кустарных и мануфактурных предприятий. Российское законодательство в те годы выделяло такие организационные структуры предпринимательства, как единоличные фирмы, торговые дома и акционерно-паевые общества. Участники торгового дома (“товарищи”) отвечали в случае несостоятельности предприятия всем своим имуществом, т.е. несли полную, неограниченную ответственность, а участники товарищества на паях (“пайщики”) и участники акционерного общества (“акционеры”) несли неполную, ограниченную ответственность в пределах их вклада в капитал предприятия.

К концу XIX - началу XX в. ведущую  роль в промышленности Российской империи  стали играть акционерные и паевые предпринимательские структуры. В  паевых предпринимательских структурах, где капитал уже имелся, пайщики  руководствовались мотивами расширения и развития дела, стремясь к ограничению  круга пайщиков в целях сохранения решающей роли за прежними владельцами фирмы.

В трудах К. Маркса, Ф. Энгельса и В. И. Ленина встречается немало негативных оценок предпринимательства, они считают его пережитком экономической  старости. В связи с этим история  развития российского предпринимательства  печальна. Прервавшись почти на 70 лет правления Советской власти, оно вряд ли может рассчитывать на возрождение. Надо строить систему  нового предпринимательства, соответствующую  современной рыночной системе. Однако нужно не забывать уроки истории, ведь осознание прошлых ошибок –  важнейший момент в концепции  управления

Период с октября 1917 года до начала 20-х годов можно условно  назвать вторым этапом развития отечественного предпринимательства. Его особенностью было широкое вытеснение предпринимательства  из экономической жизни. Такая политика вытекала из марксистских представлений  о коммунистическом обществе. Рассматривая предпринимательскую деятельность, классики марксизма связывали ее прежде всего с частной собственностью и эксплуатацией, хотя и признавали созидательные и организаторские функции предпринимателя. Во-первых, производительный труд сводился марксистами к преобразованию предметов труда и управлению этим процессом; предпринимательский же доход рассматривался как часть прибавочной стоимости, а деятельность, направленная на получение предпринимательского дохода - как форма эксплуатации рабочего класса. Во-вторых, обобществление производства трактовалось, в основном, как его огосударствление, национализация частного имущества, превращение народного хозяйства в единую фабрику, сверхсиндикат. В-третьих, планомерность понималась как централизованное установление заданий по производству, поставкам и ценам на продукцию всех участков этого синдиката, а распределение по труду – как оплата по количеству и сложности труда, затраченного на выполнение плановых заданий, практически без учета соотношения затрат и результатов.

Период НЭПа знаменовал собой  новый (третий) этап. Началом НЭПа можно  считать утверждение Советом  Труда и Обороны (СТО) «Основных  положений к восстановлению крупной  промышленности, поднятию и развитию производства» от 12.08.1926г., где провозглашался перевод промышленных трестов на хозяйственный и коммерческий расчет. Далее было принятие ЦИК и СНК  СССР 29.06.1927г. «Положения о государственных  трестах», юридически оформившего произошедшую на практике трансформацию коммерческого  хозрасчета в хозрасчет административный. В концепции новой экономической  политики возрождение предпринимательской  деятельности рассматривалось как  вынужденная необходимость, отступление  перед капитализмом. В период НЭПа интересы государства, как никогда  ранее, были четко сформулированы: держать  предпринимателей для своих целей. Но даже в этих условиях предпринимательство  стало развиваться на всех уровнях.

Четвертый этап в истории  отечественного предпринимательства  был самый длительный и драматичный. Он охватил период, длившийся около 60 лет – с конца 20-х годов  до второй половины 80-х годов. Это  был период безраздельного господства административно-командной системы. Из легального сектора экономики  предпринимательство практически  было изгнано (если не считать остатков индивидуально-ремесленнической деятельности) и перешло на нелегальное положение, переместившись в теневую экономику. Став одной из составных частей этого  сектора экономики, предпринимательская  деятельность в меньших масштабах  и с большей для себя опасностью все же продолжала свое существование.

Начало развития многоукладной  экономике в СССР выпало на конец 80-х годов с появлением экономических субъектов – представителей различных форм собственности. Наиболее благоприятными для их развития оказались 1987-1991 гг. По данным налоговых организаций, в этот период было зарегистрировано 240 тыс. малых предприятий.

В 1989-1990 гг. кооперативы образовывались в основном на основе государственной  собственности, поэтому сектор малого предпринимательства был тогда  незначителен. Государство оставалось доминирующим звеном экономики, а малое  предпринимательство так и оставалось на «вторых ролях». Но уже тогда  происходило его отделение в  самостоятельную отрасль относительно системы жесткого централизованного  управления. Первыми формами такого отделения были арендное и кооперативное  движение, но их развитие было технически отстало, и создать инновационный  климат как массовое явление они  не могли, так как условия хозяйствования на малых и средних предприятиях промышленности того периода не представляли собой нечто целое.

Новое в развитии малого предпринимательства появилось  в 1990 году, с изданием постановление  правительства о мерах по созданию и развитию малых предприятий, установлению налоговых льгот для них. Эта  идея состояла в том, чтобы начать массовый процесс приватизации мелких нерентабельных и малоэффективных  государственных предприятий, перевести  их на арендную систему поощрений, кооперативную  форму собственности либо передать трудовым коллективам на принципах акционирования.

В 1990-1991 гг. государственной  статистикой был зафиксирован рост малого предпринимательства, произошедший за счет преобразования кооперативов в малые предприятия, так как  они имели право на налоговые  льготы. Кроме того, сказалось отрицательное  отношение населения к кооперативам.

Классики экономической  теории о предпринимательстве.

Анализ учений классиков  экономической мысли в XVIII— XIX вв. позволяет сделать один из важных выводов: в них заложены фундаментальные  положения о предпринимательстве, предпринимателях, которые не потеряли актуальности и сейчас. В то же время  наблюдается широкий спектр взглядов на исследуемые вопросы. В своих  трудах классики дали научно-практическое определение сущности и роли предпринимателей в экономической деятельности. Уже  в начале XIX в. в их работах выделяются экономические, организационные и психологические признаки предпринимательства, которые позднее трансформируются в его основные функции. Тогда же, в XIX в., ученые-экономисты указывали на инновационный характер предпринимательства. Эта точка зрения широко исследуется в XX столетии, особенно во второй его половине.

Рассмотрим точки зрения отдельных ученых-экономистов на сущность предпринимательства и  предпринимателей. По мнению Р. Хизрича и М. Питерса, в XVIII в. предприниматель (антрепренер) — это лицо, заключившее с государством контракт, стоимость которого оговорена заранее. Такой человек берет на себя всю полноту финансовой ответственности за выполнение условий контракта, но если ему удается уложиться в сумму, меньшую оговоренной, то разницу он присваивает. Как утверждают Хизрич и Питере, первым ученым-экономистом, разработавшим одну из первых концепций предпринимательства, является Ричард Кантильон, по определению которого предприниматель — это человек, действующий в условиях риска (1725 г.). Можно утверждать, что Кантильон является родоначальником тезиса о предпринимателе как о хозяйствующем субъекте, принимающем на себя обязанность несения различных рисков из-за неопределенности исхода экономической деятельности. Р. Кантильон отличал функцию представления капитала от предпринимательской функции.

Значительный вклад в  разработку теории предпринимательства  внес А. Смит (1723—1790 гг.). В классическом произведении «Исследование о природе  и причинах богатства народов» (1776 г.) он анализировал важнейшие проблемы развития экономики, считая, что экономика  —это система, в которой действуют объективные экономические законы, поддающиеся познанию. Важное значение имеет учение Смита о разделении труда, о трудовой теории стоимости, о личном интересе индивидуумов. А. Смит считал, что труд есть истинный источник богатств. Он разработал теорию о роли рынка в развитии народного хозяйства, утверждал, что помещение капитала в стране наиболее благоприятно для национального благополучия, особенно при капитализации прибыли в отрасли материального производства.

Предприниматель, по Смиту, — это собственник капитала, который  ради реализации какой-то коммерческой идеи идет на экономический риск и  получение прибыли. По мнению ученого, предприниматель большей частью является капиталистом. А. Смит предпочитал  частную собственность как материальную основу предпринимательства, но у него не было безграничного доверия к  инициативе частных лиц. По его мнению, даже при встрече ради приятного  времяпрепровождения разговор предпринимателей одной и той же отрасли промышленности часто сводится к тому, чтобы устроить заговор против покупателей или  принять какое-нибудь соглашение для  повышения цен. По Смиту, чтобы частное  предприятие было полезно обществу, необходимы два важных условия: 1) у  предпринимателя должна быть личная выгода от предприятия; 2) конкуренция  должна держать его в определенных условиях. А. Смит является первым ученым-экономистом, который был против вмешательства  государства в предпринимательскую  деятельность, поскольку «правительства — всегда и без исключения величайшие расточители...». Но невмешательство  государства у А. Смита является общим принципом, а не абсолютным правилом, поэтому государство должно устанавливать размер процента, стоимость (минимальную) банковских акций и  др. Он был сторонником развития конкуренции между предпринимателями  и противником крупных монополий, полагая, что «потребление — единственный конец и единственная цель всякого  производства...».

Информация о работе История возникновения и развития предпринимательства