Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Августа 2013 в 11:34, реферат
Древнерусское государство, созданное в конце IX века складывается путем объединения восточнославянских племен, располагавшихся вдоль знаменитого торгового пути “из варяг в греки”. Торговля являлась одной из основ хозяйственной жизни славян.
Оплотом развития предпринимательства на Руси становились города, в которых сосредотачивались массы товаров, распределяемые отсюда как по стране, так и за рубеж. Вокруг городов возникало множество торговых и промысловых поселений.
Центральное место
в деятельности многих японских компаний
в последние годы принадлежит
специфической форме организаци
Работа в кружках, работа совместно со специалистами и управляющими принимают участие в решении производственных проблем, осуществляя на практике менеджмент, основанный на участии. Кружки качества пропагандируются как реальное воплощение широко распространенного в современной Японии лозунга: "каждый занятый - управляющий".
Можно с уверенностью утверждать, что быстрое усиление позиций Японии на мировом ранке за последние два десятилетия в значительной степени достигнуто за счет активного использования кружков качества, позволивших ускорить процесс развития производства, разработка и практическое освоение новейших прогрессивных технологий, роста производительности труда, повышения качества выпускаемой продукции. Усилилась моральная и материальная заинтересованность участников производства в результатах своей деятельности.
Политика управления предпринимателей " человеческими ресурсами" приобрела весьма своеобразные формы в Финляндии. Патронат страны выдвинул лозунг " антропоцентрической рыночной экономики", т.е. рыночного хозяйства, в центре которого стоит человек. Представители финского патроната считают главным сегодня добиться " освоения человеческого фактора", так как предпринимательская деятельность в современных условиях базируется в значительно большей степени на капитале, содержащемся в человеческом мозге, чем на традиционном капитале. Поэтому трудящимся рекомендуется максимально участвовать в деятельности форм, выдвигать новые идеи, а руководству фирм - организовать стимулирование с вознаграждением, поддерживать духовный рост и отношения "человек-человек" вместо отношений "человек-машина".
Другим популярным
направлением сегодняшней
Одна из аксиом подлинного предпринимательского хозяйствования на Западе - "интересы клиента превыше всего". Ориентация на потребителя, однако, не возникает сама по себе даже в условиях рынка. Она становится реально действующим принципом только на базе продуманной деловой стратегии, соответствующих организационно-управленческих концепций и методов. Их совокупность и есть маркетинг, который сегодня является одной из ключевых проблем западного предпринимательства. Удовлетворение ожиданий потребителей есть путь к успеху. В противном случае предприятие неминуемо потерпит крах.
В условиях рыночной экономики выживает только производитель, способный продлить то, что нужно потребителю. Поэтому основой маркетинга являются изучение потребностей людей, их эволюции, закономерностей формирования, а также способов удовлетворения нового опроса разработка конкретных программ производственно-коммерческой деятельности.
Бесспорно, что в отношениях предпринимателей и потребителей огромную роль играют чисто экономические соображения. Но наряду с подобными соображениями на Западе немалое значение имеют этические факторы.
Основой этики бизнеса являются честность и порядочность в деловых общениях. Утверждению этих принципов способствует государство. В США, например, был принят целый ряд законов и других актов, регулирующих отношения предпринимателей и граждан.
Ведущую роль в разработке и осуществлении этических норм играют сами предприятия и их объединения.
Многие формы
разрабатывают собственные
Вместе с тем не надо забывать и о недостатках присущих западному бизнесу.
За последние 10-20 лет происходит рост коррупции, причем не только в сфере государственной, но и в мире частного бизнеса. Во всех странах Запада ведется широкая борьба против коррупции, в которой активно участвуют и предприниматели, и их организации.
Характеризуя
историю российского
Эта традиция присуща и предпринимателям Запада. Во Франции, например, существует общенациональная Ассоциация развития меценатства промышленников и коммерсантов. В 1985 году ее расходы на поддержку культуры превысили 350 млн. франков.
Очень развито меценатство и в США. В 1989 году по оценке печати объем филантропических даров превысил в США 4,75 млрд. долл., что превышает общую сумму соответствующих расходов 1989г. во всех других странах Запада, вместе взятых. В США, пожалуй, не найдется ни одного университета, в финансировании которого не участвовал бы в той или иной форме какой-либо состоятельный предприниматель.
По сведениям английских авторов, главным направлением спонсорской деятельности предпринимателей Великобритании является спорт. На него приходится 90% всех филантропических даров.
Характеристика
опыта западного
Наиболее четко
особенности
Статус предпринимателя
в США, представления общества о
нем, оценка его действий пронизаны
высокой престижностью
Существенно отличается от американской социально-психологическая атмосфера Франции.
Французское предпринимательское
сословие так же стремится к обогащению,
как и американское, но оно не
афиширует этой своей деятельности,
не превращает ее в некий культ
богатства. Ограничителем является
представление о чести сословия
Третий вид
философии бизнеса
Престиж предприятий, система их действий основываются на правиле консенсуса между всеми участниками экономического процесса и общественной жизни. В обществе культивируется внимательное, объективное, уважительное отношение к достигнутым соглашениям. При этом отвергаются санкции, которые применяют в США по отношению к нарушителям соглашений.
Рассмотрим еще пример Японии. Прежде всего, по мнению специалистов, существует большое отличие опыта Японии от американского или западногерманского. Для Европы характерны "консюмеризм" индивидуализм и парламентская демократия. Экономическая стратегия здесь определяется " волей потребителя" и "правом на прибыль предпринимателя".
А что в Японии?
Действия японских предпринимателей " цементируются" не с помощью погони за личным обогащением, а с помощью таких ценностей, как призывы бороться против "опасности для японской нации" или лозунг единства всего японского, прославления дисциплины, "чувства иерархии".
В Японии издавна индивид не наделялся суверенными правами. Главное было в осознании индивидом своего места в пирамиде общества - семьи, фирмы, производства, всего государства. Интересы группы всегда ставились и ставятся сейчас выше интересов индивида. Но в то же время группа, производство, фирма, государство принимают самое активное участие в жизни каждой отдельной человеческой личности. Поэтому вся система японского менеджмента направлена на максимальные раскрытия способностей человека, на эффективное их использование, на пробуждение у персонала потребностей постоянно учиться и на стимулирование желания применять полученные знания в производственной практике.
Нельзя не обратить внимание при характеристике методов и тактики японских предпринимателей на такое явление как своеобразная "тойотизация Запада". "Тойота" - одна из крупных компаний Японии, успешно конкурирующая с американскими автомобильными гигантами на внутреннем рынке США.
В узком смысле
под "тойотизацией" имеется в
виду использование бригадной
А в широком смысле "тойотизацией" можно назвать совокупности средств и направлений деятельности всех предприятий Японии, использование которых ведет к "японизации" мира. И можно привести массу примеров экспансии японских предпринимателей.
Но мы приведем примеры другого характера, которые, по нашему мнению должны заинтересовать российских предпринимателей.
Первый пример касается учебы японских предпринимателей. Японцы сегодня - самые активные и прилежные ученики в американских школах бизнеса. Они вышли на первое место среди иностранных студентов во всех многочисленных школах бизнеса в США. Количество японских граждан, получивших после окончания бизнес школы звание делового магистра, за пятилетие 1988-1992г. возросло в три раза. Основная цель обучения в США - надо хорошо знать своего конкурента.
Второй пример - благотворительная деятельность японских предпринимателей, переживающая бурный рост в последние годы. В 1989году соответствующие расходы компаний Японии достигли порядка 1 млрд. долл.
В 1990 году в Японии создан клуб " одного процента", т.е. предприятий, которые на филантропические нужды выделяют не менее 1% их прибылей до уплаты налогов.
Учитывая размеры многих Японских предприятий, речь идет о немалых суммах. У "Тойоты", например 1% составил в 1991году 540 млн. долл.
Отметим, что не только Япония, США, но даже такая развитая страна как ФРГ также огромное внимание уделяет профессиональной подготовке предпринимательского персонала рабочих и технического состава), широкому внедрению современной организации менеджмента и маркетинговым исследованиям сегментации рынков.
Подводя итоги всему сказанному
об опыте западного
Список литературы.
1. Долгов С.И., Васильев В.В., Гончаров С.П. Основы внешнеэкономических знаний: словарь - справочник. - М., Высшая школа, 1990.
2. Киреев А.А. Международная экономика. -М., Международные отношения, 1997.
3. Леонтьев В.В. Экономические эссе. -М., Республика, 1992.
4. Международные экономические
отношения /Под ред. Р.И.
5. Мировая экономика /под ред. В. К. Ломакина. - М., Анкил, 1995”
6. Основы внешнеэкономических знаний /Под ред. И.П. Фоминского. - М., Международные отношения, 1995.
7. Шлихтер С.Б., Лебедева С.Л. Мировая экономика. - М., Catallaxy, 1998.