История развития внешней торговли в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2013 в 17:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы, является рассмотрение становления, и развития внешней торговли России с древнейших времен до настоящего времени, а также определение возможных направлений её развития на современном этапе.
Исходя из цели, формируются задачи исследования:
1. Рассмотреть условия зарождения и развития внешней торговли России;
2. Охарактеризовать состояние внешней торговли России на современном этапе;
3. Раскрыть перспективы развития страны.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ......................................................................................................................4
1 ВОЗНИКНОВЕНИЕ ВНЕШНИХ ТОРГОВЫХ ОТНОШЕНИЙ В РОССИИ........6
1.1 Внешняя торговля России X-XVII вв......................................................................6
1.2 Внешняя торговля России XVIII века...................................................................14
1.3 Российская торговля в первой половине XIX века..............................................17
2 РОССИЙСКАЯ ТОРГОВЛЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.....................................22
2.1 Интеграция России в систему мирового хозяйства..............................................22
2.2 Россия и ВТО...................................................................................................................25
2.3 Динамика внешней торговли России.....................................................................27
2.4 Перспективы внешней торговли России...............................................................31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................................................37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК..........................................................................39

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая. История предпринимательства..doc

— 245.00 Кб (Скачать файл)

 

2.2 Россия  и ВТО

 

Важным шагом на пути оздоровления международных торговых отношений может стать вступление России в ВТО. Рассмотрим некоторые аспекты присоединения России к ВТО.

Россия подала заявку на вступление в ВТО (до 1994 г. – ГАТТ) в 1993 г.

Соглашение об учреждении ВТО требует от вступающей страны принятия на себя таких же обязательств, какие уже взяли на себя страны-учредители. Каждый член организации должен обеспечивать соответствие своих законов, нормативных и административных актов его обязательствам, взятым по соглашениям, входящим в ВТО.

Из членства в ВТО можно извлечь ряд преимуществ:

1) на Россию распространится принцип режима наибольшего благоприятствования. В результате наше государство сможет воспользоваться постоянно снижающимися тарифами других стран. Отечественная продукция не будет попадать под дискриминационные меры. Россия сможет защищать свои торговые права от неправомерных действий других стран под эгидой процедуры разрешения споров ВТО. По данным Министерства внешнеэкономических связей Россия по степени дискриминации находится на втором месте в мире после Китая. По подсчетам специалистов, не являясь членом ВТО, Россия ежегодно из-за ограничений по допуску российских товаров на мировые рынки, теряет от 1 до 4 млрд. долл.

2) вступление в ВТО поможет разработать механизм допуска иностранного капитала в финансовую сферу России;

3) повысится роль стимулирующей и оздоровляющей международной конкуренции для российского производителя;

4) членство в ВТО позволит получить таможенные льготы, облегчит доступ к кредитам, привлечет инвесторов, облегчит получение передовых технологий.

С другой стороны, вступив  в ВТО, Россия в значительной степени  должна:

1) либерализовать свой внешнеторговый режим, реализуя принципы свободной торговли со странами-членами ВТО. Это может отрицательно повлиять на ее собственное производство, подрывая его и так невысокую конкурентоспособность;

2) Россия станет еще более зависимой от импортного продовольствия. Даже между промышленно развитыми странами возникают противоречия по поводу взаимных поставок сельскохозяйственной продукции. Без повышения импортных пошлин вытеснить импорт с российского продовольственного рынка будет очень сложно;

3) вступление в ВТО может привести к гибели достаточно конкурентоспособной металлургической промышленности России вследствие снижения таможенных тарифов на металлургическую продукцию;

4) страховой рынок может быть полностью захвачен иностранными страховщиками, имеющими значительно больший капитал, чем отечественные, и более развитую инфраструктуру;

5) наплыв дешевого импорта приведет к закрытию ряда производств и нарастанию безработицы [21].

Россия и США в  соглашении по ВТО достигли соглашения по 100 секторам услуг, в соответствии с которыми Россия и США взяли  на себя определенные обязательства. Так, Россия должна снизить ставки тарифов по промышленным товарам на 3% и снизить пошлины на ввоз иностранных автомобилей с 25% до 15%, самолетов – с 20% до 10% в течение 7 лет с момента присоединения к ВТО. Кроме того, Россия и США договорились также снизить пошлины на лекарства, одежду и обувь, продукцию электроники. Правительство США взяло на себя обязательство гарантировать безопасность поставляемой в Россию продовольственной продукции в соответствии с международными нормами. В настоящий момент присоединение России к ВТО приостановлено ввиду наложения вето со стороны Польши.

По мнению автора, подписание российско-американского протокола  о присоединении России к ВТО  и само вступление в ВТО (если оно  состоится) явится историческим шагом, который может возвратить Россию к рыночным принципам функционирования мировой экономики, и даст возможность полноправной, равной конкуренции на мировом рынке [22].

Можно высказать мнение, что вступление России в ВТО может оказаться несколько преждевременным, ввиду недостаточной отрегулированности таможенной политики и значительного отставания развития таможенной инфраструктуры от европейских стандартов. ВТО характеризуется очень жёсткими требованиями к своим членам, относительно перемещения через границы товаров и продукции.

 

2.3 Динамика внешней торговли России

 

По данным таможенной статистики внешнеторговый оборот России в 2009 году составил 469,0 млрд. долларов США (с учетом данных о торговле с Республикой Беларусь) и по сравнению с 2008 годом уменьшился на 36,2%( что, как и снижение других показателей экспорта и импорта, явилось одним из последствий мирового экономического кризиса), в том числе со странами дальнего зарубежья – 400,5 млрд. долларов США (снижение на 36,3%), со странами СНГ – 68,5 млрд. долларов США (снижение на 35,5%) (рис.1). Сальдо торгового баланса сложилось положительное в размере 134,3 млрд. долларов США, что на 66,2 млрд. долларов США меньше, чем в 2008 году. При этом в торговле со странами дальнего зарубежья сальдо равнялось 109,3 млрд. долларов США (уменьшение на 58,1 млрд.долларов США), со странами СНГ – 25,0 млрд.долл. США (уменьшение на 8,0 млрд.долларов США).

Экспорт России в 2009 году составил 301,6 млрд.долларов США и по сравнению с 2008 годом уменьшился на 35,5%, в том числе в страны дальнего зарубежья – 254,9 млрд.долларов США (снижение на 35,9%), в страны СНГ – 46,7 млрд.долларов США (снижение на 32,9%).

Причиной сокращения стоимостного объема экспорта России в 2009 году по сравнению с 2008 годом явилось резкое падение в конце 2008 года уровня цен основных сырьевых товаров, экспортируемых Россией, при этом следует отметить, что в течение 2009 года фиксировался их постепенный рост.

Импорт России в 2009 году составил 167,4 млрд.долларов США и по сравнению с 2008 годом снизился на 37,3%, в том числе из стран дальнего зарубежья – 145,6 млрд.долларов США (снижение на 36,8%), из стран СНГ – 21,8 млрд.долларов США (снижение на 40,5%).

Снижение стоимостных объемов российского импорта в 2009 году было связано с сокращением физических объемов импортных поставок, тогда как средние цены ввезенных товаров оставались практически на уровне прошлого года. При этом если в течение января-сентября 2009 года индекс средних цен импорта составлял около 97-98%, то в октябре-декабре он был зафиксирован на уровне 103-104%. 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 Объем внешней торговли Российской Федерации в 2007-2010 гг.


млрд. долларов США




 

 

 

 

 

 

 

 

 

По данным таможенной статистики в 2010 году  внешнеторговый  оборот России составил 625,4 млрд. долларов США (с учетом данных о торговле с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан) и по сравнению с 2009 годом возрос на 33,3%, в том числе, со странами дальнего зарубежья – 534,1 млрд. долларов США (рост на 33,4%), со странами СНГ – 91,3 млрд.долларов США (рост на 33,0%).

Сальдо торгового баланса  сложилось положительное в размере 167,5 млрд. долларов США, что на 33,2 млрд. долларов США больше, чем 2009 году. При этом в торговле со странами дальнего зарубежья сальдо равнялось 139,4 млрд. долларов США (рост на 30,1 млрд. долларов США), со странами СНГ – 28,1 млрд. долларов. США (рост на 3,1 млрд.долларов США).

По данным Росстата и  ФТС, по итогам 2010 г. впервые крупнейшим внешнеторговым партнером России стал Китай. Оборот торговли с Китаем вырос  за 2010 г. более чем в 1,5 раза достигнув 59,3 млрд. долларов США, обогнав предыдущих лидеров в торговле с Россией – Германию и Нидерланды (в 2010 г. - 2 и 3 место соответственно).

 Ещё более быстрыми  темпами в 2010 г. увеличился  внешнеторговый оборот с Украиной. Украина стала 5-м внешнеторговым  партнером России, вплотную приблизившись  к Италии, которая на 4-ом месте.

Таможенный Союз России, Белоруссии и Казахстана не стал толчком  к увеличению торговли между этими  странами. Так, средние темпы роста  торговли между Россией и Белоруссией  и Россией и Казахстаном в 2010 г. отставали от общих темпов роста  почти в 2 раза, показывая по сути их замедление. Совокупная доля Казахстана и Белоруссии во внешнеторговом обороте России составляет на более 6,9%, что конечно не сопоставимо с долей стран АТЭС – 23,3% и меньше доли Китая, составляющей 9,5%.

Ещё хуже обстоят дела с внешней торговлей с другими странами СНГ. Всего доля стран СНГ во внешней торговле России не превышает 14,6 %. Лидером же остается Евросоюз – 49,0%.

 Следует отметить  существенный рост торговли с  Южной Кореей и Японией. Темпы  роста торговли с этими странами существенно превысили общий средний рост.

Наибольший объём внешнеторгового  оборота – 396, 4 млрд. долларов обеспечил  экспорт товаров из России. В структуре  экспорта наиболее заметен экспорт  топливно-энергетических товаров – 67,5%. В то же время темп роста объёма импорта в 2010 г. превысил темп роста экспорта более чем на 5%, достигнув 228,9 млрд. долларов, наибольшая доля из которых пришлась на машины, оборудование и транспортные средства – 44,4%.

По предварительной оценке Минэкономразвития, положительное сальдо внешнеторгового баланса России в январе-феврале 2011 года увеличилось на 9,8% по сравнению с тем же периодом прошлого года. Таким образом, оно составило 34,4 млрд. долларов США.

В январе-феврале 2011 года объемы экспорта, импорта и сальдо торгового оборота достигли уровня января-февраля 2008 года. Экспорт в январе-феврале вырос на 23,5%— до 71,9 млрд. долларов, а импорт— на 39,4%— до 37,5 млрд. долларов США. При этом внешнеторговый оборот возрос на 28,5%— до 109,4 млрд. долларов.

В целом динамика внешней торговли положительная. Наблюдается рост внешнего товарооборота. Но при более внимательном рассмотрении можно найти и отрицательные стороны этого роста:

– экспорт растёт не за счёт увеличения объёма наукоемких товаров  в структуре экспорта, а за счёт увеличения доли сырьевой продукции в нём;

– основную часть импорта  России составляет машины, оборудование и транспортные средства.

 

2.4 Перспективы внешней торговли России

 

Одной из перспектив развития внешней торговли есть обеспечение  ведущих позиций России на мировых рынках высокотехнологичных товаров и услуг в соответствии с ее специализацией в глобальной научно-технологической сфере. Это – авиастроение, ракетно-космическая промышленность и космические услуги, атомная энергетика, судостроение, информационные и телекоммуникационные технологии и, в перспективе, наноиндустрия.

Следующая, это интеграция России в глобальную транспортную систему  и реализация транзитного потенциала российской экономики. Для этого  предстоит обеспечить конкурентоспособность российских международных транспортных коридоров за счет развития конкурентной тарифной политики на транспортные услуги, упрощения процедур оформления транзитных грузов, развития пунктов пропуска, а также путем обеспечения реализации российских интересов при разработке международных правил грузового транзита и заключения соглашений с заинтересованными странами о создании и функционировании транспортных коридоров.

Развитие двустороннего  и многостороннего сотрудничества с государствами - участниками СНГ  является приоритетным направлением внешнеэкономической политики Российской Федерации. Россия будет строить дружественные отношения с каждым из государств-участников СНГ на основе равноправия, взаимной выгоды, уважения и учета интересов друг друга, последовательно придерживаясь рыночных принципов в качестве важного условия формирования и укрепления объективных предпосылок для развития современных форм интеграции.

Интеграционные процессы в СНГ с участием России идут в различных форматах. Наиболее тесное взаимодействие складывается с Белоруссией в рамках создания Союзного государства. Российская Федерация будет оставаться приверженной Договору о создании Союзного государства и выполнять все имеющиеся договоренности, направленные на углубление экономической интеграции.

Дальнейшее развитие экономического сотрудничества и интеграционных процессов стран СНГ будет осуществляться в соответствии с положениями Стратегии экономического развития Содружества Независимых Государств на период до 2020 года. В предстоящий период приоритетными направлениями развития взаимодействия будут являться:

  • Совершенствование режима свободной торговли на пространстве СНГ; создание элементов единого экономического пространства: движение услуг, инвестиций, трудовая миграция;
  • Взаимодействие в области транспорта, в том числе формирование сети международных транспортных коридоров;
  • Углубление сотрудничества в области энергетики в целях повышения надежности энергоснабжения и оптимизации использования топливно-энергетических ресурсов;
  • Формирование на основе национальных инновационных систем межгосударственного инновационного пространства, способствующего эффективному использованию научно-технических разработок и изобретений, независимо от страны происхождения;
  • Создание эффективных механизмов платежно-расчетных отношений.

ЕврАзЭС является наиболее динамично развивающимся интеграционным объединением. В рамках ЕврАзЭС Россия вместе с Белоруссией и Казахстаном формирует Таможенный союз, что является важнейшим направлением развития интеграционных процессов на среднесрочную перспективу. Одновременно продолжится работа по формированию условий для перехода к единому экономическому пространству [23].

Таблица 1 Основные целевые индикаторы внешнеэкономической политики до 2020 года (млрд. долларов США)

 

2015 прогноз

2020 прогноз

Экспорт товаров, всего

638

442

903

477

экспорт топливно-энергетических товаров

375

247

484

232

экспорт машин и оборудования

55

49

122

94

Импорт товаров, всего

683

585

943

703

Экспорт транспортных услуг

23,4

41

Прямые инвестиции российских компаний за рубежом

93

216

Прямые иностранные инвестиции в Россию

108

209

Информация о работе История развития внешней торговли в России