Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2012 в 12:02, реферат
Предпринимательство – неотъемлемый элемент современной рыночной системы хозяйствования, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться.
Независимые предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны.
Федеральное агентство связи
Государственное образовательное
учреждение высшего профессионального
образования «Сибирский государственный
университет телекоммуникаций и
информатики»(ГОУ ВПО «СибГУТИ»
Тема реферата «История становления
и развития российского
Предпринимательство
– неотъемлемый элемент современной рыночной
системы хозяйствования, без которого
экономика и общество в целом не могут
нормально существовать и развиваться.
Независимые предприниматели представляют
собой наиболее многочисленный слой частных
собственников и в силу своей массовости
играют значительную роль не только в
социально-экономической, но и в политической
жизни страны.
Предпринимательство
обеспечивает укрепление рыночных отношений,
основанных на демократии и частной собственности.
По своему экономическому положению и
условиям жизни частные предприниматели
близки к большей части населения и составляют
основу среднего класса, являющегося гарантом
социальной и политической стабильности
общества.
В Конституции России определено, что
каждый гражданин имеет право на свободное
использование своих способностей и имущества
для предпринимательской и иной не запрещенной
законом экономической деятельности.
Права и свободы человека и гражданина,
а значит, и право свободной предпринимательской
деятельности осуществляются на всей
территории России и распространяются
на каждого гражданина страны. Все органы
государственной власти обязаны обеспечивать
и защищать в своей деятельности права
предпринимателей и свободу предпринимательства,
а их противодействие должно рассматриваться
как нарушение Конституции России. Государство
признает и защищает равным образом частную,
государственную, муниципальную и иные
формы собственности. Статистические
данные свидетельствуют о том, что предпринимательство
стало заметным явлением в экономике России.
Сегодня в стране работает около 850 тыс.
малых предприятий с численностью постоянно
занятых свыше 6 млн. человек, зарегистрировано
около 3,5 млн. предпринимателей, занимающихся
индивидуальной трудовой деятельностью.
С учетом работающих по договорам и по
совместительству, а также предпринимателей,
работающих без образования юридического
лица, в предпринимательстве занято около
14 млн. человек. С учетом предприятий, которые
фактически являются малыми, но не могут
быть отнесены к таковым по тем или иным
формальным признакам, а также так называемых
средних предприятий, можно говорить об
удвоении представленных цифр[9].
География устойчивого развития предпринимательства
постоянно расширяется, хотя и сохраняется
неравномерность его распространения:
более половины работающих в стране малых
предприятий сосредоточено в восьми субъектах
России, около четверти – в Москве. Предприниматели
за годы экономических преобразований
приобрели опыт ведения бизнеса. Повысился
профессиональный уровень многих предпринимателей
и управленцев. В целом произошла сегментация
рынков, появилось больше предприятий,
ориентированных на производственный
сектор и сферу услуг, улучшается качество
продукции пищевой и легкой промышленности.
То же можно сказать и о сфере услуг в крупных
городах. Вместе с тем, по-прежнему невелика
доля производственного сектора, слабо
внедряются новые технологии. Отдельные
примеры выпуска высококачественных товаров
до сих пор не решают проблему низкой конкурентоспособности
основной продукции малых предприятий.
Динамику развития предпринимательства
можно охарактеризовать одним словом
– застой: количественные показатели
развития предпринимательства в России
остаются практически неизменными с 1994
г.
Как свидетельствуют историки, самым благоприятным
периодом отечественного развития предпринимательства
был период с 1861 г. по 1917 г., когда нарастание
предпринимательской активности ощущалось
вне зависимости от реформаторской деятельности
царей, правительства, от кризисов или
благоприятных условий. Российское общество
было подготовлено к преобразованиям
всем ходом предшествующего внутреннего
и международного развития.1
Предпринимательство, в широком
смысле - самостоятельная деятельность
людей, организующих производство или
торговлю, т.е. имеющих свое дело, которое
приносит доход. Развитие предпринимательства,
рыночных отношений в России отличалось
рядом особенностей, главная из которых
сводится к следующему. Наша страна
относится к группе стран (Германия,
Италия, Япония), которые с определенным
опозданием, во втором эшелоне, приступили
к индустриализации своих экономик
и как следствие вынуждены
были часто опираться в своем
утверждении не только на экономические,
но и на административные методы. В
экономике Российской империи государство
играло особенно большую роль. Основная
ставка делалась не на свободу предпринимательства,
как в Англии или США, а на государственное
регулирование, что предопределило
относительно жесткую подчиненность
предпринимательской
К началу реформ (1861 г.) в России насчитывалось
128 акционерных обществ с
В 1861 - 1873 гг. в стране было учреждено 357 акционерных обществ: 53 железнодорожных общества с капиталом примерно 700 млн. руб., 73 банка с капиталом порядка 220 млн. и 163 промышленных общества с капиталом в 130 млн. руб. Российская промышленность росла быстрее, чем промышленность ведущих европейских держав. По подсчетам специалистов немецкого конъюнктурного института, продукция всей российской промышленности возросла в 1860 - 1900 гг. более чем в 7 раз. Тем не менее, по душевым показателям промышленного развития наша страна продолжала отставать от наиболее развитых стран, лишь в отдельные периоды, сокращая свое отставание.
Российская промышленность развивалась в данный период главным образом по линии вытеснения вотчинно-дворянской фабрики частнопредпринимательской промышленно - купеческой фабрикой, а затем за счет кустарных и мануфактурных предприятий. Российское законодательство в те годы выделяло такие организационные структуры предпринимательства, как единоличные фирмы, торговые дома и акционерно-паевые общества. Участники торгового дома (“товарищи”) отвечали в случае несостоятельности предприятия всем своим имуществом, т.е. несли полную, неограниченную ответственность, а участники товарищества на паях (“пайщики”) и участники акционерного общества (“акционеры”) несли неполную, ограниченную ответственность в пределах их вклада в капитал предприятия.
К концу XIX и началу XX в. ведущую роль в промышленности Российской империи стали играть акционерные и паевые предпринимательские структуры. Цепь акционерных обществ - мобилизация широкого круга лиц. В паевых предпринимательских структурах, где капитал уже имелся, пайщики руководствовались мотивами расширения и развития дела, стремясь к ограничению круга пайщиков в целях сохранения решающей роли за прежними владельцами фирмы.
К рубежу двух веков акционерно-паевые предпринимательские структуры (около 1300 ед.) доминировали в отраслях, давших вместе 2/3 всей промышленной продукции. В отраслях, выпускавших оставшуюся 1/3 промышленной продукции господствовало, за небольшими исключениями, единоличное предпринимательство. Они играли ведущую роль, например, в мукомольном производстве, в лесоперерабатывающей промышленности, в винокурении и шерстяной промышленности. Крупные же единоличные фирмы конкурировали на равных с акционерными и паевыми фирмами практически во всех отраслях российской промышленности.
Удельный вес акционерных
К началу века наметились тенденции монополистического объединения российских предпринимателей. Несмотря на то, что интенсивные процессы монополизации экономики дооктябрьской России развернулись на 10 лет позднее (начало 80-х годов XIX в,), нежели чем в Западной Европе, к началу ХХ в. в стране насчитывалось уже около 140 различных монополистических объединений в 45 отраслях промышленности. Процессы монополизации охватили ведущие отрасли промышленности. В остальных отраслях они развивались чаще всего в каком-либо отдельном производстве: в промышленности стройматериалов, к примеру, было монополизировано цементное производство, а в пищевкусовой в сахарорафинадное.
На рубеже XX века произошло вытеснение с лидирующих позиций мелкого и среднего предпринимательства крупными фирмами. Если в 1890 г. крупные фирмы с годовым производством 100 тыс. рублей и более преобладали в 8 отраслях, то всего лишь через 10 лет, в 1900 г., крупное предпринимательство преобладало уже в 21-й отрасли (83.1% валового промышленного производства). Процессы монополизации и оттеснения мелкого и среднего предпринимательства сопровождались резким сокращением общего количества предпринимательских единиц: с 31799 в 1890 г. до 24572 в 1908 г.2
Хотя отечественные
Зарубежная деятельность российского предпринимательства чаще всего сводилась к экспорту товаров, который резко преобладал над вывозом капитала. С 1900 по 1913 г. оборот внешней торговли Российской империи вырос в два с лишним раза, в основном за счет хлеба. Его экспорт в предвоенные пять лет в среднем составлял 727 млн. пудов. Россия занимала, как известно, первое место по вывозу хлеба (1/3 мирового экспорта хлеба), оставляя позади Аргентину и США. В Западную Европу российские предприниматели вывозили преимущественно сырьевые товары, а также продовольствие: лес, лен, кожу, яйца, хлеб. В восточные страны - промышленные товары, главным образом хлопчатобумажная ткань, шерсть, нефтепродукты, марганцевая руда, стекло, металлические изделия.
В целом предпринимательство во второй половине XIX в. - начале XX в. получило наибольшие в России возможности развития. Однако противоречия общественной и экономической системы не могли оказать влияния на развитие предпринимательства. Попытки более энергично идти по пути реформ, предпринятые Витте, Столыпиным, до такой степени изменили жизнь людей, что сообщество всей силой своих традиций и энергии "под корень уничтожило недостаточно прочные основания частного интереса и социальной независимости". Тем более, что предпринимательская деятельность и ее носители давали много поводов для недовольства, даже ненависти, со стороны других групп населения. Но можно утверждать, что не сама предпринимательская деятельность, а условия, в которые она была поставлена в России, заставляли ее носителей обманывать, приспосабливаться, обходить закон, который все запрещает, - и все это в гораздо больших объемах, чем при нормальных экономических отношениях. Если бы капитализм развивался естественно и постепенно, он бы проникал в жизнь людей определенными привычками, этическими и профессиональными нормами, которые бы передавались из поколения в поколение. Такой постепенности не было отпущено России даже в самый благоприятный период в истории предпринимательства - в конце XIX в. - начале XX в.
Период с октября 1917 года до начала
20-х годов можно условно
Эти выводы верны не для любой
экономики, а лишь для той, которая
действует при административно-
Период НЭПа знаменовал собой новый (третий) этап. Началом НЭПа можно считать утверждение Советом Труда и Обороны (СТО) «Основных положений к восстановлению крупной промышленности, поднятию и развитию производства» от 12.08.1926 г., где провозглашался перевод промышленных трестов на хозяйственный и коммерческий расчет. Далее было принятие ЦИК и СНК СССР 29.06.1927 г. «Положения о государственных трестах», юридически оформившего произошедшую на практике трансформацию коммерческого хозрасчета в хозрасчет административный.
В концепции новой экономической
политики возрождение
Предпринимательскими
Информация о работе История становления и развития российского предпринимательства