Конкуренция

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Мая 2013 в 11:23, реферат

Краткое описание

Ценовая конкуренция - это когда производитель хочет добиться успеха, понижая цены. Понижение цены - обычно вынужденное, экономически невыгодное для товаропроизводителя мероприятие, так как, в конечном счете, оно приводит к снижению прибыли, т.е. конкуренция, которая предполагает продажу товаров и услуг по ценам ниже, чем у конкурента. Снижение цены возможно либо за счет снижения издержек, либо за счет уменьшения прибыли. Неценовая конкуренция - это конкуренция когда производитель старается привлечь потребителя качеством товара и надёжностью, всеми законными методами такими как обновление товара, маркетинг, реклама, но не снижением цены, цена остаётся высокой, но товар того стоит.

Содержание

Конкуренция
Условия конкуренции
Конкурентность рынка
Конкуренция количественная
Функции конкуренции
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

предпр-во.docx1.docx

— 33.85 Кб (Скачать файл)

Различают несколько типов монополий:

1. естественная монополия. Ею обладают частные собственники и хозяйственные организации, имеющие в своем составе редкие и свободно не возобновимые элементы производства (редкие металлы, особые земельные участки и т.д.)

2. искусственные монополии. Под этим условным названием понимают объединения, создаваемые ради получения монополистической выгоды. Искусственные монополии выступают в виде различных монополистических отношений.

 

 

Виды монополии 

1. Картель - простейшая форма монополистического объединения. В отличие от других более устойчивых форм, монополистических структур (синдикаты, тресты, концерны) сохраняет финансовую производственную самостоятельность. Объектами соглашения могут быть: ценообразование, сферы влияния, условия продаж, использование патентов. Действует, как правило, в рамках одной отрасли. Затрудняет функционирование рыночных механизмов. Попадает под действие антимонопольного законодательства. В одних странах мира запрещены законом, в других, напротив, их формирование поощряется в целях реструктуризации промышленности, стандартизации материалов и комплектующих, ограничения конкуренции между мелкими фирмами

2. Синдикаты - (от гр. syndikos - действующий сообща) - организационная форма монополистического объединения, при которой вошедшие в него компании теряют коммерческую сбытовую самостоятельность, но сохраняют юридическую и производственную свободу действий. Иными словами, в синдикате сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизовано. Были широко распространены в дореволюционной России. Возникли международные синдикаты. Классическим примером является алмазный синдикат «Де Бирс», сосредоточивший в своих руках реализацию практически всех добываемых в мире необработанных алмазов. Россия, так же как и многие другие страны, вынуждена сотрудничать с этим синдикатом. Пока он располагает возможностями давления на аутсайдеров, пытающихся вести торговлю алмазами самостоятельно, вплоть до их полного вытеснения с рынка

3. Трест - форма монополистического объединения, при которой вошедшие в него предприятия теряют и производственную, и коммерческую самостоятельность предприятий, руководство осуществляется из единого центра. Прибыль треста распределяется в соответствии с деловым участием отдельных предприятий.

4. Концерн - (от англ. concern - участие, интерес) - организационная форма объединения предприятий различных отраслей, находящихся под единым управлением и финансовым контролем. Обычно в состав концерна, кроме производственных, транспортных и торговых предприятий, входят банки или какие-то другие финансовые организации - страховые, пенсионные фонды, кредитные учреждения и т.п. Участники концерна остаются формально самостоятельными, но контролируются и управляются единым центром компании. Такая структура позволяет повысить конкурентоспособность фирмы за счет внутреннего финансирования, продажи продукции подразделениям концерна по внутренним трансфертным ценам.

5. Пул получил распространение в области использования проектов. Участники пула приходят к взаимовыгодным соглашениям о форме передачи патентов и лицензий. Прибыль распределяется в соответствии с квотой, определяемой при вступлении в пул.

6. Холдинг - (от англ. holding) - акционерная компания, владеющая контрольным пакетом акций одного или нескольких акционерных обществ с целью контроля и управления их деятельностью. Существуют два основных вида холдинговых компаний: чистый холдинг, выполняющий лишь контрольно-финансовые функции для обеспечения единого управления; смешанный холдинг, который, кроме того, занимается предпринимательской деятельностью (промышленной, транспортной, торговой, финансово-кредитной и др.). Захватывая контрольный пакет акций в других фирмах (дочерних, внучатых), холдинг через систему участия подчиняет себе эти формально независимые фирмы, которые располагают капиталами, значительно превосходящими собственный.

7. Законными формами чистой монополии  являются также патенты, авторские права, товарные знаки. Патент - документ, выдаваемый уполномоченным государственным органом, удостоверяющий авторство изобретения, а также исключительное право патентообладателя на использование изобретения. Действует в течение установленного законом срока. Товарные знаки - это символы, используемые предприятиями, зарегистрировав которые государство делает незаконным ее использование другими.

 

 

 

 

Конкуренция количественная

В зависимости от соотношения между  количеством производителей и количеством  потребителей различают следующие  виды конкурентных структур:

· а) большое количество самостоятельных  производителей некоторого однородного  товара и масса обособленных потребителей данного товара. Структура связей такова, что каждый потребитель, в принципе, может купить товар у любого производителя, сообразуясь с собственной оценкой полезности товара, его ценой и собственными возможностями приобретения данного товара. Каждый производитель может продать товар любому потребителю, сообразуясь только с собственной выгодой. Ни один из потребителей не приобретает какую-либо существенную долю общего спроса. Данная структура рынка называется полиполией и порождает так называемую совершенную конкуренцию.

· б) огромное число обособленных потребителей и малое количество производителей, каждый из которых может удовлетворить  значительную долю общего спроса. Такая  структура называется олигополией  и порождает так называемую несовершенную  конкуренцию. Предельным случаем данной структуры, когда массе потребителей противостоит единственный производитель, способный удовлетворить общий  спрос всех потребителей, является монополия. В случае, когда рынок  представлен относительно большим  числом производителей, предлагающих гетерогенную (разнородную) продукцию, то говорят о монополистической  конкуренции;

· в) единственный потребитель товара и множество самостоятельных  производителей. При этом единый потребитель  приобретает весь объем предложения  товара, который поставляется всем множеством производителей. Данная структура  порождает особый тип несовершенной  конкуренции, называемый монопсонией (монополия спроса);

· г) структура взаимосвязей, где единому потребителю противопоставляется единственный производитель (двусторонняя монополия), вообще не является конкурентной, но также не является и рыночной.

Конкуренцию можно условно разделить  на добросовестную и недобросовестную.

Основные методы добросовестной конкуренции:

· повышение качества продукции,

· снижение цен («война цен»),

· реклама,

· развитие до- и послепродажного  обслуживания,

· создание новых товаров и услуг  и использование достижений НТР  и т.д.

Основные методы недобросовестной конкуренции:

· экономический (промышленный шпионаж);

· подделка продукции конкурентов;

· подкуп и шантаж;

· обман потребителей;

· махинации с деловой отчетностью;

· валютные махинации;

· сокрытие дефектов и т.д.

Конкуренция по своему содержанию весьма противоречива. С одной стороны, она выражает стремление к свободе, экономической независимости - это  проявление центробежных сил. С другой - стремление самих конкурентов обезопасить  себя от превратностей борьбы, что  свидетельствует о центростремительной  тенденции к объединению усилий, своего рода экономической солидарности, гарантом которых выступает государство, законы поведения на рынке, защищающие интересы национальных предпринимателей от конкуренции иностранного капитала, и т.д. Более того, стремление победить в конкурентной борьбе ведет к  установлению господствующего положения  на рынке, захвату рыночной власти, к образованию монополий. Конкуренция  и монополизм - это не две различные  взаимоотрицающие экономические силы, а две стороны одного и того же рыночного взаимодействия.

 

 

 

 

Функции конкуренции

Конкуренция направляет ограниченные ресурсы в те отрасли и виды деятельности, на продукцию и услуги которых имеется спрос. Это называется функцией размещения.

Инновационная функция конкуренции  заключается в стимулировании внедрения  достижений науки и техники, новых  технологий, выпуска новых видов  продукции и услуг, повышения  качества продукции и услуг, и  т.д.

Функция конкуренции, заключающаяся  в создании условий для получения  доходов и прибыли наиболее успешными  предприятиями и приводящая к  банкротству предприятия, чья продукция и услуги не востребованы потребителем, называется распределительной.

Конкуренция является инструментом (средством), которое препятствует возникновению  и существованию устойчивой монопольной  власти на рынке. Например, монополист может назначить цену. Но конкуренция  предоставляет покупателю возможность  выбора среди нескольких продавцов. Чем совершеннее конкуренция, тем  справедливее цена. То есть конкуренция  обладает контролирующей функцией.

Конкуренция способствует установлению равновесной цены, уравнению спроса и предложения. На чисто конкурентном рынке отдельные фирмы осуществляют незначительный контроль над ценой  продукции, имеют настолько небольшую  часть от общего объёма производства, что увеличение или уменьшение её выпуска не будет оказывать ощутимого  влияния на цену товара. Производитель, равно как и покупатель, всегда должен ориентироваться на рыночную цену. Таким образом, конкуренция  способствует достижению компромисса  между продавцами и покупателями.

Конкуренция поддерживает общественно  нормальные условия производства и  реализации товаров и услуг. Она  как бы подсказывает товаропроизводителям, сколько капитала они должны вложить  в производство того или иного  товара, т.е., когда на рынке установится  равновесная цена на данный вид товара, больше прибыли будет иметь тот, кто произвёл товар по более низкой себестоимости. А при избытке  данного вида товара произойдёт резкое падение цен, и продавец, затративший  на производство много средств, понесёт  убытки. Таким образом, конкуренция  поддерживает нормальные для всего  общества условия производства.

Конкуренция стимулирует научно-технический  прогресс и повышение эффективности  производства. Так как конкуренция  служит «уравнительницей» цен, то можно  сделать вывод, что при рыночном соперничестве будет побеждать  тот, кто имеет товары высокого качества и максимально низкой себестоимостью. А для этого необходимо постоянно  обновлять условия производства, затрачивать большие капиталовложения на совершенствование техники. В  настоящее время встречается  много находчивых предпринимателей, которые готовы пойти на риск при  производстве товаров с применением  новой технологии.

Следовательно, конкуренция играет важную роль в рыночных отношениях. Она стимулирует развитие экономики  и самих работников, деятельность самостоятельных единиц. Через нее  товаропроизводители как бы контролируют друг друга. Их борьба за потребителя  приводит к снижению цен, уменьшению издержек производства, улучшению качества продукции, развитию научно-технического прогресса.

· обеспечение нацеленности производителя  на запросы потребителя, без чего нельзя получить прибыль;

· стимулирование роста эффективности  производства, обеспечивающее «выживание»  производителей;

· дифференциация товаропроизводителей (одни выигрывают, другие остаются при  своем, третьи - разоряются);

· давление на производство, распределение  ресурсов между отраслями народного  хозяйства в соответствии со спросом  и нормой прибыли;

· ликвидация неконкурентоспособных  предприятий (их продажа с молотка, слияние, преобразование и т.д.);

· стимулирование снижения цен и  повышения качества товаров. Уровень  конкурентной борьбы во многом зависит  от «жизненного цикла», в процессе которого происходит движение продукции  от ее основания до снятия с производства. Он делится на четыре фазы:

· внедрения, освоения новой продукции. Для этой фазы характерны незначительные объемы продаж и высокие цены на выпускаемую продукцию;

· роста, когда происходит увеличение объемов производства, рост спроса, сохранение высоких цен;

· зрелости, когда объем производства продукции достигает максимума, наступает насыщение спроса, замедление темпов роста, происходит обострение конкуренции  и понижение цен;

· старения - заключительная. На этой фазе спрос на продукцию снижается  до минимума, объем выпуска уменьшается, уровень конкурентной борьбы затухает, большая часть продукции снимается  с производства и начинается ее замена новой.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Экономическая теория: учебник  для вузов/ Под ред. Проф. И.П. Николаевой

2. Хозяйственной право. Краткий курс: учебное пособие/ Н.Ю. Круглова.

3. С. Ивашковский. Глоссарий по книге «Микроэкономика», 2001 г.

4. Т.О. Айман Хозяйственное право.

5. Предпринимательское (хозяйственное)  право: учебник под редакцией  С.А. Зинченко. Г.И. Колесника


Информация о работе Конкуренция