Конкуренция и предпринимательская деятельность в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 17:55, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является изучение понятий конкуренции и предпринимательства, их взаимосвязи, а также особенности влияния конкуренции на предпринимательскую деятельность в России.
Главными задачами курсового проекта являются:
– Рассмотреть понятие конкуренции, ее место и роль в предпринимательской деятельности
– Раскрыть сущность, а также основные черты и формы предпринимательства
– Рассмотреть типы конкурентного поведения предпринимателей
– Определить проблемы развития конкуренции и предпринимательства в России
– Выявить способы поддержки конкуренции и методы осуществления антимонопольной политики

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 71.32 Кб (Скачать файл)

В зависимости от вида деятельности предпринимательство можно разделить на производственное, коммерческое, финансово-кредитное. Каждая форма имеет свою специфику, особенности и, следовательно, свою технологию.[3,109]

Производственное  предпринимательство.

Предпринимательство называется производственным, если сам предприниматель непосредственным образом, используя в качестве факторов орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для последующей реализации (продажи) потребителям, покупателям, торговым организациям.

В широком смысле слова  производственное предпринимательство  есть создание любого полезного продукта, необходимого потребителям, обладающего способностью быть проданным или обмененным на другие товары.

В России производственное предпринимательство является наиболее рисковым занятием, так как структурная перестройка экономики не обеспечила необходимых условий для развития производственного предпринимательства.

Коммерческое  предпринимательство.

Принцип организации коммерческо-торгового предпринимательства несколько отличается от производственного, так как  предприниматель выступает непосредственно в роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю (покупателю). Особенностью торгового предпринимательства является непосредственные экономические связи с оптовыми и розничными потребителями товаров, работ, услуг.

Коммерческое предпринимательство  охватывает все виды деятельности, которые непосредственным образом относятся к обмену товара на деньги, денег на товар или товар на товар. Хотя основу коммерческого предпринимательства составляют товарно-денежные операции купли-продажи, в нем оказываются задействованными практически те же факторы и ресурсы, что и в производственном предпринимательстве, но в меньших масштабах.

Коммерческое предпринимательство  привлекает видимой возможностью продать  товар по цене намного более высокой, чем он был куплен, и положить тем самым в карман весомую прибыль.

Торговое предпринимательство  более мобильно, изменчиво, так как  непосредственно связано с конкретными потребителями. Считается, что для развития торгового предпринимательства должны быть как минимум два основные условия: относительно устойчивый спрос на продаваемые товары (поэтому необходимо хорошее знание рынка) и более низкая закупочная цена товаров у производителей, что позволяет торговцам возместить торговые издержки и получить необходимую прибыль. Торговое предпринимательство связано с относительно высоким уровнем риска, особенно при организации торговли промышленными товарами длительного пользования.

Финансово-кредитное предпринимательство.

Финансовое предпринимательство - это особая форма коммерческого  предпринимательства, в котором  в качестве предмета купли-продажи выступают валютные ценности, национальные деньги (российский рубль) и ценные бумаги (акции, облигации и др.), продаваемые предпринимателем покупателю или предоставляемые ему в кредит. При этом имеется в виду не только и не столько продажа и покупка иностранной валюты за рубли, хотя и это тоже финансовая сделка, а непредвиденный круг операций, охватывающий все многообразие продажи и обмена денег, других видов денежных средств, ценных бумаг на другие деньги, иностранную валюту, ценные бумаги.

Суть финансовой предпринимательской  операции состоит в том, что предприниматель приобретает основной фактор предпринимательства в виде различных денежных средств (денег, иностранной валюты, ценных бумаг) за определенную денежную сумму у обладателя денежных средств. Приобретенные денежные средства продаются затем покупателям за плату, превышающую денежную сумму, затраченную первоначально на покупку этих денежных средств, в результате чего образуется предпринимательская прибыль.

В случае кредитного предпринимательства  предприниматель привлекает денежные вклады, выплачивая обладателям вкладов вознаграждение в виде депозитного процента вместе с последующим возвратом вклада. Привлеченные деньги выдаются затем в долг покупателям кредитов под кредитный процент вместе с последующим возвратом вклада. Привлеченные деньги выдаются затем в долг покупателям кредитов под очередной процент, превышающий депозитный. Разница между депозитным и кредитным процентом служит источником прибыли предпринимателей-кредиторов.

Финансово-кредитное предпринимательство  относится к числу самых сложных, оно имеет глубокие исторические корни в ростовщичестве, известном со времен Древней Греции.

На сегодняшний день существует три основные формы предпринимательства: индивидуальные фирмы, партнерства и корпорации.[20,58]

Индивидуальным  предпринимателем является физическое лицо (гражданин), которое лично ведет дело от своего имени, на свой счет и свой риск, самостоятельно принимает хозяйственные решения. При этом предприниматель трудится сам, не привлекая дополнительную рабочую силу. Такое предпринимательство классифицируется как индивидуальная трудовая деятельность и регистрируется в местных органах власти, осуществляется на основе патента, а предприниматель уплачивает налоги как физическое лицо.

Индивидуальный предприниматель  самостоятельно распределяет прибыль  от своей деятельности, оставшуюся после уплаты налогов.

Партнерство - это добровольное соглашение о сотрудничестве между двумя или более сторонами, в котором все участники договариваются работать вместе для достижения общей цели или выполнения определенной задачи и разделять риски, ответственность, ресурсы, правомочность и прибыль.

Корпорация   —  это   акционерное общество, где право владения представлено и ограничено долей капитала, вложенного в дело. Пуская акции в обращение, корпорация достигает высокой концентрации капитала и может позволить себе более сложную организацию управления, по сравнению с первыми двумя формами владения. Корпорации доминируют в американском бизнесе. Они контролируют значительные потоки капитала, имеют огромное количество работников и обеспечивают население большим ассортиментом товаров и услуг. Они оказывают огромное влияние на социальную и политическую жизнь страны.

Достоинства и недостатки основных форм предпринимательства  представлены в Приложении 1.

Для успешного осуществления  предпринимательской деятельности необходимо опираться на следующие принципы:[15,132]

  1. самостоятельность, свобода выбора, направлений и метода действий:

–  свобода выбора деятельности (с учетом ограничений законодательства)

– самостоятельное формулирование программы деятельности, выбор поставщиков и потребителей, установление цен

–  свободный наем работников

–  свободное распределение и использование полученной прибыли

–  самостоятельное осуществление внешне-экономической деятельности

2) нацеленность на достижение успеха (прибыль)

3)наличие риска в начале и в развитии бизнеса

4)личная ответственность за результаты

5)стремление к новому (инновация)

6) гибкость, самообновляемость

Роль государства как  субъекта предпринимательской деятельности представлена в Приложении 2.

 

1.3.Типы конкурентного поведения предпринимателей

 

Конкуренция обуславливается  правом каждого из субъектов деловых  отношений на реализацию своего экономического потенциала. Это неизбежно приводит к столкновению между ними, к стремлению достичь своих целей за счет ущемления интересов других. При этом различают 3 типа конкурентного поведения:[24,124]

  1. креативный
  2. приспособленческий
  3. обеспечивающий

При креативном поведении предприниматель осуществляет мероприятия, направленные на создание новых элементов отношений, которые обеспечивали бы преимущество над конкурентами. Например, разработка и внедрение новой продукции, новые технологии, новых способов организации производства и т.д. Главный признак креативной конкуренции – это стремление к измененнию существующей структуры спроса и предложения.

Приспособленческий тип конкуренции состоит в учете инновационных изменений в производстве у конкурентов и мероприятия упреждающих действий конкурентов. Приспособленческое поведение применяется тогда, когда предприниматель не совсем уверен в своих инновационных возможностях и поэтому стремится к копированию, возможно в более короткие сроки достижения конкурентов(пример: промышленный шпионаж).

Обеспечивающее  поведение основано на стремлении предпринимателя к сохранению на длительную перспективу своего положения на рынке за счетповышения качества товара, расширения ассортимента, предоставления дополнительных услуг. Этот тип поведения применяется тогда, когдда предприниматель не имеет возможности существенно изменить производственную и сбытовую программы и обладает слабым инновационным потенциалом.

Отмеченные типы конкурентного  поведения зависят от методов  конкуренции. Существует два основных метода:[12,205]

1. Ценовая конкуренция

2. Неценовая конкуренция

Ценовая конкуренция –  это борьба предпринимателей за увеличение своих прибылей за счет снижения издержек производства, а, следовательно, и снижение цен при необходимости.

Неценовая конкуренция связана  с изменением качества продукции, созданием новых продуктов, совершенствованием сопутствующих услуг и сопутствующих товаров.

В современных условиях преобладают  неценовые методы конкуренции. Успешные действия предпринимателей на рынке в условия конкурентной борьбы приводят к разработке конкурентных стратегий предпринимателя.

Конкурентная стратегия  – это концепция и система  действий фирмы, направленная на достижение конечной цели. Изначально любая фирма имеет цель, которая выражается в монополизации рынка какого-либо товара для максимизации прибыли. В связи с этим каждая фирма имеет 2 стратегические установки:

1. Установка на монополизацию  рынка товаров

2. Установка на интеграцию  своей деятельности в единый  процесс функционирования рынка

Согласно первой установке  действия фирмы направлены на изменение  числа конкурентов и максимизацию прибыли в коротком периоде.

Установка на интеграцию направлена на стабилизацию своего положения на рынке, уменьшение степени риска  и увеличение прибыли в долгосрочном периоде.

Выбор стратегии или сочетание  стратегий осуществляется предпринимателем в зависимости от ролевой содержательной функции в процессе конкуренции.

В соответствии с ролевой  функцией можно выделить следующие  типы конкурентов:[21,173]

Лидеры, до 40% рынка

– Претенденты на лидерство, порядка 30%

– Ведомые, около 20%

– Новички – оставшиеся 10%.

В соответствии с содержательной функцией можно выделить следующие  типы конкуренции:[24,162]

1) крупные высоко устойчивые компании, осуществляющие массовые и крупносерийные производства;

2) специализированные компании, приспособленные к определенному рынку;

3) мелкие и средние фирмы, осуществляемые экспериментальное производство и опережающие соперников в нововведениях;

4) это мелкие универсальные фирмы, использующие эффект гибкости и высокой маневренности.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. КОНКУРЕНЦИЯ КАК МЕТОД СТИМУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

    1. Проблемы развития предпринимательства и конкуренции в России

 

Конкуренция стимулирует  технический прогресс, способствует развитию экономики, продвижению отечественных товаров на мировой рынок. Однако несовершенство антимонопольной политики, множество монополий и многие другие причины сдерживают развитие полноценной конкурентной среды в России.[5,37]

Монополии существуют во всём мире. Своеобразной монополией в бывшем СССР была командная экономика, построенная  на всеобъемлющем директивном планировании, государственном ценообразовании, централизованном распределении материальных ресурсов и по самой своей природе не допускавшая конкуренции ни в одной своей части. Внутри этой экономики существовал монополизм центральных ведомств, министерств и предприятий, которые не были независимыми хозяйственными субъектами. Жизненно важные параметры их деятельности устанавливал Госплан, Госснаб и Госкомцен.[4,118]

Советской экономике была свойственна непропорционально  высокая доля крупных и крупнейших предприятий и чрезвычайно малая  доля мелких и средних по сравнению  с развитыми странами. В СССР в 1987 г. на одно промышленное предприятие  приходилось в среднем 813 рабочих  мест, в Венгрии - 186, в Западной Европе - 86. Наиболее высокой была концентрация производства в металлургии, машиностроении, химической и текстильной отраслях. Нередко ту или иную продукцию  выпускало одно-два предприятия, которые диктовали свои условия  потребителю. Плохое качество товаров, завышенные цены или устаревший ассортимент мало сказывались на изменении спроса в условиях постоянного дефицита и отсутствия выбора поставщиков.

Информация о работе Конкуренция и предпринимательская деятельность в России