Культура предпринимательских отношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 11:56, курсовая работа

Краткое описание

В последние годы отечественные социологи, изучающие проблемы российской экономики и предпринимательства, активно взяли на вооружение западные разработки, касающиеся принципов внутреннего структурирования и внешнего ориентирования предприятий самого разного рода. При этом слово фирма было дискредитировано западными исследователями как явление, уходящее в прошлое, относящееся к индустриальному обществу, обществу потребления.

Содержание

Введение
1. Культура предпринимательства
2. Предпринимательская этика и этикет
3. Предпринимательство: быть, а не казаться
4. Предпринимателями рождаются
Заключение
Используемая литература

Вложенные файлы: 1 файл

КУЛЬТУРА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ.rtf

— 1.98 Мб (Скачать файл)

На формировании предпринимательской этики сказываются формы общественного сознания (менталитета) и общественных отношений, направленных на утверждение самоценности гражданина как предпринимателя, проявление его лучших человеческих качеств, экономической свободы, его ответственности перед потребителями, обществом. Предпринимательская этика опирается на моральные принципы, относящиеся к нравам, характеру, притязаниям предпринимателей, а потому неразрывно связана с их мотивами, побуждениями.

Этические проблемы предпринимателей постоянно возникают и разрешаются, в первую очередь, с потребителями, при этом государство защищает интересы потребителей. Этические отношения предпринимателей как собственников дела связаны с наемными работниками. Эти отношения оказывают особое влияние на уровень предпринимательского успеха. Важное значение в развитии цивилизованного предпринимательства имеют отношения с хозяйствующими партнерами, конкурентами, обществом. Предпринимательская этика проявляется в таких категориях, как верность данному слову, принятому на себя обязательству, моральной ответственности за невыполнение установленных правовыми нормами обязанностей.

Чтобы овладеть навыками корректного поведения, нужно соблюдать:

* правила представления и знакомства;

* правила проведения деловых контактов;

* правила поведения на переговорах;

* требования к внешнему облику, манерам, деловой одежде;

* требования к речи;

* культуру служебных документов и другие элементы предпринимательского этикета, который является составной частью предпринимательской этики.

Предпринимательский этикет представляет собой совокупность правил поведения предпринимателя, регулирующих его внешние проявления с окружающим миром, с другими предпринимателями, конкурентами, сотрудниками, со всеми индивидуумами, с которыми предприниматель контактирует не только при осуществлении своего бизнеса, но в любой жизненной ситуации.

 

3. Предпринимательство: быть, а не казаться

 

Термин «предприниматель» часто используется для определения человека, владеющего или управляющего предприятием. Для некоторых предприниматель -- это тот, кто открыл собственное дело, для других -- спекулянт, рискующий собственными и чужими деньгами, для третьих -- управляющий, менеджер. Во всех этих подходах есть доля истины. Так кто такой настоящий предприниматель и кому по силам новаторское бремя?

Экономисты часто употребляют понятие предпринимательства в более широком значении: предпринимателем называют человека, который находит новые, более эффективные способы использования ресурсов.

Владелец небольшого книжного магазина, например, считался бы предпринимателем в том случае, если бы искал пути более эффективного управления своим бизнесом, а не просто выполнял текущие задачи вроде заказа новых книг. В то же время управляющий предприятием, не являющийся его владельцем, может выполнять функции предпринимателя, когда принимает решения, нацеленные на повышение эффективности работы своей фирмы.

Предпринимательство в экономической теории, начиная с Альфреда Маршалла рассматривается как особый фактор производства, соединяющий 3 остальных фактора: труд, землю и капитал. Факторный доход фактора производства «предпринимательство» называется прибылью.

А. Маршалл ввел организацию как четвертый фактор производства, Дж. Б. Кларк наделил предпринимателя функцией координации, Дж. Найт на ту же роль определил менеджера. Не будем спорить, кто или что именно является на самом деле четвертым фактором производства: организация, менеджер или предприниматель? Сегодня экономисты говорят об предпринимательских услугах в качестве фактора производства. Это примиряет все точки зрения.

«Готовность заниматься дерзкими начинаниями»

 «Предприимчивость: готовность заниматься дерзкими или трудными начинаниями» (Оксфордский словарь). Это полезное, но слишком общее определение. Что такое предпринимательство? Вид труда? Профессия? Способ поведения в экономике? Совокупность черт характера? Чтобы понять суть предпринимательства, важно провести различие между двумя типами экономической деятельности:

с одной стороны, это рутинная, шаблонная деятельность, повторяющая прошлое, предполагающая получение результатов известными способами;

с другой, -- это творческая, поисковая деятельность, связанная с выработкой новых идей и средств их достижения, или деятельность, направленная на достижение известных целей с помощью новых средств.

Предпринимательство -- новаторство особого рода. Во-первых, оно связано с новыми идеями о потребностях и новых путях их удовлетворения, о новых товарах и услугах, новых способах использования ресурсов и т. п. Во-вторых, оно предполагает объединение ресурсов с целью создания предприятия или повышение эффективности существующей компании. В-третьих, подразумевает коммерческую реализацию новых идей.

В широком смысле слова предпринимательство -- это хозяйственное новаторство. В узком смысле оно понимается как процесс создания нового предприятия в условиях конкуренции.

Нововведения (инновации) и предпринимательство тесно связаны. По определению русского филолога В.И. Даля быть предпринимателем, в широком смысле слова, значит «решиться исполнить новое дело». Только там, где есть внедрение нового, имеет место настоящее предпринимательство. Однако новации -- это не только новые товары и услуги, станки и технологии. Это и организационные новшества, и многое другое, что продвигает дело вперед. Предприниматель, по словам авторитетного ученого из США П. Дракера, «всегда в поисках перемен, откликается на них и использует как благоприятную возможность». Предприниматели являются носителями перемен, вводят изобретение в жизнь, используя его как двигатель прогресса в экономике.

Новая идея не имеет смысла, если она не вынесена на рынок и не сделана всеобщим достоянием.

С капитализмом -- не синонимы

Современные исследователи различают 3 вида предпринимательства:

рискованное -- классическое, подразумевает создание собственной фирмы;

внутреннее -- предпринимательская активность работников фирмы;

социальное -- направлено на нововведения в общественной жизни, в том числе в виде некоммерческих предприятий, в сфере деятельности государства (новые политические партии, общественные организации).

Как подчеркивал столетие назад выдающийся социолог Макс Вебер, стремление к предпринимательству не должно ассоциироваться с капитализмом -- оно существовало всегда и везде. Другое дело, что только рыночная экономика дала ему сильный толчок. С исторической точки зрения, первые предприниматели действовали на собственные средства, на свой страх и риск. Именно по этой причине понятие предпринимательства чаще всего связывается с владением бизнесом.

Разбираться в настоящем и предсказывать будущее

На протяжении последних четырех веков ученые-экономисты пытались разобраться в сути предпринимательства. Но рассматривали они это понятие в зависимости от конкретных условий хозяйствования, по-разному понимая его роль и место.

В средние века антрепренером называли человека, который на отведенные ему государством, городом или частными лицами средства организовывал празднества и шествия, а экономию присваивал в виде законной прибыли. В литературе ХVII в. предпринимателем называли купца и противопоставляли его финансисту. В ХVIII в. в связи с развитием индустрии предпринимателем считался работодатель. Кроме того, тогда предпринимательство связывалось также с удачным помещением капитала, позволявшим при определенном риске получать дополнительный доход, прежде всего в сфере обращения. Предпринимателя стали отождествлять с капиталистом, хотя было известно, что не всякий капиталист занимается предпринимательством.

Предприниматель, по определению французского ученого Жана Батиста Сэя (1803 г.), выступал как лицо, перемещающее ресурсы из области низкой доходности в область высокой доходности. Другой экономист -- шотландец Ричард Кантильон в ХVIII в. рассматривал предпринимателя как фигуру, получающую дополнительные прибыли вследствие принятия риска в условиях неопределенности на рынке. В середине ХIХ в. Карл Маркс, хотя и различал пассивного капиталиста и капиталиста-предпринимателя, нововведения сводил, прежде всего, к изменениям в технологическом процессе.

Прорыв в понимании предпринимательства приходится на ХХ в. Знаменитый шотландец Адам Смит в ХVIII в. считал предпринимателя носителем нежелательных «нарушений равновесия». Сегодня те же самые нарушения рассматриваются как необходимый элемент, исходный пункт любого общественного развития. Талант австро-американского ученого Йозефа Шумпетера проявился в том, что еще в начале века в зачатках массового экономического новаторства он увидел новое качество предпринимателя как главного агента экономического развития. Шумпетер широко понимал роль предпринимателя как человека, обладающего способностью «осуществления новых комбинаций», умением «делать не то, что делают другие, ... и не так, как делают другие», «плыть против течения». По мнению Шумпетера, функция предпринимательства -- реформирование производства путем использования разнообразных возможностей для выпуска новых или старых, но произведенных новым способом, товаров, а также открытие новых источников сырья и рынков сбыта.

В представлении Й. Шумпетера предприниматель:

создает новые блага или предлагает прежние, но с новыми качествами;

вводит новые, еще не применявшиеся в данной отрасли способы производства;

завоевывает новые рынки сбыта или расширяет прежние;

использует новые виды сырья; вводит новую организацию дела.

В. Зомбарт в книге «Буржуа» (1923 г.) характеризует предпринимателя как человека, заглядывающего в будущее, строящего планы. Что должны уметь предприниматель и его советник -- экономист? Разбираться в настоящем и предсказывать будущее. Отсюда такое почтение и внимание к бизнес-планам.

Последний знаменитый представитель австрийской экономической школы Фридрих фон Хайек писал, что движущей силой поиска новых возможностей предстает предприниматель, стремящийся достичь наиболее эффективного соединения своих уникальных знаний и возможностей с рыночной ситуацией, тем самым обеспечивая первенство в конкуренции и наибольший доход.

Ключевые идеи предпринимательства получили развитие в работах зарубежных ученых конца ХХ в. -- Г. Стивенсона, М. Кассона, П. Дракера. Велик, но пока недостаточно оценен вклад в исследование предпринимательства российских мыслителей: Н. Кондратьева, Н. Бердяева, П. Сорокина.

Агент экономического развития

Чем мир обязан предпринимателям? Почему американцы возводят предпринимательство в разряд культа?

Роль предпринимателя в экономике велика. Он является «главным агентом экономического развития». Это выражается в том, что путеводная звезда прибыли видна многим, но далеко не все решаются отправиться в путь за нею. «Готовность заниматься дерзкими или трудными начинаниями» чрезвычайно ценна для общества.

Предприниматели питают рынок новыми товарами и услугами. Мы часто не знаем, кому обязаны появлением новых товаров и услуг, кто тот человек, решившийся их производить. Американские студенты С. Джоббс и С. Возняк сами сделали первый персональный компьютер и, что важно, доказали его коммерческие возможности (фирма «Эппл компьютерс»). Советский академик Патон не только открыл новые виды сварки, но и сделал их привлекательными для бизнеса.

Предприниматели открывают новые виды ресурсов или используют старые на новый лад. На рубеже экономических эпох в начале 1990-х Артем Тарасов и многие другие сделали начальный капитал на вывозе отходов производства, которые только при социализме были отходами. На самом деле -- это полноценные ресурсы для экономики, ориентированной на прибыль. Этот пример не совсем безупречен, так как под маркой отходов вывозилось и обычное сырье. Открытие новых ресурсов идет непрерывно: новые материалы, формы связи, идеи -- все это ресурсы.

Предприниматели способствуют развитию новых технологий. Хрестоматийный Генри Форд, создавший первый конвейер, или корпорации Сони и Филипс, разрабатывающие новые виды лазерных дисков, -- звенья одной цепи.

Предприниматели открывают новые рынки. Русский народ, несомненно, обладает предприимчивостью. Новгородская торговля «из варяг в греки» или история колонизации севера Европейской России или Сибири -- что это, как не открытие новых рынков?

Предприниматели создают новые предприятия и реконструируют старые. Только человеку или группе людей, владеющих навыками предпринимательства, посильно такое трудное и ненадежное дело.

Предприниматели создают новые рабочие места. На крупных предприятиях наблюдается тенденция сокращения рабочих мест. Весь прирост идет за счет относительно новых малых предприятий, в которых функция предпринимателя выражена более ярко, чем в старых и больших фирмах.

Предприниматели делают инвестиции в человеческий капитал. Высшие учебные заведения не выпускают (да и не должны) узких специалистов, ориентированных на работу в данной фирме на данном месте. Этим занимаются сами фирмы. Предприниматели не занимаются благотворительностью, но оказалось, что гармонично развитая личность дает большую отдачу. Поэтому предприниматели, действующие на перспективу, заботятся не только об узкоспециальном обучении своих работников, но и об их всестороннем образовании.

Предприниматели накапливают и делают инвестиции. В системе национальных счетов даже разделяют государственные расходы, в том числе инвестиции, и частные инвестиции. Только последние считаются «настоящими», указывающими верный путь развития, без бюрократического искажения.

Информация о работе Культура предпринимательских отношений