Лицензирование предпринимательской деятельности проблемы правового регулирования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2013 в 18:59, реферат

Краткое описание

В настоящее время в России все больше и больше развиваются рыночные отношения, в скором времени мы вступаем в ВТО, представители нашего государства постоянно говорят о развитии малого бизнеса, предпринимательство, но само законодательство на данный момент более чем расплывчато в законах рассматривает данный вопрос. Одним из таких вопросов является лицензирование предпринимательской деятельности.

Содержание

1)Введение.
2)Понятие и принципы лицензирования предпринимательской деятельности.
3)Предпринимательская деятельность подлежащая лицензированию.
4) Современное нормативно-правовое регулирование лицензирования предпринимательской деятельности.
5) Ответственность за нарушение требований нормативно-правовых актов о лицензировании предпринимательской деятельности.
6)Заключение.
7)Список используемой литературы.

Вложенные файлы: 1 файл

пред.docx

— 27.94 Кб (Скачать файл)

Национально-исследовательский  университет

Высшая школа  экономики

Факультет право

 

 

 

 

 

 

Реферат по предпринимательскому праву на тему: Лицензирование предпринимательской деятельности проблемы правового регулирования.

 

 

 

Работу выполнил:

Студент 3 курса

 

 

 

 

 

Москва 2013

План:

1)Введение.

2)Понятие и  принципы лицензирования предпринимательской  деятельности.

3)Предпринимательская  деятельность подлежащая лицензированию.

4) Современное нормативно-правовое регулирование лицензирования предпринимательской деятельности.

5) Ответственность за нарушение требований нормативно-правовых актов о лицензировании предпринимательской деятельности.

6)Заключение.

7)Список используемой литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

В настоящее время в  России все больше и больше развиваются  рыночные отношения, в скором времени  мы вступаем в ВТО, представители  нашего государства постоянно говорят о развитии малого бизнеса, предпринимательство, но само законодательство на данный момент более чем расплывчато в законах рассматривает данный вопрос. Одним из таких вопросов является лицензирование предпринимательской деятельности. Ввиду того что данный институт вообще появился только в 1990 году, на основе закона РСФСР  о банках и банковской деятельности, сейчас возникает огромное количество споров по оформлению лицензии и порядке ее аннулирования. Так в чем же особенность данного института, каким законодательством на данный момент он регулируется и какие есть проблемы в практике применения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2)Понятие и  принципы лицензирования предпринимательской  деятельности.

            Рассмотрение  проблем лицензирования в РФ невозможно без определения самого понятия лицензирования предпринимательской деятельности. К вопросу о понятии лицензирования предпринимательской деятельности с различных точек зрения подходили многие правоведы и ученые, однако ввиду того, что данное понятие достаточно сложное и многогранное, соответственно мнения исследователей зачастую расходились, а в некоторых случаях даже противоречили друг другу. Однако, рассмотрев работы многих именитых авторов, можно придти к выводу, что основной точкой зрения является теория, согласно которой: «лицензирование предпринимательской деятельности, прежде всего, следует рассматривать как метод государственной разрешительной политики в сфере предпринимательской деятельности»1 Это проявляется в том, что для определенных видов предпринимательской деятельности необходима государственная регистрация. Обращаясь к позиции законодателя по этому вопросу следует рассмотреть Федеральный Закон « О лицензировании отдельных видов деятельности» согласно которому лицензирование - есть совокупность мероприятий, связанных с предоставлением лицензий, переоформлению документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением деятельности лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий ,возобновлением или прекращением действий лицензий, аннулированием лицензий ,контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением  реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании»2. В действительности, данное определение законодателя не раскрывает понятие лицензирования, но перечисляет в полной мере возможности деятельности государственных органов, осуществляющих лицензирование. Что же касается самого определения лицензирования предпринимательской деятельности, то здесь важно отметить, что законодатель ни в одной норме закона не урегулировал данный вопрос, но на основе предыдущих понятий можно сделать вывод, что лицензированием предпринимательской деятельности можно считать деятельность соответствующих квалифицированных, компетентных органов направленная на выдачу лицензий на осуществление предпринимательской деятельности юридическим лицам и индивидуальным предпринимателем.

Далее, рассматривая принципы лицензирования предпринимательской деятельности, необходимо начать с определения принципа. Принцип-это основополагающая истина, которая лежит в основе нормативно-правового акта, правила или руководящее начало деятельности какого-либо органа.3 Применяя данное определение к лицензированию предпринимательской деятельности, важно отметить, что в данной теме  больше будут фигурировать принципы деятельности органов власти, осуществляющих лицензирования предпринимательской деятельности. Изначально логичнее рассмотреть принципы, определенные в ФЗ «о лицензировании». В соответствии с ним основными принципами являются:

  • Обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации (Данный принцип является по своей сути общим принципом, который имеет распространение и в сфере лицензирования предпринимательской деятельности)

· Установление единого перечня лицензируемых видов деятельности

· Установление единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации (Данный принцип не относится к лицензирования предпринимательской деятельности ввиду того, что существуют специальные законодательные акты, которые вносят свои отличия в порядок лицензирования(ФЗ о банках и банковской деятельности))

· Установление лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности (Данный принцип также нельзя применять к предпринимательской деятельности так как зачастую предусмотрены иными законами которые сами же и устанавливают данные требования)

· Гласность и открытость лицензирования( Возможность запроса о прохождении регистрации в соответствующих реестрах)

· Соблюдение законности при осуществлении лицензирования(является основным

· принципом для всех отраслей права и государственных органов)

Останавливаясь на данном моменте можно уже выявить  некоторые проблемы правового регулирования  при лицензировании предпринимательской  деятельности. Наш законодатель структурно не разделил принципы на структурные  и функциональные, также сами принципы, относящиеся непосредственно к  предпринимательской деятельности также не выделены.

Предпринимательская деятельность, подлежащая лицензированию.

В настоящее время в  законодательстве Российской федерации  нет четко установленного перечня  видов предпринимательской деятельности, которые в обязательном порядке  подлежат лицензированию. Более того законодатель смешивает виды предпринимательской  деятельности, занятие которыми возможно только на основании  лицензии и  видов хозяйственной деятельности, не смотря на то, что это совершено разные виды деятельности. Хозяйственная деятельность более широкое понятие так как она может быть направлена не только на получение прибыли , а еще на достижение какого-либо экономического или социального блага. В поддержание данной позицией логично обратиться к позиции В.К.Мамутова который писал, что «предпринимательство - одно из направлений хозяйственной деятельности, одна из черт которой получение прибыли. Но, во-первых, десятки тысяч субъектов хозяйственной деятельности создаются и функционируют не ради извлечения прибыли, а в целях решения социальных задач. Во-вторых, промышленные, строительные, транспортные и другие предприятия создаются и осуществляют хозяйственную деятельность не только в целях получения прибыли. Разработанное с хозяйственно-правовых позиций понятие хозяйственной деятельности, включающее предпринимательство, но не сводящееся к нему, стало составной частью действующего законодательства»4

В соответствии с законом  о лицензировании отдельных видов  деятельности к перечню предпринимательской  деятельности можно отнести деятельность кредитных организаций, деятельность в области производства и оборота  этилового спирта, алкогольной и  спиртосодержащей продукции; деятельность в области таможенного дела; страховая  деятельность; деятельность профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществление  международных автомобильных перевозок  грузов и пассажиров, использование  арбитально-частотных ресурсов и  радиочастот для осуществления  телевизионного вещания и радиовещания(вещание  дополнительной информации и др.)5 Сами же перечисленные выше сферы деятельности также разбиваются на подгруппы и регулируются специальным законодательством. Анализирую данную главу можно сделать вывод о том, что ввиду того что перечень видов предпринимательской деятельности остается от открытым и регулируется множеством нормативно-правовых актов , то для более доступного понимания простыми гражданами нашей страны вопроса:» какие именно виды предпринимательской деятельности подлежат государственной регистрации, а какие нет?» логично ввести отельный федеральный закон, который бы регулировал все вопросы, перечисленные выше. Однако наш законодатель не считает, что большинство населения страны юридически неграмотно, и в большинстве своем наши граждане не могут себе позволить помощь юристов для оформления предпринимательской деятельности .

 

4) Современное нормативно-правовое регулирование лицензирования предпринимательской деятельности. 
Рассматривая нормативно-правовое регулирование предпринимательской деятельности на территории РФ, первое, на что стоит обратить внимание- это основные проблемы регулирования в сфере лицензирования. Обратимся в целом к источникам права, которые регулируют данный вопрос. Главным действующем законом, действующем на территории РФ является конституция. В соответствии со статьей восьмой, нам гарантировано единство экономического пространства, свобода экономической деятельности, а также законное право на осуществление предпринимательской деятельности, закрепленной в статье 34. Конституция Российской федерации от 12 декабря 1993 года. Далее важно обратиться к Гражданскому кодексу РФ, а именно к статье 49, согласно которой в случаях отдельных видов деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии). Гражданский кодекс Российский Федерации от 30.11.1994 № 51 ФЗ ч.3,п.1,ст.49. Специальным нормативно-правовым актом, регулирующим данный вопрос, является Федеральный закон от 8 августа 2001 года № 128-ФЗ " О лицензировании отдельных видов Деятельности. Данный закон по сравнению с предыдущей редакцией 1998 года ввел ряд крайне важных изменений:

  • Органы местного самоуправления перестали иметь право на выдачу лицензий коммерческим организациям.
  • Срок действия выданной лицензии увеличили до 5 лет.
  • Дополнены основания приостановления действия лицензии.
  • Уточнены основания аннулирования лицензии.
  • ·Был введен 30-ый срок для обращения граждан с заявлением о переоформлении лицензии.
  • Также крайне важное изменение затрагивающее  регистрацию предпринимательской деятельности, состоящей в ограничении списка видов деятельности, подлежащих лицензированию. Например, ломбарды, коммерческая деятельность, связанная с переработкой и реализацией зерновой продукции, производством драгоценных металлов.
  • Обязательными для лицензирования стала деятельность по выдаче сертификатов ключей электронных цифровых подписей, а также оказание услуг, связанных с электронными цифровыми подписями.

Не смотря на, достаточно большой перечень изменений, которые  произошли в процедуре оформления лицензий на осуществление предпринимательской деятельности, да и круг самой деятельности был кардинально изменен , но ряд видов предпринимательской деятельности по-прежнему  лицензируется в особом порядке, что вызывает ряд неудобств для граждан, которым необходимо оформить данную процедуру.  В основном особый порядок режима лицензирования установлен в отношении банковской или страховой деятельности. Во многом это оправдано, так как данный механизм по своей сути отсеивает тех граждан, которые не готовы потратить столько сил, денег и здоровья на оформления данных процедур. Однако если мы посмотрим на опыт наших зарубежных коллег, к которым мы так стремимся. Важно заметить, что у них в практике столь трудных механизмов попросту отсутствует. При этом у них нет такого же нагромождения банков и страховых компаний. Далее важно обратить внимание на юридическую силу закона о лицензировании и специально нормативно-правовых актов. Общий ФЗ в данном случае не имеет большую юридическую силу по отношению к  специальным НПА, регулирующим вопросы лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности. Если вопрос перечня предпринимательской деятельности подлежащей регистрации как-то определен, то вопрос об органах которые принимают решения по процедуре лицензирования предпринимательской деятельности по-прежнему остается открытым. Основным органом, утверждающим положения о лицензировании конкретных видов деятельности , определяет федеральные лицензирующие органы и устанавливает какие органы исполнительной власти субъектов занимаются данным вопросом на в субъектах РФ. Так одним из главных  документов в этой сфере является постановления правительства «о лицензирования отдельных видов деятельности «является постановление правительства РФ от 11 февраля 2002 года. В данном постановлении перечислен полный список федеральных органов исполнительной власти, которые конкретно осуществляют лицензирование, в какой сфере и какие у них функции. Иначе говоря, данный нормативно-правовой акт ввел порядок осуществления контрольных полномочий лицензирующими органами, срок действия лицензии, а также более полный перечень документов, необходимых для оформления лицензий6. Таким образом рассматривая всю базу нормативно-правовых актов, регулирующих  регистрацию предпринимательской деятельности важно отметить, что ввиду развития технического прогресса и экономических отношений, многие вопросы которые возникли в настоящее время, к примеру интернет- магазины и другие экономические отношения проводимые только через интернет, нашим законом пока не предусмотрено, поэтому у частных лиц постоянно возникают жалобы на такого рода организации. Безусловно, для более эффективного законодательство оно должно постоянно реформироваться, во всяком случае, в нашей стране точно.

6)Санкции и ответственность за нарушение требований нормативно-правовых актов о лицензировании предпринимательской деятельности.

К основным «карательным»  мерам, которые могут использовать власти муниципалитета - это приостановление срока действия лицензии, ограничение действия лицензии, аннулирование лицензии. Теперь более подробно разберем каждый из них

  • Приостановление срока действия лицензии, в соответствии с данной санкцией лицо не имеет право заниматься предпринимательской деятельности на тот срок, когда ему была выдана лицензия , в соответствии с практикой применения данной санкции не превышает промежуток времени в шесть месяцев7.
  • Ограничение действия лицензии означает запрет лицом использовать часть своих полномочий, определенных на основании выданной лицензии. В качестве примера можно привести ст.32.6 Закона об организации страхового дела. В соответствии с этой статьей лицо не имеет право осуществлять взаимное страхование и перестрахование.

· Аннулирование лицензии - самая строгая мера наказания, данная санкция применяется в случаях, когда необходимо запретить на работать в качестве предпринимателя в той или иной сфере. Главным моментом в вопросе аннулирования лицензии является то, что в обязательном порядке надо обращаться в суд с соответствующим ходатайством8 .Также существует действующая модель в некоторых случаях допускает рассмотрение без судебного порядка.

 

7)Вывод

Ввиду активного экономического развития России , роль института предпринимательства сейчас как никогда велика. На мой взгляд, ввиду важно данного института и явной проблемы регулирования законодательством данного вопроса, наиболее логично было бы для законодателя упростить систему лицензирования для предпринимателей. А ответственность по приостановлению или ограничения действия лицензии наоборот ужесточить. Также если бы вся эта процедура не была бы раскидана по разным нормативно-правовым актам а была бы собрана в единый источник это намного облегчило работу и органам правительства, администрации и самим предпринимателям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации. - М.:Республика, 2002.

2. Гражданский кодекс Российской  Федерации. Часть первая, вторая, третья и четвертая. - М.: ТК Велби,  Изд-во Проспект, 2007.

3. Кодекс Российской Федерации  об административных правонарушениях  от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ // СПС Консультант Плюс.*

4. Налоговый кодекс Российской  Федерации от 31июля1998года №146-ФЗ // СПС Консультант Плюс.*

Информация о работе Лицензирование предпринимательской деятельности проблемы правового регулирования