Малый бизнес, его содержание и функции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2013 в 15:32, курсовая работа

Краткое описание

В последние годы о малом бизнесе говорят много и серьезно, поэтому я думаю, что тема моей курсовой, является наиболее актуальной в данный момент времени.
Малый бизнес в современной России – комплексная задача, которая должна быть направлена на решение проблемы экономического, социального и политического характера.
Наибольший объем прибыли сосредоточен в малых предприятиях, занятых в финансовой деятельности, оптовой и розничной торговле, обрабатывающей промышленности и других сфер.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
Малый бизнес……………………………………………………………………..4
Экономическое содержание малого бизнеса.……………………………...4
Функции малого бизнеса…………………………………………………….5
Особенности малого бизнеса России……………………………………7
Поддержка малого бизнеса………………………………………………8
Государственная поддержка в условиях кризиса………………………..11
Кризисное явления в экономике России и малого бизнеса……………14
Финансирование малого бизнеса……………………………………….15
Американская система……………………………………………………...15
Германская система…………………………………………………............16
Введение новых инструментов финансирования субъектов малого бизнеса……………………………………………………………………….17
Кредитование малого бизнеса……………………………………………20
О кредитовании малого бизнеса в целом……………………………….....20
О новых технологиях в кредитования малого бизнеса……………..........22
Развитие двухуровневой системы кредитования………………………....25
8. Налогообложение………………………………………………………..26
9. Проблемы малого бизнеса и пути их решения…………………………..29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....34
АННОТАЦИЯ………………………………………………………………......35
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….39

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по малому функции.docx

— 79.08 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3

  1. Малый бизнес……………………………………………………………………..4
    1. Экономическое содержание малого бизнеса.……………………………...4
    2. Функции малого бизнеса…………………………………………………….5
  2. Особенности малого бизнеса России……………………………………7
  3. Поддержка малого бизнеса………………………………………………8
  4. Государственная поддержка в условиях кризиса………………………..11
  5. Кризисное явления в экономике России и малого бизнеса……………14
  6. Финансирование малого бизнеса……………………………………….15
    1. Американская система……………………………………………………...15
    2. Германская система…………………………………………………............16
    3. Введение новых инструментов финансирования субъектов малого бизнеса……………………………………………………………………….17
  7. Кредитование малого бизнеса……………………………………………20
    1. О кредитовании малого бизнеса в целом……………………………….....20
    2. О новых технологиях в кредитования малого бизнеса……………..........22
    3. Развитие двухуровневой системы кредитования………………………....25

         8.    Налогообложение………………………………………………………..26

9.     Проблемы  малого бизнеса и пути их  решения…………………………..29

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....34

АННОТАЦИЯ………………………………………………………………......35

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….39

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

В последние годы о малом  бизнесе говорят много и серьезно, поэтому я думаю, что тема моей курсовой, является наиболее актуальной в данный момент времени.

Малый бизнес в современной  России – комплексная задача, которая  должна быть направлена на решение  проблемы экономического, социального  и политического характера.

Наибольший объем прибыли  сосредоточен в малых предприятиях, занятых в финансовой деятельности, оптовой и розничной торговле, обрабатывающей промышленности и других сфер.

В моей работе рассмотрены  вопросы финансирования, кредитования и налогообложения малого бизнеса. Затронуты темы, касающиеся малого бизнеса на экономическом рынке  в период кризиса. Эти вопросы  являются препятствием для развития малого бизнеса.

Цель данной работы, рассказать о малом бизнесе в современном  мире, выделить все проблемы, касающиеся данной темы. И рассмотреть пути их решения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Малый бизнес
    1. Экономическое содержание малого бизнеса

Прежде чем говорить о  структуре и динамике малого бизнеса, необходимо определиться с тем, что  же понимается под малым бизнесом. Основная проблема, которая здесь  возникает, многообразие подходов к  выделению малого бизнеса, прежде всего  у самих игроков рынка. В ряде крупных банков малым бизнесом считается  предприятие с объемом выручки  до 3-6 млн. долл. США. Другие банки придерживаются определения, данного в федеральном  законе от 14.06.95 г. №88-ФЗ "О государственной  поддержке малого предпринимательства  в Российской Федерации"1. По закону, к субъектам малого предпринимательства относятся коммерческие организации (юридические лица), в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25% и в которых средняя численность работников за отчетный период не превышает следующих предельных уровней (малые предприятия): в промышленности, строительстве и на транспорте - 100 человек, в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - 60 человек, в оптовой торговле - 50 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 человек, в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - 50 человек. Хотя в самом законе ничего не сказано о финансовых показателях, определяющих принадлежность предприятий к малым, в качестве основного финансового индикатора возможно применение ограничения по годовому обороту в 15 млн. рублей, установленного в Налоговом кодексе и дающего тем, кто ему соответствует, право перехода на упрощенную систему налогообложения. Ряд банков вообще не ведет отдельного учета по предприятиям разного размера, а разделяет клиентскую базу по объемам выданных кредитов. Например, в банке "Уралсиб" относят к малым все предприятия, прокредитованные менее чем на 500 тыс. долларов [15].

В мировой практике также  не сложилось единого мнения относительно того, что же именно считать малым  бизнесом. Общей тенденцией является использование комплексного критерия, включающего пороговую численность  работников и критическое значение того или иного финансового показателя, устанавливаемые на разном уровне в  зависимости от отрасли. При этом в США в качестве финансового  критерия используется годовой доход, в Японии - размер уставного капитала, а в Европе и Канаде - размер годового оборота. Ограничения по численности, структуре и количеству отраслей, по которым производится выделение, существенно различается от страны к стране.

    1. Функции малого бизнеса в рыночной экономике

К основным функциям малого предпринимательства относятся: инновационность, противодействие монополизму и  поддержание нормальной конкурентной среды, противодействие безработице  и создание новых рабочих мест, повышение совокупного дохода широких  слоев населения и соответственно расширение потребительского спроса, повышение профессиональной активности, взращивание предпринимательских  навыков, духа, традиций как очень  существенного института гражданского общества, формирование среднего класса как основы социально-политической стабильности нации.

Способность к созданию и распространению  инноваций является важнейшей функцией современного малого предпринимательства. Процессы формирования постиндустриального (индустриально-информационного) общества по своей сути основаны на инновациях, что само по себе предопределяет заметную роль малых предприятий в экономическом  развитии ведущих стран мира.

Крайне важно для национальной экономики то, что малые предприятия  стимулируют конкуренцию в сферах деятельности крупного бизнеса, противодействуют монополизму. Инновационность и  гибкость малых предприятий, высокий  уровень конкуренции в самой  сфере малого бизнеса позитивно  воздействует на все сферы хозяйственной  жизни.

В малом бизнесе (за некоторыми исключениями, связанными с излишними административными  государственными барьерами) практически  отсутствуют препятствия для  межотраслевого и внутриотраслевого  перелива капиталов, движения рабочей  силы. Малые предприятия, в отличие  от крупных, не могут диктовать рынку  уровень цен на свою продукцию. При  этом любые просчеты крупных предприятий, включая установление и длительное поддержание монопольно завышенных цен, снижение качества, выпуск морально устаревшей продукции, используется субъектами малого бизнеса для выхода на традиционные рынки сбыта продукции крупных  компаний и отнятия у них части  прибыли. Многие новые ниши на рынке, образующиеся в результате инновационных  подвижек, или временно (по конъюнктурным  причинам) опустевшие рыночные сегменты оказываются сферой опережающего приложения сил именно субъектов малого бизнеса. Тем самым малые предприятия  вносят свой позитивный вклад в обеспечение  нормальной конкурентной среды в  национальной экономике, «подстегивают» крупные предприятия к проведению регулярных модернизаций, к максимальному  использованию, внедрению в производство и менеджмент новинок технического прогресса.

Малый бизнес по своей природе привязан к локальным рынкам. Ведение хозяйственной деятельности для него всегда сопряжено с выстраиванием цепочек личных контактов, личных знакомств с поставщиками сырья, комплектующих товаров, а главное — с потребителями продукции. Личные контакты позволяют субъектам малого бизнеса очень чутко ощущать спрос и быстро реагировать на его изменения. Крупные предприятия при всем арсенале средств, имеющихся в их распоряжении, такой возможности не имеют.

Малое предпринимательство играет роль социального демпфера. Оно способно вбирать в себя высвобождающуюся (особенно в периоды экономических  депрессий) рабочую силу, повышать уровень  благосостояния широких слоев населения, укреплять демократические институты  общества, социальное партнерство, расширяет  средний класс. Тем самым в  современном обществе оно в немалой  мере обеспечивает общую социальную стабильность как важнейший момент нормального, сбалансированного социального  развития страны и ее национального  хозяйства.

Кроме того, малые предприятия выполняют  еще и функции социально-психологической  помощи населению. Исследования показывают, что постоянные клиенты ходят  в небольшие магазинчики, в мастерские не только для покупок или получения  необходимых услуг, но и для живого общения с хозяином и работниками  как со старыми знакомыми. Необходимость  в такой психологической помощи возрастает во всех странах, причем особенно — в высоко урбанизированных центрах  развитых стран.

В этом смысле сфера малого предпринимательства  играет важную роль в обеспечении  здоровья нации.

Привязка к локальным рынкам обусловливает активную деятельность малого бизнеса по защите окружающей среды. Будучи жителями того же места, округа, где ведется их хозяйственная  деятельность, многие субъекты малого бизнеса быстро осознают, выявляют источники экологических угроз  и сами прилагают усилия для их устранения. Через экологические  организации они борются за выделение  бюджетных и прочих средств для  охраны окружающей среды и, нередко, сами оперативно и результативно  реализуют полученные средства. Причем с прибылью для себя как предпринимателей и, одновременно, для защиты себя и  всех других жителей локальной территории от неблагоприятных изменений в  экологии [14].

 

    1. Особенности малого бизнеса России

В России, в основном благодаря  ранее созданным научным заделам, работает около 23 тыс. малых компаний научно-технической сферы. Но доля МБ — юридических лиц сферы науки  и научного обслуживания в общем  объеме продукции МБ в последнее  десятилетие постоянно снижается, приблизившись к 2,5%. До последнего времени  неуклонно снижалось количество МБ и число занятых на малых  предприятиях сферы науки и научного обслуживания. Так, за период с 1998 по 2002 г. количество малых предприятий этой сферы сократилось почти наполовину. Отметим, что через сужение научно-технической сферы прошли даже самые успешные пост социалистические страны Центральной и Восточной Европы. Это закономерность переходной экономики.

В сфере малого бизнеса высок  уровень конкуренции. Но в России, как и в большинстве стран  с развивающимися рынками, высокая  конкуренция среди малых предприятий  оказывает очень слабое воздействие  на монопольное положение ведущих  крупных предприятий. Деятельность крупных и малых предприятий  в основных отраслях пересекается крайне редко, пребывает в разных хозяйственных  нишах. То есть здесь малый бизнес слабо выполняет свою функцию  противодействия монополизму.

Но все, же у России есть коренные позитивные отличия от большинства  развивающихся стран в потенциальных  возможностях малого предпринимательства. В нашей стране уже в прошлом  веке была создана мощная индустриальная и транспортная инфраструктура. Население  страны высокообразованно и имеет  все необходимые навыки, культуру работы в современной высокотехнологичной  системе хозяйствования. Все эти  преимущества можно было бы использовать с самого начала российских рыночных реформ. История не имеет сослагательного  наклонения, но эти позитивные отличия  еще не поздно использовать в настоящее  время для реального вывода нашей  страны на траекторию скорейшего достижения уровня современной экономики, во всех отношениях высокоразвитой державы [11].

    1. Поддержка малого бизнеса

Для того чтобы малое предпринимательство  с максимальной полнотой выполняло  свои позитивные функции, его развитие должно всячески стимулировать государство и общество.

Помощь государства и общества малым предприятиям призвана компенсировать их природную слабость по сравнению  с крупным бизнесом. Помощь нацелена не на создание каких-либо исключительных условий, позволяющих получать сверхприбыль, а как раз, наоборот — на выравнивание исходных условий конкуренции, устраняющих  конкурентную слабость, ущербность малого бизнеса на фоне крупного бизнеса.

Главными направлениями формирования благоприятной среды для деятельности субъектов малого бизнеса являются:

  1. Законодательные и нормативные акты, ставящие сферу малого бизнеса в привилегированное положение, защищающие ее интересы перед крупным бизнесом и перед административным произволом государственных органов.
  2. Налоговые льготы для разных категорий малого бизнеса, с особым выделением налогообложения начинающих предпринимателей. Тем самым стимулируется все более масштабное вовлечение населения в эту сферу.
  3. Создание комплексов организаций инфраструктуры поддержки и развития малого бизнеса. Организации инфраструктуры занимаются оперативным предоставлением субъектам малого бизнеса необходимой коммерческой и правовой информации, обучением кадров, предоставлением юридической помощи и правовой защиты. Они ведут техническое консультирование и обслуживание производства [3].

Информация о работе Малый бизнес, его содержание и функции