Основы муниципального управления в развитии малого и среднего предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 04:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – раскрыть особенности взаимодействия местного самоуправления с предпринимателями.
Задачи исследования:
- выявить теоретические основы взаимодействия органов местного самоуправления с предпринимателями;
- проанализировать особенности взаимодействия органов местного самоуправления предпринимателями

Содержание

Введение 2
1. Основы муниципального управления в развитии малого и среднего предпринимательства. 4
1.1 Становление и развитие малого предпринимательства в России 4
1.2 Особенности муниципальной политики в сфере развития малого и среднего бизнеса в Приморском крае на современном этапе 8
2. Анализ показателей малого и среднего бизнеса с привлечением муниципального управления 14
2.1 Показатели развития малого и среднего бизнеса 14
2.2 Основные проблемы в развитии муниципальной политики в сфере предпринимательства в Приморском крае 21
3. Прект взаимодействия местного самоуправления с предпринимателями среднего и малого бизнеса Приморского края. 24
3.1 Цели и задачи проекта 24
3.2 Правовое и управленческое обоснование проекта 27
3.3 Результаты и оценка эффективности проекта 31
Заключение 35
Список используемой литературы. 37

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая повышение эффективности муниципального управления в содействии развитого предпринимательства.docx

— 77.61 Кб (Скачать файл)

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Актуальность темы. В условиях трансформации экономического потенциала России малый бизнес сыграл весьма важную, в некотором смысле системообразующую, роль в создании новой региональной экономики. Сложившаяся территориальная специализация малого бизнеса позволила ему дополнить и сформировать относительно целостную, комплексную структуру хозяйства регионов и муниципальных образований. Именно эти особенности и реальные проблемы российского малого бизнеса, проявившиеся в последние годы, заставляют по-новому оценить его роль в региональной экономике, весьма заметным и социально важным компонентом которой он стал.

Конституция Российской Федерации, принятая в 1993 г., впервые закрепила местное самоуправление в качестве основополагающего принципа организации власти и управления в регионах . Это было сделано потому, что без слаженно функционирующей системы местного самоуправления достаточно сложно формировать рыночные экономические структуры. Именно на уровне муниципальных образований должны складываться устойчивые финансовые, хозяйственно-экономические и социальные отношения. В подавляющем большинстве демократических государств именно местные органы самоуправления решают повседневные, наиболее важные для населения вопросы, что обусловливает сравнительно высокую управленческую активность и заинтересованность граждан в данной деятельности. Такое положение создает эффект «власти в народе», что, безусловно, увеличивает авторитет и доверие к ней.

Одним из аспектов муниципального управления является малое предпринимательство. Присутствие малых предприятий в экономике любого муниципального образования отражает региональные особенности территории и связано с целым рядом факторов, одним из которых является минимизация предпринимательских рисков.

Именно коммерческие предприятия, не требующие крупных стартовых инвестиций и гарантирующие высокую скорость оборота ресурсов, способны наиболее быстро и экономно решать проблемы реструктуризации экономики, формирования и насыщения рынка потребительских товаров в условиях дестабилизации российской экономики и ограниченности финансовых ресурсов.

Малый и средний бизнес, оперативно реагируя на изменение конъюнктуры рынка, придает экономике необходимую гибкость, способствуя формированию потребительского спроса на продукцию и услуги, и за счет этого обеспечивает необходимое равновесие на потребительском рынке. Малый и средний бизнес вносит существенный вклад в формирование конкурентной среды, что для нашей высоко монополизированной экономики имеет первостепенное значение.

Положительная динамика основных показателей работы субъектов малого предпринимательства свидетельствует о том, что малый бизнес занимает устойчивое положение и является значимой составляющей экономики города, ее наиболее мобильной частью.

Цель исследования – раскрыть особенности взаимодействия местного самоуправления с предпринимателями.

Задачи исследования:

- выявить теоретические  основы взаимодействия органов  местного самоуправления с предпринимателями;

- проанализировать особенности  взаимодействия органов местного  самоуправления предпринимателями;

- предложить проект по  активизации взаимодействия органов  местного самоуправления с предпринимателями в Приморском крае.

Объект исследования - администрация Приморском крае.

Предмет исследования - процесс взаимодействия органов местного самоуправления с малым средним предпринимательством.

 

1. Основы муниципального управления в развитии малого и среднего предпринимательства.

1.1 Становление  и развитие малого предпринимательства  в России

В отечественной литературе широко используются термины «малое предпринимательство», «малый бизнес», «мелкий бизнес», малые и средние предприятия. В российском законодательстве официально принят термин «малое предпринимательство». В англоязычной литературе под термином «small business» обычно понимают мелкие и средние предприятия. В европейских странах и Японии принят термин «мелкие и средние предприятия». Так, во Франции широко употребляется аббревиатура РМЕ (petites et moyermes enterprises). Немецкий «миттелыитанд» означает средний слой. В международной статистике общим правилом является выделение сектора малых и средних предприятий (МСП), и уже в рамках этого сектора рассматриваются собственно малые предприятия. При этом эти термины, как правило, употребляются как синонимы, за исключением тех случаев, когда речь идет о проблемах, относящихся исключительно к мелким предприятиям.

Современные формы предпринимательства классифицируются по масштабам деятельности, по отраслевой принадлежности, организационно-правовым формам. По масштабам деятельности предпринимательство подразделяется на малое, среднее, крупное; по отраслевой принадлежности - промышленные, сельскохозяйственные, торговые, финансовые и др. Соотнесение и субординация всех этих категорий позволяет уточнить определение предпринимательства и его объективное место в хозяйственной системе общества.

Предпринимательство - это система хозяйствования, при которой главным субъектом является предприниматель, модернизирующий существующую или создающий новую деятельность, направленную на производство нового типа продукта с целью получения предпринимательского дохода, как платы за правильный выбор .[1]

Возрождение малого предпринимательства в России обычно связывают с 1987 годом ХХ века. После устойчивого роста численности субъектов малого предпринимательства и числа занятых на них работников, длившегося вплоть до 1994 года, наблюдается резкое замедление темпов роста, а в 1995 г. впервые отмечено абсолютное сокращение числа малых предприятий на 2,2% В начале 1997 года появились признаки стабилизации общей экономической ситуации в стране . Одновременно и в малом предпринимательстве наблюдаются некоторые положительные изменения по сравнению с предыдущим годом. В этот период на смену количественному росту приходит эффективность и устойчивость малых предприятий, активизация их производственной и инновационной деятельности.

К середине 1998 г. в России действовало 868 тыс. малых предприятий, на которых работало на постоянной основе 6,21 млн. человек, и более 3,5 млн. предпринимателей без создания юридического лица. Финансовый крах августа 1998 г. резко ухудшил практически все позиции малого бизнеса.

В 1999 году число малых и средних предприятий в России увеличилось до 890 тысяч На них было занято 7,5 млн. человек к концу 2000 года число работающих на предприятиях малого бизнеса возросло 8,5 млн. человек, а вклад предприятий малого и среднего бизнеса в ВВП составил 12% .

Современные формы предпринимательства классифицируются по масштабам деятельности, по отраслевой принадлежности, организационно-правовым формам. По масштабам деятельности предпринимательство подразделяется на малое, среднее, крупное; по отраслевой принадлежности - промышленные, сельскохозяйственные, торговые, финансовые и др. Соотнесение и субординация всех этих категорий позволяет уточнить определение предпринимательства и его объективное место в хозяйственной системе общества. Предпринимательство - это система хозяйствования, при которой главным субъектом является предприниматель, модернизирующий существующую или создающий новую деятельность, направленную на производство нового типа продукта с целью получения предпринимательского дохода, как платы за правильный выбор.

Используемые количественные критерии определения типа предприятия - это операциональный инструмент, необходимый для проведения измерений, сопоставлений, прогнозов. Действующие параметры отнесения предприятий к разряду малых задавались без предварительного анализа, учета качественных особенностей малых предприятий. Во многом, поэтому российский малый бизнес вобрал в себя фирмы, относимые к категории средних в большинстве промышленно развитых стран .

Главным преимуществом малого предприятия в условиях современного рынка является намного более гибкая, чем у крупного, реакция на быстро меняющийся спрос: умение «уловить» возникающую потребность и отреагировать немедленной мобилизацией своих ресурсов и возможностей. Так как малое предприятие не связано обширной производственной программой, разработанной на перспективу; не обременено многочисленным персоналом, требующим сложных навыков управления; не отягощено финансовыми обязательствами перед акционерами, ожидающими дивидендов от вложенного капитала; ему проще перестроить свою рыночную стратегию, как только найдена новая «ниша», и манипулировать ценами на свою продукцию; перед ним вряд ли встанет проблема организованного противодействия наемных работников, отстаивающих с помощью профсоюза свои рабочие места или уровень заработной платы.

Кроме того, малое производство, как правило, более экономично. У малых предприятий, по сравнению с крупными короче сроки капитального строительства, для их создания нужен относительно меньший стартовый капитал. Оборачиваемость средств у них в два-два с половиной раза выше, что обеспечивает достаточно высокую норму прибыли. Эти предприятия обычно лучше используют свой капитал, оборудование и производственные площади, не держат крупных запасов. Они успешнее экономят на административно-управленческих расходах благодаря простоте и гибкости процедуры управления.[ 2 ]

Однако в связи со специфическими российскими условиями малые предприятия в России приобрели ряд особенностей, отличающих их от аналогичных предприятий в большинстве стран:

- совмещение в рамках  одного малого предприятия нескольких  направлений и видов деятельности;

- крайне редко используются  такие широко распространенные  в зарубежных, странах формы кооперации  с крупным бизнесом, как субподряд, франчайзинг, лизинг и т.п.;

- сочетание значительного  инновационного потенциала с  общим низким уровнем технической  вооруженности и оснащенности;

- высокая профессиональная  квалификация руководителей малых  предприятий сочетается с недостатком  опыта управленческой я коммерческой  деятельности в условиях рыночных  отношений,

- высокая степень приспособляемости  к сложной экономической обстановке  в условиях дезорганизации системы  государственного управления, несмотря  на отсутствие полной и достоверной  информации о состоянии, динамике  и конъюнктуре рынка,

- стремление малых предприятий  в своем функционировании выйти  за рамки локальных рынков, в  том числе и на международные  рынки;

- сильное давление криминальных  структур на деятельность малых  предприятий, не развиты навыки  кооперации и сотрудничества  внутри сектора.

Проведенный анализ развития российского малого предпринимательства позволяет сделать вывод об активности и большом потенциале этого сектора экономики. Несмотря на все проблемы, с которыми малый бизнес сталкивается на всем протяжении своего становления, он существует в России как полноправный субъект экономики.

 

 

1.2 Особенности  муниципальной политики в сфере  развития малого и среднего бизнеса в Приморском крае на современном этапе

Как самостоятельное социально-экономическое явление малый бизнес в России существует уже свыше 15 лет. К настоящему времени уже сформировано законодательство, направленное на государственную поддержку малого бизнеса с целью создания благоприятных условий для его функционирования. Периодически разрабатываются Федеральные, областные и муниципальные программы поддержки малого предпринимательства. В них определяются основные направления, цели, задачи, а также конкретные мероприятия для реализации политики в данной сфере.

Меры содействия развитию малого бизнеса разрабатываются и выполняются с применением комплексного подхода к решению проблем, то есть представляют собой совокупность взаимодополняющих мероприятий по государственной поддержке малого предпринимательства, которые обеспечивают её цельное качественное функционирование. Если упустить один из обязательных аспектов (организационный, экономический, правовой или другой), то проблема не будет полностью решена.

Механизмы развития инфраструктуры поддержки малого предпринимательства предусматривают три типа структур: административные органы, общественные организации и базовые самоокупаемые структуры .

Основной задачей административных органов является развитие центров поддержки предпринимательства в регионах, их техническое оснащение и информационное обеспечение. Государственные и муниципальные служащие в сфере содействия развитию малого бизнеса участвуют в региональных, межрегиональных и всероссийских совещаниях по повышению эффективности их деятельности. [3]

Общественные организации являются местом встреч и самоорганизации предпринимателей, они зачастую исполняют роль конструктивной оппозиции органам власти.

Базовые самоокупаемые структуры – это основные звенья инфраструктуры поддержки предпринимательства. В регионах действуют предприятия, фонды и общества, работающие в системе поддержки предпринимательства. Для решения отраслевых задач могут создаваться ассоциации и союзы.

Немаловажным элементом в системе муниципальной поддержки малого бизнеса является создание положительного имиджа и популяризация предпринимательской деятельности. В целях повышения информированности общественности о проблемах малого предпринимательства проводятся семинары и конференции по вопросам малого бизнеса. На все значимые мероприятия обязательно приглашаются журналисты. Издаются и распространяются сборники нормативных документов, брошюр и буклетов по проблемам малого предпринимательства, информируя тем самым население о нормативно-правовом и ресурсном обеспечении, передовом опыте работы субъектов малого бизнеса.

Задачей муниципальной политики в направлении ресурсной поддержки малого предпринимательства является упрощение доступа субъектов малого бизнеса к экономическим ресурсам - финансовым, имущественным, кадровым, информационным и другим.

Основные мероприятия для создания эффективной финансово-кредитной системы направлены на разработку нормативной и методической базы для гарантийных кредитно-финансовых схем, кредитования и страхования, технологий микрофинансирования, лизинга и других механизмов.

Для расширения доступа к имущественным ресурсам разрабатываются и реализуются различные экономические механизмы поддержки: участие субъектов малого бизнеса в приватизации государственного и муниципального имущества, долгосрочная аренда, перевод помещений из жилых в нежилые и другие.

Обеспечивается доступ к информации по направлениям: бухгалтерский учёт и налогообложение, сертификация, лицензирование, консалтинговые услуги, техническая и нормативно-справочная информация. Предоставляется доступ к сетям маркетинговой информации, содержащей данные о спросе, ценах и особенностях рынков товаров и услуг в различных регионах России и за рубежом, что содействует усилению межрегионального обмена товарами и услугами и выходу субъектов малого бизнеса на новые рынки.

Информация о работе Основы муниципального управления в развитии малого и среднего предпринимательства