Основы муниципального управления в развитии малого и среднего предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 04:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – раскрыть особенности взаимодействия местного самоуправления с предпринимателями.
Задачи исследования:
- выявить теоретические основы взаимодействия органов местного самоуправления с предпринимателями;
- проанализировать особенности взаимодействия органов местного самоуправления предпринимателями

Содержание

Введение 2
1. Основы муниципального управления в развитии малого и среднего предпринимательства. 4
1.1 Становление и развитие малого предпринимательства в России 4
1.2 Особенности муниципальной политики в сфере развития малого и среднего бизнеса в Приморском крае на современном этапе 8
2. Анализ показателей малого и среднего бизнеса с привлечением муниципального управления 14
2.1 Показатели развития малого и среднего бизнеса 14
2.2 Основные проблемы в развитии муниципальной политики в сфере предпринимательства в Приморском крае 21
3. Прект взаимодействия местного самоуправления с предпринимателями среднего и малого бизнеса Приморского края. 24
3.1 Цели и задачи проекта 24
3.2 Правовое и управленческое обоснование проекта 27
3.3 Результаты и оценка эффективности проекта 31
Заключение 35
Список используемой литературы. 37

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая повышение эффективности муниципального управления в содействии развитого предпринимательства.docx

— 77.61 Кб (Скачать файл)

- оптовая и розничная  торговля – 52,5%;

- операции с недвижимым  имуществом, аренда и предоставление  услуг - 15,2%;

- обрабатывающие производства - 11,5%;

- строительство – 9,5%;

- бытовое обслуживание, здравоохранение  и образование - 7,1%;

- транспорт и связь  – 3,5%;[8]

- сельское хозяйство, охота  и лесное хозяйство – 0,7%.

Представим данные на рисунке 2.1

Рисунок 2.1 - Отраслевая структура малого предпринимательства в Приморском крае в 2013 г.

Выполнение программ поддержки и развития малого и среднего предпринимательства в Приморском крае позволило достичь определенных результатов. Предпринимательство занимается производством и оказывает услуги во всех отраслях экономики, оно охватило весь спектр жизнедеятельности края: от создания крупных производств, оказания медицинских услуг до уборки квартир.

Практика показывает, что потенциал предпринимательства в решении социально-экономических проблем города задействован не полностью, а деятельность субъектов малого предпринимательства во многом зависит от действий органов местного самоуправления.

Далее рассмотрим количество малых индивидуальных предпринимателей в Приморском крае.

Таблица 2.2 - Количество индивидуальных предпринимателей в Приморском крае 2011 по 2013 гг.

Год

2011

2012

2013

Темп роста 2013 к 2011,%

Количество индивидуальных предпринимателей (чел.)

19492

20867

23058

118


 

Количество малых индивидуальных предпринимателей в Приморском крае за период с 2011 по 2013 г. также имеет тенденцию к увеличению, так за исследуемый период количество индивидуальных предпринимателей г. Владивостоке увеличилось на 18%.

Численность работников предприятий г. Владивостока увеличилось на 15116 человек или 28%.

Среднемесячная зарплата работников малых предприятий увеличилась с 2008 по 2011 г. на 3135 руб. или 93 %.

Инвестиции в основной капитал малых предприятий по данным предоставленным Комитетом администрации г. Владивостока в основной капитал предприятий увеличились на 1547.5 млн. рублей- это очень высокий показатель или 360%.

В рамках оказания финансово-кредитной поддержки (табл.2.3), администрацией города по всем заявкам от предпринимателей выданы ходатайства для получения субсидии, выделяемой из федерального бюджета в размере 11,5 млн. рублей, на компенсацию части банковской процентной ставки по привлекаемым кредитам. По итогам года распределен весь лимит выделенных средств.

Таблица 2.3 - Финансово-кредитная поддержка бизнеса, млн.руб. в 2011 -2013 гг.

Наименование показателей

2013 год

2012 год

2011 год

2010 год

Льготное кредитование субъектов малого предпринимательства

750

138

-

-

Субсидирование части банковской процентной ставки по привлекаемым кредитам субъектами малого предпринимательства

12,3

1,1

0,125

-


 

 

 

В соответствии с Соглашением, подписанным главой города и руководством Сбербанка России о сотрудничестве, выделено 750 млн. рублей кредитных ресурсов под 12% и 11,5% годовых с выделением 15 млн. рублей для беззалогового кредитования.

В рамках этого Соглашения по итогам 2011 года 390 предпринимателей получили льготные кредиты на общую сумму 751 млн. рублей. Кредиты в основном привлекались на пополнение оборотных средств, приобретение и модернизацию оборудования, строительство и реконструкцию зданий, закуп сырья, расширение производственных и торговых площадей.

В процессе оказания финансовой помощи проведена большая организаторская работа по выводу из «тени» и повышению заработной платы работников, занятых в малом бизнесе, созданию новых рабочих мест.

Стоит отметить, что за период 2011-2013 гг. все показатели характеризовались положительной динамикой и ростом. Основной задачей в настоящий момент является сохранение позитивных тенденций в развитии малого предпринимательства и ориентации деловой активности субъектов малого предпринимательства в приоритетные отрасли реального сектора экономики.

 

2.2 Основные проблемы  в развитии муниципальной политики  в сфере предпринимательства в Приморском крае

Несмотря на положительную динамику развития малого предпринимательства в Приморском крае, существует ряд причин и факторов, сдерживающих развитие этого сектора экономики, среди которых необходимо отметить:

- недостаточные меры государственной  и муниципальной поддержки;

- нестабильность законодательной  базы, регулирующей деятельность  данной сферы;

- административные барьеры  и недостаточно эффективное взаимодействие  контролирующих и надзорных органов. Фактическая незащищенность предпринимателя от многочисленных контролирующих организаций (милиция, налоговые органы, органы Роспотребнадзора, пожарного надзора и др.);[ 9 ]

- нехватка квалифицированных  кадров;

- низкое качество предпринимательской  среды (у предпринимателей недостаточно  навыков ведения бизнеса, опыта  управления);

- недостаточное количество  деловой информации по вопросам  ведения предпринимательской деятельности, низкий уровень юридических, экономических  знаний предпринимателей, необходимых  для более эффективного развития  бизнеса;

- недостаточный уровень  предпринимательской культуры, низкая  эффективность консолидации усилий  предпринимателей и городских  властей по защите экономических  прав предпринимателей;

- недостаточность у начинающих  предпринимателей необходимых материальных  и финансовых ресурсов для  организации и развития собственного  дела;

- сложность и высокая  стоимость процедур легализации  предпринимательской деятельности, таких как регистрация, лицензирование, сертификация, аккредитация и прочие;

- дефицит помещений для  осуществления предпринимательской  деятельности.

Наиболее острыми проблемами, связанными с налоговой политикой, предпринимателями отмечаются:

- частые изменения и  корректировки в налоговом законодательстве, в процедурах уплаты и формах  отчетности;

- сложность, нечеткость, двусмысленность  формулировок в налоговом законодательстве, документах налоговой отчетности;

- сложность оспаривания  решений налоговых органов по  наложению штрафных санкций и  взысканий.

Необходимо отметить, что эффективность применения упрощенной системы налогообложения, единого налога на вмененный доход снижается в связи с достаточно высокой финансовой нагрузкой от косвенных платежей (арендные, коммунальные, услуги других организаций и др.).

Одним из препятствий в оказании действенной поддержки малым и средним предприятиям является отсутствие или недостаток эффективной инфраструктуры, обеспечивающей деятельность.

Инфраструктурой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства является система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд при реализации федеральных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальных программ развития субъектов малого и среднего предпринимательства, обеспечивающих условия для создания субъектов малого и среднего предпринимательства, и оказания им поддержки.

Итак, проблемами в развитии малого предпринимательства в Приморском крае остаются:

-относительно невысокая  доля занятости населения в  сфере предпринимательства;

-низкий уровень технического  обеспечения крестьянских (фермерских) хозяйств;

-ограниченный доступ  субъектов предпринимательства  к информационным ресурсам;

-недостаточный уровень  юридических (экономических) знаний;[10]

-недостаточное количество, субъектов малого предпринимательства  способных конкурировать на международных  рынках.

Практика показывает, что потенциал малого предпринимательства в решении социально-экономических проблем края задействован не полностью, а деятельность субъектов малого предпринимательства во многом зависит от действий органов местного самоуправления.

 
3. Прект взаимодействия местного самоуправления с предпринимателями среднего и малого бизнеса Приморского края.

 

 

3.1 Цели и задачи  проекта

Исходя из социальной значимости малого и среднего предпринимательства, муниципальная политика в отношении данного сектора экономики должна быть направлена на решение следующих задач:

- формирование благоприятных  условий для обеспечения занятости  и самозанятости населения на  основе личной творческой и  финансовой инициативы как средства  повышения материального благосостояния  и возможности самореализации  граждан;

-включение максимально  широкого круга экономически  активной части населения из  различных социальных слоев общества  в процесс социально-экономических  реформ на основе приобретения  практического опыта в бизнесе, развития правовой культуры и  этики деловых отношений;

-увеличение числа мелких  и средних собственников недвижимого  имущества среди представителей  малого и среднего бизнеса  за счет приватизации государственного  и муниципального имущества;

-насыщение отдельных, неперспективных  для крупного бизнеса, сегментов  рынка товарами и услугами;

- поиск новых сегментов  рынка, развитие инфраструктуры  рынка товаров и услуг на  основе потенциальной способности  субъектов малого и среднего  предпринимательства гибко реагировать  на изменения рыночной конъюнктуры;

-привлечение частных  инвестиций и личных накоплений  граждан в реальный сектор  экономики;

-стимулирование инициативы  и творчества граждан в научно-технической  сфере через систему развития  малых и средних инновационных  предприятий и венчурного финансирования, обеспечения сопровождения промышленного  внедрения инновационных разработок  малых и средних предприятий;

-увеличение налоговых  поступлений в бюджеты всех  уровней от малых и средних  предприятий за счет обеспечения  прозрачности бизнеса.

В целях активизации региональной политики в сфере развития малого бизнеса автором предложена разработка проекта « Поддержка малого бизнеса в Приморском крае органами муниципального управления».

Актуальность разработки настоящего Проекта обусловлена тем, что предпринимательство становится неотъемлемым субъектом рынка г. Владивостока и Приморского края в определенной степени решающим проблемы занятости населения, повышения уровня жизни, появления самостоятельных источников дохода за счет предпринимательской инициативы у экономически активной части населения, снижения социальных нагрузок на расходы бюджетов всех уровней. Положительные тенденции в развитии малого предпринимательства отмечаются в городах края.

Основными сдерживающими факторами, влияющими на процессы создания и функционирования малого предпринимательства, а также препятствующими его разностороннему развитию в разрезе отраслей экономики г. Владивостока являются:[11]

- отсутствие в достаточной  мере топлива, сырья, материалов, комплектующих  и необходимость их завоза  из центральных регионов России  или других стран морским путем  или авиатранспортом, что влечет  за собой значительное удорожание  производимой продукции, работ и  услуг;

- дефицит у предпринимателей  собственных средств, необходимых  для воспроизводства;

- отсутствие у предпринимателей  достаточных гарантий для реализации  своих прав и интересов;

- неразвитость механизмов  финансово-кредитной поддержки, самофинансирования  и страхования рисков субъектов  малого предпринимательства;

- отсутствие достаточной  поддержки субъектов предпринимательства  на всех уровнях государственной  власти и местного самоуправления.

В ходе разработки мер по поддержке предпринимательства на территории г. Владивостока возникает ряд проблем, связанных с отсутствием единой системы учета субъектов малого предпринимательства, определяемой на федеральном уровне.

Целью настоящего Проекта является укрепление сложившихся положительных тенденций в развитии малого предпринимательства в Приморском крае, дальнейшее обеспечение благоприятных условий для развития малого предпринимательства в приоритетных отраслях и сферах экономики г. Владивостока на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки.

Задачи Проекта определяются его конечной целью и заключаются в:

-стимулировании развития  и поддержке малого предпринимательства  в приоритетных отраслях;

Информация о работе Основы муниципального управления в развитии малого и среднего предпринимательства