Основы муниципального управления в развитии малого и среднего предпринимательства
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 04:52, курсовая работа
Краткое описание
Цель исследования – раскрыть особенности взаимодействия местного самоуправления с предпринимателями. Задачи исследования: - выявить теоретические основы взаимодействия органов местного самоуправления с предпринимателями; - проанализировать особенности взаимодействия органов местного самоуправления предпринимателями
Содержание
Введение 2 1. Основы муниципального управления в развитии малого и среднего предпринимательства. 4 1.1 Становление и развитие малого предпринимательства в России 4 1.2 Особенности муниципальной политики в сфере развития малого и среднего бизнеса в Приморском крае на современном этапе 8 2. Анализ показателей малого и среднего бизнеса с привлечением муниципального управления 14 2.1 Показатели развития малого и среднего бизнеса 14 2.2 Основные проблемы в развитии муниципальной политики в сфере предпринимательства в Приморском крае 21 3. Прект взаимодействия местного самоуправления с предпринимателями среднего и малого бизнеса Приморского края. 24 3.1 Цели и задачи проекта 24 3.2 Правовое и управленческое обоснование проекта 27 3.3 Результаты и оценка эффективности проекта 31 Заключение 35 Список используемой литературы. 37
- операции с недвижимым
имуществом, аренда и предоставление
услуг - 15,2%;
- обрабатывающие производства
- 11,5%;
- строительство – 9,5%;
- бытовое обслуживание, здравоохранение
и образование - 7,1%;
- транспорт и связь
– 3,5%;[8]
- сельское хозяйство, охота
и лесное хозяйство – 0,7%.
Представим данные на рисунке
2.1
Рисунок 2.1 - Отраслевая структура
малого предпринимательства в Приморском
крае в 2013 г.
Выполнение программ поддержки
и развития малого и среднего предпринимательства
в Приморском крае позволило достичь определенных
результатов. Предпринимательство занимается
производством и оказывает услуги во всех
отраслях экономики, оно охватило весь
спектр жизнедеятельности края: от создания
крупных производств, оказания медицинских
услуг до уборки квартир.
Практика показывает, что потенциал
предпринимательства в решении социально-экономических
проблем города задействован не полностью,
а деятельность субъектов малого предпринимательства
во многом зависит от действий органов
местного самоуправления.
Далее рассмотрим количество
малых индивидуальных предпринимателей
в Приморском крае.
Таблица 2.2 - Количество индивидуальных
предпринимателей в Приморском крае 2011
по 2013 гг.
Год
2011
2012
2013
Темп роста 2013 к 2011,%
Количество индивидуальных
предпринимателей (чел.)
19492
20867
23058
118
Количество малых индивидуальных
предпринимателей в Приморском крае за
период с 2011 по 2013 г. также имеет тенденцию
к увеличению, так за исследуемый период
количество индивидуальных предпринимателей
г. Владивостоке увеличилось на 18%.
Численность работников предприятий
г. Владивостока увеличилось на 15116 человек
или 28%.
Среднемесячная зарплата работников
малых предприятий увеличилась с 2008 по
2011 г. на 3135 руб. или 93 %.
Инвестиции в основной капитал
малых предприятий по данным предоставленным
Комитетом администрации г. Владивостока
в основной капитал предприятий увеличились
на 1547.5 млн. рублей- это очень высокий показатель
или 360%.
В рамках оказания финансово-кредитной
поддержки (табл.2.3), администрацией города
по всем заявкам от предпринимателей выданы
ходатайства для получения субсидии, выделяемой
из федерального бюджета в размере 11,5
млн. рублей, на компенсацию части банковской
процентной ставки по привлекаемым кредитам.
По итогам года распределен весь лимит
выделенных средств.
Таблица 2.3 - Финансово-кредитная
поддержка бизнеса, млн.руб. в 2011 -2013 гг.
Субсидирование части банковской
процентной ставки по привлекаемым кредитам
субъектами малого предпринимательства
12,3
1,1
0,125
-
В соответствии с Соглашением,
подписанным главой города и руководством
Сбербанка России о сотрудничестве, выделено
750 млн. рублей кредитных ресурсов под
12% и 11,5% годовых с выделением 15 млн. рублей
для беззалогового кредитования.
В рамках этого Соглашения по
итогам 2011 года 390 предпринимателей получили
льготные кредиты на общую сумму 751 млн.
рублей. Кредиты в основном привлекались
на пополнение оборотных средств, приобретение
и модернизацию оборудования, строительство
и реконструкцию зданий, закуп сырья, расширение
производственных и торговых площадей.
В процессе оказания финансовой
помощи проведена большая организаторская
работа по выводу из «тени» и повышению
заработной платы работников, занятых
в малом бизнесе, созданию новых рабочих
мест.
Стоит отметить, что за период
2011-2013 гг. все показатели характеризовались
положительной динамикой и ростом. Основной
задачей в настоящий момент является сохранение
позитивных тенденций в развитии малого
предпринимательства и ориентации деловой
активности субъектов малого предпринимательства
в приоритетные отрасли реального сектора
экономики.
2.2 Основные проблемы
в развитии муниципальной политики
в сфере предпринимательства в Приморском
крае
Несмотря на положительную
динамику развития малого предпринимательства
в Приморском крае, существует ряд причин
и факторов, сдерживающих развитие этого
сектора экономики, среди которых необходимо
отметить:
- недостаточные меры государственной
и муниципальной поддержки;
- нестабильность законодательной
базы, регулирующей деятельность
данной сферы;
- административные барьеры
и недостаточно эффективное взаимодействие
контролирующих и надзорных органов.
Фактическая незащищенность предпринимателя
от многочисленных контролирующих организаций
(милиция, налоговые органы, органы Роспотребнадзора,
пожарного надзора и др.);[ 9 ]
- нехватка квалифицированных
кадров;
- низкое качество предпринимательской
среды (у предпринимателей недостаточно
навыков ведения бизнеса, опыта
управления);
- недостаточное количество
деловой информации по вопросам
ведения предпринимательской деятельности,
низкий уровень юридических, экономических
знаний предпринимателей, необходимых
для более эффективного развития
бизнеса;
- недостаточный уровень
предпринимательской культуры, низкая
эффективность консолидации усилий
предпринимателей и городских
властей по защите экономических
прав предпринимателей;
- недостаточность у начинающих
предпринимателей необходимых материальных
и финансовых ресурсов для
организации и развития собственного
дела;
- сложность и высокая
стоимость процедур легализации
предпринимательской деятельности,
таких как регистрация, лицензирование,
сертификация, аккредитация и прочие;
- дефицит помещений для
осуществления предпринимательской
деятельности.
Наиболее острыми проблемами,
связанными с налоговой политикой, предпринимателями
отмечаются:
- частые изменения и
корректировки в налоговом законодательстве,
в процедурах уплаты и формах
отчетности;
- сложность, нечеткость, двусмысленность
формулировок в налоговом законодательстве,
документах налоговой отчетности;
- сложность оспаривания
решений налоговых органов по
наложению штрафных санкций и
взысканий.
Необходимо отметить, что эффективность
применения упрощенной системы налогообложения,
единого налога на вмененный доход снижается
в связи с достаточно высокой финансовой
нагрузкой от косвенных платежей (арендные,
коммунальные, услуги других организаций
и др.).
Одним из препятствий в оказании
действенной поддержки малым и средним
предприятиям является отсутствие или
недостаток эффективной инфраструктуры,
обеспечивающей деятельность.
Инфраструктурой поддержки
субъектов малого и среднего предпринимательства
является система коммерческих и некоммерческих
организаций, которые создаются, осуществляют
свою деятельность или привлекаются в
качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков)
в целях размещения заказов на поставки
товаров, выполнение работ, оказание услуг
для государственных и муниципальных
нужд при реализации федеральных программ
развития субъектов малого и среднего
предпринимательства, региональных программ
развития субъектов малого и среднего
предпринимательства, муниципальных программ
развития субъектов малого и среднего
предпринимательства, обеспечивающих
условия для создания субъектов малого
и среднего предпринимательства, и оказания
им поддержки.
Итак, проблемами в развитии
малого предпринимательства в Приморском
крае остаются:
-относительно невысокая
доля занятости населения в
сфере предпринимательства;
-низкий уровень технического
обеспечения крестьянских (фермерских)
хозяйств;
-ограниченный доступ
субъектов предпринимательства
к информационным ресурсам;
-недостаточный уровень
юридических (экономических) знаний;[10]
-недостаточное количество,
субъектов малого предпринимательства
способных конкурировать на международных
рынках.
Практика показывает, что потенциал
малого предпринимательства в решении
социально-экономических проблем края
задействован не полностью, а деятельность
субъектов малого предпринимательства
во многом зависит от действий органов
местного самоуправления.
3. Прект взаимодействия
местного самоуправления с предпринимателями
среднего и малого бизнеса Приморского
края.
3.1 Цели и задачи
проекта
Исходя из социальной значимости
малого и среднего предпринимательства,
муниципальная политика в отношении данного
сектора экономики должна быть направлена
на решение следующих задач:
- формирование благоприятных
условий для обеспечения занятости
и самозанятости населения на
основе личной творческой и
финансовой инициативы как средства
повышения материального благосостояния
и возможности самореализации
граждан;
-включение максимально
широкого круга экономически
активной части населения из
различных социальных слоев общества
в процесс социально-экономических
реформ на основе приобретения
практического опыта в бизнесе,
развития правовой культуры и
этики деловых отношений;
-увеличение числа мелких
и средних собственников недвижимого
имущества среди представителей
малого и среднего бизнеса
за счет приватизации государственного
и муниципального имущества;
-насыщение отдельных, неперспективных
для крупного бизнеса, сегментов
рынка товарами и услугами;
- поиск новых сегментов
рынка, развитие инфраструктуры
рынка товаров и услуг на
основе потенциальной способности
субъектов малого и среднего
предпринимательства гибко реагировать
на изменения рыночной конъюнктуры;
-привлечение частных
инвестиций и личных накоплений
граждан в реальный сектор
экономики;
-стимулирование инициативы
и творчества граждан в научно-технической
сфере через систему развития
малых и средних инновационных
предприятий и венчурного финансирования,
обеспечения сопровождения промышленного
внедрения инновационных разработок
малых и средних предприятий;
-увеличение налоговых
поступлений в бюджеты всех
уровней от малых и средних
предприятий за счет обеспечения
прозрачности бизнеса.
В целях активизации региональной
политики в сфере развития малого бизнеса
автором предложена разработка проекта
« Поддержка малого бизнеса в Приморском
крае органами муниципального управления».
Актуальность разработки настоящего
Проекта обусловлена тем, что предпринимательство
становится неотъемлемым субъектом рынка
г. Владивостока и Приморского края в определенной
степени решающим проблемы занятости
населения, повышения уровня жизни, появления
самостоятельных источников дохода за
счет предпринимательской инициативы
у экономически активной части населения,
снижения социальных нагрузок на расходы
бюджетов всех уровней. Положительные
тенденции в развитии малого предпринимательства
отмечаются в городах края.
Основными сдерживающими факторами,
влияющими на процессы создания и функционирования
малого предпринимательства, а также препятствующими
его разностороннему развитию в разрезе
отраслей экономики г. Владивостока являются:[11]
- отсутствие в достаточной
мере топлива, сырья, материалов, комплектующих
и необходимость их завоза
из центральных регионов России
или других стран морским путем
или авиатранспортом, что влечет
за собой значительное удорожание
производимой продукции, работ и
услуг;
- дефицит у предпринимателей
собственных средств, необходимых
для воспроизводства;
- отсутствие у предпринимателей
достаточных гарантий для реализации
своих прав и интересов;
- отсутствие достаточной
поддержки субъектов предпринимательства
на всех уровнях государственной
власти и местного самоуправления.
В ходе разработки мер по поддержке
предпринимательства на территории г.
Владивостока возникает ряд проблем, связанных
с отсутствием единой системы учета субъектов
малого предпринимательства, определяемой
на федеральном уровне.
Целью настоящего Проекта является
укрепление сложившихся положительных
тенденций в развитии малого предпринимательства
в Приморском крае, дальнейшее обеспечение
благоприятных условий для развития малого
предпринимательства в приоритетных отраслях
и сферах экономики г. Владивостока на
основе повышения качества и эффективности
мер государственной поддержки.
Задачи Проекта определяются
его конечной целью и заключаются в:
-стимулировании развития
и поддержке малого предпринимательства
в приоритетных отраслях;