Основы муниципального управления в развитии малого и среднего предпринимательства
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Апреля 2014 в 04:52, курсовая работа
Краткое описание
Цель исследования – раскрыть особенности взаимодействия местного самоуправления с предпринимателями. Задачи исследования: - выявить теоретические основы взаимодействия органов местного самоуправления с предпринимателями; - проанализировать особенности взаимодействия органов местного самоуправления предпринимателями
Содержание
Введение 2 1. Основы муниципального управления в развитии малого и среднего предпринимательства. 4 1.1 Становление и развитие малого предпринимательства в России 4 1.2 Особенности муниципальной политики в сфере развития малого и среднего бизнеса в Приморском крае на современном этапе 8 2. Анализ показателей малого и среднего бизнеса с привлечением муниципального управления 14 2.1 Показатели развития малого и среднего бизнеса 14 2.2 Основные проблемы в развитии муниципальной политики в сфере предпринимательства в Приморском крае 21 3. Прект взаимодействия местного самоуправления с предпринимателями среднего и малого бизнеса Приморского края. 24 3.1 Цели и задачи проекта 24 3.2 Правовое и управленческое обоснование проекта 27 3.3 Результаты и оценка эффективности проекта 31 Заключение 35 Список используемой литературы. 37
-продвижении на региональном
потребительском рынке товаров
и услуг на основе использования
местных ресурсов;
-создании новых рабочих
мест;
-формировании механизма
финансово-кредитной поддержки малых
предприятий;
-формировании системного
подхода в муниципальной политике
к поддержке малого предпринимательства;
- создании условий для
развития инфраструктуры поддержки
и развития малого предпринимательства
в Приморском крае.
Поставленные задачи взаимосвязаны
между собой, их эффективность определяется
возможностями комплексного решения задач
по основным направлениям:
1. Нормативно-правовое обеспечение
развития малого предпринимательства.
2. Финансовая и имущественная
поддержка приоритетных направлений
развития малого предпринимательства
в крае.
3. Содействие развитию
методического, информационного, аналитического,
кадрового обеспечения малого
предпринимательства.
4. Развитие инфраструктуры
поддержки предпринимательства
3.2 Правовое и управленческое
обоснование проекта
В России предпринимаются определенные
шаги по развитию системы поддержки субъектов
малого предпринимательства за счет участия
в государственных и муниципальных закупках
с учетом изучения имеющегося передового
международного опыта. Подтверждение
тому – Новый Федеральный закон «О размещении
заказов на поставки товаров, выполнение
работ, оказание услуг для государственных
и муниципальных нужд» от 21.07.2005 №94-ФЗ,
в котором сделана попытка решения данной
проблемы, хотя многие вопросы так и остались
неосвещенными.[ 12]
Представляется, что возможны
следующие основные подходы привлечения
малого бизнеса к выполнению государственного
заказа:
- квотирование части государственного
заказа для малого бизнеса;
- выделение в сложной
составной продукции простых
частей и размещение заказов
на эти простые части среди
субъектов малого бизнеса;
- привлечение малого бизнеса
на принципах субконтрактации;
- поставки через посредническую
структуру.
Квотирование части заказа.
Предусматривается, что государственные
заказчики в общем объеме заказа выделяют
установленный законом объем продукции
(15 %) и размещают его только среди субъектов
малого предпринимательства. Это применимо
для простых товаров, работ и услуг.
Выделение в сложной составной
продукции простых частей. При закупке
сложной составной продукции (например,
работ по капитальному ремонту здания;
или проектированию, монтажу и наладке
компьютерной сети) всегда можно выделить
несколько простых частей, которые не
требуют от исполнителя специальной квалификации
или специальных материально-технических
ресурсов (например, покраска стен; перевозка
компьютеров, протяжка силовых и коммутационных
кабелей). Эти части выделяются и размещаются
только среди субъектов малого предпринимательства.
Привлечение малого бизнеса
на принципах субконтрактации. Этот подход
подразумевает, что- либо в процедурах
закупки участвуют временные объединения
крупных поставщиков и субъектов малого
бизнеса, либо условия государственного
контракта требуют от крупного поставщика
привлечения субъектов малого бизнеса
в процессе выполнения контракта.
Поставки продукции малого
бизнеса через посредническую структуру.
Некоторая специализированная структура
(существующая или специально созданная)
участвует в процедурах размещения государственного
заказа от собственного имени и от собственного
имени заключает с государственными заказчиками
контракты на поставку продукции. При
этом она обеспечивает поставку продукции
малого предпринимательства (на основе
принципов субконтрактации) в объемах,
установленных действующим законодательством
(15 % от объема заказа).
Успешное развитие малого бизнеса
в значительной степени зависит от обеспеченности
предпринимателей финансовыми ресурсами
как долгосрочного, так и краткосрочного
характера. Мобилизация денежных средств
невозможна без государственных мер развития
инфраструктуры рынка финансовых услуг,
расширения номенклатуры используемых
финансовых инструментов, а также интенсификации
конкуренции среди участников финансового
рынка.
Условия и способы предоставления
кредитов разными кредитными организациями
субъектам малого предпринимательства
в целом едины.
Федеральные органы исполнительной
власти, органы исполнительной власти
субъектов Российской Федерации, органы
местного самоуправления вправе утверждать
перечни государственного имущества и
муниципального имущества, свободного
от прав третьих лиц (за исключением имущественных
прав субъектов малого и среднего предпринимательства).
Государственное и муниципальное имущество,
включенное в указанные перечни, может
быть использовано только в целях предоставления
его во владение и (или) в пользование на
долгосрочной основе (в том числе по льготным
ставкам арендной платы) субъектам малого
и среднего предпринимательства и организациям,
образующим инфраструктуру поддержки
субъектов малого и среднего предпринимательства.
Эти перечни подлежат обязательному опубликованию
в средствах массовой информации, а также
размещению в сети "Интернет" на официальных
сайтах утвердивших их государственных
органов исполнительной власти, органов
местного самоуправления".[13]
Государственное и муниципальное
имущество, включенное в перечни, указанные
в законе, не подлежит отчуждению в частную
собственность, в том числе в собственность
субъектов малого или среднего предпринимательства,
арендующих это имущество.".
Для эффективного управления
проектом необходимо представить все
работы в виде последовательности действий
с четко определенными целями и сроками,
а также предусмотреть возможность независимой
проверки результатов для подтверждения
правильности совершенных действий. Поэтому
на этом этапе составляется основной план
проекта, который содержит:
- цели проекта;
- масштабы и область
применения проекта;
- укрупненную структуру/перечень
работ и их ожидаемых результатов,
включая согласование основных
этапов и ориентировочный план
подготовки проектной группы;
- методология внедрения
системы;
- методология управления
проектом, включая;
- состав проектной группы
и наблюдательного совета;
- распределение обязанностей
в рамках проектной группы;
- методы оценки качества
работы;
- управление информационными
связями в проекте;
- управление рисками в
проекте.
Для управления проектом существует
проектно- организованная структура, которая
представляет сбой взаимосвязь органов
управления на различных стадиях управления
проектом.
Система проектного управления
ориентированная на ее проектную структуру
позволяет достигнуть всех целей и задач
проекта.
3.3 Результаты
и оценка эффективности проекта
Система проектных мероприятий
представлена четырьмя разделами.
Первый раздел содержит мероприятия
по совершенствованию нормативной правовой
базы, обеспечивающей развитие малого
предпринимательства. Реализация мероприятий
включает в себя анализ действующих нормативных
правовых актов федерального, регионального
и муниципального уровней и разработку
предложений по их корректировке. Необходимо
скоординировать действия органов исполнительной
власти автономного округа, осуществляющих
государственное регулирование предпринимательской
деятельности - лицензирование, регистрацию
и другие.
Одним из важнейших условий
развития малого бизнеса является создание
благоприятного налогового режима, упрощение
учета и отчетности. Сохраняя преемственность
мер налогового регулирования, будет продолжен
мониторинг специальных налоговых режимов,
в том числе действующей на территории
автономного округа системы налогообложения
в виде единого налога на вмененный доход
для отдельных видов деятельности и упрощенной
системы налогообложения.
В соответствии с требованиями
российского законодательства и с учетом
особенностей экономики региона предусматривается
осуществление размещения заказов у субъектов
малого предпринимательства в размере
пятнадцати процентов общего объема поставок
товаров, выполнения работ, оказания услуг
по установленному перечню. Возможно расширение
доступа субъектов малого предпринимательства
к размещению государственных и муниципальных
заказов в сферах, представляющих интерес
для малого бизнеса (социальная, сфера
производственных, коммунальных услуг,
общественное питание и т.д.). [14]
Во втором разделе проектных
мероприятий предусмотрены меры финансовой
и имущественной поддержки малого предпринимательства
в приоритетных направлениях, определяемых
в соответствии с приоритетами развития
малого предпринимательства в России
в целом и особенностями и перспективами
его развития на территории Приморского
края. На период реализации Проекта стимулирование
развития малого предпринимательства
в Приморском крае будет проводиться
в следующих направлениях:
- производственная сфера,
в том числе производство товаров
народного потребления, продукции
ремесленничества и народных
промыслов;
- общественное питание;
- бытовые и иные услуги
населению;
- инновационная деятельность;
- консультационные, информационные
услуги.
Предпочтение будет отдано
реализации тех направлений, которые не
дублируют меры поддержки, предусмотренные
другими целевыми региональными и федеральными
программами.
Перечень конкретных проектов
развития малого предпринимательства
формируется на основе анализа проектов,
представляемых субъектами малого предпринимательства,
удовлетворяющих целям и задачам Проекта.
Формирование портфеля бизнес-проектов,
координация их оценки для включения в
Программу будет проводится Администрацией
Приморского края. Финансирование проектов
из средств окружного бюджета может осуществляться
в форме безвозмездных субсидий, финансовой
помощи на возвратной основе, компенсации
части расходов и других.
Одной из форм содействия развитию
предпринимательства является имущественная
поддержка. Необходимо провести анализ
эффективности использования государственного
и муниципального имущества, рассмотрев
возможности передачи малым предприятиям
неиспользуемых имущественных комплексов,
объектов недвижимости, движимого имущества,
объектов незавершенного строительства.
Мероприятия третьего раздела
направлены на развитие методического,
информационного, аналитического, кадрового
обеспечения малого предпринимательства.
Многие проблемы развития малого
предпринимательства связаны с недостаточной
информированностью хозяйствующих субъектов,
недоступностью консультаций специалистов,
отсутствием соответствующих деловых
услуг. Необходимо включение предпринимателей
в систему современного информационного
обмена, обеспечив доступ к конъюнктурной
информации о рынках товаров и услуг, правовой
и иной информации. Есть необходимость
в развитии диалога с общественностью
по проблемам малого предпринимательства,
формировании положительного общественного
мнения о предпринимательской деятельности.
Подготовка кадров в сфере малого предпринимательства
ориентирована на мероприятия по повышению
квалификации и переподготовке специалистов
на краткосрочных курсах, семинарах, будет
проводиться координационная работа по
развитию и внедрению дистанционного,
заочного и других форм обучения.
Четвертый раздел включает
в себя проведение мероприятий по обеспечению
взаимодействия с некоммерческими организациями
по вопросам поддержки и развития малого
предпринимательства. Данные мероприятия
предполагают взаимное привлечение специалистов
некоммерческих организаций и органов
исполнительной власти для консультирования
предпринимателей, участие в ежегодных
семинарах и совещаниях по вопросам поддержки
малого предпринимательства, проведение
тренингов и иных форм обучения для представителей
малого бизнеса.[ 15 ]
Финансирование Проекта должно
осуществляется за счет средств окружного
бюджета.
Оказание поддержки малому
бизнесу возможно с привлечением средств
международных фондов и ассоциаций, оказывающих
поддержку субъектам малого предпринимательства,
и других внебюджетных источников.
Заключение
Таким образом, исходя из поставленных
во введении задач можно сделать следующие
выводы:
Предпринимательство - это специфический
вид творческой, инициативной деятельности
человека в рыночной экономике, сущность
которой проявляется в ее основных чертах,
а именно: владение капиталом; соединение
и комбинирование.
В нашей стране роль малого
бизнеса постоянно и неуклонно возрастает.
Малое предпринимательство призвано решить
такие важные проблемы в сегодняшней экономике,
как: значительно и без существенных капитальных
вложений расширить производство многих
потребительских товаров и услуг с использованием
местных источников сырья; создать условия
для трудоустройства рабочей силы, высвобождающейся
на крупных предприятиях; ускорить научно-технический
прогресс; составить позитивную альтернативу
криминальному бизнесу и многие другие.
Основными принципами поддержки
субъектов малого и среднего предпринимательства
в рамках реализации муниципальной политики
в г. Приморском крае являются:
1) заявительный порядок
обращения субъектов малого и
среднего предпринимательства за
оказанием поддержки;
2) доступность инфраструктуры
поддержки субъектов малого и
среднего предпринимательства для
всех субъектов малого и среднего
предпринимательства;
3) равный доступ субъектов
малого и среднего предпринимательства,
соответствующих критериям, предусмотренным
федеральными,региональными и муниципальными
программами развития субъектов малого
и среднего предпринимательства, муниципальными
программами развития субъектов малого
и среднего предпринимательства, к участию
в соответствующих программах.
Основными принципами поддержки
субъектов малого и среднего предпринимательства
в рамках реализации муниципальной политики
в Приморском крае являются:
1) заявительный порядок
обращения субъектов малого и
среднего предпринимательства за
оказанием поддержки;
2) доступность инфраструктуры
поддержки субъектов малого и
среднего предпринимательства для
всех субъектов малого и среднего
предпринимательства;
3) равный доступ субъектов
малого и среднего предпринимательства,
соответствующих критериям, предусмотренным
федеральными, региональными и муниципальными
программами развития субъектов
малого и среднего предпринимательства,
муниципальными программами развития
субъектов малого и среднего
предпринимательства, к участию
в соответствующих программах.