Особенности предпринимательства на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2013 в 17:54, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность данной темы в том, что предпринимательство в настоящее время является основным компонентом экономической системы цивилизованного общества. Переход к рыночным отношениям поставил перед нашим обществом множество сложных задач, среди которых важное место занимает развитие предпринимательства, совершенствование его форм и видов.
Любая нация гордится плодами деятельности своих предпринимателей. Но любая нация и каждый ее отдельный представитель гордятся и своей причастностью к воплощению какой-либо конкретной предпринимательской идеи.

Содержание

Введение…………………………………………………..………………..2

Глава 1. Сущность, виды и формы предпринимательства
1.1.Сущность предпринимательства………………...………………...….4
1.2.Функции предпринимательства……….................................................9
1.3.Виды и формы предпринимательства…………...…………......……12

Глава 2. Современные особенности предпринимательства
2.1. Современные особенности предпринимательства…….………….21
2.2. Проблемы и тенденции развития предпринимательства в России……………………………………………………………………….……26

Заключение…………………………………………………...…………..30

Список используемой литературы……………………..……………..33

Вложенные файлы: 1 файл

курсовик экономика.doc

— 183.50 Кб (Скачать файл)

Услуги - это очень привлекательный  бизнес для предпринимателей. В настоящее  время именно в этой сфере идут активные инновационные процессы, которые сулят предпринимателям прибыли более высокие, чем в торговле. Особенно рентабельным и быстрорастущим является бизнес в сфере деловых услуг.

Бизнес в  сфере услуг особенно сильно зависит  от конъюнктурных факторов, политических факторов. Многие виду услуг в современной рыночной экономике выживают благодаря государственной поддержке и работе в кооперации с крупным производственным бизнесом. Сильные и слабые стороны предпринимательства по предоставлению услуг представлены в таблице 4.

Таблица 4.- Сильные и слабые стороны предпринимательства по предоставлению услуг

Сильные стороны  предпринимательства в сфере  услуг

Слабые стороны  предпринимательства в сфере  услуг

Гибкость и  мобильность

Сильно зависит от конъюнктурных и политических факторов, особенно сфера современных деловых услуг

Способность быстро аккумулировать ресурсы

Значительное  государственное регулирование

Относительная простота деловых операций

Зависимость от качества персонала


Формы предпринимательства:

1. Организационно-правовые:

А) Товарищества представляет собой объединение лиц, созданные для осуществления предпринимательской деятельности. Товарищества создаются в том случае, когда в организации предприятия решают принять участие два или более партнера. Важным преимуществом товарищества является возможность привлечения дополнительного капитала. Помимо того, наличие нескольких владельцев позволяет осуществлять специализацию внутри предприятия на основе знаний и умений каждого из партнеров. Недостатки данной организационно-правовой формы предпринимательской деятельности: каждый из участников несет равную материальную ответственность независимо от размеров его вклада. Кроме того, действия одного из партнеров являются обязывающими для всех остальных, даже если они не согласны с этими действиями.

Участники товарищества подразделяются на две группы: полные товарищи (товарищество с неограниченной ответственностью) и коммандитные товарищи (товарищество с ограниченной ответственностью). В коммандитных товариществах часть партнеров может обладать неограниченной, а часть — ограниченной ответственностью.

Б) Общество создается по соглашению не менее двух граждан либо юридических лиц путем объединения их вкладов (как в денежной, так и в натуральной форме) в целях осуществления хозяйственной деятельности. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам. Они несут ответственность только в пределах стоимости внесенных ими вкладов. В отличие от них участники общества с дополнительной ответственностью несут ответственность всем своим имуществом.

Наиболее распространенными являются акционерные общества. Их отличие состоит в том, что им предоставлено право привлекать необходимые средства путем выпуска ценных бумаг – акций. При этом участники акционерного общества несут ответственность за результаты его деятельности в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Обязательным  в кооперативе является личное трудовое или иное участие его членов в  деятельности кооператива, а так  же объединение его участниками имущественных паевых взносов.

В) Кооператив – организация созданная добровольной группой людей, объединившихся для предпринимательской деятельности на началах самоуправления и самофинансирования. Может использовать собственные и заёмные средства, а так же собственное и арендованное имущество. Продукция кооператива является его собственностью.

2) Организационно-экономические:

А) Концерн — это многоотраслевое акционерное общество, контролирующее предприятия через систему участия. Концерн приобретает контрольный пакет акций различных компаний, являющихся по отношению к нему дочерними. В свою очередь дочерние компании также могут владеть контрольными пакетами акций других акционерных компаний, нередко расположенных в других странах.

Б) Ассоциации — мягкая форма добровольного объединения экономически самостоятельных предприятий, организаций, которые одновременно могут входить в другие образования. В состав ассоциации, как правило, входят односпециализированные предприятия и организации, расположенные на определенной территории. Основная цель создания ассоциаций — совместные решения научно-технических, производственных, экономических, социальных и других задач.

В) Консорциум представляет собой объединение предпринимателей с целью совместного проведения крупной финансовой операции (например, осуществление значительных инвестиций в крупный промышленный проект). Такое объединение предпринимателей имеет возможность вложить средства в крупный проект, при этом значительно уменьшается риск, возникающий при крупных вложениях, так как ответственность раскладывается на множество участников. В условиях научно-технической революции консорциумы возникают в новых отраслях и на стыке различных отраслей и предусматривают проведение совместных научных исследований.

Г) Синдикат — объединение сбыта продукции предпринимателями одной отрасли с целью устранения излишней конкуренции между ними.

Д) Картель означает соглашение между предприятиями одной отрасли о ценах на продукцию, услуги, о разделе рынков сбыта, долях в общем объеме производства и другое.

Е) Финансово-промышленные группы – новая организационно-экономическая форма предпринимательства. Они представляют собой объединения промышленного, банковского, страхового и торгового капиталов, а также интеллектуального потенциала предприятий и организаций. 14

 

 

_____________________

14 Камаев В.Д. Учебник по основам экономической теории.– М., 1995. –С. 384.

Глава 2. Современные особенности предпринимательства

2.1. Современные особенности предпринимательства

Развитие предпринимательства  является одним из самых точных показателей  экономического и социального здоровья государства и общества.

Чтобы лучше  понять специфику современного предпринимательства, нельзя не отметить специфику состава формирующегося российского предпринимательского класса. Согласно исследованиям, 61% российской бизнес элиты являются  выходцами  из прежней советской номенклатуры со всеми присущими ей традициями клановой закрытости, специфической моралью и привычкой функционировать в контролируемой государством высокомонополизированной экономике. Часть этих кадров сумела адаптироваться к требованиям рынка, успешно осваивает новые знания и стиль поведения, другая продолжает руководить предприятиями и фирмами во многом по старинке, полагаясь главным образом на личные связи и покровительство государственных чиновников. 

  Довольно пестрым является и «не номенклатурный» сегмент российского предпринимательства: здесь и рядовые граждане, прежде всего молодежь, активно работающая в бизнесе (в основном в мелкорозничной и «челночной» торговле, не требующей значительного первоначального капитала, в посреднических услугах), и высококвалифицированные специалисты, открывающие консультативные фирмы, например, в области управления, программного обеспечения. Расширяется малый бизнес в сфере ремонта, строительства и технического обслуживания.

Для России, малое  и среднее предпринимательство особенно несет на себе значительную смысловую нагрузку. Мелкие и средние предприятия играют заметную роль в занятости, производстве отдельных товаров, исследовательских и научно-производственных разработках. Они создают среду и дух предпринимательства, без которых невозможна рыночная экономика, обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность.

Так, малый и  средний бизнес обеспечивает:

1) Создание новых  рабочих мест, обеспечение занятости  трудоспособного населения и, как следствие, сокращение числа людей, нуждающихся в социальной помощи.

Эта роль представляется значимой для России при нестабильности функционировании рынка труда, при  наличии значительного количества безработных и других подобных социальных проблем.

Тем не менее, роль предпринимательства в создании новых рабочих мест в российских условиях имеет свои особенности.

2)  Обеспечение  социальной стабильности и снижение  уровня бедности.

Вопрос социальной стабильности всегда актуален при росте  социальной напряженности в обществе.

3) Возможность  энергичным и предприимчивым  людям открыть своё дело в  производственной, научной и другой  деятельности, реализуя в ней  свои способности.

Так, самой характерной  чертой, отличающей российский предпринимателей от западных бизнесменов является их уровень образования.

Сейчас в  России преобладает мнение, что главными качествами предпринимателя являются инициативность, находчивость, энергичность и хорошие организаторские способности.

Профессионализм в настоящее время отступил на второй план. Я считаю, что это неправильно, так как дальнейшее развитие предпринимательства в России возможно только при наличии высокообразованных и профессиональных людей. Только профессионал может правильно оценить состояние рынка и сделать правильные выводы. В связи с этим встает проблема повышения доли специалистов, получивших именно экономическое высшее образование.

4) Увеличение налоговых поступлений.

5) Рост доли  ВВП, создаваемой малыми предприятиями.

6) Увеличение  численности среднего класса, а, значит, социальной и политической стабильности.

Если брать  за основу деления на классы доход, то можно сказать, что никакой  вид труда по найму, включая самый  квалифицированный и управленческий, не обеспечивает доходов, сравнимых  с предпринимательством.

7) Повышение  устойчивости и конкурентоспособности  предприятий. 

Данное положение  объясню с помощью следующей системы доказательств. Так, несмотря на то, что в России большая часть научного потенциала сосредоточена на крупных компаниях, малые и средние фирмы по широкому кругу продукции чаще начинают разработку и выпуск новых товаров. Успех предпринимательства в этой области можно объяснить следующими причинами. Углубление специализации в научных разработках привело к тому, что во многих случаях небольшие фирмы идут по более простому или рискованному пути, работают в неперспективных отраслях.

8) Взаимодействие  малого и крупного бизнеса,  способное помочь выжить в  современных рыночных условиях  предприятиям-гигантам, и встать  на ноги вновь созданным частным  предприятиям и малым предприятиям.

В российской экономике  предпринимательство построено  на принципе кооперирования крупных  и малых предприятий, причем крупные  предприятия ориентируются не на подавление малого бизнеса, а, наоборот, на взаимовыгодное сотрудничество с ним. Поэтому крупные и малые предприятия взаимодополняют друг друга, особенно в сфере специализации отдельных производств и в инновационных разработках.

9) Участие в  развитии инфраструктуры городов  и районов.

10) Благотворительная  деятельность.

Понимание этих факторов привело к тому, что многие страны вплотную занялись разработкой стратегий и программ, политики государственной поддержки, направленных на развитие и среднего предпринимательства.

В современной  России сделаны шаги в сторону  демократических преобразований и формирования рыночных отношений. Можно говорить о том, что миллионы российских граждан занимаются предпринимательской деятельностью, которая дает ощутимый экономический и социальный эффект. Однако, если рассматривать потенциальные возможности нашего общества, то доля предпринимательского сектора в укреплении рыночной экономики пока явно недостаточна. 

Россия стремится  стать экономически сильным государством. Происходящие в экономике изменения  позволяют российским производственным и торговым компаниям с одной стороны, более уверенно и на плановой основе осуществлять свою деятельность, а с другой стороны усиливают конкурентную борьбу с иностранными торговыми и производственными компаниями, успешно осваивающими российский рынок.15

Для развития бизнеса в России сегодня характерно:

• Наличие на рынке широкого ассортимента практически всех видов товаров на всей территории России.

• Относительная стабилизация цен на товары и общая тенденция их снижения (без учета инфляционного процесса и повышения цен на энергоносители на мировом рынке).

• Постепенный уход с рынка компаний, имеющих меньшую производительность труда и более высокие затраты на продвижение товара к потребителю.

• Расширение географии торговых сетей крупных компаний,

_____________________

15 Райсберг Б.А. Рыночная экономика. -. М., 2006. -  С.67.

образованных  с участием иностранного капитала.

• Создание крупных логистических центров в различных регионах и постепенный охват ими всей территории страны.

• Рост транспортных и складских услуг, предоставляемых российскими и иностранными логистическими компаниями.

Информация о работе Особенности предпринимательства на современном этапе