Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 20:52, реферат
Целью контрольно работы является изучение поддержки предпринимательства как составляющей региональной политики.
В соответствии с этой целью поставлены и реализованы следующие задачи:
Рассмотреть сущность малого предпринимательства
Определить этапы развитие малого бизнеса в России
Выявить роль малого предпринимательства в экономике
Анализировать состояние и проблемы малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области
Определить приоритеты развития МСП в Нижегородской области
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы предпринимательства в России 4
1.1. Сущность малого предпринимательства 4
1.2. Этапы развитие малого бизнеса в России 3
1.3. Роль малого предпринимательства в экономике 7
Глава 2. Оценка регионально политики поддержки малого и среднего предпринимательства 11
2.1. Характеристика Приволжского федерального округа 11
2.2. Состояние и проблемы малого и среднего предпринимательства в Нижегородской области 12
2.3. Приоритеты развития МСП в Нижегородской области 16
Заключение 22
Список использованной литературы 24
В 2007 году сформирован ЗПИФ «Региональный венчурный фонд инвестиций в малые предприятия в научно-технической сфере Нижегородской области» с равным участием государственного и частного капитала.
Важную роль в инфраструктурной поддержке МСП региона играет Саровский технопарк, расположенный в Дивеевском районе.
Сформирован Совет по развитию предпринимательства при Правительстве Нижегородской области.
Основным инструментом государственной политики по развитию МСП в регионе за рассматриваемый период являлись и являются комплексные целевые программы развития малого предпринимательства в Нижегородской области на 2006-2010 годы. Но пока результаты их реализации не во всем соответствуют закладываемым параметрам.
Обобщая статистические данные, в том числе отражающие состояние инфраструктуры поддержки малого и среднего бизнеса, а также результаты социологических исследований состояния МСП в Нижегородской области, можно сделать следующие основные выводы относительно мер, предпринятых законодательной и исполнительной властью для развития малого предпринимательства в регионе:
1. В Нижегородской области
2. На территории региона
3. Основным методом поддержки
стал программно-целевой
Вместе с тем, имеется ряд существенных недостатков, препятствующих качественному росту МСП:
- в управлении малым и средним
предпринимательством
Предпринимательская активность населения и готовность к риску являются важными условиями появления и развития высокотехнологичных предприятий инновационного пояса, которые станут драйверами роста экономики области, лишенной богатых запасов природных ресурсов, но обладающей высоким научно-техническим и кадровым потенциалом. Поэтому наиболее актуальной для МСП региона является изменение структуры малого и среднего предпринимательства от преобладания торгового сектора, что имеется в настоящее время, к инновационному, в первую очередь, в обрабатывающих отраслях и научно-техническом комплексе.
Кроме того, МСП должно обеспечить
условия для занятости
Поэтому выделены следующие приоритеты:
На муниципальном уровне проще
увязать потребности
С учетом специфических особенностей социально-экономического развития и потенциала территорий в Нижегородской области выделены четыре зоны, объединяющие районы со схожей текущей структурой экономики, для каждой из которых определены отраслевые приоритеты развития.
Таблица 1
Территориальные зоны и отраслевые приоритеты для них
Зона |
Отраслевые приоритеты |
Лесопромышленная |
пищевая промышленность, лесопромышленный комплекс, рекреационный и культурно-исторический туризм, сельское хозяйство, МСП |
Промышленная и научно-образовательная |
автомобилестроение, научно-образовательный комплекс и новая экономика, информационные технологии, радиоэлектронная промышленность и приборостроение, химико-фармацевтическая промышленность. |
Инновационная |
информационные технологии, научно-образовательный комплекс и новая экономика, химико-фармацевтическая промышленность, радиоэлектронная промышленность и приборостроение, автомобилестроение, МСП |
Агропромышленная |
пищевая промышленность, сельское хозяйство, химико-фармацевтическая промышленность, рекреационный туризм, МСП |
Как видно, даже безотносительно дифференциации внутри приоритетных отраслей, развитие МСП является приоритетным в трех зонах из четырех, то есть почти на всей территории области.
По результатам отраслевого анализа, который проводился в процессе разработки Стратегии, были определены наиболее перспективные сектора экономики Нижегородской области для малого предпринимательства. (Понятие «среднее предприятие», как субъект МСП, появилось позже - в Федеральном законе № 209-ФЗ от24.07.2007 года «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»).
Таблица 2
Приоритетные отрасли развития МСП в Нижегородской области7
Отрасль |
Потенциал развития и перспективы для МСП |
Автомобилестроение |
Возможно успешное развитие МСП как субконтракторов низких уровней в рамках автомобильного кластера |
Лесная промышленность, деревообрабатывающая промышленность |
Перспективно создание МСП в сегменте неглубокой переработки продукции |
Медицинская промышленность |
Потенциал для МСП связан с ростом внутреннего спроса на медицинскую и фармацевтическую продукцию |
Сельское хозяйство и пищевая промышленность |
Приоритетно развитие фермерства. Успешно могут осваиваться отдельные сегменты пищевой промышленности. |
Информационные технологии |
Потенциал определяется преимуществом гибких и динамичных предприятий при низких входных барьерах в отрасли |
Научно-образовательный комплекс |
МСП реализуют сервисные и инновационные функции |
Промышленность строительных материалов |
Перспективные сегменты новых материалов и технологий, отделочных материалов |
Легкая промышленность |
Развитие МСП в области возможно при условии улучшения маркетинга и модернизации производства. |
Туризм |
Общий рост сектора предопределяет успехи МСП, особенно в области гостиничного и ресторанного бизнесов, общепита |
Строительство |
МСП эффективны при подрядах по технологической цепочке |
Розничная и оптовая торговля |
Развитие магазинов «шаговой доступности», реализация оптовых товаров, которые экономически неинтересны крупному бизнесу |
Целью развития МСП является создание политических, правовых, экономических и социальных условий для свободного развития МСП, обеспечивающих:
не менее 50% валового регионального продукта за счет МСП;
повышение уровня производительности
труда и экономической эффектив
увеличение доли МСП в формировании всех составляющих внутреннего регионального продукта (производство товаров, оказание услуг, чистые налоги), расширение сфер деятельности МСП в соответствии с отраслевыми приоритетами в территориальных зонах;
увеличение количества предпринимателей и производимой ими продукции на депрессивных территориях или территориях, не имеющих четко выраженных перспектив развития;
повышение качества уже работающего бизнеса, МСП на социально-экономически развитых территориях в соответствии с отраслевыми приоритетами и территориальными зонами;
создание территориально-
формирование развитого научно-
повышение социальной эффективности деятельности субъектов МСП – рост численности занятых в секторе МСП, средних доходов и уровня социальной защищенности работников МСП;
увеличения
повышение качества жизни в регионе за счет развития МСП в сферах оказания услуг, культуры и отдыха, здравоохранения, защиты окружающей среды;
конкурентоспособность области за счет способности формировать, развивать и удерживать на территории высококвалифицированные кадры;
увеличение налогооблагаемой базы в экономике области и снижение дотационной нагрузки на областной бюджет, увеличение денежных средств, направляемых на реализацию областных целевых программ, способствующих развитию МСП в Нижегородской области;
стабилизацию и устойчивость темпов развития МСП как стратегического фактора социально-экономического развития области8.
Малое предпринимательство является неотъемлемой частью рыночной экономики. Для него характерна особая мобильность, гибкость и высокая эффективность. Малые предприятия могут создаваться в любом секторе экономики в ответ на неудовлетворенные нужды населения. Эти и другие преимущества малого предпринимательства служат стимуляторами для развития национальной экономики, и поэтому государство обязано оказывать существенную поддержку развитию малого бизнеса.
Малое и среднее предпринимательство,
играющее все возрастающую роль в
социально-экономическом
В связи с этим создание благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства является одним из приоритетов социально-экономического развития округа.
Направлениями развития поддержки малого и среднего предпринимательства должны стать развитие малых предприятий в области инноваций и промышленного производства, эффективная деятельность бизнес-инкубаторов, поддержка грантами начинающих собственный бизнес, создание системы продвижения услуг и товаров, производимых субъектами малого и среднего предпринимательства, на региональные, окружные, российские и международные рынки, создание на базе вузов в целях коммерциализации разработок (практической реализации результатов интеллектуальной собственности) малых инновационных предприятий.
Информация о работе Поддержка предпринимательства как составляющая региональной политики