Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 13:28, курсовая работа
Процесс структурной перестройки отечественной экономики, широкомасштабная приватизация государственных предприятий порождают такие новые для нашей экономики хозяйствующие субъекты, как холдинговые компании (холдинги) и финансово-промышленные группы (ФПГ).
Введение
1. Понятие, значение и нормативно-правовая основа ФПГ
2. Создание и ликвидация финансово-промышленных групп
3. Управление деятельностью ФПГ
4. ФПГ и государство
Заключение
Список литературы
Конкретное содержание договора есть плод творческих размышлений участников финансово-промышленной группы. Заметим только, что при определении организационно-правовой формы центральной компании следует руководствоваться предписанием п. 2 ст. 11 Федерального закона о финансово-промышленных группах, устанавливающим: центральная компания финансово-промышленной группы, как правило, является инвестиционным институтом. В этом качестве прежде всего выступает банк. Тем самым сам Закон подчеркивает особую значимость финансов в деятельности создаваемых групп. Допускается учреждение центральной компании финансово-промышленной группы и в форме хозяйственного общества, а также ассоциации, союза.
После подписания договора надлежит учредить предусмотренную им центральную компанию. Учреждают ее все участники договора. При создании финансово-промышленной группы первого типа совершения особых акций по учреждению центральной компании не требуется. Здесь в силу Закона центральной компанией в отношениях с дочерними обществами выступает основное общество.
Государственная регистрация вновь учрежденной центральной компании финансово-промышленной группы осуществляется в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации для регистрации юридических лиц. Это означает, в частности, необходимость подготовки учредительных документов, соответствующих организационно-правовой форме центральной компании, определенной в договоре о создании финансово-промышленной группы.
При разработке устава центральной
компании целесообразно обратить внимание
на особенности ее положения в
структуре финансово-
Не менее трудное дело — подготовка организационного проекта создаваемой финансово-промышленной группы. Организационный проект есть пакет документов, представленный центральной компанией финансово-промышленной группы в полномочный государственный орган и содержащий необходимые сведения о целях и задачах, инвестиционных и других проектах и программах, предполагаемых экономическом, социальном и других результатах деятельности группы, а также иные сведения, необходимые для принятия решения о регистрации финансово-промышленной группы. Исчерпывающий объем требований к организационному проекту финансово-промышленной группы устанавливается Правительством РФ.
Качество документов, входящих в организационный проект, нередко вызывает серьезные нарекания и на длительное время задерживает официальное оформление финансово-промышленной группы. Наиболее распространенными недостатками являются неудовлетворительная разработка общей концепции создания группы, показателей ее инвестиционных и производственных программ, необоснованные технико-экономические расчеты, претензии на получение максимально допустимых льгот и иных мер государственной поддержки, пренебрежение социальными и экологическими аспектами предстоящей совместной деятельности.
Обязательный компонент подготовительной работы по созданию финансово-промышленной группы — получение заключения федерального антимонопольного органа. Этот орган проводит предварительный контроль с целью недопущения монополистической деятельности вследствие объединения субъектов предпринимательства в проектируемую финансово-промышленную группу. Антимонопольный контроль позволяет избежать возникновение под "крышей" финансово-промышленных групп крупных монопольных структур и отрицательных последствий для развития конкуренции в случае выхода их на товарный рынок.
В новом законодательстве не предусмотрены формальные антимонопольные меры, подобные тем, что были в Положении о финансово-промышленных группах и порядке их создания, утвержденном Указом Президента РФ от 5 декабря 1993 г. № 2096, — ограничение числа входящих в группу предприятий, занятых на них работников и др. Это несколько усложнило работу федеральных антимонопольных органов, но зато сделало ее более творческой и эффективной. Не связанные цифровыми и тому подобными формальными предписаниями, они в состоянии с позиции антимонопольного законодательства изучить и учесть все последствия — и позитивные, и негативные, — которые может вызвать на внутреннем и внешнем рынках создание проектируемой финансово-промышленной группы.
В отличие от ГК РФ антимонопольное законодательство выделяет в качестве участников регулируемых им общественных отношений не только коммерческие и некоммерческие организации различных организационно-правовых форм, но и "группу лиц" — совокупность юридических или юридических и физических лиц. Для этого необходимо, чтобы группа представляла устойчивое образование и осуществляла скоординированные конкретные действия в сфере предпринимательства. Типичным примером подобной совокупности и является финансово-промышленная группа. Соответственно при образовании финансово-промышленной группы федеральный антимонопольный орган подвергает антимонопольной экспертизе не только юридических лиц — потенциальных участников группы, но и всю финансово-промышленную группу как совокупность этих лиц.
Возможность проявлений монополизма, обусловленная созданием финансово-промышленной группы, зависит не только от целей и задач самой группы, но и, главным образом, от характера деятельности ее участников. Более реальна угроза монополизма при объединении в одной группе предприятий одной отрасли или производящих однородную продукцию — нефть, каменный уголь, железную руду, электрическую энергию и т. п. Межотраслевые финансово-промышленные группы, напротив, могут способствовать развитию свободной конкуренции.
Практика Министерства РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства показывает, что, участвуя в регулировании процесса создания финансово-промышленных групп, оно исходило из необходимости целенаправленного формирования, как правило, не менее трех финансово-промышленных групп на одном федеральном (региональном) товарном рынке и наличия на нем конкуренции. В 1996 г. комитетом выданы заключения о соответствии антимонопольному законодательству 53 финансово-промышленным группам.
Совокупность юридических лиц, образующих финансово-промышленную группу, приобретает статус финансово-промышленной группы по решению полномочного государственного органа о ее государственной регистрации. Для государственной регистрации центральная компания финансово-промышленной, группы представляет в полномочный государственный орган наряду с уставом, организационным проектом и заключением антимонопольного органа следующие документы: заявку на создание финансово-промышленной группы (по форме, установленной Правительством РФ); нотариально заверенные копии свидетельства о регистрации, учредительных документов, копии реестров акционеров (для акционерных обществ) каждого из участников, включая центральную компанию финансово-промышленной группы; нотариально заверенные и легализованные учредительные документы иностранных участников. В случае необходимости Правительством РФ могут быть установлены дополнительные требования по составу представляемых документов.
Решение о государственной
регистрации финансово-
По результатам рассмотрения документов финансово-промышленной группы (с учетом экспертных заключений) полномочный государственный орган в двухмесячный срок со дня представления ему документов принимает одно из следующих решений: об отказе в регистрации финансово-промышленной группы; о возврате документов финансово-промышленной группы на доработку; о регистрации финансово-промышленной группы.
Отказ в регистрации или возврат документов группы на доработку сопровождается письменным объяснением причин полномочного государственного органа. В случае принятия полномочным государственным органом необоснованного решения, а также в случае нарушения им сроков рассмотрения документов финансово-промышленной группы его действия могут быть обжалованы в суд.
Зарегистрированная финансово-
Положение о порядке ведения государственного реестра финансово-промышленных групп Российской Федерации Правительство РФ утвердило постановлением от 22 мая 1996 г. № 6216 Положением определены состав сведений, структура и единый на всей территории Российской Федерации порядок ведения государственного реестра финансово-промышленных групп РФ на основе Единого государственного реестра предприятий и организаций всех форм собственности и хозяйствования. Ведение реестра, осуществляемое полномочным государственным органом, означает внесение в него сведений о создании финансово-промышленной группы с присвоением ей регистрационного номера и изъятие из реестра сведений о ликвидированной группе. Внесение в реестр сведений о создании финансово-промышленной группы подтверждается выдачей свидетельства о внесении в государственный реестр финансово-промышленных групп. Свидетельство выдается полномочным государственным органом и является официальным документом. Оно содержит полное наименование группы с обязательным включением в него слов "финансово-промышленная группа" и указанием ее статуса (транснациональная или межгосударственная). Срок действия свидетельства неограничен. В случае утери свидетельства полномочный государственный орган выдает его дубликат на основе имеющихся у него документов. При ликвидации финансово-промышленной группы свидетельство возвращается на архивное хранении. Изменение условий договора о создании финансово-промышленной группы или состава ее участников подлежит государственной регистрации. Государственная регистрация изменений состава участников финансово-промышленной группы производится полномочным государственным органом также на основании заключения федерального антимонопольного органа путем внесения изменений в реестр. При изменении существенных условий договора о создании финансово-промышленной группы последняя подлежит повторной государственной регистрации. К существенным условиям договора относятся: наименование финансово-промышленной группы; порядок и условия учреждения центральной компании финансово-промышленной группы как юридического лица в определенной организационно-правовой форме, уполномоченного на ведение дел финансово-промышленной группы; порядок образования, объем полномочий и другие условия деятельности совета управляющих финансово-промышленной группы; порядок внесения изменений в состав участников финансово-промышленной группы; объем, порядок и условия объединения активов; цель объединения участников; срок действия договора. Другие условия договора о создании финансово-промышленной группы устанавливаются участниками, исходя из целей и задач финансово-промышленной группы и соответствия законодательству Российской Федерации. Центральная компания финансово-промышленной группы в случае внесения изменений в свои учредительные документы обязана направить соответствующую информацию в полномочный государственный орган в течение не более 10 дней с даты внесения таких изменений. В соответствии с действующим законодательством, центральная компания финансово-промышленной группы и сама группа регистрируются различными государственными органами. Центральная компания — в общем порядке, установленном для юридических лиц, а финансово-промышленная группа — полномочным государственным органом. Данное обстоятельство обусловило необходимость обмена определенной информацией между обоими регистрирующими органами. В наименование центральной компании финансово-промышленной группы после государственной регистрации финансово-промышленной группы включаются слова "центральная компания финансово-промышленной группы", о чем центральная компания финансово-промышленной группы уведомляет орган, осуществивший ее регистрацию. Орган, осуществивший регистрацию центральной компании финансово-промышленной группы, информирует полномочный государственный орган обо всех изменениях, внесенных в ее учредительные документы.
3. Управление деятельностью ФПГ
Порядок управления финансово-промышленной группой во многом зависит от способа ее конструирования. Финансово-промышленная группа строится двояким образом.
Во-первых, в нее могут входить предприятия, организации и созданная ими центральная компания. Во-вторых, финансово-промышленная группа может представлять собой комплекс, в состав которого входят основное и дочерние предприятия. Во втором случае финансово-промышленная группа является по существу холдингом, в составе которого обязательно должны быть не только производственные предприятия, но и кредитные организации.
Управление финансово-
Высшим органом управления финансово-промышленной группой является совет управляющих, в состав которого входят представители всех участников группы.
Формирование совета управляющих в значительной степени происходит по типу организационно-правовой формы, в которой создается управляющая компания. Например, в большинстве случаев управляющая компания создается в организационно-правовой форме акционерного общества. В этом случае совет управляющих будет действовать по типу общего собрания акционеров.
Управляющая компания - это
юридическое лицо, которое может
создаваться в форме
Управляющая компания финансово-промышленной группы принимает решения по вопросам своей компетенции в порядке, установленном законодательством об акционерных обществах.
ФПГ не пользуется правами юридического лица, поэтому в правоотношениях она выступает через свою центральную компанию. Участники ФПГ несут солидарную ответственность по обязательствам, возникшим в результате деятельности центральной компании.
Управляющая компания финансово-промышленной группы имеет свой устав, в котором в соответствии с договором о создании группы определяются предмет и цели деятельности центральной компании. Хотя обычно акционерное общество имеет общую правоспособность, центральная компания, созданная в форме акционерного общества, обладает лишь специальной правоспособностью. Это связано с тем, что она создается для ведения не всякой хозяйственной деятельности, а только такой, которая соответствует задачам создавшей ее финансово-промышленной группы
Информация о работе Понятие, значение и нормативно-правовая основа ФПГ