Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 13:28, курсовая работа
Процесс структурной перестройки отечественной экономики, широкомасштабная приватизация государственных предприятий порождают такие новые для нашей экономики хозяйствующие субъекты, как холдинговые компании (холдинги) и финансово-промышленные группы (ФПГ).
Введение
1. Понятие, значение и нормативно-правовая основа ФПГ
2. Создание и ликвидация финансово-промышленных групп
3. Управление деятельностью ФПГ
4. ФПГ и государство
Заключение
Список литературы
Участники финансово-промышленной
группы, занятые в сфере производства
товаров, услуг, могут быть признаны
консолидированной группой
Финансово-промышленная группа вправе рассчитывать на государственную поддержку их деятельности по решению Правительства РФ, и именно на:
а) зачет задолженности
участника Финансово-
б) предоставление участникам Финансово-Промышленная Группа права самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений с направлением полученных средств на деятельность финансово-промышленной группы;
в) передачу в доверительное управление центральной компании ФПГ временно закрепленных за государством пакетов акций участников этой финансово-промышленная группы:
г) предоставление гарантий для привлечения различного рода инвестиций;
д) предоставление инвестиционных кредитов и иной финансовой поддержки для реализации проектов финансово-промышленная группы.
Органы государственной
власти субъектов РФ вправе в пределах
своей компетенции
4. ФПГ и государство
Государство играет все
возрастающую роль в отношении финансово-
Финансово-промышленные группы оказались, пожалуй, в числе первых, к которым государство применило метод программного управления. Необходимость реализации программного подхода к созданию финансово-промышленных групп обусловливается высокой значимостью и приоритетностью проблемы институциональных и структурных преобразований в экономике на основе интеграции финансового и промышленного капиталов, развития отношений по управлению собственностью, а также масштабами и сложностью деятельности по созданию саморазвивающихся организационно-экономических структур рыночного типа, ориентированных на обновление научно-технического и экспортного потенциалов промышленности Российской Федерации и совместную деятельность предприятий различных форм собственности.
Правительство РФ 16 января 1995 г. приняло постановление № 48, которым утвердило Программу содействия формированию финансово-промышленных групп*7. Основные задачи Программы — определить главные целевые ориентиры в деятельности органов федерального, отраслевого и территориального управления по формированию финансово-промышленных групп; обеспечить эффективную координацию и организационно-методическое единство в практической работе инициаторов создания финансово-промышленных групп на всех уровнях управления; содействовать организации сети финансово-промышленных групп в приоритетных направлениях развития промышленности и в регионах; содействовать применению оптимальных организационных форм взаимодействия предприятий (организаций) различных форм собственности в рамках создаваемых финансово-промышленных групп; обеспечить условия эффективного взаимодействия финансово-промышленных групп с предприятиями (организациями) малого и среднего бизнеса; осуществить реализацию системы мер стимулирования финансово-промышленных групп в финансово-инвестиционной сфере; создать необходимые организационно-экономические условия для привлечения отечественного коммерческого, а также иностранного капитала в промышленность; создать систему комплексного обеспечения эффективного функционирования финансово-промышленных групп как базисного элемента экономики.
Существенное значение для плодотворной работы финансово-промышленных групп имеет система льгот и иных мер поддержки, предоставляемых им государством. Согласно ст. 15 Федерального закона о финансово-промышленных группах мерами государственной поддержки их деятельности, устанавливаемыми по решению Правительства РФ, являются: зачет задолженности участника финансово-промышленной группы, акции которого реализуются на инвестиционных конкурсах (торгах), в объем предусмотренных условиями инвестиционных конкурсов (торгов) инвестиций для покупателя — центральной компании той же финансово-промышленной группы; предоставление участникам финансово-промышленной группы права самостоятельно определять сроки амортизации оборудования и накопления амортизационных отчислений с направлением полученных средств на деятельность данной группы; передача в доверительное управление центральной компании финансово-промышленной группы временно закрепленных за государством пакетов акций участников этой финансово-промышленной группы; предоставление государственных гарантий для привлечения различного рода инвестиций; предоставление инвестиционных кредитов и иной финансовой поддержки для реализации проектов финансово-промышленной группы.
Приведенный перечень является исчерпывающим, что сужает возможности Правительства РФ проявлять инициативу по оказанию своевременной и действенной помощи нуждающимся в ней финансово-промышленным группам. Подобное ограничение федерального Правительства тем более сомнительно, что органам государственной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции дано право предоставлять дополнительные льготы и гарантии финансово-промышленным группам.
К субъектам государственной
поддержки финансово-
В соответствии с Федеральным законом "О финансово-промышленных группах" Президент РФ 1 апреля 1996 г. издал Указ № 443 "О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп". В целях стабилизации экономики и обеспечения роста промышленного производства, стимулирования создания и деятельности финансово-промышленных групп Указ развил линию на оказание помощи этим группам. Указом, в частности, предложено: предусматривать в проектах федеральных бюджетов, начиная с 1997 г., средства на финансирование государственной поддержки финансово-промышленных групп в соответствии с ежегодно заявляемыми приоритетами в промышленной и социальной политике; оказывать поддержку финансово-промышленным группам, участвующим в реализации федеральных целевых программ; принимать меры по концентрации собственности в центральных компаниях финансово-промышленных групп, в том числе обеспечивать при необходимости передачу в установленном порядке в доверительное управление центральных компаний закрепленных в федеральной собственности пакетов акций участников финансово-промышленных групп; предоставлять право государственным унитарным предприятиям — участникам финансово-промышленных групп — вносить в качестве вклада в уставный капитал центральных компаний недвижимое имущество, находящееся в их хозяйственном ведении и являющееся федеральной собственностью, сдавать центральным компаниям указанное имущество в аренду и отдавать в залог.
Порядок предоставления мер поддержки разрабатывает Правительство РФ в соответствии с приоритетами в промышленной и социальной политике, заявляемыми им ежегодно одновременно с представлением проекта федерального бюджета на соответствующий год. Оно же отчитывается о результатах применения этих мер при отчете об исполнении федерального бюджета. Участникам межгосударственной финансово-промышленной группы в порядке и на условиях, установленных Правительством РФ, могут предоставляться таможенные тарифные льготы, предусмотренные Законом РФ "О таможенном тарифе"от 21 мая 1993 г., по товарам, перемещаемым через границу в рамках деятельности этой финансово-промышленной группы.
В практике разработки и применения законодательства возник вопрос: предоставлять льготы и преимущества каждой отдельно взятой финансово-промышленной группе, установить их одинаковыми для всех групп или идти по пути сочетания того и другого? В частности, внесена рекомендация свести все действующие и вновь образуемые группы в четыре блока в зависимости от задач, решаемых при их создании (восстановление прежних и налаживание новых хозяйственных связей, привлечение инвестиционных ресурсов и т.п.). В отношении каждого из блоков предложен свой набор льгот и преимуществ.
Влияние государства на финансово-промышленные группы не сводится только к регулированию и поддержке их деятельности, а органично включает и государственный контроль. Контроль выражается, с одной стороны, в подотчетности финансово-промышленных групп государству, проведении по инициативе компетентных государственных органов проверок их деятельности, направлении им запросов и, с другой стороны, в юридико-властном реагировании на результаты рассмотрения отчетов, проверок, ответов на запросы.
На практике контрольно-властные
отношения государства с
Полномочный государственный орган вправе не чаще чем один раз в год потребовать текущий отчет о деятельности финансово-промышленной группы и назначить ее аудиторскую проверку. Проверка, осуществляемая по инициативе полномочного государственного органа, проводится за его счет. Участники финансово-промышленной группы обязаны предоставить полномочному государственному органу по его запросу любую информацию по отдельным вопросам ее текущей деятельности.
По итогам годового или текущего отчета финансово-промышленной группы полномочный государственный орган обязан принять меры в случаях выявления недостоверной информации в представленных документах, уклонения от представления необходимых документов, обнаружения в деятельности финансово-промышленной группы несоответствия договору о ее создании и организационному проекту, несоответствия деятельности центральной компании финансово-промышленной группы ее уставу, злоупотребления предоставленными правами и мерами поддержки, нарушения законодательства РФ, законодательства субъекта РФ. В зависимости от характера и степени нарушения полномочный государственный орган может предложить участникам финансово-промышленной группы устранить выявленные недостатки и установить сроки их устранения; обратиться в Правительство РФ, соответствующий орган субъекта РФ с предложением о лишении финансово-промышленной группы всех или части предоставленных ими прав или мер поддержки; принять меры к привлечению к ответственности, установленной законодательством РФ, лиц виновных в его нарушении; обратиться в Правительство РФ с предложением о прекращении действия свидетельства о регистрации финансово-промышленной группы.
О каждом из перечисленных
действий полномочный государственный
орган информирует
Заключение
На основе всего вышеизложенного можно заключить, что ФПГ - бурно
развивающаяся форма взаимодействия финансовых и промышленных структур, позволяющая финансовым учреждениям наиболее эффективно не только распределять свои ресурсы, но и некоторым образом управлять их использованием заемщиком. С другой стороны, промышленные структуры получают надежного и постоянного контрагента, осуществляющего гибкое и всестороннее финансирование и финансовое обслуживание его нужд. Российское законодательство уже довольно четко определило механизм и правила функционирования ФПГ. Единственным крупным недостатком данного нормативного участка является запрещение банкам участвовать более чем в одной ФПГ. Данный вопрос спорен, но большинство экономистов не видят в участии банка в нескольких ФПГ ничего дурного Укрупнение производственных комплексов, все большая необходимость использования эффекта экономии масштаба заставляют консолидировать производственные и финансовые ресурсы в руках единой организации. Но нельзя забывать о горьком опыте международных финансово-промышленных групп, которые в течение последнего десятилетия были вынуждены отказаться от дальнейшей форсированной экспансии и централизации. Им пришлось заняться перестройкой как общей организационной структуры, так и обратить большее внимание на финансовые и маркетинговые аспекты менеджмента. Многие мега корпорации сейчас следуют общей тенденции, давая дочерним предприятиям большую свободу деятельности, наделяя их отдельными бюджетами и т.д.
Итак, объединение и укрупнение - это хорошо, но во всем надо знать меру.
Однако, несмотря на полезность и необходимость для нашей экономики как холдингов, так и ФПГ, они относятся к монопольным структурам. И при их создании необходимо устанавливать их соответствие антимонопольному законодательству, и в частности Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации. В соответствии с данной программой именно вся группа предприятий и организаций, входящих в ФПГ, рассматривается как единый хозяйствующий субъект.
Информация о работе Понятие, значение и нормативно-правовая основа ФПГ