Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 12:15, контрольная работа
В Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ) обозначены «государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст. 113), отнесенные к разновидностям коммерческих организаций и организационно-правовых форм юридических лиц - субъектов гражданского права.
Введение
Понятие и виды предприятий, учреждений.
Основы административно-правового положения предприятий и учреждений.
Создание и ликвидация предприятий и учреждений.
Заключение
Содержание
Введение
Заключение
Список литературы
1. Понятие и виды предприятий, учреждений
Предприятия и учреждения - разновидности организаций, осуществляющих экономические, социально-культурные и иные функции. Они не обладают юриди-чески властными полномочиями и не являются субъектами управления.
Предприятия и учреждения отличаются друг от друга по их назначению.
Предприятие - самостоятельный хозяйствующий субъект, коммерческая организация. Она занимается производством продукции, выполнением работ, оказанием услуг.
Учреждение - некоммерческая организация, выполняет социально-культур-ные или административно-политические функции. Учреждения создают социаль-ные ценности в основном непроизводственного характера (например, учреждения образования, культуры, здравоохранения и др.).
Различия между предприятиями и учреждениями в их содержании и резуль-татах их основной деятельности. Деятельность предприятий часто сопутствует выполнение отдельных функций, характерных для учреждений, и, наоборот, учреждения могут выполнять работу, характерную для предприятий.
В Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ) обозначены «государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст. 113), отнесенные к разновидностям коммерческих организаций и организационно-правовых форм юридических лиц - субъектов гражданского права.
Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, могут соз-даваться также в таких организационно-правовых формах как хозяйственные то-варищества и общества, производственные кооперативы. В отличие от унитарных, они относятся к корпоративным организациям (гл. 4 ГК РФ). С точки зрения Гражданского кодекса эти организации не являются предприятиями, хотя реально в соответствующих формах могут функционировать заводы, фабрики и им подобные организации сферы производства и обращения.
Главное отличие унитарного предприятия в том, что оно не наделено правом собственности на закрепленное за ним собственником имущество с вытекающими из этого определенными законом последствиями. Имущество же иных коммерчес-ких организаций принадлежит им на праве собственности. По сравнению с ними унитарные предприятия ограничены в праве распоряжения закрепленным за ними имуществом.
Унитарные предприятия могут учреждать в качестве юридических лиц дочерние предприятия.
В ГК РФ предприятие рассматривается также как определенный имуществен-ный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятель-ности (ст. 132) - объект гражданского права.
Следовательно, понятие предприятия по ГК РФ является сугубо специаль-ным, основанным на особенностях гражданско-правового режима имущества, зак-репленного за ним собственником, и на признании предприятием определенного имущественного комплекса.
Однако коммерческие организации являются субъектами и объектами других отраслей права (административного, финансового, трудового и др.). Поэтому в правовых актах термин «предприятие» часто употребляется в качестве родового понятия, охватывающего все виды коммерческих организаций независимо от их организационно-правовых форм как юридических лиц. Но уже имеются акты, в которых отражена дифференциация организаций, данная в ГК РФ.
Предприятия и учреждения могут быть подразделены на виды по различным основаниям. Они подразделяются в зависимости от:
а) видов собственности - на частные, государственные и муниципальные. Государственные предприятия могут быть федеральными и субъектов РФ; муниципальные - районного, городского, поселкового и сельского значения;
б) от организационно-правовых форм коммерческих организаций - полные товарищества, товарищества на вере, общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, открытые и закрытые акционер-ные общества; государственные и муниципальные предприятия; производствен-ные кооперативы.
При этом унитарными могут быть только государственные и муниципальные предприятия. Они в зависимости от объема и характера полномочий по распоря-жению принадлежащим им имуществом подразделяются на унитарные предприя-тия, основанные на праве хозяйственного ведения, и унитарные предприятия, ос-нованные на праве оперативного управления, являющиеся федеральными казен-ными предприятиями..
Многообразны виды предприятий,
определяемые их отраслевой производст-венно-
промышленные предприятия - заводы, фабрики и др.
сельскохозяйственные предприятия - кооперативы, совхозы, и др;
строительные предприятия - строительные управления, кооперативы, и др;
транспортные предприятия - железные дороги; пароходства; аэропорты; автопредприятия и т.д.;
предприятия связи - узлы связи, почтамты, телеграфы и др.;
торговли - универмаги, различные специализированные магазины;
жилищно-коммунальные предприятия - жилищно-эксплуатационные конто-ры, ремонтно-эксплуатационные управления, энергосети и др.
В зависимости от организационно-правового статуса можно различать предп-риятия, входящие и не входящие в систему органов управления, других образова-ний.
По общему правилу, предприятия не входят в систему каких-либо отрасле-вых органов управления. Исключения составляют предприятия отдельных отрас-лей. Например: предприятия железнодорожного транспорта находятся в подчине-нии органов системы Министерства путей сообщения, осуществляющих по опре-деленным вопросам оперативное руководство этими предприятиями. Принуди-тельное включение предприятий, не подпадающих под установленные исключе-ния, в какие-либо организационные системы, противоречит закону.
ГК РФ разрешает коммерческим организациям по договору между собой соз-давать объединения в форме союзов или ассоциаций в Целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты их общих имущественных интересов. Входящие в объединения коммерческие организации сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Руководящие ор-ганы объединения не обладают распорядительной властью в отношении предп-риятий, входящих в объединение, и выполняют свои функции на основе догово-ров с предприятиями.
В зависимости от принципа, положенного в основу организации управления предприятием, можно различать предприятия, управляемые непосредственно собственником и предприятия, управляемые органами, уполномоченными собственниками.
Правовые нормы, закрепляющие виды учреждений, рассредоточены по пра-вовым актам, регулирующим отношения в отдельных отраслях и сферах социаль-но-культурной и административно-политической деятельности - здравоохранения, образования, культуры, иностранных дел и т.д.
Учреждения могут быть частными, государственными, муниципальными. Они, как правило, специализируются на выполнении определенного вида деятельности (учреждения здравоохранения, учреждения образования и т.д.).
Однако ГК РФ признает учреждениями также организации, выполняющие управленческие функции, то есть органы управления. А Закон РФ от 14 апреля 1995 года «Об общественных объединениях» выделяет негосударственные учреждения в разновидность общественных объединений.
2. Основы административно-
Нормы права, устанавливающие административно-правовой статус предп-риятий и учреждений, могут быть подразделены на группы:
а) относящиеся к предприятиям и учреждениям всех видов собственности;
б) адресуемые государственным предприятиям и учреждениям;
в) адресуемые муниципальным предприятиям и организациям;
г) адресуемые негосударственным корпоративным предприятиям и учрежде-ниям.
Нормы группы «а» закрепляют принципиальные позиции во взаимодействии предприятий и учреждений с органами прежде всего исполнительной власти. Они в качестве принципов устанавливают:
запрет на вмешательство государства и его органов в деятельность предприя-тий; государственную регистрацию, порядок ее осуществления и основания для отказа в регистрации; обязательность для предприятий ведения бухгалтерской и статистической отчетности. Предприятия, независимо от видов собственности и организационно-правовых форм, обязаны, соблюдать законодательство об охране окружающей среды, земельное законодательство, правовой режим природополь-зования, правила безопасности на производстве, санитарно-гигиенические нормы и требования по защите здоровья работников предприятий, населения и потреби-телей продукции, антимонопольное законодательство и т.д.
Уполномоченные государственные органы осуществляют контроль и могут вмешиваться в деятельность предприятий, применять к его нарушителям меры принудительного воздействия.
Особенности административно-правового статуса государственных предп-риятий проистекают из того, что государство является собственником таких пред-приятий. К ведению государственных органов относится создание предприятий; определение предмета и целей их деятельности, а также дислокации; утверждение устава; управление предприятиями; назначение на должность и освобождение от должности руководителей; доведение в установленных случаях государственных заказов; реорганизация и ликвидация государственных предприятий.
Некоторые виды деятельности разрешаются только государственным предп-риятиям, функционирование которых в соответствующей части подчиняется ре-жиму разрешительной системы - производство любых видов оружия, боеприпа-сов, взрывчатых веществ, изготовление и реализация наркотических веществ.
Должностные лица государственных предприятий наделены полномочиями государственно-властного характера. На них распространяется дисциплинарная власть уполномоченных государственных органов и должностных лиц.
Однако на административно-правовой статус государственных предприятий существенным образом влияет правовой режим их имущества. Как известно, с этой точки зрения они подразделяются на два вида: основанные на праве хозяйст-венного ведения и на праве оперативного управления, создаваемые в виде феде-ральных казенных предприятий.
В отношении предприятий, основанных на праве оперативного управления, уполномоченные государственные органы наделены решающей властью по более широкому кругу вопросов. Ибо такое предприятие реализует полномочия в отно-шении закрепленного за ним имущества:
а) в пределах установленных законом;
б) в соответствии с целями своей деятельности;
в) заданиями собственника,
г) назначением имущества.
Оно может распоряжаться этим имуществом с согласия собственника, кото-рый вправе изъять лишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению. Предприятию же, осно-ванному на праве хозяйственного ведения, необходимо, например, согласие собственника на распоряжение лишь недвижимым имуществом.
Административно-правовой статус федеральных казенных предприятий име-ет и другие, четко выраженные специфические черты. Они создаются по решению Правительства РФ на базе имущества, находящегося в федеральной собственнос-ти, их учредительным документом является устав, утверждаемый Правительством РФ. Оно же вправе принимать решения и о реорганизации и ликвидации такого предприятия.
Казенные предприятия осуществляют свою деятельность в соответствии с планами-заказами и планами их развития. Они вправе осуществлять только ту деятельность, которая разрешена уполномоченным государственным органом. Последний утверждает и доводит до казенного предприятия обязательный для исполнения план-заказ по установленным показателям с учетом плана развития предприятия.
По согласованию с уполномоченным органом устанавливается особый поря-док финансирования как выполнения плана-заказа, так и плана развития казен-ного предприятия.
Особенности административно-правового статуса муниципальных предприя-тий. Их статус чаще всего определяется нормами и положениями, адресуемыми одновременно государственным предприятиям и реализуется в основном в отно-шениях с органами местного самоуправления. Этим органам предоставлено право создавать предприятия, учреждения и организации для осуществления хозяйст-венной деятельности, решать вопросы их реорганизации и ликвидации. Они оп-ределяют цели, условия и порядок деятельности предприятий, учреждений и ор-ганизаций, находящихся в муниципальной собственности, регулируют цены и тарифы на их продукцию (услуги), утверждают их уставы, назначают и увольня-ют руководителей указанных предприятий, учреждений и организаций, заслуши-вают отчеты об их деятельности.
Отношения между органами местного самоуправления и руководителями указанных предприятий, учреждений и организаций строятся на контрактной основе в соответствии с трудовым законодательством.