Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2014 в 12:15, контрольная работа
В Гражданском кодексе Российской Федерации (ГК РФ) обозначены «государственные и муниципальные унитарные предприятия (ст. 113), отнесенные к разновидностям коммерческих организаций и организационно-правовых форм юридических лиц - субъектов гражданского права.
Введение
Понятие и виды предприятий, учреждений.
Основы административно-правового положения предприятий и учреждений.
Создание и ликвидация предприятий и учреждений.
Заключение
Муниципальные предприятия не создаются со статусом, аналогичным стату-су казенного предприятия. Однако следует учитывать, что субъектами властных отношений с муниципальными предприятиями являются в соответствующих случаях органы местного самоуправления и администрации городов и районов, еще не отнесенным к органам местного самоуправления. Необходимо иметь в виду, что детальное правовое положение государственных и муниципальных предприятий должно быть урегулировано специальным законом о государствен-ных и муниципальных предприятиях.Органом управления предприятия или учреждения является администрация, осуществляющая функции оперативного управления им.
В соответствии с п. 4 ст. 113 ГК РФ органом унитарного предприятия явля-ется руководитель, который назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен.
Возглавляет администрацию единоличный руководитель, ответственный за всю работу предприятия или учреждения. В руках администрации находятся все необходимые процессы производственно-хозяйственной, социально-культурной и иной деятельности предприятий, учреждений распорядительные полномочия юридически властного характера.
Администрация государственного предприятия, учреждения обеспечивает как их интересы, так и интересы государства. Наем руководителя предприятия, учреждения - прерогатива государства. Многие должностные лица являются одновременно субъектами трудовых и государственно-служебных отношений.
Руководитель предприятия наделен определенными полномочиями по предс-тавительству, распоряжению имуществом, средствами и организации работы предприятия. Равенство основных полномочий руководителей всех предприятий призвано обеспечить нормальные условия для работы предприятий, а также уст-ранить обезличку в ответственности за их функционирование.
Особенности административно-правового статуса негосударственных корпо-ративных предприятий. Такие предприятия действуют в пределах административ-но-правового режима, характерного для всех предприятий независимо от их орга-низационно-правовых форм. Роль государства по отношению к ним проявляется в установлении правовых норм и контроля за их соблюдением. Его влияние на дан-ные предприятия более ограничено, чем на государственные. Оно, по общему правилу, не решает конкретных вопросов их учреждения, определения профиля, организации управления. По этим и многим другим вопросам решения принима-ются учредителями или уполномоченными ими органами, предпринимателями, которые имеют значение для государственных органов как правомерные или неправомерные юридические факты.
В административно-правовом статусе как государственных, так и негосу-дарственных предприятий определенных категорий могут присутствовать специ-фические черты. Например, они предусмотрены нормативными актами о прива-тизации предприятий автомобильного транспорта, имеющих мобилизационные задания. В уставе акционерных обществ должны отражаться обязательства по вы-полнению мобилизационных заданий, приравненных к заказам для республиканс-ких нужд. Имеются конкретные особенности в статусе предприятий иных катего-рий.
В органах управления акционерных обществ, акции которых закреплены в федеральной собственности и собственности субъектов Российской Федерации, имеются представители государства.
Представители наделены существенными правами: имеют право вета при принятии общим собранием открытого акционерного общества решения о внесении изменений и дополнений в устав или об утверждении его в новой редакции; о ликвидации общества, назначении ликвидационной комиссии и об утверждении ликвидационных балансов; об изменении уставного капитала; о заключении определенных сделок и т.д. Кроме того, они назначают своих представителей в органы управления открытых акционерных обществ, акции которых закреплены в государственной или муниципальной собственности. Представителями могут назначаться государственные или муниципальные служащие, а также иные лица, которые осуществляют свою деятельность на основании положения, утвержденного Правительством РФ.
Таким образом, влияние государства на негосударственные предприятия является специфическим, не носящим характера государственного руководства их основной деятельностью.
Государственное руководство государственными предприятиями также является преимущественно общим, но функционально более ориентированным, чем негосударственными. Свою деятельность они осуществляют под руководством вышестоящего органа, который, лишен права осуществлять непосредственное управление их деятельностью. Лишь в ограниченных случаях государственные органы решают конкретные вопросы относительно государственных и негосударственных предприятий.
Управление негосударственными коммерческими организациями имеет своеобразные организационные формы. В этой сфере формируются органы:
а) коллективные,
б) коллегиальные органы
в) единоличные
Общее собрание является высшим органом; совет директоров - органом, осуществляющим общее руководство в период между собраниями. Текущее руководство возлагается на исполнительные органы, которые могут быть единоличными и коллегиальными.
Единоличные и коллегиальные органы представляют собой администрацию соответствующих обществ, производственных кооперативов. Организация управления конкретными видами негосударственных коммерческих организаций строится по следующим моделям:
а) хозяйственным обществом с ограниченной и дополнительной ответственностью
б) акционерным обществом, относящимся к хозяйственным обществам.
в) производственным кооперативом.
Органы вышеназванных
коммерческих организаций
В хозяйственных товариществах органы не создаются. Управление их деятельностью осуществляется по общему согласию всех участников. Но учредительным договором товарищества могут быть предусмотрены случаи, когда решение принимается большинством голосов участников.
Следует иметь в виду, что в ГК РФ органом унитарного предприятия признан руководитель. При этом для обозначения исполнительного органа здесь употребляется термин «единоличный», а не «едино начальный» орган, что не принято в административном праве. С точки зрения гражданского права может быть это и оправдано, поскольку имеется в виду орган юридического лица, действующий от его имени в гражданском обороте.
Единоличный орган в полном объеме замыкает на себя властную компетенцию. Никто иной, без его на то решения, не вправе участвовать в ее реализации. Именно по такому принципу определен, например, статус Президента РФ.
По действующему праву подобная модель не применима ни к органам исполнительной власти, ни к организации управления предприятиями с точки зрения осуществления здесь властных полномочий.
Властная деятельность органов управления корпоративных организаций в значительной степени опосредуется административным правом. Включение в гражданское законодательство пересекающихся с административным правом норм является объективно обусловленным. Приказы директора акционерного общества обязательны для всех его работников - норма, лишенная гражданско-правового содержания. А без реализации властных полномочий правового характера невозможно акционерное общество.
Лица, образующие администрацию негосударственного предприятия, учреждения не являются служащими, наделенными государственно-властными полномочиями по отношению к их работникам. Государство, как правило не участвует в комплектовании ее состава. Это прерогатива учредителей либо уполномоченных ими органов. Однако властная деятельность администрации этих предприятий и учреждений имеет правовой характер: она регламентируется правом и осуществляется в установленных правовых формах.
3. Создание и ликвидация предприятий и учреждений
Решения по этим вопросам принимаются в соответствии с действующим законодательством и реализуются под государственным контролем. Предприятия и учреждения могут создаваться собственником: уполномоченным собственником, государственными органами или органами местного самоуправления; учредителями (участниками) негосударственных коммерческих организаций.
Учредительным документом государственного и муниципального предприятия является устав, который утверждается учредителем предприятия.
А так же, в других случаях - положение о данном учреждении. Естественно, что различен и порядок их утверждения.
Учредительными документами негосударственных коммерческих предприятий являются:
а) хозяйственных товариществ - учредительный договор;
б) хозяйственных обществ, кроме акционерных - учредительный договор и устав; в) акционерных обществ - устав;
г) производственных кооперативов - устав.
Особенности порядка
утверждения учредительных
Государственная регистрация предприятий и учреждений в качестве юридических лиц возложена на органы местной администрации. Нередко эту операцию выполняют специально созданные регистрационные палаты и их филиалы. Для регистрации учредитель представляет документы, перечень которых и требования к ним установлены законодательством.
В учредительных документах должны определяться наименование юридического лица, место его нахождения, порядок управления его деятельностью. Включение других сведений предусматривается законом для юридических лиц данного вида. Данные государственной регистрации включаются в единый реестр юридических лиц. Предприятие и учреждение считается созданным с момента его государственной регистрации в качестве юридического лица.
Отказ в регистрации возможен в случае нарушения установленного законодательством порядка создания предприятия, учреждения, а также несоответствия учредительных документов его требованиями. Отказ в государственной регистрации по другим мотивам является незаконным.
Ликвидация предприятия, учреждения производится по решению его учредителей либо их органа, уполномоченного на то учредительными документами. Основаниями для такого решения могут быть истечение срока, на который создано предприятие, учреждение; достижение цели, ради которой создано; признание судом недействительной его регистрации.
Предприятие, учреждение может быть ликвидировано по решению суда в случае осуществления деятельности без надлежащего разрешения (лицензии) либо деятельности, запрещенной законом, либо с иными грубыми нарушениями закона или иных правовых актов. Требование о ликвидации их по этим основаниям может быть предъявлено в суд государственным органом или органом местного самоуправления, которому право на предъявление такого требования предоставлено законом (ст. 61 ГК РФ).
Предприятие может быть ликвидировано также в случае признания его несостоятельным (банкротом). По этому основанию не подлежат ликвидации казенные предприятия.
Предприятие, учреждение считается ликвидированным после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
За созданием, реорганизацией и ликвидацией предприятий установлен государственный контроль, который возложен на федеральный антимонопольный орган. Его цель предотвращение злоупотребления доминирующим положением предприятиями или ограничения конкуренции. Поэтому требуется согласие указанного органа на;
а) создание, слияние и
присоединение объединений
б) слияние и присоединение коммерческих организаций, если сумма их активов по последнему балансу превышает 100 тысяч минимальных размеров оплат труда; в) ликвидацию, разделение, выделение государственных и муниципальных унитарных предприятий, размер активов которых превышает 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда, если это приводит к появлению хозяйствующего субъекта, доля которого на соответствующем товарном рынке будет превышать 35%. Согласие не требуется, если ликвидация осуществляется по вступившему в законную силу решению арбитражного суда.
Федеральный антимонопольный орган вправе отклонить ходатайство о даче согласия на создание, реорганизацию и ликвидацию предприятия, если его удовлетворение может привести к возникновению или усилению доминирующего положения соответствующей организации или ограничению конкуренции или представленная документация недостаточна для принятия решения.
Административно-правовой статус структурных подразделений государственных предприятий, учреждений может определяться правовыми актами общефедерального значения ; актами, общими для отдельных видов структурных подразделений предприятий, учреждений данной отрасли, сферы деятельности; локальными актами, издаваемыми руководителями предприятий, учреждений, ибо предприятия, учреждения самостоятельно определяют структуру своих органов управления.