Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 13:26, контрольная работа
Переход российского общества к жизни в условиях рынка, глобальные экономические реформы, коренные изменения в гражданско-правовом регулировании общественных отношений - всё это наряду с другими факторами неизбежно влечёт значительное оживление гражданского оборота. Как известно, юридические лица играют в нем едва ли не определяющую роль, особенно в сфере предпринимательской деятельности.
2. Ликвидационный баланс.
3. Документ об уплате государственной пошлины. Ликвидация юридического лица происходит:
- с распределением оставшегося имущества между учредителями (участниками) юридического лица (ликвидация хозяйственных обществ и товариществ, кооперативов);
- с передачей оставшегося имущества собственнику (унитарные предприятия и финансируемые собственником учреждения);
- с передачей оставшегося имущества на цели, определенные в учредительных документах юридического лица (общественные и религиозные объединения, фонды).
При реорганизации или ликвидации юридического лица должны быть обеспечены права кредиторов. Это предполагает:
- обязательное уведомление кредиторов о прекращении юридического лица;
- право кредиторов требовать прекращения или досрочного исполнения обязательств с возмещением вызванных этим убытков;
- солидарную ответственность вновь образованных юридических лиц по обязательствам реорганизованного юридического лица, если разделительный баланс не дает возможности определить правопреемника;
- установление очередности удовлетворения требований кредиторов;
- пропорциональное удовлетворение требований кредитов одной очереди.
При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
- в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
- во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору, в том числе по контракту, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
- в третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица;
- в четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды;
- в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законом.
При ликвидации банков или других кредитных учреждений, привлекающих средства граждан, в первую очередь удовлетворяются требования граждан, являющихся кредиторами банков или других кредитных учреждений.
Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди, а при недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица оно распределяется между кредиторами соответствующей очереди пропорционально суммам требований, подлежащих удовлетворению, если иное не установлено законом.
В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения, кредитор вправе, до утверждения ликвидационного баланса юридического лица, обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии.
Требования кредитора, заявленные после истечения срока, установленного ликвидационной комиссией для их предъявления, удовлетворяются из имущества ликвидируемого юридического лица, оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, заявленных в срок.
Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются также требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.
Особенности ликвидационной процедуры в случае несостоятельности (банкротства) юридического лица установлены Законом РФ от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)».
В соответствии с названным законом могут быть объявлены банкротом все юридические лица, кроме (п. 2 ст. 1):
-- казенных предприятий;
-- учреждений;
-- политических партий;
-- религиозных организаций.
2.2 Решение о ликвидации,
назначение ликвидационной
Начальным этапом процесса ликвидации юридического лица является принятие решения о ликвидации. В зависимости от основания ликвидации такое решение принимается учредителями (участниками) юридического лица или соответствующим органом. Документы представляются в регистрирующий орган в трехдневный срок после принятия решения о ликвидации:
- уведомление о принятии
решения о ликвидации
- протокол общего собрания
о ликвидации или решение
- уведомление о сформировании
ликвидационной комиссии
- решение уполномоченного
органа о назначении
- доверенность (для лица, не имеющего права действовать от имени ликвидируемого лица без доверенности).
В ЕГРЮЛ делается отметка о том, что конкретное юридическое лицо находится в процессе ликвидации (п. 1 ст. 62 ч. 1 ГК РФ).
С этого момента: отмена решения о ликвидации возможна только по решению судебного органа, если иное не установлено законом; не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридического лица, учредителем которых выступает указанное лицо, или государственная регистрация юридического лица, которые возникают в результате его реорганизации.
С момента назначения ликвидационной комиссии (Ликвидационная комиссия (ликвидатор) назначается практически в любом случае лицом или органом, принявшим решение о ликвидации, и действует в соответствии со статьями 63 и 64 ГК РФ. Состав ликвидационной комиссии (ликвидатор) должен быть согласован с регистрирующим органом, осуществившим государственную регистрацию данного юридического лица. Любое списание средств со счетов ликвидируемого юридического лица возможно только по распоряжению этой комиссии. Ликвидационная комиссия от имени ликвидируемого юридического лица выступает в суде.
Объявление о ликвидации юридического лица помещается в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица. Действия ликвидационной комиссии таковы. Она помещает в органах печати Объявление о ликвидации юридического лица помещается в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица (п. 1 ст. 63 ч. 1 ГКРФ). публикацию о ликвидации юридического лица, порядке и сроке заявления требований его кредиторами; принимает меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности, а также письменно уведомляет кредиторов о ликвидации юридического лица.
2.3 Промежуточный ликвидационный
баланс и погашение
После окончания срока
для предъявления требований
кредиторами ликвидационная
- состав имущества
- перечень предъявленных кредиторами требований, а также результаты их рассмотрения.
Указанный баланс подлежит утверждению учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица, по согласованию с органом, осуществляющим государственную регистрацию юридического лиц. После составления промежуточного ликвидационного баланса учредитель (участник) или орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, представляет:
- уведомление о составлении
промежуточного
- промежуточный ликвидационный баланс (форма баланса - стандартная);
- доверенность (для лиц, не имеющих права действовать от имени ликвидируемого лица без доверенности).
При недостаточности имеющихся у ликвидируемого юридического лица денежных средств для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений. В дальнейшем ликвидационная комиссия производит выплату денежных сумм кредиторам ликвидируемого юридического лица. Такая выплата осуществляется в порядке очередности, установленной статьей 64 ГК РФ и, как уже указывалось выше, в соответствии с промежуточным ликвидационным балансом.
2.4 Ликвидационный баланс
После утверждения ликвидационного баланса заявитель (руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) или конкурсный управляющий) направляют в регистрационный орган:
- заявление о государственной
регистрации с подписью
- подлинник платежного
поручения об уплате
- два экземпляра Расписки. Также представляются:
- при добровольной ликвидации - ликвидационный баланс (форма стандартная);
- при банкротстве - определение
арбитражного суда о
2.5 Завершение процесса
ликвидации: снятие с учета в
налоговой инспекции и
Ликвидируемое юридическое лицо снимается с учета в налоговой инспекции и в отделениях внебюджетных фондов с выдачей справки установленной формы для последующего представления в регистрирующий орган.
Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо - прекратившим существование, после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ. Указанная запись вносится государственным органом, осуществившим государственную регистрацию юридического лица. Для этого руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) или конкурсный управляющий представляет в регистрирующий орган следующий комплект документов:
- оригиналы учредительных документов юридического лица;
- газету с публикацией о ликвидации юридического лица
- протокол заседания
- ликвидационный баланс,
утвержденный уполномоченным
- акт ликвидационной комиссии;
- заполненную ликвидационную карту;
- информационное письмо налоговой инспекции о снятии юридического лица с учета;
- справки всех внебюджетных фондов о снятии юридического лица с учета;
- справку о сдаче документов в архив Все документы ликвидируемого предприятия по личному составу (приказы, учетные карточки, карточки лицевых счетов по начислению заработной платы или расчетно-платежные ведомости и другие) подлежат обязательной сдаче в архив по месту расположения предприятия. Кроме того, в архив сдаются документы по уставной деятельности предприятия (протоколы собраний учредителей и тому подобное). Подробный перечень и порядок оформления документов и сдачи их в архив следует уточнить в местном архиве. После приемки документов архивом выдается справка установленного образца, которая впоследствии сдается в орган, осуществляющий регистрацию ликвидации предприятия. Документы, не подлежащие сдаче в архив, должны быть уничтожены по актам. Порядок хранения документов бухгалтерского учета определен Федеральным законом от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете». Так, статьей 17 определено, что организации обязаны хранить первичные учетные документы, регистры бухгалтерского учета и бухгалтерскую отчетность в течение сроков, устанавливаемых в соответствии с правилами организации государственного архивного дела, но не менее пяти лет.
- справки о закрытии
счетов юридического лица;
На основании вышеизложенного можно составить краткую схему о порядке ликвидации юридических лиц:
- Учредители или орган, принявший решение о ликвидации назначают ликвидационную комиссию.
- Ликвидационная комиссия публикует в прессе сообщение о том, что данное юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
- Ликвидационная комиссия выявляет кредиторскую и дебиторскую задолженность.
- Ликвидационная комиссия составляет промежуточный баланс.
- Удовлетворяет требования кредиторов.
-Составляет окончательный ликвидационный баланс, который является основанием для исключения юридического лица из государственного лица из государственного реестра юридических лиц.
Информация о работе Понятие и порядок ликвидации юридического лица