Понятие и сущность предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 14:44, курсовая работа

Краткое описание

Целью данной работы является анализ проблем развития предпринимательства в Республике Беларусь, а также перспектив развития данного сектора.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1 Экономическая природа и признаки предпринимательства
1.2 Необходимые условия для развития предпринимательства
2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РБ
2.1 Развитие предпринимательства в 2006-2010 гг
2.2 Пути повышения эффективности государственного регулирования предпринимательства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

1(2).docx

— 46.38 Кб (Скачать файл)

изменение методов работы с контрагентами (отказ от предоплаты за покупаемый ими товар и предъявление более серьезных требований к своим покупателям во избежание неплатежей за отгруженную продукцию);

наращивание привлечения заемных средств с неформальных кредитных рынков, снижение пользования кредитными услугами легального рынка кредитования, поскольку доступ к ним вследствие кризиса ограничен.

Кризис может обусловить количественное сужение малого бизнеса, т.е. уход с рынка части предприятий, вынужденных временно свернуть или полностью прекратить свою хозяйственную деятельность; сокращение численности занятых; снижение объемов оборота и инвестиций в основной капитал; снижение прибыли [9, с.50-52]. 
2.2 Пути повышения эффективности государственного регулирования сектора малого и среднего предпринимательства

Важность значения малого и среднего предпринимательства (МСП) для экономики и социальной жизни страны очевидна. В связи с этим одной из функций государства должно стать обеспечение поддержки и развития данного сектора экономики. Современный этап развития МСП в стране характеризуется тем, что на уровне государства и общества уже утвердилось понимание необходимости активизации частной инициативы не только как способа обеспечения занятости населения, но и как одного из важнейших источников стабильного социально-экономического роста.

Система взаимодействия власти и бизнеса в Беларуси, в отличие от западных государств, имеющих большой опыт в этой области, находится на начальной стадии развития.

В последнее время наблюдается улучшение условий для создания и ведения малого предпринимательства. Программными документами поставлена задача существенного повышения его роли в экономике, превращения в действенный фактор социально-экономического развития. Именно в секторе МСП сегодня государство в основном осуществляет политику либерализации экономики.

Принят ряд документов в области развития малого бизнеса, призванных поддержать его. Они касаются сокращения административных барьеров, в частности упрощения регистрации и закрытия бизнеса; уменьшения перечня административных процедур, бремени налогообложения; приостановления проверок; регламентации имущественного обеспечения; сокращения перечня товаров, не подлежащих сертификации, и др.

Большое внимание на государственном уровне уделяется формированию благоприятного имиджа Республики Беларусь. В 2008 г. в стране было отмечено улучшение бизнес-климата. По оценке Всемирного банка, по его качеству Беларусь поднялась со 115 на 85 место. Согласно отчету Doing Business 2010, наша страна заняла 58 место из 183 государств по условиям ведения бизнеса.

Предпринимательство в нашей стране пока не стало движущей силой экономического развития ввиду действия таких факторов, как жесткая регламентация различных сфер деятельности, не оставляющих простора инициативе; неравенство форм собственности; недостаточно четкая политика государства в отношении частного бизнеса. Одна из главных причин этого - отсутствие эффективного механизма регулирования взаимодействия государства и субъектов малого и среднего предпринимательства, усиления влияния интересов МСП в системе государственного управления.

Назрела необходимость в повышении эффективности государственного регулирование сектора МСП, четком определении круп полномочий каждого из органов государственного управление в сфере развития и поддержки этого сектора, активном взаимодействии с общественными объединениями МСП, а также определении форм и методов координации их деятельности при подготовке и реализации соответствующих управленческих решений. Это позволит сделать работу государственного аппарата более согласованной и результативной, активизировать участие предпринимательских структур и их объединений в содействии развитию малого и среднего предпринимательства, в улучшении деловой среды, бизнес-климата.

Государственное регулирование предпринимательской деятельности представляет собой управленческую деятельность государства в лице соответствующих уполномоченных органов, направленную на упорядочение экономических отношений в сфере предпринимательства с целью защиты интересов их участников. Эти интересы должны быть уравновешены и не вступать в конфликт друг с другом. Достичь их баланса возможно различными способами, приемлемыми для взаимодействия власти и бизнеса. Проблемой государственного регулирования в тех или иных сферах предпринимательской деятельности остается сохранившаяся с советских времен привычка должностных лиц и органов власти понимать его как непосредственное руководство деятельностью хозяйствующих субъектов.

Опыт стран с развитой рыночной экономикой демонстрирует эффективность взаимодействия государственных структур и предпринимательства, заключающуюся в передаче бизнесу, точнее, общественным объединениям, его представляющим, таких отдельных функций госорганов, как: представительство интересов МСП, обеспечение организации работ по соблюдению различных норм, совместная разработка нормативно-правовых актов, целевых программ и др. Достижение целевых задач государственного регулирования предпринимательской деятельности в условиях Беларуси должно обеспечиваться в первую очередь путем оптимизации работы органов государственного управления. Это предполагает исключение избыточных регуляторных функций путем передачи части из них бизнесу, ликвидацию необоснованных административных барьеров, ответственность чиновников перед заявителями.

Можно рекомендовать Департаменту по предпринимательству Минэкономики, другим заинтересованным республиканским органам государственного управления и облисполкомам совместно с бизнес-объединениями, представляющими интересы МСП, инициировать вопрос и законодательно предусмотреть передачу предпринимательскому сектору части функций государства, присущих каждому органу, ведомству, а именно таких, как: лицензирование, сертификация, развитие производственной инфраструктуры обеспечения бизнеса (измерительных, контрольных и других лабораторий, инспекций и центров), первичная экспертиза бизнес-планов и инвестиционных проектов, защита прав потребителей, информационное обслуживание, консультирование, подготовка кадров и др.

Структура органов государственного управления в сфере поддержки и развития бизнеса как на республиканском, так и на местном уровнях сформирована без учета всей сложности и многообразия решаемых проблем. Слабо развито взаимодействие между разными уровнями власти, органами власти на одном уровне, между бизнесом и властью. Органы исполнительной власти при разработке и реализации различных программ нередко исходят из ведомственных интересов. Особенно это сказывается на взаимодействии с регионами, предпринимательскими объединениями и др. В связи с этим продолжение работы по сокращению административных процедур, связанной прежде всего с инвентаризацией функций государственного управления, выявлением избыточных функций и их устранением, может стать одним из этапов формирования развитой структуры малого и среднего бизнеса.

Государственное регулирование сектора МСП, взаимодействие властных структур и бизнеса во многом определяются структурной организацией государственного менеджмента. В Республике Беларусь государственным органом, отвечающим за осуществление политики в определенных сферах предпринимательской деятельности, является Министерство экономики в лице своего структурного подразделения Департамента по предпринимательству (далее - Департамент).

Основной задачей Департамента является поддержка предпринимательства в стране. В то же время отсутствует вторая сторона деятельности - его развитие. В большинстве стран, в том числе в России, в обязанности таких структур она входит.

Сегодня Департамент по предпринимательству осуществляет 17 функций, предполагается еще ряд. Бесспорно, один орган, осуществляющий огромное количество специальных функций в сфере МСП, в условиях отсутствия достаточных финансовых средств и четкой стратегии развития не способен реализовать их полностью. В связи с этим для повышения статуса Департамента следует, с одной стороны, привлечь к участию в его деятельности республиканские и местные органы власти, отраслевые министерства, а также общественные объединения предпринимателей и другие организации, а с другой, как было отмечено выше, предусмотреть передачу части функций и полномочий государства, осуществляемых Департаментом и другими органами государственного управления, сектору МСП.

Следует отметить, что в министерствах, государственных организациях, подчиненных Правительству, отсутствуют функции и полномочия, обеспечивающие развитие сферы МСП соответствующего им профиля. Государственное регулирование должно предусматривать закрепление функции развития данного сектора за министерствами при наличии межведомственной координации на республиканском уровне.

Для повышения конкурентоспособности продукции, обеспечения регулирования сферы МСП в отраслевом аспекте целесообразно:

внести изменения в Положение о министерствах и государственных организациях, подчиненных Правительству, касающиеся расширения их полномочий, а именно, включить пункт следующего содержания: «...разрабатывает и реализует меры развития и поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства»;

рассмотреть вопрос о создании при министерствах и ведомствах совещательно-координационных органов с участием представителей общественных объединений предпринимателей с целью привлечения таких подразделений к анализу и согласованию проектов нормативных правовых актов, предоставляемых государственными органами исполнительной власти, и выполнению других функций.

Объем функций Департамента по предпринимательству в области координации деятельности министерств и государственных организаций, подчиненных Совету Министров, из-за наделения их регулирующими и частично контролирующими функциями и полномочиями, обеспечивающими развитие сферы МСП соответствующего им профиля, увеличивается. В их число включаются развитие так называемых «средних» предприятий, а также общая координация применения положений и стандартов, создаваемых объединениями саморегулируемых организаций. В связи с этим вносится предложение о расширении функций и полномочий Департамента по предпринимательству и о создании в его составе соответствующего структурного подразделения. Одновременно в связи с акцентированием внимания государства и общества именно на развитии малого и среднего предпринимательства в стране, а не в целом предпринимательства, целесообразно (по опыту России и других стран) переименовать указанный орган в Департамент развития малого и среднего предпринимательства Министерства экономики Республики Беларусь.

В законодательной и исполнительной власти, общественной сфере страны сформировано недостаточное количество структур, занимающихся вопросами регулирования и развития МСП, поэтому руководству Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь следует инициировать создание постоянной Парламентской комиссии по вопросам малого и среднего предпринимательства в целях разработки государственной стратегии его развития и налаживания межведомственной координации.

Отдельные сферы деятельности МСП требуют законодательного обеспечения. В области малого предпринимательства оно все еще нестабильное, не вполне прозрачное и тормозит развитие этого сектора экономики Беларуси, в сфере среднего - вовсе отсутствует. Это позволяет искусственно создавать административные барьеры для предпринимателей. Следовательно, необходимо продолжить масштабную работу по проведению ревизии (инвентаризации) актов законодательства и подзаконных актов, касающихся улучшения условий и возможностей для ведения малого и среднего предпринимательства в стране, в целях выявления и исключения из них излишних, зарегламентированных, устаревших и дублирующих положений и действий.

Важное место в системе взаимодействия власти и бизнеса занимают государственные услуги, являющиеся одной из форм реализации функций власти. Они объединяют в себе такие средства регулирования экономических отношений, как разрешение на совершение определенных действий, например лицензирование, регистрация и аттестация, предоставление прав на пользование ресурсами, другие действия и решения, влекущие за собой возникновение, изменение или прекращение правоотношений у получателя данной услуги.

Для повышения качества оказания государственных услуг в предпринимательской деятельности целесообразно рекомендовать республиканским органам государственного управления продолжить работу по созданию и внедрению их детальной регламентации. Административные регламенты должны включать в себя весь алгоритм оказания государственных услуг (процессы, процедуры и субъекты, их исполняющие, сроки, порядок взаимодействия между лицами и организациями).

В Республике Беларусь региональный уровень управления предпринимательством представлен местными исполнительными и распорядительными органами масти, в составе которых функционируют подразделения, осуществляющие меры по реализации региональной политики в области поддержки и развития данного сектора экономики. На сегодняшний день в стране пока не найден эффективный механизм согласования экономических интересов государства, региональных властей и бизнеса. Качество государственного управления на местах пока остается низким. Сохраняются его затратный тип и ориентация экономических субъектов на решение внешних по отношению к бизнесу задач, текущих вопросов. Привыкнув решать возникающие проблемы за счет предпринимателей, местные органы управления сами действуют недостаточно эффективно. К тому же в сельских Советах не предусмотрена штатная единица для выполнения работы по развитию бизнеса. Ввиду этого вопросы, связанные с формированием и функционированием предпринимательских структур, отодвигаются на задний план.

В регионах имеет место неравноправие субъектов государственной и частной форм собственности. Сами представители МСП неоднократно заявляли о значительной дискриминации частных предприятий, что подтверждается исследованиями Международной финансовой корпорации. Количество управленческих взаимодействий по вертикали и горизонтали в местных органах значительное, равно как и потенциал неслаженных действий в рамках «властной вертикали». К примеру, институциональная политика государства должна заключаться в сокращении числа субъектов хозяйствования, имеющих такую организационно-правовую форму, как государственные унитарные предприятия, с сохранением только тех, которые функционируют в стратегически важных отраслях. Несмотря на это, засилье упомянутых организаций на рынке и передача им государственного имущества, а также воспрепятствование предпринимателям в приватизации имущества сохраняются.

Информация о работе Понятие и сущность предпринимательства