Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2014 в 14:44, курсовая работа
Целью данной работы является анализ проблем развития предпринимательства в Республике Беларусь, а также перспектив развития данного сектора.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
1.1 Экономическая природа и признаки предпринимательства
1.2 Необходимые условия для развития предпринимательства
2. ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РБ
2.1 Развитие предпринимательства в 2006-2010 гг
2.2 Пути повышения эффективности государственного регулирования предпринимательства
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Одним из наиболее перспективных способов достижения баланса интересов предпринимательства и власти в масштабах региона может стать использование таких структур, как кластеры. Кластер - это сеть взаимодополняющих поставщиков, производителей, потребителей, в том числе сектора МСП, элементов промышленной инфраструктуры, исследовательских и учебных институтов, органов государственной власти и местного самоуправления, общественных организаций. При внедрении кластерных инициатив в нашей стране целесообразно использовать естественные, сложившиеся на территории республики зоны специализации, в частности, в пищевой, легкой промышленности, деревообработке, машиностроении и других отраслях.
Местным исполнительным и распорядительным органам государственного управления стоит рекомендовать:
совместно с региональными и отраслевыми объединениями предпринимателей, другими заинтересованными организациями сформировать экспертные группы по выявлению приоритетных направлений развития управляемых территорий (районов, городов и др.) и разработке мер, стимулирующих создание и развитие бизнес-структур в данных направлениях;
обеспечить поднятие авторитета и статуса сельских Советов, официально наделив их соответствующими функциями, включающими вопросы управления сферой малого предпринимательства на селе, его поддержки;
Министерству экономики совместно с соответствующими органами государственного управления разработать комплекс мер по стимулированию развития подобных кластеров, в том числе механизм создания коллегиальных органов управления кластерными проектами и меры государственной поддержки их деятельности.
Создание в Беларуси нового института саморегулирования предпринимательской деятельности могло бы частично заменить государственное регулирование частной инициативы в различных отраслях экономики. Государство не в состоянии взаимодействовать с каждым субъектом хозяйствования, однако сможет вести диалог с новыми для отечественной правовой системы саморегулируемыми организациями, а также с общественными объединениями, представляющими корпоративную власть предпринимательства.
Наиболее приемлемыми сферами деятельности, которые передаются саморегулиремым организациям, являются: лицензирование, аттестация, сертификация, создание системы подготовки и повышения квалификации специалистов, проверка качества оказания услуг и соблюдения стандартов, строительная деятельность. К примеру, в России начиная с 2009 г. отменено лицензирование строительной деятельности, заниматься ею можно будет в случае вхождения строительно-монтажных организаций в состав создаваемых некоммерческих саморегулируемых объединений. Взамен лицензий объединения будут выдавать своим членам специальные свидетельства о допуске к проектным и строительным работам.
Государственная власть сегодня не может в полной мере самостоятельно решать свои задачи в таких областях, как поддержание и развитие транспортной и коммунальной инфраструктуры, охрана природной среды, образование, здравоохранение и др. Бизнес, в том числе малый и средний, стремится расширить сферы приложения своего капитала, заинтересован в экономической и социальной деятельности государства, ищет возможность встроиться в нее с пользой для себя и всего общества. Благодаря взаимному переплетению интересов в последние годы возникли разнообразные формы взаимодействия государства и предпринимательских структур, одной из которых является государственно-частное партнерство (ГЧП). Создавая и поощряя отношения партнерства, государство пополняет арсенал эффективных методов ведения хозяйства, перекладывая функции управления принадлежащей ему собственностью на частный сектор.
В мировой и в определенной степени в отечественной практике существуют такие формы и виды ГЧП, как концессионные соглашения; взаимодействие на основе государственного контракта; договоры аренды (лизинга); создание инженерной инфраструктуры и др.
Частный бизнес не в состоянии сам справиться со всем спектром проблем, касающихся развития предпринимательской сферы, взаимоотношения с властью и внешней средой. Во всем мире данный сектор экономики в целях защиты своих интересов опирается на помощь общества, в частности бизнес-объединений. В условиях проводимого в настоящее время в республике курса на либерализацию условий хозяйственной деятельности роль предпринимательских союзов и ассоциаций как партнеров государства в вопросах формирования благоприятной бизнес- и конкурентной среды, снижения административных барьеров и внедрения механизмов саморегулирования будет возрастать.
Как свидетельствует опыт стран с рыночной экономикой (США, Япония, Великобритания, Германия и др.), политика государственного регулирования развития МСП формируется и реализуется большим количеством специальных государственных структур с различной степенью институционализации в системе управления, а также общественных бизнес-объединений. В настоящее время в странах Евросоюза и США в бизнес-ассоциации объединены до 70 % предпринимателей (в Беларуси - как минимум в 7 раз меньше).
Отношения объединений с государством должны строиться на основе партнерства. Госорганы местного управления и самоуправления обязаны учитывать мнение объединений, союзов по проблемам, входящим в их компетенцию, а также иметь право передавать объединениям, союзам отдельные вопросы своей компетенции, установленной законодательными актами.