Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2015 в 17:14, курсовая работа
Правовой статус предпринимателя предусматривает не только широкие его права, но и обязанности в различных сферах хозяйственной деятельности.
Эти обязанности можно разделить на четыре группы: перед органами государственного управления; перед партнерами по хозяйственным договорам; в области трудовых отношений при привлечении работников по найму; перед собственником имущества предприятия за невыполнение обязательств, предусмотренных уставом государственных или муниципальных предприятий.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общие положения об ответственности предпринимателей……..6
1.1 Сущность и виды ответственности предпринимателей……………………6
1.2. Условия возникновения гражданской ответственности предпринимателей………………………………………………………………...9
1.3. Способы обесᴨечения исполнения предпринимателями своих обязательств……………………………………………………………………...11
Глава 2.Отдельные виды ответственности предпринимателей………....14
2.1. Адмиʜᴎϲтративная ответственность предпринимателей………………...14
2.2. Социальная ответственность предпринимателей…………………………16
2.3. Уголовная ответственность предпринимателей…………………………..23
2.4. Ответственность перед кредиторами……………………………………...25
Глава 3. Незаконная предпринимательская деятельность…………...…..27
Заключение…..………………………………………………………………….32
Библиографический список…………………………………………………..34
Ответственность, инициируемая законодательно, подразумевает необходимость соблюдения предпринимателями правовых норм рыночной экономики, в которых зафиксированы общественные ожидания, соответствие их деятельности этим ожиданиям. Ответственность, инициируемая нравственными нормами, требует от предпринимателей соответствия ожиданиям общества, не зафиксированным в правовых нормах, но основанным на нормах морали. В категориях неоинституциональной теории правовая ответственность отражает соответствие бизнеса формальным правилам и институтам, а этическая ответственность — неформальным.
В работах по истории российского предпринимательства отмечается, что под социальной ответственностью понимаются взаимоотношения более властных слоев общества с менее властными и нуждающимися слоями6. Но в рыночной экономике обязанность обеспечивать население важнейшими социальными благами взяло на себя государство, реализующее систему мер социальной политики17.
Российские крупные предприниматели, компании которых вышли на мировой рынок, вынуждены принимать существующие там правила игры, одним из которых является необходимость обязательной публикации социальных отчетов. В своих отчетах они используют определение социальной ответственности бизнеса, применяемое западными транснациональными корпорациями, — этоответственность корпораций перед обществом в целях устойчивого развития. Такое понимание продвигают корпорации США, объединившиеся в рамках движения «Бизнес за социальную ответственность» (Business forSocialResponsibility).
Социальная ответственность предпринимателя начинает проявляться тогда, когда его бизнес-цели эффективнее достигаются при удовлетворении социальных интересов работников. Деятельность предпринимателя осуществляется в определенной природной среде, в конкретном населенном пункте, состояние которых отражается на условиях предпринимательской деятельности. Если интересы предпринимателя ограничиваются целью получения максимальной прибыли и не совпадают с интересами природоохранных организаций, социальных программ муниципальных властей, собственного коллектива работников и их семей, он не сможет обеспечить длительную выживаемость своего бизнеса и его развитие.
Чем лучше предприниматель понимает роль своей социальной ответственности, тем больше средств он вкладывает в фундамент своего бизнеса. Вложенные средства создают благоприятные условия для развития бизнеса, создают привлекательный образ предпринимателя в глазах местных органов власти, контролирующих организаций, клиентов, партнеров по бизнесу и работников18.
Предприниматель, как член общества, должен обладать моральным обликом, приемлемым для общества. Моральный облик отвергающего социальную ответственность предпринимателя негативно воспринимается обществом. Расходы на социальные нужды окупаются в перспективе, но в текущем периоде увеличивают издержки и снижают размер прибыли. Если предприниматель относит эти издержки на себестоимость продукции, увеличивая ее стоимость, расходы на социальные нужды перекладываются на потребителей выпускаемой им продукции, что снижает ее конкурентоспособность и возможность реализации. Свою ответственность перед обществом предприниматель может осознавать как юридическую, профессиональную, экономическую и морально-этическую. Юридическая ответственность ограничивается соблюдением норм закона в процессе деятельности.
Профессиональная ответственность заключается в стремлении получить максимальную прибыль любой ценой, как базового условия организации бизнеса.
Экономическая ответственность объединяет стремление к получению максимальной прибыли с социальной ответственностью в тех пределах, в которых расходы на социальные нужды в перспективе содействуют увеличению размера прибыли. Морально-этическая ответственность заключается в моральной ответственности предпринимателя перед обществом, в результате которой обеспечиваются длительная выживаемость и эффективное инновационное развитие его бизнеса.
Морально-этическая ответственность присуща нестандартно мыслящим предпринимателям, способным наиболее точно спрогнозировать оптимальное направление развития своего бизнеса. Они понимают, что точный расчет дает возможность определить максимальный объем социальных обязательств, который принесет в перспективе бизнесу наибольшие выгоды и преимущества. Морально-этическая ответственность, кроме социальных программ, приносящих прямую экономическую выгоду, содержит благотворительную деятельность, косвенно воздействующую на улучшение условий деятельности бизнеса19.
Принято разделять социальную ответственность на 3 группы – базовую, внутреннюю и внешнюю. Базовая ответственность заключается в добросовестной и своевременной уплате предпринимателем налогов. В современной России принятое налоговое законодательство не способствует выполнению предпринимателем этой базовой ответственности, что привело к значительным объемам ведения бизнеса в тени. Внутренняя ответственность включает социальную ответственность предпринимателя перед своими работниками – обеспечение безопасных условий труда, своевременная выдача достойной заработной платы, содействие в повышении квалификации, оказание помощи в критических ситуациях.
За 20 лет рыночных реформ государство не выработало условий совпадения своих интересов с интересами предпринимателей, поэтому выплата зарплаты до сих пор в больших объемах производится в конвертах, что подрывает основы системы пенсионного обеспечения, как работающих, так и достигших пенсионного возраста граждан.
Внешняя ответственность выражается в спонсорстве и благотворительности по отношению к лицам, не связанным с деятельностью предпринимателя, участии в научных исследованиях, мероприятиях по охране окружающей среды, взаимодействии с органами местного самоуправления, ответственности перед потребителями продукции или услуг предпринимателя. В условиях высокого уровня коррупции внешняя социальная ответственность предпринимателя часто принимает уродливые формы взяток20.
Переход к рыночной экономике сделал предпринимателя основным субъектом рынка, способного разумно рисковать, проявлять инициативу и творческую активность. Это позволило достаточно быстро пройти этап накопления капитала и раздела бизнеса на мелкий, средний и крупный.
Крупные предприниматели, в руках которых сосредоточена большая часть активов, первыми получили возможность использовать социальную ответственность в интересах общества и в собственных интересах. Малые и средние предприниматели, ограниченные в средствах и несущие в процентном отношении сравнимое с крупными бизнесменами налоговое бремя, не имеют возможности брать на себя значительную социальную ответственность. Конкурентная борьба ставит в неравные условия малых предпринимателей и монополистов.
Для того, чтобы оставаться конкурентоспособными, малые предприниматели вынуждены заниматься такими сферами деятельности, которые направлены на удовлетворение жизненно важных потребностей потребителей. Эта особенность превращает малых предпринимателей в социально ответственных, т.к. экономисты определяют социальную ответственность, как осуществление деятельности, не только приносящую прибыль, но и направленную на удовлетворение здоровых потребностей общества. В морально-эстетическом плане постепенно намечается сдвиг в сторону понимания предпринимателями необходимости активного участия в социальной ответственности.
Аналитики отмечают, что 60% предпринимателей не готовы брать на себя бремя решения социальных программ в масштабах макроэкономики, но считают необходимым платить налоги и обеспечивать своих работников достойной зарплатой и рабочими местами без давления со стороны государств.
Более половины предпринимателей считают, что во главу угла нужно ставить создание рабочих мест и удовлетворение социальных нужд своих работников, такая же часть общества ждет от предпринимателей решения проблем социально-уязвимых слоев общества и здравоохранения. Различие в понимании приоритетов приводит к тому, что только 9% населения считают, что предприниматели ответственно относятся к решению социальных проблем. Значительная часть предпринимателей России подготовлена к активному участию в решении социальных вопросов. Исследователи и аналитики динамики этого процесса должны подсказать предпринимателям оптимальные направления этого участия, которые обеспечат их эффективность для предпринимателя и пользу для общества.