Порядок и этапы создания кредитной организации. Документы, завершающие отдельные этапы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2014 в 19:34, реферат

Краткое описание

В соответствии с Указанием ЦБ от 31 декабря 1998г. № 474-У «О формировании уставного капитала кредитной организации неденежными средствами» участники (акционеры) кредитной организации вправе производить оплату увеличения уставного капитала действующей кредитной организации как частично, так и в полном объеме материальными активами в виде банковского здания (помещения), в котором располагается (будет располагаться) кредитная организация, за исключением незавершенного строительства.
Участники (акционеры) кредитной организации вправе производить оплату уставного капитала создаваемой кредитной организации и увеличение уставного капитала действующей кредитной организации иными, принадлежащими им активами, не являющимися денежными средствами или банковским зданием (помещением). В этом случае должны быть представлены документы, подтверждающие право учредителей на их внесение в уставный капитал кредитной организации. Материальные активы должны быть оценены и отражены в балансе кредитной организации в валюте РФ.

Вложенные файлы: 1 файл

Порядок и этапы создания кредитной организации.docx

— 21.59 Кб (Скачать файл)

Порядок и этапы создания кредитной организации. Документы, завершающие отдельные этапы.

 

Кредитные организации подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц» от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ с учетом установленного специального порядка государственной регистрации кредитных организаций.

 

Порядок создания кредитной организации - это установленная нормативными актами последовательность действий, целью которых является получение права на осуществление банковской деятельности.

 

Порядок создания кредитных организаций регламентирован Инструкцией ЦБ РФ от 23 июля 1998 г. № 75-И «О порядке применения федеральных законов, регламентирующих процедуру регистрации кредитных организаций и лицензирования банковской деятельности» (в редакции: Указания ЦБ РФ от 05.07.2002 г. № 1177-У) и включает в себя несколько этапов:

 

 

 

1. До подписания учредительного  договора учредители кредитной  организации направляют в Банк  России запрос о предварительном  согласовании предполагаемого полного  официального и сокращенного  наименований кредитной организации. Предварительное согласование предполагаемых  наименований кредитной организации  действительно в течение 12 месяцев  с момента получения согласия  Банка России, которое отражено  в телеграмме, направленной в  адрес учредителей кредитной  организации и территориального  учреждения по месту предполагаемого  нахождения кредитной организации.

 

2. Подписание учредительного  договора. Учредителями кредитной  организации могут быть лица, участие которых в кредитной  организации не запрещено законодательством. Учредителем банка может быть как юридическое, так и физическое лицо.

 

Юридическое лицо должно отвечать следующим требованиям:

 

- иметь устойчивое финансовое  положение;

 

-иметь достаточно средств для внесения в уставный капитал кредитной организации;

 

- действовать в течение 3 лет;

 

- выполнять обязательства  перед федеральным бюджетом, бюджетом  субъекта РФ и местным бюджетом  за последние 3 года.

 

Кроме этих, общих для всех юридических лиц-учредителей требований, к кредитной организации-учредителю предъявляются еще дополнительные требования. Она должна быть финансово устойчивой в течение последних 6 месяцев, предшествующих дате подачи документов для государственной регистрации.

 

Юридическое лицо не может быть учредителем кредитной организации при наличии задолженности перед федеральным бюджетом, бюджетом субъекта РФ и местным бюджетом, независимо от имеющейся отсрочки по ее уплате.

 

Учредители банка не имеют права выходить из состава его участников в течение первых 3 лет со дня его регистрации.

 

3. Не позднее, чем через 1 месяц после подписания учредительных договора, учредители кредитной организации должны представить в территориальное учреждение Банка России вместе с сопроводительным письмом документы, перечисленные в ст. 14 закона «О банках и банковской деятельности», в частности:

 

·        заявление с ходатайством о государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций

 

·        учредительные документы;

 

·        протокол собрания учредителей о принятии учредительных документов и об утверждении кандидатур для назначения на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера;

 

·        свидетельство об уплате государственной пошлины;

 

·        копии свидетельств о государственной регистрации учредителей юридических лиц, аудиторские заключения о достоверности их финансовой отчетности, подтверждения органами Государственной налоговой службы РФ выполнения учредителями - юридическими лицами обязательств перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ и местными бюджетами за последние три года;

 

·        декларации о доходах учредителей - физических лиц, заверенные органами государственной налоговой службы РФ, подтверждающие источники средств, вносимых в уставной капитал кредитной организации.

 

·        анкеты кандидатов на должности руководителей исполнительных органов и главного бухгалтера кредитной организации, заполняемые ими и содержащие сведения о наличии (отсутствии) судимости и о наличии у этих лиц высшего юридического или экономического образования и опыта руководства отделом или иным подразделением кредитной организации, связанным с осуществлением банковских операций, не менее 1 года, а при отсутствии специального образования  опыта руководства таким подразделением не менее 2 лет.

 

  Территориальное учреждение  Банка России выдает учредителям  кредитной организации письменное  подтверждение получения от них  указанных документов.

 

Срок рассмотрения документов в территориальном учреждении Банка России не должен превышать 4 месяцев с даты их поступления.

 

4. При отсутствии замечаний  территориальное учреждение Банка  России направляет в Банк России  положительное заключение с документами, представленными учредителями кредитной  организации.

 

5. Банк России рассматривает  полученные документы и принимает  решение о государственной регистрации  кредитной организации. Срок, в течение  которого Банк России должен  принять решение о государственной  регистрации кредитной организации  или об отказе в этом, составляет 2 месяца.

 

Общий срок для принятия решения о государственной регистрации или об отказе в ней в соответствии со ст. 15 закона «О банках и банковской деятельности» не должен превышать 6 месяцев. Нужно иметь в виду, что этот срок начинается с момента представления всех необходимых документов для регистрации кредитной организации в территориальное учреждение Банка России.

 

Таким образом, 6-месячный срок, установленный законом «О банках и банковской деятельности», складывается из 4-х месяцев, отведенных на рассмотрение документов о регистрации кредитной организации в территориальном учреждении Банка России.

 

Банк России вправе отказать в государственной регистрации кредитной организации по следующим основаниям:

 

- несоответствие квалификационным  требованиям, предъявляемым к предлагаемым  кандидатам на должности руководителей  исполнительных органов и (или) главного  бухгалтера;

 

- неудовлетворительное финансовое  положение учредителей кредитной  организации или невыполнение  ими своих обязательств перед  федеральным бюджетом, бюджетами  субъектов РФ, и местными бюджетами  за последние три года;

 

- несоответствие документов, поданных для государственной  регистрации и получения лицензии, требованиям федеральных законов.

 

6. При принятии положительного  решения о государственной регистрации  кредитной организации Банк России  в лице Департамента лицензирования  и финансового оздоровления кредитных  организаций:

 

-  подписывает свидетельство  о государственной регистрации;

 

- ставит на титульном  листе учредительных документов  штамп с указанием даты государственной  регистрации кредитной организации и ее регистрационного номера;

 

- вносит сведения о  регистрации в Книгу государственной  регистрации кредитных организаций;

 

- открывает корреспондентский  счет для оплаты учредителями  уставного капитала кредитной  организации;

 

- публикует в Вестнике  Банка России сообщение о государственной  регистрации кредитной организации;

 

- направляет в уполномоченный  регистрирующий орган сведения  и документы, необходимые для  осуществления данным органом  функций по ведению единого  государственного реестра юридических  лиц.

 

Сведения о создании, реорганизации и ликвидации кредитных организаций должны быть внесены в единый государственный реестр юридических лиц уполномоченным регистрирующим органом на основании решения Банка России о государственной регистрации. Уполномоченным регистрирующим органом, ведущим единый государственный реестр юридических лиц, является Министерство Российской Федерации по налогам и сборам, которое с 1 июля 2002 г. осуществляет государственную регистрацию юридических лиц.

 

На основании решения Банка России о государственной регистрации кредитной организации и представленных им документов и сведений уполномоченный регистрирующий орган в течение 5 рабочих дней со дня получения необходимых сведений и документов вносит в единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и не позднее рабочего дня, следующего за днем внесения соответствующей записи, сообщает об этом в Банк России.

 

Банк России не позднее трех рабочих дней со дня получения от уполномоченного регистрирующего органа информации о внесенной в единый государственный реестр юридических лиц записи о кредитной организации уведомляет об этом территориальное учреждение Банка России и выдает учредителям кредитной организации документ, подтверждающий факт внесения записи о кредитной организации в единый государственный реестр юридических лиц.

 

7. Территориальное учреждение  Банка России, получив копию свидетельства  о регистрации кредитной организации, направляет учредителям уведомление  с указанием реквизитов корреспондентского  счета, открываемого для оплаты 100% уставного капитала. Для оплаты  капитала учредителям установлен  месячный срок с момента получения  уведомления.

 

8. После фактической оплаты  уставного капитала для подтверждения  оплаты кредитная организация  в течение 1 месяца обязана предоставить  в территориальное учреждение  Банка России документы, на основании  которых территориальное учреждение  может удостовериться в правомерности  оплаты уставного капитала. Если  кредитная организация создана  в форме акционерного общества, то в течение этого же месяца  в Банк России необходимо направить  документы для регистрации отчета  об итогах первого выпуска  акций.

 

9. Территориальное учреждение  Банка России в срок, не превышающий 10 дней с момента получения  документов, проверяет правомерность  оплаты уставного капитала. Заключение  о правомерности оплаты капитала  территориальное учреждение направляет  в Банк России.

 

Подтверждение своевременной и правомерной оплаты 100% уставного капитала является основанием для выдачи кредитной организации лицензии на осуществление банковских операций.

 

10. После получения заключения  территориального учреждения Банка  России о правомерности оплаты 100% уставного капитала Банк России  в течение 3 рабочих дней принимает  решение о выдаче лицензии  и направляет территориальному  учреждению 2 экземпляра лицензии  на осуществление кредитной организацией  банковских операций.

 

За регистрацию кредитной организации взимается сбор в размере 0,1% от размера уставного капитала кредитной организации, указанного в ее уставе.

 

С момента получения лицензии кредитная организация получает право заниматься банковской деятельностью и считается созданной.

 

Правовые требования к порядку формирования уставного капитала кредитной организации

 

Уставный капитал кредитной организации - это имеющее обязательный минимальный размер имущество, которым должна обладать кредитная организация для обеспечения интересов своих кредиторов и вкладчиков.

 

Уставный капитал кредитной организации составляется из величины вкладов ее участников. Вкладом в уставный капитал кредитной организации могут быть деньги, ценные бумаги, иные вещи или имущественные права, имеющие денежную оценку.

 

Однако применительно к кредитным организациям в отношении имущества, которое может быть вкладом в уставный капитал, имеется ряд требований. Эти требования можно разделить на три группы -количественные, качественные и процедурные:

 

1. К уставному капиталу  кредитных организаций предъявляются  жесткие требования, касающиеся  необходимости соблюдения минимального  размера уставного капитала. Такие  требования называются количественными.

 

В настоящее время минимальный размер уставного капитала кредитной организации установлен Указанием ЦБ от 24 июня 1999 г. № 586-У «О минимальном размере уставного капитала для вновь создаваемых кредитных организаций и минимальном размере собственных средств (капитала) для банков, ходатайствующих о получении генеральной лицензии на осуществление банковских операций» (в ред. Указания ЦБ РФ от 26.06.2001 № 982-У).1

Информация о работе Порядок и этапы создания кредитной организации. Документы, завершающие отдельные этапы