Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 19:59, лекция
Интеллектуальная собственность — совокупность прав на охраняемые результаты интеллектуальной деятельности в производственной, научной, литературной и художественной областях и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальные права), относящиеся, в том числе:
• к литературным, художественным и научным произведениям;
• программам для ЭВМ и базам данных;
База данных, создание которой требует существенных затрат, —база данных, содержащая не менее десяти тысяч самостоятельных информационных элементов (материалов), составляющих содержание базы данных.
Объекты смежных прав
Объекты смежных прав — охраняемые результаты интеллектуальной деятельности, на которые распространяются права, смежные с авторскими: исполнения, фонограммы, сообщения в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания), произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, базы данных.
Исполнение — охраняемый результат интеллектуальной исполнительской деятельности артистов-исполнителей, дирижеров и режиссеров-постановщиков спектаклей, выраженный в форме, допускающей его воспроизведение и распространение с помощью технических средств, а именно: артист-исполнитель играет роль, читает, декламирует, поет, играет на музыкальном инструменте или иным образом участвует в исполнении произведения литературы, искусства или народного творчества, в том числе эстрадного, циркового или кукольного номера; режиссер-постановщик осуществляет постановку театрального, циркового, кукольного, эстрадного или иного театрально-зрелищного представления; дирижер дирижирует оркестром.
Фонограмма — охраняемый результат интеллектуальной деятельности, представляющий любые исключительно звуковые записи исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение.
Сообщение в эфир или по кабелю радио- или телепередач (вещание организаций эфирного или кабельного вещания) — охраняемый результат интеллектуальной деятельности организации эфирного или кабельного вещания по осуществлению вещания посредством сообщения в эфир или по кабелю совокупности звуков и (или) изображений или их отображений (передач организаций эфирного или кабельного вещания), в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией.
Произведения науки, литературы и искусства (как объекты смежных прав) — произведения, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений.
База данных (как объект смежных прав) — содержание базы данных в части охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих ее содержание материалов.
Объекты патентных прав
Объекты патентных прав — охраняемые результаты интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, отвечающие установленным требованиям к изобретениям и полезным моделям, и результаты интеллектуальной деятельности в сфере художественного конструирования, отвечающие установленным требованиям к промышленным образцам.
а)Изобретение — охраняемое техническое решение в любой области, относящееся к продукту (в частности, устройству, веществу, штамму микроорганизма, культуре клеток растений или животных)или способу (процессу осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств), отвечающее требованиям (критериям, признакам) новизны, изобретательского уровня и промышленной применимости, дающее положительный эффект и квалифицированное таковым в установленном порядке государственным органом.
Главное изобретение — изобретение, указанное первым в формулах изобретений, если в заявке содержится более одного изобретения.
Новизна изобретения — условие патентоспособности, означающее, что изобретение не известно из предшествующего уровня техники, который включает все знания, существовавшие до подачи соответствующей заявки или даты приоритета, независимо от того, существовали ли они в письменной форме или в форме устного раскрытия.
Изобретательский уровень изобретения — условие патентоспособности, означающее, что изобретение явным образом не следует из уровня техники, который включает любые сведения, ставшие общедоступными в мире до даты приоритета изобретения, и не является очевидным для специалистов в данной области. Промышленная применимость изобретения — условие патентоспособности, означающее, что изобретение может быть использовано в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и других отраслях деятельности.
Не являются изобретениями (только в случае, когда заявка на выдачу патента на изобретение касается этих объектов как таковых):открытия; научные теории и математические методы; решения, касающиеся только внешнего вида изделий и направленные на удовлетворение эстетических потребностей; правила и методы игр, интеллектуальной или хозяйственной деятельности; программы для ЭВМ; решения, заключающиеся только в представлении информации.
Б)Полезная модель — охраняемое техническое решение, относящееся к устройству, отвечающее требованиям (критериям, признакам) новизны и промышленной применимости.
Новизна полезной модели — условие патентоспособности, означающее, что совокупность существенных признаков полезной модели не известна из уровня техники, который включает опубликованные в мире сведения о средствах того же назначения, что и заявленная полезная модель, и сведения об их применении в Российской Федерации, если такие сведения стали общедоступными до даты приоритета полезной модели.
Промышленная применимость полезной модели — условие патентоспособности, означающее, что полезная модель может быть использована в промышленности, сельском хозяйстве, здравоохранении и других отраслях деятельности.
В)Промышленный образец — охраняемое новое художественное или художественно-конструкторское решение, определяющее внешний вид изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства, отвечающее требованиям (критериям, признакам)новизны и оригинальности.
Новизна промышленного образца — условие патентоспособности, означающее, что совокупность существенных признаков промышленного образца (включая признаки, определяющие эстетические и (или) эргономические особенности внешнего вида изделия, в частности форма, конфигурация, орнамент и сочетание цветов), нашедших отражение на изображениях изделия и приведенных в перечне существенных признаков промышленного образца, не известна из сведений, ставших общедоступными в мире до даты приоритета промышленного образца.
Оригинальность промышленного образца — условие патентоспособности, означающее, что существенные признаки промышленного образца обусловлены творческим характером особенностей изделия.
Г) Селекционные достижения — охраняемые результаты интеллектуальной деятельности в виде сортов растений и пород животных, относящихся к определенным ботаническим и зоологическим родам и видам, зарегистрированные в Государственном реестре охраняемых селекционных достижений, если эти результаты интеллектуальной деятельности явно отличаются от любого другого общеизвестного селекционного достижения, существующего к моменту подачи заявки на выдачу патента, а также отвечают требованиям (критериям, признакам) новизны, отличимости, однородности и стабильности.
Сорт растений — группа растений (а также одно или несколько растений, часть или несколько частей растения при условии, что такая часть или такие части могут быть использованы для воспроизводства целых растений сорта), которая независимо от охраноспособности определяется по признакам, характеризующим данный генотип или комбинацию генотипов, и отличается от других групп растений того же ботанического таксона одним или несколькими признаками. Охраняемыми категориями сорта растений являются клон, линия, гибрид первого поколения, популяция.
Порода животных — группа животных (а также женская или мужская особь либо племенной материал, то есть предназначенные для воспроизводства породы животные, их гаметы или зиготы (эмбрионы), которая независимо от охраноспособности обладает генетически обусловленными биологическими и морфологическими свойствами и признаками, причем некоторые из них специфичны для данной группы и отличают ее от других групп животных. Охраняемыми категориями породы животных являются тип, кросс линий.
Новизна селекционного достижения — условие патентоспособности, означающее, что на дату подачи заявки на выдачу патента семена или племенной материал данного селекционного достижения не продавались и не передавались иным образом селекционером, его правопреемником или с их согласия другим лицам для использования селекционного достижения:
1) на территории Российской Федерации ранее чем за один год до указанной даты;
2) на территории другого государства ранее чем за четыре года или, если это касается сортов винограда, древесных декоративных, древесных плодовых культур и древесных лесных пород, ранее чем за шесть лет до указанной даты.
Отличимость селекционного достижения — условие патентоспособности, означающее, что оно должно явно отличаться от любого другого общеизвестного селекционного достижения, существующего к моменту подачи заявки на выдачу патента.
Однородность селекционного достижения — условие патентоспособности, означающее, что растения одного сорта, животные одной породы должны быть достаточно однородны по своим признакам с учетом отдельных отклонений, которые могут иметь место в связи с особенностями размножения.
Стабильность селекционного достижения — условие патентоспособности, означающее, что селекционное достижение стабильно, если его основные признаки остаются неизменными после неоднократного размножения или в случае особого цикла размножения —в конце каждого цикла размножения.
Объекты прав на средства индивидуализации
Объекты прав на средства индивидуализации — средства индивидуализации юридических лиц, а также товаров, работ и услуг, приравненные к охраняемым результатам интеллектуальной деятельности. К их числу относятся фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара.
А) Фирменное наименование — охраняемое средство индивидуализации юридического лица без обязательной подачи заявки или регистрации, содержащее указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица (не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности), которое определяется в его учредительных документах и включается в единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица.
Б) Коммерческое обозначение — охраняемое обозначение (словесное, изобразительное или иное обладающее достаточными различительными признаками обозначение) для индивидуализации торговых, промышленных и других предприятий, принадлежащих юридическим лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность (в том числе некоммерческим организациям, которым право на осуществление такой деятельности предоставлено в соответствии с законом их учредительными документами), а также индивидуальным предпринимателям, в том числе указываемое на вывесках, бланках, в счетах и на иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках, но при этом не являющееся фирменным наименованием и не подлежащее обязательному включению в учредительные документы и единый государственный реестр юридических лиц. Коммерческое обозначение может использоваться правообладателем для индивидуализации одного или нескольких предприятий. Для индивидуализации одного предприятия не могут одновременно использоваться два и более коммерческих обозначения.
В)Товарный знак — охраняемое обозначение (словесное, изобразительное, объемное и другое обозначение или их комбинация),служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, в том числе для отличия товаров одного предприятия от однородных товаров другого предприятия, помещаемое на товарах, упаковке или документации, связанной с его реализацией, зарегистрированное в установленном порядке и удостоверяемое свидетельством на товарный знак.
В обиходе для обозначений товарных знаков используются термины, заимствованные из английского языка: торговая марка, бренд, логотип, слоган.
Торговая марка (от англ. trade mark) — общепринятое обозначение товарного знака.
Бренд (от англ. brand-name — имя и brand-image — образ) — общепринятая характеристика обозначений индивидуализации товаров, юридических лиц или индивидуальных предпринимателей —производителей товаров и услуг, используемая для создания образа производителя товаров или услуг. Не является объектом интеллектуальной собственности.
Логотип (от англ. logotype — эмблема, девиз) — общепринятое обозначение товарного знака или его части.
Слоган (от англ. slogan — лозунг, призыв, девиз) — словесная часть товарного знака, выражающая определенный образ.
В) Знак обслуживания — охраняемое обозначение (словесное, изобразительное, объемное и другое обозначение или их комбинация), служащее для индивидуализации выполняемых юридическими лицами либо индивидуальными предпринимателями работ или оказываемых ими услуг, включая идентификацию некоторых услуг, оказанных определенным лицом, предприятием или группой лиц, предприятий, позволяя потребителю отличить их от прочих услуг.
Г) Наименование места происхождения товара — охраняемое обозначение, представляющее собой либо содержащее современное или историческое, официальное или неофициальное, полное или сокращенное наименование страны, городского или сельского поселения, местности или другого географического объекта, а также обозначение, производное от такого наименования и ставшее известным в результате его использования в отношении товара, особые свойства которого исключительно или главным образом определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами. Не признается наименованием места происхождения товара обозначение, хотя и представляющее собой или содержащее наименование географического объекта, но вошедшее в Российской Федерации во всеобщее употребление как обозначение товара определенного вида, не связанное с местом его производства.
Информация о работе Правовая охрана интеллектуальной собственности