Правовое положение казенных предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 17:08, контрольная работа

Краткое описание

В настоящее время российское государство поставлено перед необходимостью решения новых проблем экономического страны. Это означает поиск источников внутренних резервов, и повышении эффективности работы традиционных отраслей государственного сектора, укрепления доверия партнеров. Включение экономики РФ в мировой коммерческий оборот и решение задач переустройства экономики может иметь практическое для других стран, которые стоят перед аналогичными проблемами.

Содержание

Введение……………………………………………………………………..……3
Глава 1. Определение казенного предприятия…………………………………6
Глава 2. Федеральный закон "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях"……………………………………………………..…8
Глава 3. Правовой статус казенного предприятия……………………………11
Глава 4. Правовое положение казенных предприятий…………………….…13
Глава 5. Организация деятельности казенного предприятия………………...15
Глава 6. Ликвидация и реорганизация казенного предприятия………………………………………………………………….…..18
Заключение………………………………………………………………...……22
Список литературы………………………………………………………..…...24

Вложенные файлы: 1 файл

Правовое положение казенных предприятий.docx

— 42.96 Кб (Скачать файл)

 

Являясь юридическим лицом, казенное предприятие может осуществлять деятельность, связанную с производством  продукции, выполнением работ, оказанием  услуг. Объем этой деятельности определяет Правительство РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 5. Организация деятельности казенного предприятия

 

Она осуществляется на основе предоставленных  предприятию прав юридического лица в целях выполнения поставленных перед предприятием задач (по производству, работам, услугам). Одним из основных элементов организации деятельности является вопрос о порядке распределения и использования прибыли, полученной в процессе хозяйственной деятельности предприятия. Данный вопрос решается с учетом специфики конкретного предприятия и на основе Порядка планирования и финансирования деятельности казенного предприятия, утверждаемого Правительством РФ. Варианты же распределения прибыли, если она имеется, могут быть самые разнообразные. 
Она может полностью оставаться у предприятия и расходоваться на его развитие. Возможно и перечисление части прибыли в бюджет.

Организация деятельности казенного  предприятия предполагает, что многие вопросы этой деятельности должны быть согласованы с Правительством РФ. В частности, цены на продукцию (работы, услуги) устанавливаются в порядке, определяемом правительством. При получении кредитов предприятием необходима гарантия Правительства РФ.

 

 

 

 

 

 

 

 

Правила создания и регулирования  деятельности федеральных казенных предприятий:

1. Предприятие может быть создано путем учреждения, реорганизации существующего унитарного предприятия в форме разделения, выделения либо слияния, а также путем изменения вида унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения (далее - унитарное предприятие).

2. В целях создания предприятия федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого будет находиться предприятие, обеспечивает подготовку следующих документов:

а) технико-экономическое обоснование  создания предприятия, включающее в  себя финансово-экономический анализ состояния унитарного предприятия  с указанием структуры кредиторской и дебиторской задолженности, условий  и причин ее возникновения, прогноз  объема производимой по заказу государства  продукции (работ, услуг) для обеспечения  федеральных государственных нужд с обоснованием необходимости производства отдельных видов продукции (работ, услуг) в рамках самостоятельной  хозяйственной деятельности, прогноз  доходов и расходов предприятия  на очередной год и плановый период, а также предложения по организационной и штатной структуре предприятия;

б) проект устава предприятия;

в) проект программы деятельности предприятия на очередной год  и плановый период (далее - программа  деятельности);

г) проект сметы доходов и расходов предприятия на очередной год  и плановый период, в которой выделяются доходы и расходы, связанные с  выполнением заказов на поставки товаров (работ, услуг) для федеральных  государственных нужд (далее - смета  доходов и расходов);

д) проект перечня имущества, которое  подлежит закреплению за предприятием на праве оперативного управления для  производства по заказу государства  продукции (работ, услуг) в соответствии с уставом предприятия;

е) отчет об оценке имущества, которое  подлежит закреплению за предприятием на праве оперативного управления, содержащий сведения о рыночной стоимости  имущества (за исключением случаев  создания предприятия путем реорганизации  или изменения вида унитарного предприятия).

3. В случае создания предприятия путем реорганизации или изменения вида унитарного предприятия уполномоченный орган помимо документов, указанных в пункте 3 настоящих Правил, также обеспечивает подготовку следующих документов:

а) нотариально заверенные копии  учредительных документов унитарного предприятия;

б) копии бухгалтерской отчетности унитарного предприятия по состоянию  на последнюю отчетную дату и годовой  бухгалтерской отчетности за 3 предшествующих года с отметкой налогового органа…»

(Российская Федерация. Правительство. О создании и регулировании деятельности федеральных казенных предприятий : постановление от 15 декабря 2007 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 6. Ликвидация и реорганизация казенного предприятия

Прекращение деятельности данного  предприятия может происходить  так же, как и любой коммерческой организации, путем его ликвидации либо реорганизации (слияние, присоединение, разъединение, выделение). Однако при  реорганизации казенного предприятия  имеется определенная специфика: правовой статус предприятия должен быть обязательно  сохранен.

Рассмотренные вопросы, относящиеся  к правовому статусу казенного  предприятия, позволяют сказать, что  данная организационно-правовая форма  коммерческой организации является уникальной, т. к. сочетает в себе одновременно две организационно-правовые формы: самостоятельной коммерческой организации  и учреждения. Уникальность данной формы предприятия определяется еще и тем, что количество таких  предприятий в стране находится  в минимальной пропорции к  количеству коммерческих организаций  всех остальных форм предприятий  вместе взятых.

Создание в нашей стране казенных предприятий базируется на широко используемом опыте экономически развитых стран,  например: Англия, Франция, где предприятия оборонных отраслей, связи, полиграфические и некоторые иные получают статус казенных. Но в отличие от наших предприятий они не имеют ни юридической, ни какой иной самостоятельности и представляют собой фактически подразделения, выступающие в правоотношениях от имени государства. По сравнению с ними отечественные аналогичные предприятия обладают большим кругом прав, однако объем этих прав гораздо уже, чем у обычной коммерческой организации. Достаточен ли объем предоставленных казенному предприятию прав, может показать только практика.

 

 

 

 В уставе казенного унитарного предприятия, кроме сведений, указываемых в соответствии со ст. 113, 114 ГК, должно присутствовать его полное фирменное наименование, содержащее слова "федеральное казенное предприятие", "казенное предприятие" или "муниципальное казенное предприятие" и указание на собственника имущества.

 В казенном предприятии уставный  фонд не формируется, а помимо  общих сведений, указываемых в уставе унитарного предприятия (см. коммент. к ст. 113), должен определяться порядок распределения и использования доходов казенного предприятия.

Собственник имущества казенного унитарного предприятия, помимо общих прав, предусмотренных в коммент. к ст. 113, 114, вправе:

    • изымать у казенного предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество;
    • доводить до казенного предприятия обязательные заказы на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд;
    • утверждать смету доходов и расходов казенного предприятия.

Иные правомочия собственника имущества федерального казенного  предприятия определяются Правительством РФ или уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. Устав  казенного предприятия должен соответствовать  ст. 52 ГК, требованиям Закона об унитарных предприятиях ( комментарий. к ст. 113), а также Типовому уставу, утв. Постановлением Правительства РФ от 12.08.94. Данный подзаконный акт предусматривает правовой режим имущества казенного унитарного предприятия, характер и пределы его производственно-хозяйственной деятельности, организацию учета и отчетности, наличие у него статуса юридического лица, право иметь расчетный и текущий счета в банке, печать со своим наименованием, бланки и регистрируемый в установленном порядке товарный знак.

 

Помимо более узкого объема имущественных полномочий по сравнению с унитарным предприятием, наделенными имуществом на праве хозяйственного ведения (см. ст. 114, 296, 297 и комментарий к ст. 114, 296, 297), казенное унитарное предприятие имеет и соответственно меньше прав в области оперативно-хозяйственной деятельности.

Правила создания и регулирования  деятельности федеральных казенных предприятий:

    1. Предприятие может быть создано путем учреждения, реорганизации существующего унитарного предприятия в форме разделения, выделения либо слияния, а также путем изменения вида унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения (далее - унитарное предприятие).
    2. В целях создания предприятия федеральный орган исполнительной власти, в ведении которого будет находиться предприятие (далее - уполномоченный орган), обеспечивает подготовку следующих документов:

а) технико-экономическое обоснование  создания предприятия, включающее в  себя финансово-экономический анализ состояния унитарного предприятия  с указанием структуры кредиторской и дебиторской задолженности, условий  и причин ее возникновения, прогноз  объема производимой по заказу государства  продукции (работ, услуг) для обеспечения  федеральных государственных нужд с обоснованием необходимости производства отдельных видов продукции (работ, услуг) в рамках самостоятельной  хозяйственной деятельности, прогноз  доходов и расходов предприятия  на очередной год и плановый период, а также предложения по организационной и штатной структуре предприятия;

б) проект устава предприятия;

в) проект программы деятельности предприятия на очередной год  и плановый период ;

 

г) проект сметы доходов и расходов предприятия на очередной год  и плановый период, в которой выделяются доходы и расходы, связанные с  выполнением заказов на поставки товаров (работ, услуг) для федеральных  государственных нужд (далее - смета  доходов и расходов);

д) проект перечня имущества, которое  подлежит закреплению за предприятием на праве оперативного управления для  производства по заказу государства  продукции (работ, услуг) в соответствии с уставом предприятия;

е) отчет об оценке имущества, которое  подлежит закреплению за предприятием на праве оперативного управления, содержащий сведения о рыночной стоимости  имущества (за исключением случаев  создания предприятия путем реорганизации  или изменения вида унитарного предприятия).

    1. В случае создания предприятия путем реорганизации или изменения вида унитарного предприятия уполномоченный орган помимо документов, указанных в пункте 3 настоящих Правил, также обеспечивает подготовку следующих документов:

а) нотариально заверенные копии  учредительных документов унитарного предприятия;

б) копии бухгалтерской отчетности унитарного предприятия по состоянию  на последнюю отчетную дату и годовой  бухгалтерской отчетности за 3 предшествующих года с отметкой налогового органа…»

(Российская Федерация. Правительство. О создании и регулировании деятельности федеральных казенных предприятий : постановление от 15 декабря 2007 г. №872.

 

 

 

 

 

Заключение

 

Экономическая стабильность каждой страны и ее определяются комплексом факторов. Важнейшее место среди  них принадлежит эффективному управлению государственными предприятиями которые место в экономической структуре государства, обеспечивают государственные потребности в наиболее значимой продукции государства, или служат своего рода стабилизирующей многоукладной экономики. И хотя удельный вес унитарных предприятий в нашей стране и в зарубежных государствах меняется и подвижен, их роль бесспорна.

Сказанным объясняется постоянный теоретический и практический интерес  к вопросу правового положения  унитарных предприятий. В последние  годы заметно менялось их правовое положение. Но при этом можно было убедиться в пагубности недооценки госсектора отечественной экономики. Ныне отношение к нему медленно меняется в лучшую сторону.

Правовое положение государственных  унитарных предприятий, являющихся выразителями интересов государства  и общества, определяет их связи, режим  деятельности с учетом интересов  государства в экономике Государство  выступает в качестве субъекта различных  правоотношений; как государственно-властная структура в публично-правовых отношениях. Оно координирует и контролирует деятельность госпредприятий, в качестве собственника может участвовать  благодаря своим предприятиям в  экономических, частно-правовых процессах — производстве, обороте и т.д.

Государственные унитарные  предприятия являются средством, обеспечивающим этот процесс. Таким образом, в экономике, участниками которой являются и  унитарные предприятия, происходит взаимопроникновение элементов  частного и публичного права.

Следовательно, законодательство об унитарных предприятиях нуждается  в совершенствовании и с этих позиций. Мало определить положение  предприятий как унитарных юридических  лиц - не собственников. Важно «состыковать»  нормы разных отраслей права, регулирующих не только их организационно-правовую форму, но и их хозяйственно-правовую деятельность в новых экономических  условиях.

Подводя итог проведенного исследования правовой основы государственных  унитарных предприятий, можно сделать  вывод о том, что система их правового регулирования только формируется и два уровня; федеральный  и субъектов Российской Федерации, Основу этой системы Конституция  РФ, федеральные законы, устанавливающие  принципиальные положения функционирования государственных унитарных предприятий. субъектов Российской Федерации конкретизируют эти положения применительно к своим социально-экономическим условиям. Они являются базой для принятия правовых актов на отраслевом уровне, закрепляющих организационные структуры, основы компетенции и другие вопросы организации и деятельности государственных унитарных предприятий с учетом специфики и особенностей унитарных образований. При этом законодательство, как федеральное, так и субъектов Федерации, по вопросам деятельности государственных унитарных предприятий должно регламентировать наиболее важные его институты, оставляя достаточно простора для нормотворческой инициативы непосредственно предприятиям в целях наиболее полного учета мнения трудового коллектива.

Информация о работе Правовое положение казенных предприятий