Правовое регулирование аудиторской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2013 в 20:43, контрольная работа

Краткое описание

Родоначальником аудита считается Великобритания. Еще в 1844 г. в Англии закон о компаниях устанавливал необходимость приглашения аудитора для проверки бухгалтерских счетов для акционеров. Институт присяжных бухгалтеров Шотландии был учрежден несколько позже и сегодня по праву стоит первым в списке уполномоченных аудиторских структур, с достоинством храня свою более чем 150-летнюю историю.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Основы аудиторской деятельности
1.1.Развитие нормативного регулирования аудиторской деятельности 6
1.2. Аудиторские правоотношения 8
Глава 2. Регулирование порядка аудиторской деятельности
2.1 Аттестация на право осуществления аудиторской деятельности 12
2.2 Лицензирование аудиторской деятельности 15
2.3 Аудиторская проверка 18
Заключение 26
Список используемой литературы 28

Вложенные файлы: 1 файл

КР по Предпринимательскому праву.docx

— 48.99 Кб (Скачать файл)

- проводится специально аттестованными  специалистами-аудиторами, работающими:

- в составе аудиторских фирм;

- самостоятельно.

Аудиторские фирмы - юридические  лица, имеющие любую организационно-правовую форму, предусмотренную законодательством (кроме открытого акционерного общества).

Аудиторы - физические лица, имеющие квалификационный аттестат и зарегистрированные как предприниматели.

Обязательным условием осуществления аудиторской деятельности является наличие лицензии, выданной в установленном законодательством  порядке на проведение определенного  вида аудита.

Виды лицензий:

- банковский аудит;

- аудит бирж;

- аудит внебюджетных фондов;

- аудит инвестиционных институтов;

- аудит страховых организаций;

- общий аудит (аудит иных экономических  субъектов).

Аудиторская проверка по поручению  государственных органов. Поручение о проведении аудиторской проверки может быть выдано аудиторской фирме (аудитору): органом дознания и следователем (при наличии санкции прокурора), прокурором.

При наличии в производстве указанных органов:

1. возбужденного (возобновленного  производством) уголовного дела;

2. принятого к производству (возобновленного производством)  гражданского дела;

3. дела, подведомственные  арбитражному суду.

Содержание такого поручения  должно соответствовать обстоятельствам  дела. Срок проведения аудиторской  проверки определяется по договоренности с аудитором (аудиторской фирмой), но, как правило, составляет не более 2 месяцев. Проверка может проводиться (с согласия аудитора) по документам финансовой отчетности, изъятым (затребованным) органом дознания, прокурором или судом.

Государственные органы, выдавшие поручение, обязаны:

1. обеспечить надлежащие  условия работы;

2. обеспечить личную  безопасность аудитора и членов  его семьи (в случае необходимости).

Оплата аудиторской проверки, проводимой по поручению государственных органов производится предварительно за счет проверяемого субъекта по ставкам, ежегодно утверждаемым Правительством РФ (пока не утверждены). При банкротстве проверяемого субъекта предварительная оплата производится в месячный срок по тем же ставкам средств федерального бюджета РФ с последующим возмещением за счет имущества банкрота.

Аудитор (аудиторская фирма) может обращаться в суд или  арбитражный суд за защитой нарушенных имущественных интересов в случаях:

1. отказа или уклонения  проверяемого субъекта от предварительной  оплаты работы аудитора (аудиторской  фирмы) при наличии у него  достаточных средств;

2. неоплаты работы за  счет федерального бюджета РФ.

Повторная проверка по тем  же основаниям производится только за счет средств федерального бюджета  РФ и не может проводиться аудитором (аудиторской фирмой), проводившим  первоначальную проверку.

Порядок привлечения аудитора к работе

Право выбора аудитора предоставляется  проверяемому хозяйствующему субъекту (кроме случаев проверки по поручению  государственных органов). На выполнение оказываемой услуги должен быть заключен договор. Расходы по уплате аудиторских услуг включаются в состав себестоимости продукции (работ, услуг) проверяемого субъекта, если эта услуга является обязательной. Затраты, связанные с аудиторской проверкой финансово-хозяйственной деятельности организации проводимой по инициативе одного из ее руководителей (участников), относятся как прибыль, остающуюся в распоряжении этой организации.

Ограничения в отношении  лиц, привлекаемых в качестве аудитора. Аудиторская проверка не может производиться аудиторами и аудиторскими фирмами, оказывающими проверяемому субъекту услуги по восстановлению и ведению бухгалтерского учета, составлению финансовой отчетности, являющимися в отношении проверяемого субъекта: учредителями, собственниками, акционерами.

Аудиторская проверка не может  производиться аудиторами:

1. руководителями и иными  должностными лицами, несущими ответственность  за соблюдение бухгалтерской  (финансовой) отчетности;

2. близкими родственниками  учредителей, собственников, акционеров, руководителей и иных должностных  лиц (родителями, супругами, братьями, сестрами, родителями и детьми  супругов).

Аудиторская проверка не может  производиться аудиторскими фирмами, в отношении которых проверяемый  субъект является: учредителем, собственником, акционером, страховщиком, кредитором, дочерним предприятием, филиалом (отделением), представительством. Если обстоятельства, исключающие возможность проведения проверки, возникли или стали известны после заключения договора или дачи поручения на ее проведение, договор подлежит расторжению, а поручение отзывается. В случае умышленного сокрытия аудитором (аудиторской фирмой) от заказчика подобны обстоятельств заказчику возмещаются за счет аудитора (аудиторской фирмы) все расходы, понесенные им в связи с заключением договора. Сокрытие указанных обстоятельств является также основанием для аннулирования лицензии на осуществление аудиторской деятельности.

Санкции к аудиторам, допускающим  некачественную проверку. По заявлению проверяемого экономического субъекта и за счет его средств, орган, выдавший лицензию на осуществление аудиторской деятельности, может назначить проверку качества аудиторского заключения. Проверка также может быть назначена по собственной инициативе этого органа или по предложению прокурора за счет средств федерального бюджета РФ. В случае обнаружения неквалифицированного проведения аудиторской проверки, приведшей к убыткам для государства или для проверяемой организации, с аудитора (аудиторской фирмы) могут быть взысканы на основании решения суда или арбитражного суда по иску, предъявляемому органом, выдавшим лицензию:

- понесенные убытки в полном  объеме;

- расходы на проведение перепроверки;

- штраф, зачисляемый в доход  федерального бюджета РФ, в сумме  до 100-кратного размера ММОТ - с  аудитора, осуществляющего свою  деятельность самостоятельно, и  от 100 до 500-кратного размера ММОТ - с аудиторской фирмы.

Основные направления  аудиторских проверок. Аудиторы (аудиторские фирмы) имеют право самостоятельно определять формы и методы аудиторской проверки исходя из:

- требований нормативных актов  РФ;

- конкретных условий договора  с экономическим субъектом;

- содержания поручения органа  дознания, прокурора, следователя,  суда и арбитражного суда.

При проведении аудиторской  проверки составлении заключения аудиторы независимы от проверяемого экономического субъекта, а также от любой третьей  стороны, в том числе от государственных  органов, поручивших им проведение проверки, а также собственников и руководителей аудиторской фирмы, в которой они работают.. Основные направления аудиторских проверок:

1. Экспертиза учредительных  документов (устав, договор, свидетельство  о государственной регистрации,  наличие лицензии при необходимости).

2. Экспертиза заключенных  хозяйственных договоров на соответствие  действующему законодательству  и выполнению условий. Источник  информации: юридические документы,  деловая переписка и внутренние  документы.

3. Проверка бухгалтерских  и первичных документов, регистров  бухгалтерского учета и форм  отчетности. Источник информации: документы  бухгалтерского учета и отчетности.

4. Проверка взаимосвязи  и соответствия данных аналитического, синтетического учета и отчетности.

5. Наличие, правильность  оформления применения Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности.

6. Правильность оформления, ведения и отражения в учете  кассовых операций. Соответствие  установленному порядку осуществляемых: расчетно-платежных операций, расчетов  с дебиторами и кредиторами,  расчетов по оплате труда.

7. Законность осуществления  и правильность учета операций  с иностранной валютой. Обоснованность  включения расходов в себестоимость  продукции (работ, услуг). Правильность  определения налогооблагаемых баз  для расчетов налогов. Полнота  их исчисления.

8. Правильность и полнота  расчетов по обязательным отчислениям  в государственные внебюджетные  фонды.

Аудиторы и аудиторские  фирмы не вправе передавать полученные ими в процессе аудита сведения третьим  лицам для использования этих сведений в целях предпринимательской  деятельности.

Данные, полученные в ходе аудиторской проверки, проводимой по поручению органа дознания, прокурора, следователя, арбитражного суда, могут  быть преданы гласности до вступления в силу приговора (решения) суда (арбитражного уда) только с разрешения указанных  органов и в том объеме, в  каком они признают это возможным.

Заключение аудитора. Заключение аудитора (аудиторской фирмы) - документ, являющийся результатом аудиторской проверки. Имеет юридическое значение для всех юридических и физических лиц, органов государственной власти и управления, органов местного самоуправление и судебных органов. Является неотъемлемой частью годового бухгалтерского (финансового) отчета. Приравнивается к заключению экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством, если проверка проведена по поручению государственных органов. Подписывается аудитором, поводящим проверку, и заверяется его личной печатью (каждая страница). При проведении проверки аудиторской фирмой заключение, кроме того, подписывается в целом руководителем этой фирмы (или уполномоченным им лицом) и заверяется печатью фирмы. Состав заключения

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. Для аудиторской фирмы: юридический адрес и телефон, порядковый номер, дата выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию, срок ее действия, номер регистрационного свидетельства, номер расчетного счета, фамилия, имя, отчество всех аудиторов, участвующих в проверке. Для аудитора, работающего самостоятельно: фамилия, имя, отчество, стаж работы аудитором, дата выдачи и наименование органа, выдавшего лицензию, срок ее действия, номер регистрационного свидетельства, номер расчетного счета.

АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: наименование экономического субъекта и период, за который проводится проверка; результаты экспертизы организации, учета и  отчетности, а также состояния  внутреннего контроля; факты выявленные существенных нарушений, которые нанесли или могут нанести ущерб интересам собственников этот субъекта, государству или третьим лицам: наименование установленного порядка ведения бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности, законодательство РФ.

ИТОГОВАЯ ЧАСТЬ: запись о подтверждении достоверности  бухгалтерской (финансовой) отчетности; если в ходе проверки экономическим  субъектом не были устранены выявленные существенные нарушения.

Экономический субъект  обязан представить заинтересованным лицам только итоговую часть аудиторского заключения.

 

Заключение

В отечественной теории и практике аудита признается следующая  система его классификации. Внешний аудит проводится на договорной основе аудиторскими фирмами или индивидуальными аудиторами с целью объективной оценки достоверности бухгалтерского учета и финансовой отчетности хозяйствующего субъекта. Внутренний аудит представляет собой независимую деятельность в организации по проверке и оценке ее работы в интересах руководителей. Цель внутреннего аудита - помочь сотрудникам организации эффективно выполнять свои функции. Внутренний аудит проводят аудиторы, работающие непосредственно в данной организации. В небольших организациях может и не быть штатных аудиторов. В этом случае проведение внутреннего аудита можно поручить ревизионной комиссии или аудиторской фирме на договорных началах.

Инициативный аудит - это  аудит, который проводится по решению  руководства предприятия или  его учредителей. Основная цель инициативного  аудита - выявить недостатки в ведении  бухгалтерского учета, составлении  отчетности, налогообложении, провести анализ финансового состояния хозяйствующего объекта и помочь ему в организации  учета и отчетности.

Обязательный аудит - это  аудит, проведение которого обусловлено  прямым указанием в Федеральном  законе и других федеральных законах.

Тот факт, что необходимость  аудита в ряде случаев установлена  актами законодательства, а не желанием руководителей экономических субъектов, имеет свои причины и определенные последствия как для аудиторов, проводящих аудит, обязательный для  экономических субъектов, так и  для этих экономических субъектов.

В условиях еще сохранившихся  стереотипов, тем не менее, трудно недооценивать  значение аудита для отечественной  экономики в настоящий период. В условиях коренных экономических  преобразований, необходимость проведения которых была продиктована объективными причинами, отсутствие сильного отечественного института аудита при всей сложности экономической ситуации может значительно снизить эффективность проводимых реформ.

Полагаю, что российский аудит также будет интегрироваться  в мировую экономику. Для этого  есть все предпосылки, включая развитие международного сотрудничества. Необходимо дальнейшее развитие консолидации аудиторского сообщества, самокритичное отношение всех участников процесса и - работа, работа и еще раз работа.

Информация о работе Правовое регулирование аудиторской деятельности