Правовое регулирование предпринимательской деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Мая 2013 в 00:34, контрольная работа

Краткое описание

Предпринимательская деятельность (предпринимательство) – по гражданскому законодательству РФ самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Субъектами предпринимательской деятельности в РФ могут быть не ограниченные в своей дееспособности граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, а также российские и иностранные юридические лица. В РФ регулирование предпринимательской деятельности основывается на нормах гражданского права в отличие от большинства зарубежных государств, где предпринимательская деятельность регулируется нормами торгового (коммерческого, хозяйственного) права.

Вложенные файлы: 1 файл

Введение.docx

— 41.53 Кб (Скачать файл)

Введение.

       Прежде  чем ответить на вопрос данной  работы, следует уяснить понятие  «правового регулирования» вообще.

        Правовое  регулирование представляет собой  «единство социологического, нормативного  и практического аспектов»1. Оно начинается тогда когда в целях, содержании, требованиях закона «схватывается» назревшая общественная потребность в упорядочивании взаимосвязей и взаимодействий людей, причем определенным образом и в определенном направлении. Имеется в виду не субъективное представление, какого-либо органа власти, а именно то, что в сознании массы людей сформировалось как нечто необходимое, нужное, актуальное, крайне важное для их дальнейшей жизни. Формирование нормативно – правового акта или закона осуществляется на основе информации о прошлом, но сама норма будет применяться в будущем, которое неизвестно. То есть в социологическом смысле правовое регулирование имеет прогностический характер, и показывает, что люди способны «конструировать» свою завтрашнюю жизнь.

         Основой правового регулирования  является нормативный аспект, т.е.  разработка и юридическое закрепление  (установление) норм (правил) поведения  людей. Такие нормы (правила)  воспринимаются по-разному, что  зависит от их целей и содержания; порой они ограничивают свободу,  очерчивая ее границы, но в большинстве являются советом, помощью людям в упорядочивании их взаимоотношений.

          В итоге можно констатировать, что правовое регулирование есть  деятельность государства (уполномоченных  им органов) по изданию юридических  норм (правил) поведения людей, обязательных  в исполнении, которое обеспечивается  возможностями общественного мнения  государственного аппарата.      Иначе правовое регулирование  – это требование государства,  необходимое для упорядочивания  общественной жизни. Поэтому данные  требования должны быть социально  обусловлены, системно организованы  и практически реализованы. Правовое  регулирование в разных сферах общественной жизни имеет свою специфику, что следует учитывать при ее анализе и оценке.

        Институт предпринимательства в нашей стране появился сравнительно недавно. Основы предпринимательской деятельности закреплены в ряде нормативно-правовых актов. Нормативное определение предпринимательства впервые было дано в Законе о предприятиях и предпринимательской деятельности. Статья 1 Закона характеризует: «предпринимательскую деятельность (предпринимательство) как инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений направленную на получение прибыли и осуществляемую гражданами на свой риск и под имущественную ответственность в пределах, определяемых организационно-правовой формой предприятия»2.

       Предпринимательская  деятельность (предпринимательство)  – по гражданскому законодательству  РФ самостоятельная, осуществляемая  на свой риск деятельность, направленная  на систематическое получение  прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ  или оказания услуг лицами, зарегистрированными  в этом качестве в установленном  законом порядке. Субъектами предпринимательской  деятельности в РФ могут быть  не ограниченные в своей дееспособности  граждане РФ, иностранные граждане, лица без гражданства, а также  российские и иностранные юридические  лица. В РФ регулирование предпринимательской  деятельности основывается на  нормах гражданского права в  отличие от большинства зарубежных  государств, где предпринимательская  деятельность регулируется нормами  торгового (коммерческого, хозяйственного) права.

 

 

 

Основная часть.

        Вопрос  о правовом регулировании предпринимательской  деятельности не может быть  раскрыт без характеристики содержания  принципов осуществления такой  политики. Принципы государственного  регулирования предпринимательства  представляют собой основополагающие  идеи, закрепленные в правовых нормах, в соответствии с которыми организуется и функционирует механизм российской государственности в сфере предпринимательства. Эти принципы являются частью объективно существующих общих принципов управления государством, которые закрепляются в действующем законодательстве и используются в процессе управления страной.

      Основными принципами предпринимательского права являются:

— свобода предпринимательской  деятельности;

— юридическое равенство  различных форм собственности, используемых в предпринимательской деятельности;

— свобода конкуренции  и ограничение монополистической  деятельности;

— получение прибыли как  цель предпринимательской деятельности;

— законность в предпринимательской  деятельности;

— сочетание частноправовых и публично-правовых начал в предпринимательском  праве;

— единство экономического и правового пространства;

— государственное регулирование  предпринимательской деятельности.

Рассмотрим эти принципы более подробно.

       Свобода предпринимательской деятельности. Под свободой предпринимательской деятельности понимается право гражданина или организации начать и вести предпринимательскую деятельность в любой сфере экономики. Этот принцип закреплен в ст. 8 Конституции РФ, которая помещена в гл. 1, определяющей основы конституционного строя. В ней говорится о свободе экономической деятельности, одним из видов которой является предпринимательская деятельность.

       Юридическое равенство различных  форм собственности, используемых  в предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность может вестись на базе любой формы собственности. Формы собственности, допускаемые в нашей стране, определяются в ст. 8 Конституции РФ. В ней указывается, что признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

       На первом  месте здесь названа частная  собственность, что объясняется  ее значением в условиях рыночной экономики. Частная собственность может принадлежать гражданам или юридическим лицам. На ее базе создаются частные предприятия (хозяйственные общества и товарищества), преобладающие в экономике нашей страны, осуществляется индивидуальная предпринимательская деятельность.

        Государственная  собственность может принадлежать  РФ в целом или ее отдельным субъектам — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам. На базе государственной собственности действуют государственные предприятия.

        Муниципальная  собственность принадлежит городам,  сельским поселениям и другим  муниципальным образованиям, которые  создают на базе своей собственности  муниципальные предприятия, используют  свое имущество в целях развития соответствующей территории.

        Принцип  равенства форм собственности  предполагает установление в  основном единого правового режима  имущества предприятий различных  форм собственности и равную  правовую защиту их имущества.  Однако это не исключает особенностей  правового регулирования деятельности предприятий различных форм собственности. Частноправовые и публично-правовые элементы в регулировании хозяйственной деятельности государственных и частных предприятий проявляются в разной степени. Применительно к государственным предприятиям в большей мере выражен публично-правовой характер регулирования отдельных вопросов их деятельности. Но в принципе правовое регулирование деятельности предприятий в основе своей является единым, независимо от форм собственности.

         Свобода конкуренции и ограничение  монополистической деятельности. Этот принцип особенно важен при переходе от плановой экономики к ры-

ночной, поскольку в прошлом  создавались, как правило, крупные  предприятия и объединения, являвшиеся монополистами в соответствующих  областях хозяйственной деятельности. Между тем переход к рыночной экономике невозможен без развития конкуренции, без создания конкурентной среды.

        Получение прибыли как цель  предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность направлена на получение прибыли. В этом состоит одно из основных отличий предпринимательства от иных видов хозяйственной деятельности. В условиях плановой экономики также учитывалась прибыль предприятий, но получение прибыли не было целью хозяйственной деятельности, а являлось лишь показателем ее эффективности. Предприятие получает прибыль, если его товары или услуги пользуются спросом, т.е. удовлетворяют определенные общественные потребности.

         В то же время удовлетворение  общественных потребностей в  некоторых случаях может иметь  место и независимо от получения  прибыли. Например, казенное предприятие, финансируемое из государственного бюджета, производит продукцию, предназначенную для обороны страны, которая может быть убыточной, но необходима для общества. Социально-культурные, научные и другие некоммерческие организации для осуществления своих основных задач могут вести хозяйственную деятельность, но получение прибыли не является основной целью их деятельности, а если прибыль образуется, она не распределяется между участниками такой организации. В некоторых случаях муниципальные предприятия обслуживают население без получения прибыли, иногда такие предприятия являются убыточными и работают с дотацией от государства. Следовательно, из общего принципа получения прибыли как цели предпринимательской деятельности имеются исключения, особенно в сфере государственного и муниципального предпринимательства.

        Законность в предпринимательской деятельности. Принцип законности – всеобъемлющий правовой принцип. Он распространяется на все формы правового регулирования, адресован всем субъектам права. Главное в содержании этого принципа – требование строжайшего соблюдения законов и основанных на них подзаконных актов. Законность государственного регулирования предпринимательства означает, что его меры соответствуют действующему законодательству, применяются в установленном законом порядке. Достаточное количество качественных правовых норм, наряду с высоким уровнем их исполнения всеми субъектами правоотношений, является основой для обеспечения режима законности деятельности хозяйствующих субъектов. Принцип законности – основа функционирования как государства в целом, так и предпринимательской деятельности в частности.

       Сочетание частноправовых и публично-правовых начал в правовом регулировании предпринимательской деятельности. Предприниматели ведут свой бизнес в собственных интересах, их права защищаются законодательством. Однако было бы неверно исходить из того, что задачи правового регулирования предпринимательской деятельности состоят лишь в защите прав предпринимателей. При осуществлении предпринимательской деятельности должны учитываться  интересы государства и всего общества. Таким образом, правовое регулирование предпринимательской деятельности должно основываться на сочетании частных и публичных интересов, частноправовых и публично-правовых начал.

          Это обстоятельство не учитывается  теми, кто утверждает, что правовое  регулирование предпринимательской  деятельности осуществляется лишь  нормами гражданского права. Гражданское  право — это частное право,  гражданское законодательство используется  для регулирования предпринимательской  деятельности в целях охраны  интересов предпринимателей и  их контрагентов.       Но это лишь одна сторона  вопроса, другая состоит в том,  что помимо частноправовых норм  имеются публично-правовые нормы,  ограждающие интересы общества  от недобросовестных действий  предпринимателей, направляющие их  деятельность на обеспечение  общественных интересов. Такой  подход прямо вытекает из предусмотренного  в ст. 7 Конституции РФ положения, согласно которому Россия является социальным государством.

         Количество публично-правовых норм, применяемых для регулирования  предпринимательской деятельности, весьма велико. Это приводит к  усложнению правового регулирования  предпринимательской деятельности  и выдвигает задачи существенного  улучшения предпринимательского  законодательства.     Сочетание  частноправовых и публично-правовых  начал в регулировании предпринимательской  деятельности наилучшим образом  могло бы быть обеспечено путем развития единого предпринимательского (хозяйственного) законодательства, включающего как частноправовые, так и публично-правовые нормы. Это могло бы быть обеспечено путем принятия предпринимательского (хозяйственного) кодекса или иного обобщающего закона по регулированию предпринимательских отношений.

        Единство экономического и правового  пространства. Согласно ч. 1 ст. 8 Конституции РФ в нашей стране гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств.

         Понятно, что единство экономического  пространства должно обеспечиваться  единым правовым регулированием  хозяйственных отношений. Единое  экономическое пространство неразрывно  связано с единым правовым  пространством, в этом смысле  можно говорить о едином экономическом  и правовом пространстве. Правовые  основы единого рынка определяются  в федеральном законодательстве, но это не означает, что субъекты  РФ лишены возможности на своем уровне осуществлять правовое регулирование предпринимательской деятельности. Они также участвуют в правовом регулировании хозяйственной деятельности в соответствии со ст. 72 и 73 Конституции РФ.

Информация о работе Правовое регулирование предпринимательской деятельности