Введение.
Прежде
чем ответить на вопрос данной
работы, следует уяснить понятие
«правового регулирования» вообще.
Правовое
регулирование представляет собой
«единство социологического, нормативного
и практического аспектов»1. Оно начинается тогда когда
в целях, содержании, требованиях закона
«схватывается» назревшая общественная
потребность в упорядочивании взаимосвязей
и взаимодействий людей, причем определенным
образом и в определенном направлении.
Имеется в виду не субъективное представление,
какого-либо органа власти, а именно то,
что в сознании массы людей сформировалось
как нечто необходимое, нужное, актуальное,
крайне важное для их дальнейшей жизни.
Формирование нормативно – правового
акта или закона осуществляется на основе
информации о прошлом, но сама норма будет
применяться в будущем, которое неизвестно.
То есть в социологическом смысле правовое
регулирование имеет прогностический
характер, и показывает, что люди способны
«конструировать» свою завтрашнюю жизнь.
Основой правового регулирования
является нормативный аспект, т.е.
разработка и юридическое закрепление
(установление) норм (правил) поведения
людей. Такие нормы (правила)
воспринимаются по-разному, что
зависит от их целей и содержания;
порой они ограничивают свободу,
очерчивая ее границы, но в большинстве
являются советом, помощью людям в упорядочивании
их взаимоотношений.
В итоге можно констатировать,
что правовое регулирование есть
деятельность государства (уполномоченных
им органов) по изданию юридических
норм (правил) поведения людей, обязательных
в исполнении, которое обеспечивается
возможностями общественного мнения
государственного аппарата.
Иначе правовое регулирование
– это требование государства,
необходимое для упорядочивания
общественной жизни. Поэтому данные
требования должны быть социально
обусловлены, системно организованы
и практически реализованы. Правовое
регулирование в разных сферах
общественной жизни имеет свою специфику,
что следует учитывать при ее анализе
и оценке.
Институт
предпринимательства в нашей стране появился
сравнительно недавно. Основы предпринимательской
деятельности закреплены в ряде нормативно-правовых
актов. Нормативное определение предпринимательства
впервые было дано в Законе о предприятиях
и предпринимательской деятельности.
Статья 1 Закона характеризует: «предпринимательскую
деятельность (предпринимательство) как
инициативную самостоятельную деятельность
граждан и их объединений направленную
на получение прибыли и осуществляемую
гражданами на свой риск и под имущественную
ответственность в пределах, определяемых
организационно-правовой формой предприятия»2.
Предпринимательская
деятельность (предпринимательство)
– по гражданскому законодательству
РФ самостоятельная, осуществляемая
на свой риск деятельность, направленная
на систематическое получение
прибыли от пользования имуществом,
продажи товаров, выполнения работ
или оказания услуг лицами, зарегистрированными
в этом качестве в установленном
законом порядке. Субъектами предпринимательской
деятельности в РФ могут быть
не ограниченные в своей дееспособности
граждане РФ, иностранные граждане,
лица без гражданства, а также
российские и иностранные юридические
лица. В РФ регулирование предпринимательской
деятельности основывается на
нормах гражданского права в
отличие от большинства зарубежных
государств, где предпринимательская
деятельность регулируется нормами
торгового (коммерческого, хозяйственного)
права.
Основная часть.
Вопрос
о правовом регулировании предпринимательской
деятельности не может быть
раскрыт без характеристики содержания
принципов осуществления такой
политики. Принципы государственного
регулирования предпринимательства
представляют собой основополагающие
идеи, закрепленные в правовых нормах,
в соответствии с которыми организуется
и функционирует механизм российской
государственности в сфере предпринимательства.
Эти принципы являются частью объективно
существующих общих принципов управления
государством, которые закрепляются в
действующем законодательстве и используются
в процессе управления страной.
Основными принципами предпринимательского
права являются:
— свобода предпринимательской
деятельности;
— юридическое равенство
различных форм собственности, используемых
в предпринимательской деятельности;
— свобода конкуренции
и ограничение монополистической
деятельности;
— получение прибыли как
цель предпринимательской деятельности;
— законность в предпринимательской
деятельности;
— сочетание частноправовых
и публично-правовых начал в предпринимательском
праве;
— единство экономического
и правового пространства;
— государственное регулирование
предпринимательской деятельности.
Рассмотрим эти принципы
более подробно.
Свобода предпринимательской деятельности. Под свободой предпринимательской
деятельности понимается право гражданина
или организации начать и вести предпринимательскую
деятельность в любой сфере экономики.
Этот принцип закреплен в ст. 8 Конституции
РФ, которая помещена в гл. 1, определяющей
основы конституционного строя. В ней
говорится о свободе экономической деятельности,
одним из видов которой является предпринимательская
деятельность.
Юридическое равенство различных
форм собственности, используемых
в предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность может вестись
на базе любой формы собственности. Формы
собственности, допускаемые в нашей стране,
определяются в ст. 8 Конституции РФ. В
ней указывается, что признаются и защищаются
равным образом частная, государственная,
муниципальная и иные формы собственности.
На первом
месте здесь названа частная
собственность, что объясняется
ее значением в условиях рыночной экономики.
Частная собственность может принадлежать
гражданам или юридическим лицам. На ее
базе создаются частные предприятия (хозяйственные
общества и товарищества), преобладающие
в экономике нашей страны, осуществляется
индивидуальная предпринимательская
деятельность.
Государственная
собственность может принадлежать
РФ в целом или ее отдельным
субъектам — республикам, краям, областям,
городам федерального значения, автономной
области, автономным округам. На базе государственной
собственности действуют государственные
предприятия.
Муниципальная
собственность принадлежит городам,
сельским поселениям и другим
муниципальным образованиям, которые
создают на базе своей собственности
муниципальные предприятия, используют
свое имущество в целях развития соответствующей
территории.
Принцип
равенства форм собственности
предполагает установление в
основном единого правового режима
имущества предприятий различных
форм собственности и равную
правовую защиту их имущества.
Однако это не исключает особенностей
правового регулирования деятельности
предприятий различных форм собственности.
Частноправовые и публично-правовые элементы
в регулировании хозяйственной деятельности
государственных и частных предприятий
проявляются в разной степени. Применительно
к государственным предприятиям в большей
мере выражен публично-правовой характер
регулирования отдельных вопросов их
деятельности. Но в принципе правовое
регулирование деятельности предприятий
в основе своей является единым, независимо
от форм собственности.
Свобода конкуренции и ограничение
монополистической деятельности. Этот принцип особенно важен
при переходе от плановой экономики к
ры-
ночной, поскольку в прошлом
создавались, как правило, крупные
предприятия и объединения, являвшиеся
монополистами в соответствующих
областях хозяйственной деятельности.
Между тем переход к рыночной
экономике невозможен без развития
конкуренции, без создания конкурентной
среды.
Получение прибыли как цель
предпринимательской деятельности. Предпринимательская деятельность
направлена на получение прибыли. В этом
состоит одно из основных отличий предпринимательства
от иных видов хозяйственной деятельности.
В условиях плановой экономики также учитывалась
прибыль предприятий, но получение прибыли
не было целью хозяйственной деятельности,
а являлось лишь показателем ее эффективности.
Предприятие получает прибыль, если его
товары или услуги пользуются спросом,
т.е. удовлетворяют определенные общественные
потребности.
В то же время удовлетворение
общественных потребностей в
некоторых случаях может иметь
место и независимо от получения
прибыли. Например, казенное предприятие,
финансируемое из государственного бюджета,
производит продукцию, предназначенную
для обороны страны, которая может быть
убыточной, но необходима для общества.
Социально-культурные, научные и другие
некоммерческие организации для осуществления
своих основных задач могут вести хозяйственную
деятельность, но получение прибыли не
является основной целью их деятельности,
а если прибыль образуется, она не распределяется
между участниками такой организации.
В некоторых случаях муниципальные предприятия
обслуживают население без получения
прибыли, иногда такие предприятия являются
убыточными и работают с дотацией от государства.
Следовательно, из общего принципа получения
прибыли как цели предпринимательской
деятельности имеются исключения, особенно
в сфере государственного и муниципального
предпринимательства.
Законность в предпринимательской
деятельности. Принцип законности – всеобъемлющий
правовой принцип. Он распространяется
на все формы правового регулирования,
адресован всем субъектам права. Главное
в содержании этого принципа – требование
строжайшего соблюдения законов и основанных
на них подзаконных актов. Законность
государственного регулирования предпринимательства
означает, что его меры соответствуют
действующему законодательству, применяются
в установленном законом порядке. Достаточное
количество качественных правовых норм,
наряду с высоким уровнем их исполнения
всеми субъектами правоотношений, является
основой для обеспечения режима законности
деятельности хозяйствующих субъектов.
Принцип законности – основа функционирования
как государства в целом, так и предпринимательской
деятельности в частности.
Сочетание частноправовых
и публично-правовых начал в правовом
регулировании предпринимательской деятельности.
Предприниматели ведут свой бизнес в собственных
интересах, их права защищаются законодательством.
Однако было бы неверно исходить из того,
что задачи правового регулирования предпринимательской
деятельности состоят лишь в защите прав
предпринимателей. При осуществлении
предпринимательской деятельности должны
учитываться интересы государства
и всего общества. Таким образом, правовое
регулирование предпринимательской деятельности
должно основываться на сочетании частных
и публичных интересов, частноправовых
и публично-правовых начал.
Это обстоятельство не учитывается
теми, кто утверждает, что правовое
регулирование предпринимательской
деятельности осуществляется лишь
нормами гражданского права. Гражданское
право — это частное право,
гражданское законодательство используется
для регулирования предпринимательской
деятельности в целях охраны
интересов предпринимателей и
их контрагентов.
Но это лишь одна сторона
вопроса, другая состоит в том,
что помимо частноправовых норм
имеются публично-правовые нормы,
ограждающие интересы общества
от недобросовестных действий
предпринимателей, направляющие их
деятельность на обеспечение
общественных интересов. Такой
подход прямо вытекает из предусмотренного
в ст. 7 Конституции РФ положения, согласно
которому Россия является социальным
государством.
Количество публично-правовых норм,
применяемых для регулирования
предпринимательской деятельности,
весьма велико. Это приводит к
усложнению правового регулирования
предпринимательской деятельности
и выдвигает задачи существенного
улучшения предпринимательского
законодательства. Сочетание
частноправовых и публично-правовых
начал в регулировании предпринимательской
деятельности наилучшим образом
могло бы быть обеспечено путем
развития единого предпринимательского
(хозяйственного) законодательства, включающего
как частноправовые, так и публично-правовые
нормы. Это могло бы быть обеспечено путем
принятия предпринимательского (хозяйственного)
кодекса или иного обобщающего закона
по регулированию предпринимательских
отношений.
Единство экономического и правового
пространства. Согласно ч. 1 ст. 8 Конституции
РФ в нашей стране гарантируется единство
экономического пространства, свободное
перемещение товаров, услуг и финансовых
средств.
Понятно, что единство экономического
пространства должно обеспечиваться
единым правовым регулированием
хозяйственных отношений. Единое
экономическое пространство неразрывно
связано с единым правовым
пространством, в этом смысле
можно говорить о едином экономическом
и правовом пространстве. Правовые
основы единого рынка определяются
в федеральном законодательстве,
но это не означает, что субъекты
РФ лишены возможности на своем
уровне осуществлять правовое регулирование
предпринимательской деятельности. Они
также участвуют в правовом регулировании
хозяйственной деятельности в соответствии
со ст. 72 и 73 Конституции РФ.