Правовое регулирование рекламной деятельности в РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2015 в 16:23, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность темы курсовой работы «Правовое регулирование рекламной деятельности в Российской Федерации» заключается в том, что рекламная деятельность является разновидностью деятельности предпринимательской, приносит значительную прибыль и оказывает существенное влияние на развитие рынка товаров, работ и услуг. Практика показывает, что практически при любом состоянии экономических отношений в обществе рекламная деятельность остается доходной, рекламные отношения продолжают активно развиваться, зачастую опережая развитие их нормативного регулирования.

Содержание

1.Введение………………………………………………………………3
2.Особенности рекламной деятельности в РФ……………………….4
3.Виды и особенности реклпмы………………………………………8
4.Понятия и виды ненадлежащейрекламы…………………………..15
5.Требования к содержанию рекламы……………………………….17
6.Соотношение между гос. контролем и саморегулированием участников рекламных отношений……………………………………………..….20
7. Ответственность за нарушение законодательства РФ о рекламе..25
8.Заключение…………………………………………………………..27
9.Список используемой литературы…………………………………29

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая (2).docx

— 50.57 Кб (Скачать файл)

В числе второй группы контрольных полномочий важное значение для предпринимательства имеет право федеральных антимонопольных органов предъявлять иски в суды и арбитражные суды в связи с нарушением рекламодателями, рекламопроизводителями и рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе. Следует особо подчеркнуть, что федеральные антимонопольные органы могут предъявлять иски не только в интересах конкретных юридических и физических лиц, но и, что более эффективно, в интересах неопределенного круга лиц -- потребителей рекламы. Велика также действенность права федеральных антимонопольных органов предъявлять иски в суды и арбитражные суды о признании недействительными сделок, связанных с ненадлежащей рекламой.

Содержание и направленность контрольной деятельности федеральных антимонопольных органов детерминирует конкретная историческая ситуация, которая складывается на товарных рынках России. Ко времени принятия и начала действия Федерального закона "О рекламе" положение на российском рынке рекламных услуг качественно изменилась. Место господствовавших рекламодателей -- финансистов и страховщиков -- заняли производители и продавцы товаров, хозяйствующие субъекты, удовлетворяющие медицинские, образовательные, туристические и тому подобные потребности людей.

В последние годы у нас в стране бурное развитие получило саморегулирование в области рекламы. Оно логически продолжило тенденции, проявившиеся на рынках других государств и мировом рынке рекламных услуг. Саморегулирование рекламной деятельности стало складываться 30--40 лет назад. Первые такие организации возникли в Великобритании, Нидерландах, Швейцарии. Примеру этих стран последовали и другие государства. В подавляющем большинстве стран Европы определились три основные задачи, которые решаются в рамках организаций саморегулирования рекламы: консультации рекомендательного характера до распространения рекламы; осуществляемый по собственной инициативе контроль после ее распространения; рассмотрение жалоб отдельных потребителей рекламы.

Международный опыт подтвердил достаточно высокую действенность саморегулирования рекламы как одного из способов повышения качества рекламной продукции и устранения недоброкачественной рекламы. Практика выработала базовый принцип саморегулирования -- контроль делового оборота силами самих деловых кругов с целью поощрения корректного поведения и осуждения порочного поведения в предпринимательстве. Как правило, в органах саморегулирования зарубежных стран представлены все участники рекламного процесса -- рекламодатели, рекламопроизводители и рекламораспространители, включая также представителей средств массовой информации.

Зарубежная практика засвидетельствовала и одно важное преимущество саморегулирования рекламы перед ее государственным регулированием. В отличие от консервативных и неповоротливых законодательных механизмов система саморегулирования продемонстрировала во многих странах возможность своевременно, гибко и с меньшими затратами регулировать отношения внутри рекламного сообщества и обеспечивать его взаимодействие с общественностью, потребителями и государством. Более того, в отличие от законодательства, саморегулирование предполагает добровольное следование не только букве, но и духу своих принципов.

Государственные органы и органы саморегулирования в области рекламы не действуют в автономном режиме, независимо друг от друга. Законодательные и исполнительные органы государственной власти привлекают органы саморегулирования к участию в разработке требований к рекламе, в том числе проектов законов и иных нормативных правовых актов. Федеральные антимонопольные органы вовлекают органы саморегулирования в свою работу по контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе.

Органы саморегулирования правомочны также самостоятельно проводить независимую экспертизу рекламы на предмет установления ее соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о рекламе и направлять соответствующие рекомендации рекламодателям, рекламопроизводителям и рекламораспространителям.

Однако дело не ограничивается столь пассивной ролью органов самоуправления. По выявленным фактам нарушения законодательства о рекламе они вправе: направлять материалы в органы прокуратуры и обращаться в федеральные органы исполнительной власти в связи с нарушением законодательства Российской Федерации о рекламе; предъявлять в установленном порядке иски в суд, арбитражный суд в интересах потребителей рекламы, в том числе неопределенного круга потребителей рекламы, в случае нарушения их прав, предусмотренных законодательством Российской Федерации о рекламе. При удовлетворении иска в отношении неопределенного круга потребителей рекламы суд или арбитражный суд обязывает правонарушителя довести решение суда или арбитражного суда до сведения указанных потребителей через средства массовой информации или иным способом в установленный им срок.

 

 6 Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе (ст. 38 ФЗ о рекламе)

1. Нарушение физическими или юридическими  лицами законодательства Российской  Федерации о рекламе влечет  за собой ответственность в  соответствии с гражданским законодательством.

2. Лица, права и интересы которых  нарушены в результате распространения  ненадлежащей рекламы, вправе обращаться  в установленном порядке в  суд или арбитражный суд, в  том числе с исками о возмещении  убытков, включая упущенную выгоду, о возмещении вреда, причиненного  здоровью физических лиц и (или) имуществу физических или юридических  лиц, о компенсации морального  вреда, о публичном опровержении  недостоверной рекламы (контррекламе).

3. В случае установления антимонопольным  органом факта распространения  недостоверной рекламы и выдачи  соответствующего предписания антимонопольный  орган вправе обратиться в  установленном порядке в суд  или арбитражный суд с иском  к рекламодателю о публичном  опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) за счет рекламодателя. При этом суд или арбитражный  суд определяет форму, место и  сроки размещения такого опровержения.

4. Нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства  Российской Федерации о рекламе  влечет за собой ответственность  в соответствии с законодательством  Российской Федерации об административных  правонарушениях.

5. Федеральными законами за умышленное  нарушение законодательства Российской  Федерации о рекламе могут  быть установлены иные меры  ответственности.

6. Рекламодатель несет ответственность  за нарушение требований, установленных "частями 2" - "8 статьи 5", "статьями 6" - "9", "частями 4" - "6 статьи 10", "статьей 12", "частью 3 статьи 19", "частями 2" и "6 статьи 20", "частями 1", "3", "5 статьи 21", "статьями 24" и "25", "частями 1" и "6 статьи 26", "частями 1" и "5 статьи 27", "статьями 28" - "30.1" настоящего Федерального закона.

7. Рекламораспространитель несет  ответственность за нарушение  требований, установленных "пунктом 3 части 4", "пунктом 6 части 5", "частями 9", "10", "10.1" и "10.2 статьи 5", "статьями 7" - "9", "12", "14" - "18", "частями 2" - "4" и "9 статьи 19", "частями 2" - "6 статьи 20", "частями 2" - "5 статьи 21", "частями 7" - "9" и "11 статьи 24", "статьей 25", "частями 1" - "5 статьи 26", "частями 2" и "5 статьи 27", "частями 1", "4", "7", "8" и "11 статьи 28", "частями 1", "3", "4", "6" и "8 статьи 29", "частями 1" и "2 статьи 30.1" настоящего Федерального закона.

8. Рекламопроизводитель несет ответственность  за нарушение требований, указанных  в частях 6 и 7 настоящей статьи, в  случае, если будет доказано, что  нарушение произошло по его  вине.

9. Суммы штрафов за нарушение  законодательства Российской Федерации  о рекламе и неисполнение предписаний  антимонопольного органа зачисляются  в бюджеты бюджетной системы  Российской Федерации в следующем  порядке:

1) в федеральный бюджет - 40 процентов;

2) в бюджет субъекта Российской  Федерации, на территории которого  зарегистрированы юридическое лицо  или индивидуальный предприниматель, допустившие нарушение законодательства  Российской Федерации о рекламе, - 60 процентов.

10. Уплата штрафа не освобождает  от исполнения предписания о  прекращении нарушения законодательства  Российской Федерации о рекламе.

 

 

 

 

 

 

Заключение:

Самым важным правовым источником формирования нормативной правовой основы рекламной деятельности является Конституция РФ.

Основным нормативным актом, регулирующим отношения в сфере рекламной деятельности, является Федеральный закон от 13 марта 2006 г.38-ФЗ "О рекламе". Данный закон носит общий характер, им регулируются отношения, связанные с предоставлением информации для рекламы, с производством рекламной продукции и с ее распространением.

 

В наше время реклама превратилась в сложную систему, увеличилось число используемых рекламой средств воздействия на человека: радио, телевидение, компьютерные сети. В рекламе прежде всего кровно заинтересован продавец. Другая сторона - хочет она того или нет, вынуждена ежедневно потреблять рекламную продукцию в неограниченном количестве. В связи с возросшим влиянием рекламы на современного человека,

изготовители, а также распространители рекламы должны осознавать свою степень социальной ответственности перед потребителем.

Актуальность темы правового регулирования и особенности рекламной деятельности в Российской Федерации определяется рядом факторов:

Во-первых, до недавнего времени каких-либо четких правовых требований к содержанию рекламы и правилам ее распространения в России фактически не существовало. Федеральный закон "О рекламе" от 13.03.2006 N 38-ФЗ с последующими изменениями изменил ситуацию. В этой связи вопросы, связанные с правовым регулированием рекламной деятельности, являются актуальными, особенно сейчас, когда потребитель все громче заявляет о своем праве на достоверную информацию о товарах, работах, услугах.

Во-вторых, развитие в России рыночных отношений, конкуренции по-новому ставит вопрос о месте и роли рекламы в жизни нашего общества. Отсутствие в течение длительного времени специального правового регулирования рекламной деятельности во многом способствовало появлению большого количества недостоверной рекламы, причинившей немало вреда потребителям. Таким образом, актуальность исследования вытекает из необходимости внимания к проблемам зашиты потребителей от недостоверной рекламной информации.

В-третьих, в целях создания эффективной системы правового регулирования рекламной деятельности в нашей стране, принимая во внимание практически полное отсутствие опыта и практики в этой сфере в России, актуальным и необходимым представляется изучение и анализ мирового опыта, в особенности законодательства и судебной практики развитых стран, где реклама является достаточно изученным социальным явлением. Это даст возможность избежать многих проблем, с которыми данные страны столкнулись в ходе их исторического развития, и, кроме того, позволит достаточно безболезненно адаптировать отечественное законодательство и правоприменительную практику к требованиям мировой экономики.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Список использованной литературы

 

Нормативно-правовые акты

  1. Конституция РФ, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993. № 237.
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации Часть 1 от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 27.12.2009) // Собрание законодательства Российской Федерации от 05.12.1994, № 32, ст.3301.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть 2 от 22 дек. 1995 (по состоянию на 17 июля 2009 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации.29 января 1996, № 5, ст.410.
  4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (в ред. от 09.03.2010) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - 07 января. - № 1 (ч.1). - Ст.1.
  5. Указ Президента РФ № 161 от 15.02.1995 г. "О гарантиях прав граждан на охрану здоровья при распространении рекламы" // Российская газета. 1995. - 22 февраля.
  6. Указ Президента РФ от 10 июня 1994 года № 1183 "О защите потребителей от недобросовестной рекламы" // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 7. - Ст.695.
  7. Указ Президента РФ от 11 июня 1994 года № 1233 "О защите прав инвесторов" // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 8. - Ст.803; 1994. - № 28. - Ст.2972.
  8. Закон РСФСР от 22 марта 1991 года № 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" // ВВС РФ-1991. - №16. - Ст.499.
  9. О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках": Федеральный закон от 25.05.1995 № 83-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1995. - №22. - Ст. 1977.
  10. Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей" с изменениями и дополнениями, внесенными от 9 января 1996 г.; от 17 декабря 1999 г.; от 30 декабря 2001 г.; // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 9 апреля 1992 г., № 15, ст.766
  11. Закон РФ от 10 июня 1993 года № 5151-1 "О сертификации продукции и услуг" // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. - № 26. - Ст.966.
  12. Федеральный закон от 18.07.1995 № 108-ФЗ (ред. от 09.05.2005, с изм. от 21.07.2005)"О рекламе" // СЗ РФ, 24.07.1995, № 30, ст.2864.
  13. Федеральный закон РФ от 24 ноября 1996 г. "Об основах туристической деятельности в Российской Федерации" // СЗ РФ. - 1996. №49. Ст.5491.
  14. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-1 // Ведомости СНДиВСРФ. - 19.08.1993. - №33. - Ст.1318.
  15. Распоряжение Правительства РФ от 02.09.1994 № 1409-р // Собрание законодательства РФ. 1994. № 20. Ст.2296.

Информация о работе Правовое регулирование рекламной деятельности в РФ