Правоохранительные органы РФ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Октября 2013 в 23:05, контрольная работа

Краткое описание

Совокупность независимых общественных объединений, муниципальных органов охраны порядка, профессиональных объединений граждан, внештатных сотрудников, осуществляющих правоохранительную деятельность.
.Деятельность НПО не должна выходить за пределы, установленные федеральным законодательством. Действия лиц, осуществляющих правоохранительную деятельность чаще всего не влекут правовых последствий.

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольна по правоохране К.doc

— 133.50 Кб (Скачать файл)

Задание № 1

Составить таблицу «Правоохранительные  органы России», используя материал учебника:

 

Критерии 

Государственные правоохранительные органы

Негосударственные

правоохранительные  органы

Признаки

1.Взаимосвязанная совокупность  государственных органов исполнительной и судебной власти, осуществляющих правоохранительную деятельность.

1.Совокупность  независимых  общественных объединений, муниципальных  органов охраны порядка, профессиональных  объединений граждан, внештатных  сотрудников, осуществляющих правоохранительную деятельность

2.Осуществляют свою  деятельность в определенной  процессуальной форме. Любые произвольные  действия недопустимы. Действия  и акты должностных лиц ПО  имеют юридическую силу и влекут  определенные правовые последствия.

2.Деятельность НПО не должна выходить за пределы, установленные федеральным законодательством. Действия лиц, осуществляющих правоохранительную деятельность чаще всего не влекут правовых последствий.

3.Государственные правоохранительные  органы охватывают как органы, так и учреждения, подразделения в составе соответствующего органа и отдельных должностных лиц.

3.НПО чаще всего  не имеют четкой организационной  структуры. 

4.Правоохранительную  деятельность могут осуществлять  только лица, состоящие на службе  в правоохранительных органах, имеющие специальную, чаще всего юридическую, подготовку. Присвоение другими лицами   права осуществлять  правоохранительную  деятельность  является недопустимым и при определенных условиях расценивается как преступление

4.Негосударственной правоохранительной деятельностью могут заниматься любые лица. Для некоторых видов деятельности установлены определенные требования (адвокатура, нотариат и др.)

5.Законные и обоснованные  решения, принятые правоохранительными  органами, подлежат выполнению любыми должностными лицами и гражданами. Невыполнение их влечет для правонарушителей дополнительные санкции

5.Решения лиц, осуществляющих  правоохранительную деятельность, не являются обязательными к  исполнению.

Виды деятельности

1.Отправление правосудия

2.Прокурорский надзор

3.Административный надзор

4.Предварительное расследование

5.Оперативно-розыскная  деятельность

6.Административно-юрисдикционная  деятельность

7.Экспертно-криминалистическая  деятельность

8.Лицензионно-разрешительная  деятельность

9.Регистрационно-удостоверительная деятельность

10.Деятельность по  принудительному исполнению судебных  решений и решений других компетентных  органов по юридическим делам

1.Деятельность по оказанию  юридических услуг

2.Регистрационно-разрешительная  деятельность

3.Охранная и частная  детективная деятельность

4.Представительство в  суде

5.Содействование деятельности  государственных правоохранительных  органов

Краткая характеристика

Деятельность ГПО –  сложная совокупность действий компетентных должностных лиц, связанных с решением задач и функций по охране правопорядка, предупреждению и пресечению правонарушений и иных угроз.

ГПО вправе в одностороннем порядке  осуществлять действия и принимать  решения. Законные требования ГПО и  их должностных лиц подлежат исполнению. Сущностной чертой является возможность применения принудительных мер воздействия

Еще одна характерная черта деятельности ГПО – отношения в данной сфере  возникают тогда, когда нарушены права или не исполнена обязанность, когда возникает необходимость  в правовых мерах защиты прав участников со стороны государства.

Отправление правосудия имеет приоритетное, а для конкретных гражданских, уголовных и иных дел, рассматриваемых судами, - решающее значение. Оно состоит в том, что суды при осуществлении правосудия являются единственными в государстве органами, которые по всем вопросам, отнесенным к их подведомственности или подсудности, после соответствующих процедур обжалования принимают окончательное решение.

Основные задачи, стоящие перед  ГПО:

1.Обеспечение безопасности личности

2.Защита прав и свобод  человека и гражданина, прав и  законных интересов юридических  лиц от противоправных посягательств

3.Охрана общественного  порядка

4.Обеспечение общественной  безопасности

5.Охрана собственности

6.Предупреждение, пресечение, выявление преступлений и правонарушений

7.Восстановление нарушенных  прав

8.Выявление и устранение  причин и условий, способствующих  совершению правонарушений.

Указанные задачи распределяются между  различными правоохранительными органами. При этом соответствующий орган может выполнять одну или несколько их разновидностей. Некоторые одноименные задачи выполняются разными ПО, но исходя из имеющейся подведомственности.

В своей реализации они дополняют  друг друга и обеспечивают достижение качественного результата в виде состояния защищенности личности, общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств.

НПО – это социальные организации (а в определенных законом  случаях и конкретные лица), участвующие  в решении отдельных задач  и функций по охране правопорядка, которые не входят в систему органов государственной власти.

НПО являются институтами гражданского общества. Их функционирование предопределяется особенностями политического устройства российского общества. В соответствии со ст. 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. При этом,  ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» №131 – ФЗ к вопросам местного значения, решаемым органами местного самоуправления относит и обеспечение должного правопорядка на территории соответствующего муниципального образования.

В вышеуказанном федеральном законе установлено, что муниципальные  образования:

  1. Участвуют в профилактике терроризма и экстремизма;
  2. Принимают участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;
  3. Создают условия для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка;
  4. И другие

Для решения возложенных на них  задач органы местного самоуправления формируют соответствующие организации, в том числе правоохранительной направленности.

Кроме того, в Российской федерации  существует множество общественных объединений. Это обусловлено конституционно гарантированной возможностью каждого  гражданина участвовать в управлении делами государства.

Федеральный закон «Об общественных объединениях» определяет следующие  организационно-правовые формы объединений: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности.

Чаще всего деятельность таких  объединений носит консультативный, правозащитный и просветительский характер.

Во многих субъектах РФ действуют  народные дружины, добровольная пожарная охрана, общественные пункты охраны правопорядка.

Кроме того, образуются и действуют профессиональные правоохранительные объединения, такие как адвокатура и нотариат.

Закон допускает возможность участия  предпринимательских структур в  решении других правоохранительных функций: охранные и сыскные услуги.

Участие граждан в обеспечении правопорядка возможно также в форме внештатного сотрудничества с правоохранительными органами. Внештатные сотрудники помогают ОВД и др. на добровольной основе и действуют под руководством должностных лиц соответствующих органов.

НПО могут быть федерального, регионального, местного и локального уровня. Как правило, это коллективные объединения граждан и юридических лиц, но могут быть представлены и конкретными лицами.

Общие признаки.

1.Нейтрализация, ослабление  действия и устранения угроз  правопорядку в виде правонарушений. Главным образом, предназначение выражается в борьбе с преступлениями и административными правонарушениями.

2.Все связанные с  преступлениями и иными правонарушениями  решения правоохранительных органов, которые существенно влияют на права и свободы граждан либо затрагивают интересы государства, государственных, общественных или частных организаций, могут быть обжалованы в установленном законом порядке. Воспрепятствование осуществлению этого права является недопустимым и при определенных обстоятельствах может быть само по себе правонарушением.

3.Деятельность осуществляется  на основе принципа законности.

4.Защита в этой связи  законных интересов личности, общества  и государства, создание условий  для беспрепятственного осуществления гражданами своих прав и свобод.


 

Задание № 2

Миронов обратился в  Кировский районный суд г. Екатеринбурга  с иском о  
восстановлении на работу. В удовлетворении иска ему было отказано.  
Как должен поступить Миронов, чтобы решение по его делу было проверено  
по второй инстанции? Какой суд (указать структурное подразделение суда), в  
каком порядке и в каком составе судей будет проверять решение по этому  
делу?

 

Решения суда первой инстанции, не вступившие в законную силу, могут  быть обжалованы в апелляционном порядке (в соответствии с ч. 1 ст. 320 ГПК РФ). Значит следующей инстанцией для рассмотрения данного дела будет вышестоящий суд апелляционной инстанции.

Руководствуясь  ч. 1 ст. 25  ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации» от 07.02.2011 N 1-ФКЗ Верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области, суд автономного округа в соответствии с установленной федеральными законами подсудностью рассматривают дела в качестве суда первой, апелляционной, кассационной инстанций, по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, а также осуществляют иные полномочия в соответствии с федеральными законами. Отсюда можно сделать вывод, что Свердловский областной суд является судом апелляционной инстанции по гражданским делам.

 В качестве суда  апелляционной инстанции дела  по жалобам, представлениям на  решения районных судов, принятые  ими в качестве суда первой  инстанции и не вступившие  в силу. Таким образом, решение  Кировского районного суда г.  Екатеринбурга, не вступившее в законную силу, будет пересмотрено в Свердловском областном суде Коллегией по гражданским делам.  Данное положение дублирует и ст. 320.1 ГПК РФ, которая дополняет, что пересмотр дел в суде апелляционной инстанции осуществляется на основании подачи апелляционной жалобы или представления ( ч. 3 ст. 28 в п. 2 ФКЗ «О судах общей юрисдикции РФ»).

       Право  апелляционного обжалования принадлежит  сторонам спора, а право подачи  апелляционного представления –  прокурору (ч. 2 ст. 320 ГПК РФ). Таким образом, получается, что Миронов должен подать апелляционную жалобу, т.к. является стороной по делу (истцом, ч. 1 ст. 38 ГПК РФ).

В соответствии со ст. 321 ГПК РФ, которая регулирует порядок  подачи апелляционной жалобы, она  должна быть подана  в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме. Жалоба подается через суд, принявший решение по делу. Отсюда следует что, Миронов должен подать апелляционную жалобу в месячный срок в Кировский районный суд г. Екатеринбурга.

На основании абз. 3 ч. 1 ст. 327 ГПК РФ дела в судах апелляционной инстанции рассматриваются коллегиально. Также и ч. 2 ст. 14 ГПК РФ, говорит нам о том, что  «рассмотрение дел в апелляционном порядке осуществляется судом в составе судьи-председательствующего и двух судей.

Из всего вышесказанного следует что, пересмотр по указанному делу будет осуществлять Свердловский областной суд в апелляционном  порядке в лице судебной коллегии по гражданским делам в составе  трех профессиональных судей. Основание  для пересмотра дела служит апелляционная жалоба истца, поданная в Кировский районный суд г. Екатеринбурга в месячный срок со дня принятия окончательного решения по делу.

 

Задание № 3

Бывший военнослужащий Киселев написал жалобу на действия командира воинской части, в которой он служил, считая, что его незаконно исключили из списков личного состава воинской части.

В какой суд Киселев  может направить эту жалобу для  рассмотрения дела по  
первой инстанции? (Ответ обосновать ссылками на статьи Федерального конституционного закона  «О военных судах в РФ» от  23 июня  1999 г. с изменениями).

 

На основании ч. 2 ст. 7  ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» от 23.06.1999 N 1-ФКЗ военным  судам подсудны дела с участием граждан, уволенных с военной службы. Эти  лица вправе обжаловать в военный суд действия (бездействие) органов военного управления, воинских должностных лиц и принятые ими решения, нарушившие права, свободы и охраняемые законом интересы указанных граждан в период прохождения ими военной службы, военных сборов.

         Гарнизонный военный суд в пределах, установленных Федеральным конституционным законом, рассматривает в первой инстанции не отнесенные федеральным конституционным законом и (или) федеральным законом к подсудности Военной коллегии или окружного (флотского) военного суда, в том числе гражданские дела ( ч. 1 ст. 22 ФКЗ). Указанная категория дел неподсудна Военной коллегии Верховного суда РФ и окружным (флотским) судам РФ. Из этого следует, что жалоба Киселева будет рассмотрена военным судом, а именно, гарнизонным военным судом по первой инстанции.

Гарнизонный военный  суд действует на территории, на которой дислоцируются один или  несколько военных гарнизонов (ч.1 ст. 21 ФКЗ). Поэтому Киселеву следует  направить жалобу в тот гарнизонный  суд, который находится на территории дислокации его воинской части.

 

Задание № 4

Из  текста  Конституции  РФ,    Федерального  конституционного  закона  «О  
судебной системе РФ» от 31 декабря 1996 г. с изменениями, Федерального  
конституционного закона «О Конституционном  Суде РФ» от 21 июля 1994 г.  
с изменениями, Федерального конституционного закона   «О военных судах в  
РФ» от  23 июня  1999 г. с изменениями, Федерального конституционного  
закона «Об арбитражных судах в РФ»   от 28 апреля 1995 г. с изменениями  
выписать все положения, относящиеся к указанным ниже конституционным  
основам (принципам)  правосудия (текст  конкретной  нормы  полностьюуказывается):

1.  Принцип законности 

2.  Равенство всех  перед законом и судом 

3.  Состязательность  и равноправие сторон в судебном процессе

4.  Гласность судебного  процесса (открытое рассмотрение  дел в судах) 

5.  Независимость судей  и подчинение их только закону.

 

  1. Принцип законности.

Конституция РФ.

Ч. 2 ст. 15: «Органы государственной  власти обязаны соблюдать Конституцию  Российской Федерации и законы».

Ст. 120: «Судьи подчиняются  только Конституции Российской Федерации  и федеральному закону».

ФКЗ «О судебной системе  РФ»

Ст. 3Единство судебной системы  Российской Федерации обеспечивается путем:

соблюдения всеми федеральными судами и мировыми судьями установленных федеральными законами правил судопроизводства;

применения всеми судами Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации, а также конституций (уставов) и других законов субъектов Российской Федерации;

ч. 1, 2 ст.5: «Суды осуществляют судебную власть, и судьи участвуют  в отправлении правосудия, подчиняясь только Конституции Российской Федерации и закону».

ФКЗ «О Конституционном  суде РФ».

Ст. 29: «Судьи Конституционного Суда Российской Федерации руководствуются при осуществлении своих полномочий только КонституциейРоссийской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Конституционном суде РФ».

ФКЗ «О военных судах  РФ».

Ч. 1 ст. 1: «Военные суды Российской Федерации осуществляют судебную власть в Вооруженных Силах Российской Федерации… в соответствии с федеральными конституционными законами и федеральными законами».

Ч. 1 ст. 5: «Военные суды осуществляют правосудие самостоятельно, подчиняясь только Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и федеральным законам.

ФКЗ «Об арбитражных  судах в РФ»

Ст. 6: «Деятельность арбитражных  судов в Российской Федерации строится на основе принципов законности…»

Ч. 2 ст. 2: «Полномочия, порядок  образования и деятельности арбитражных  судов в Российской Федерации  устанавливаются Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом о судебной системе, Федеральным конституционным законом «Об арбитражных судах в РФ» и другими федеральными конституционными законами.

 

  1. Равенство всех перед законом и судом

 

Конституция РФ.

Ч.1 ст. 19: «Все равны перед  законом и судом»

ФКЗ «О судебной системе  РФ»

Ч.1 ст. 7: «Все равны перед  законом и судом».

ФКЗ «О Конституционном  суде РФ».

ФКЗ «О военных судах  РФ».

ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ»

Ст. 6: «Деятельность арбитражных  судов в Российской Федерации  строится на основе принципов… равенства  организаций и граждан перед  законом и судом…»

 

  1. Состязательность и равноправие сторон.

 

Конституция РФ.

Ч. 3 ст. 123: «Судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон».

ФКЗ «О судебной системе  РФ»

Ч. 2 ст. 7: «Суды не отдают предпочтения каким-либо органам, лицам, участвующим в процессе сторонам по признакам их государственной, социальной, половой, расовой, национальной, языковой или политической принадлежности либо в зависимости от их происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, места рождения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а равно и по другим не предусмотренным федеральным законом основаниям».

ФКЗ «О Конституционном  суде РФ».

Ст. 5: «Основными принципами деятельности Конституционного Суда Российской Федерации являются… равноправие  сторон».

Ст. 16: «Судьи Конституционного Суда Российской Федерации пользуются равными правами».

Ст. 35: «Стороны пользуются равными правами и возможностями  по отстаиванию своей позиции  на основе состязательности в заседании  Конституционного Суда Российской Федерации…»

Абз. 3 п.3 ст. 53: «Стороны обладают равными процессуальными правами».

ФКЗ «О военных судах  РФ».

ФКЗ «Об арбитражных  судах в РФ»

Ст. 6: «Деятельность арбитражных  судов в Российской Федерации  строится на основе принципов… состязательности и равноправия сторон…»

 

  1. Гласность судебного процесса (открытое рассмотрение дел в судах).

 

Конституция РФ.

Ч. 1 ст. 123: «Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается  в случаях, предусмотренных федеральным  законом».

ФКЗ «О судебной системе  РФ»

Ст. 9: «Разбирательство дел  во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом заседании допускается в случаях, предусмотренных федеральным законом».

ФКЗ «О Конституционном  суде РФ».

Ст. 5: «Основными принципами деятельности Конституционного Суда Российской Федерации являются гласность…»

Ст. 31: «Рассмотрение дел, назначенных к слушанию в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, является открытым. Проведение закрытых заседаний допускается лишь в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным конституционным законом. Решения, принятые как в открытых, так и в закрытых заседаниях, провозглашаются публично».

Ст. 54: «Заседания Конституционного Суда Российской Федерации проходят открыто, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным конституционным законом».

Информация о работе Правоохранительные органы РФ