Предпринимательство и культура. Понятие категории «успех» в бизнесе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 14:08, контрольная работа

Краткое описание

Ведь предпринимательство есть, прежде всего, мыслительный процесс, но поскольку каждый из нас обладает собственным аппаратом, стереотипом мышления, то применительно к этой конкретной сфере деловой активности и успехи у каждого предпринимателя различны. Но уровень успеха не может не отражать уровень мышления, хотя одного этого недостаточно - большую роль играет в этом случай, удача, везение и т. п. Однако случай, удача, везение сопутствуют лишь тому, кто научился и может мыслить. Именно к этому - к попытке помочь каждому индивиду выработать свой собственный стереотип мышления - и сводится основная задача процесса обучения.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1.Предпринимательство как особая форма экономической активности.
1.1История развития теории предпринимательства……………………..4
1.2Особая форма экономической активности……………………………6
1.3Экономическая сущность предпринимательства…………………….8
Глава 2.Формы предпринимательства.
2.1Многообразие предпринимательских форм и проблема их эффективного выбора……………………………………………………..12
Глава 3.Предпринимательство в России.
3.1 История развития предпринимательства в России………………….15
3.2Современное состояние предпринимательства в РФ……………….18
Глава 4.Культура предпринимательства.
4.1Сущность культуры предпринимательства………………………….22
4.2.Культура предпринимательских организаций и ее роль в культуре предпринимательства…………………………………………………….26
4.3.Предпринимательская этика и этикет, как фактор повышения престижа предприятия…………………………………………………...30
Глава 5. Понятие категории «успех» в бизнесе.
5.1. Составляющие успеха в бизнесе……………………………………34
Заключение…………………………………………………………………….37
Использованная литература…………………………………………………..39

Вложенные файлы: 1 файл

основы предпринимательства.docx

— 446.75 Кб (Скачать файл)

- бизнесмены-менеджеры - наеиные директора мелких и  средних предприятий, главным  образом акционированного и частного  секторов экономики, совмещающие  управленческую работу по най­му  с ведением собственного бизнеса;

- полупредприниматели - наемные  работники, в основном акционированного  и частного секторов экономики,  не выполняющие управленческих  функций и совмещающие основную  работу с теми или иными  видами предпринимательства;

- менеджеры-совладельцы  - хозяйственные руководители мелких  и средних акционированных предприятий,  работающие по найму, но вместе  с тем располагающие пакетами  акций управляемых предприятий;

- "классические" менеджеры  - хозяйственные руководители, управляющие  государственными или частными  предприятиями на основе найма.

Небольшое число предпринимателей в общей структуре бизнес-слоя (11%) объясняется тем, что для многих представителей бизнес-слоя сохранение должности (рабочего места) играет защитно-вспомогательную  роль - одним она служит социальным прикрытием, другим - способом накопления трудового стажа, третьим - страховкой на случай банкротства, чествертым - источником дефицитных ресурсов, деловых связей и льгот.

Бизнес-слой можно также  дифференцировать по показателям

доходов различных бизнес-групп. Он делится на три ступени:

1 - Предприниматели, бизнесмены-менеджеры  и самозанятые.

Доходы предпринимателей превашают средний уровень доходов  основных бизнесменов почти в 2 раза, а "работников вне бизнеса" - почти  в 5 раз.

2 - Полупредприниматели и  менеджеры-совладельцы. Доходы

этой группы в 2 раза ниже доходов 1-й группы и в 2 раза выше заработков "работников вне бизнеса".

3 - "Классические" менеджеры.  их заработок всего на 40 %

выше зарплаты работников исполнительного труда, что вряд ли компенсирует разницу в уровнях  образования, квалификации и ответственности  труда тех и других.

Из этого можно сделать  вывод, что никакой вид труда  по найму, включая самый квалифицированный  и управленческий, не обеспечивает доходов, сравнимых с простейшим предпринимательством.

Проанализируем важнейшую  часть бизнес-слоя России - предпринимателей .

Если рассмотреть их возрастные рамки, то можно выделить следующие  закономерности:

- Крупные предприниматели: 40% из них стали предпринимателями  в возрасте 31 до 40 лет, 18% - от 41 до 45 .

- Мелкие и средние прелприниматели:  около 30% из них стали предпринимателями  не старше 30 лет , 30-40% - от 30 до 40 лет  и около 30% - старше 40 лет.

В мире бизнес всегда был  преимущественно мужским занятием. В России доля мужчин-предпринимателей достигает 83 %.

Самой же характерной чертой, отличающей российский предпринимателей - это их уровень образования. По данным различных опросов доля лиц  с высшим образованием среди предпринимателей превышает 80%. Среди крупных предпринимателей доля лиц с кандидатской степенью почти 38% , имеющих второе высшее - 6,5%. опросов. Если сопоставить эти данные с уровнем образования предпринимателей в других странах, то оказывается, что  российский предприниматель самый  интеллектуальный предприниматель  в мире.

Сейчас в России преобладает  мнение, что главными качествами предпринимателя  являются инициативность, находчивость, энергичность и хорошие организаторские  способности. Профессионализм отступил на второй план. На мой взгляд, это  неправильно, так как дальнейшее развитие предпринимательства в  России возможно только при наличии  высокообразованных и профессиональных людей. Только профессионал может правильно оце­нить состояние рынка и сделать правильные выводы. В связи с этим встает проблема повышения доли специалистов, получивших именно экономическое высшее образование.

Развитие предпринимательства  в России происходит в достаточно неблагоприятных для формирования слоя цивилизованных бизнесменов условиях. На них давит гнет налогов и  рэкета, своеобразного вида налога. Но, несмотря ни на что, российские предприниматели  постепенно завоевывают твердые  позиции на ми­ровой арене, и наверняка  через какой-то промежуток времени  они будут лидировать, так как  по своим качествам они не только не отстают, но и во многом опережают  западных коллег.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 4.Культура предпринимательства.

4.1.Сущность культуры предпринимательства

Культура предпринимательства  является неотъемлемым элементом организации предпринимательской деятельности. Она базируется на общих понятиях культуры и неразрывно с ней связана.

Культура —  это совокупность производственных, общественных и духовных потребностей людей. Так определяется сущность этого понятия в Словаре русского языка С.И. Ожегова. Далее в словаре дается еще одно определение этого комплексного понятия: культура — это высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие, умение.

В других научных  источниках под культурой понимается исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. В переводе с латинского культура понимается как возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание. Следовательно, в общечеловеческом понимании культура — многостороннее, комплексное понятие, характеризующее различные аспекты жизни, деятельности, поведения людей, их объединений (групп), общества в целом на определенном историческом этапе своего развития.

Культура  предпринимательства — это определенная, сложившаяся совокупность принципов, приемов, методов осуществления предпринимательской деятельности субъектами в соответствии с действующими в стране (обществе) правовыми нормами (законами, нормативными актами), обычаями делового оборота, этическими и нравственными правилами, нормами поведения при осуществлении цивилизованного бизнеса.

Как известно, предпринимательская  деятельность — это свободная деятельность дееспособных граждан и (или) их объединений. Но экономическая свобода в осуществлении предпринимательской деятельности не означает, что ее участники свободны от исполнения установленных принципов и методов регулирования предпринимательской деятельности. Экономическая свобода как основа культуры предпринимательства не означает проявления вседозволенности для отдельных ее участников — обладателей огромного финансового состояния (так называемых олигархов). Государство устанавливает определенные преграды для ограничения проявлений всемерной экономической свободы отдельными представителями предпринимательской деятельности во имя защиты интересов и экономической свободы других участников предпринимательства и других субъектов рыночной экономики, общества в целом.

Культура предпринимательства  означает, что самостоятельность  и экономическая свобода субъектов  предпринимательской деятельности противоречат их своеволию, неоправданной инициативе. Поэтому государство устанавливает меры и формы ответственности за нарушение предпринимателями правовых норм, регулирующих предпринимательскую деятельность. Так, в соответствии с Конституцией РФ не допускается экономическая (предпринимательская) деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, а ст. 57 Конституции установлено, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Уголовным законодательством предусмотрены меры уголовной ответственности за незаконное и лжепредпринимательство и другие деяния граждан, не соответствующие законной деятельности.

Первым всеобщим элементом культуры предпринимательства, предпринимательской деятельности является ее законность. Вторым элементом — строгое выполнение обязательств и обязанностей, вытекающих из правовых актов, договорных отношений и совершаемых законных сделок, из обычаев делового оборота, что проявляется в ненанесении не только имущественного, но и морального вреда партнерам, конкурентам, потребителям, наемным работникам. Следующим важным элементом культуры предпринимательства является честное ведение его субъектами своего бизнеса. По этому поводу очень четко сформулировал последствия нечестного ведения дела американский ученый К. Рэндолл в книге «Кредо свободного предпринимательства», он считает, что цивилизованному предпринимателю нужно обладать сильным характером и честностью, которые нельзя заменить ничем. «Обладать характером — значит чувствовать и понимать моральные проблемы, иметь смелость правильно действовать при любых обстоятельствах, складывающихся в жизни. Человек, наделенный сильным характером, но нечестный в душе, может когда-нибудь навлечь на компанию катастрофу. Предприниматель, не обладающий таким качеством, как честность, ничего не стоит». Честное отношение к людям, потребителям, партнерам, государству — ведущий признак культуры предпринимательства.

Важно также соблюдение предпринимателями общих этических норм, включающих профессиональную этику, этические кодексы фирмы, общепринятые правила осуществления бизнеса, уровень культуры и воспитания предпринимателей, степень их притязаний, соблюдение обычаев и нравов, действующих в обществе, уровень знаний, необходимых для осуществления законного бизнеса и др.

Культура предпринимательства, как проявление правовых и этических критериев (норм), включает следующие отношения: с государством, обществом, потребителями, сотрудниками, партнерами, конкурентами и другими хозяйствующими субъектами, — а также соблюдение действующих правовых актов, стандартов, правил, норм, прямо или косвенно влияющих на развитие предпринимательства.

Предпринимательская деятельность направлена на систематическое извлечение прибыли, но не любыми путями и методами, а только на законных основаниях. Культура предпринимательства означает, что предприниматели, создав собственное дело, осуществляют законный бизнес и получают доход (прибыль) на законных основаниях, в противном случае они будут «баронами удачи», о чем свидетельствует история развития предпринимательства.

Так, М. Вебер  считал, что становление цивилизованного  предпринимательства связано с новой, протестантской, аскетической духовной традицией, что предпринимателю, взращенному этой традицией, «чужда показная роскошь и расточительство... упоение властью. Предпринимателю такого типа богатство ничего не дает, разве что ощущение хорошо исполненного долга в рамках своего призвания». К сожалению, история современного российского предпринимательства свидетельствует об ином.

Формирование  культуры предпринимательства определяется многими факторами, среди которых первые места занимают цивилизованная внешняя предпринимательская среда; общественный и государственный менталитет; реально действующие правовые нормы, устанавливающие права, обязанности, ответственность предпринимателей, защищающие их от агрессивной окружающей среды; конечно, сам предприниматель и корпоративная культура.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.2.Культура предпринимательских организаций

Культура предпринимательства  в целом зависит от формирования культуры предпринимательских организаций, культуры самих предпринимателей, от предпринимательской этики, делового этикета и многих других элементов, в целом составляющих такое понятие, как культура.

Схематично возникновение  культуры предпринимательской организации и дальнейшее ее формирование можно представить следующим образом (рис. 3).

Рис. 3. Возникновение и формирование культуры предпринимательской организации.

Культура организации, как правило, определяется следующими внутренними факторами:

  • предметом предпринимательской деятельности, осуществляемым бизнесом;
  • организацией предпринимательской деятельности;
  • мотивацией собственника фирмы и сотрудников;
  • уровнем управленческой культуры, механизмом взаимоотношений руководителей и наемных работников;
  • наличием особого стиля управления, который способствует достижению ведущих позиций на рынке;
  • созданием таких условий деятельности сотрудников, которые способствуют осознанию их полной причастности к результатам деятельности организации;
  • наличием набора четких, определенных представлений о ценностях, к которым стремится фирма;
  • высокой профессиональной компетентностью руководителей, менеджеров и работников и возможностью их обучения;
  • умением руководства брать ответственность на себя, не выискивая виновников неудач;
  • достижением высокого качества и интенсивности труда сотрудников с соответствующим материальным вознаграждением;
  • ориентацией деятельности фирмы на высокую эффективность и качество предлагаемых товаров и услуг;
  • хорошо организованным сервисным обслуживанием продукции у потребителей;
  • высокой культурой производства, внедрением новых технологий, обеспечивающих необходимый уровень качества товаров и услуг;
  • созданием необходимых санитарно-гигиенических и безопасных условий труда;
  • обеспечением здорового морального климата в организации и др.

Информация о работе Предпринимательство и культура. Понятие категории «успех» в бизнесе