Развитие малого предпринимательства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 22:51, реферат

Краткое описание

Целью данной работы является изучение субъекта малого предпринимательства как системы взаимосвязанных факторов, влияющих на его устойчивость в условиях рыночной экономики, а также его развитие в Ставропольском крае.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
- охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности;
- обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед малым предпринимательством в России;
- выявить проблемы и перспективы развития малого предпринимательства в отдельном регионе – Ставропольском крае.

Содержание

Введение
1 Теоретические основы малого предпринимательства
1.1 Сущность, роль и значение малых предприятий
1.2 Критерии отнесения предприятий к малому бизнесу
1.3 Развитие малого предпринимательства в России
2 Особенности развития малого предпринимательства в
Ставропольском крае
2.1
2.2
3 Проблемы и перспективы развития малого предпринимательства
в Ставропольском крае
Заключение
Список использованных источников

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая2.docx

— 29.06 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

Введение

1 Теоретические основы  малого предпринимательства

    1. Сущность, роль и значение малых предприятий
    2. Критерии отнесения предприятий к малому бизнесу
    3. Развитие малого предпринимательства в России

           2 Особенности развития малого предпринимательства в  

           Ставропольском крае

           2.1

           2.2

           3 Проблемы и перспективы развития  малого предпринимательства 

           в Ставропольском крае

           Заключение

           Список использованных источников

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

В настоящее время в экономике России одновременно функционируют крупные, средние и мелкие предприятия, а также осуществляется деятельность, базирующаяся на личном и семейном труде. Ключевым источником роста эффективности производства, насыщения рынка необходимыми товарами, услугами и повышения уровня жизни населения является развитие малого предпринимательства. Малое предпринимательство обеспечивает необходимую мобильность в условиях рынка, создает глубокую специализацию и кооперацию, без которых немыслима его высокая эффективность. Оно способно не только быстро заполнять ниши, образующиеся в потребительской сфере, но и сравнительно быстро окупаться, создавать атмосферу конкуренции, ту среду и дух предпринимательства, без которых рыночная экономика невозможна. Предприятия малого бизнеса являются гибкой и динамичной формой реализации предпринимательской деятельности, позволяющей свободно выразить деловой и творческий потенциал, иметь определенные заработки для достойного образа жизни. Создание сети подобных предприятий способствует обеспечению занятости населения, увеличению на рынке товарной массы и потребительских услуг. Они порождают здоровую конкуренцию, означающую всестороннее регулирование экономики, включая свободное развитие и многообразие форм собственности, противодействие монополизму крупных фирм. Малые предприятия оживляют инвестиционную деятельность, поскольку перелив ресурсов в сферу малой экономики влечет за собой кардинальные перемены во всей структуре хозяйственного оборота. Малое предпринимательство способно быстро реагировать на изменение спроса. Небольшие размеры малых предприятий, их технологическая, управленческая гибкость позволяют чутко и своевременно отвечать на изменяющуюся конъюнктуру рынка путем быстрого восприятия технических новинок, перестройки номенклатуры и ассортимента продукции. Узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, отсутствие управленческих иерархий, возможность начать дело с относительно небольшим стартовым капиталом - все эти черты малого предпринимательства также являются его достоинствами, повышающими его устойчивость на рынке. Однако малое предпринимательство имеет также и определенные недостатки. Так, относительно небольшой капитал сужает рамки производства, ограничивает возможность применения дополнительных ресурсов. Это ведет также к определенной экономической неустойчивости малых предприятий, способствует их банкротству и разорению. Перечисленное выше, требует разработки комплекса мер по поддержке малого предпринимательства в масштабе всей страны и на региональном уровне в качестве серьезного шага к экономическому и социальному процветанию общества.

Актуальность курсовой работы обусловлена тем, что, во-первых, формирование и развитие малого предпринимательства является основным условием становления конкурентной рыночной среды, от чего зависит эффективность антимонопольной политики и успех рыночных преобразований; во-вторых, малое предпринимательство не получило в России должного развития и не полностью выполняет функции, присущие ему в развитых рыночных системах; поэтому в работе будет рассмотрена его поддержка для динамичного развития этого сектора экономики.

Объектом исследования курсовой работы является развитие малого предпринимательства в России и Ставропольском крае, предмет исследования – малые предприятия.

Целью данной работы является изучение субъекта малого предпринимательства как системы взаимосвязанных факторов, влияющих на его устойчивость в условиях рыночной экономики, а также его развитие в Ставропольском крае.

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:

- охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности;

- обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед малым предпринимательством в России;

- выявить проблемы и перспективы  развития малого предпринимательства в отдельном регионе – Ставропольском крае.

В работе использовались принципы системного подхода с использованием общенаучных методов и приёмов, среди которых следующие: методы сравнительного анализа, группировки данных, экспертные оценки, экономический и логический анализ и др.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Теоретические основы малого  предпринимательства

1.1 Сущность, роль и значение малого бизнеса

 

      Термин «бизнес» имеет английское происхождение и в языке оригинала означает дело, деятельность, занятие. Бизнес - самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск и под личную имущественную ответственность деятельность отдельных граждан, направленная на получение прибыли или экономической выгоды в иной форме.                                                                                                                                         В одном из современных экономических словарей сущность малого предприятия трактуется следующим образом: «Малое предприятие - небольшое предприятие любой формы собственности, характеризуемое, прежде всего, ограниченным числом работников и занимающее крайне небольшую долю, в общем, по стране, региону в объеме деятельности, являющейся профильной для предприятия». В большинстве определений подчеркивается, что бизнес - деятельность частных лиц и организаций, т.е. бизнес основан на частной, негосударственной форме собственности. При этом все же не следует отрицать наличие государственного малого бизнеса.

        К малому предприятию относится коммерческая организация в любой сфере деятельности, которая по своим критериям, установленным государством, относится к малому бизнесу. [3] Предприниматели без образования юридического лица (ПБЮЛ) также относятся к малому бизнесу.

       Экономика любого государства не может нормально развиваться без оптимального сочетания крупного, среднего и малого бизнеса. Это доказывает вся история экономического развития ведущих стран мира. Роль и значение малого предпринимательства с методической точки зрения, на взгляд авторов, необходимо рассматривать с нескольких позиций: экономической, научно-технической, социальной, политической. С экономической стороны роль и значение малого бизнеса можно определить с помощью таких показателей, как:           

 - доля валового внутреннего продукта (ВВП), создаваемого в малом бизнесе;                                                                                                       

 - доля национального дохода, создаваемого в малом бизнесе;                             - доля мелких предприятий в общем количестве коммерческих, предприятий;                                                                                                   - доля трудоспособного населения, занятого в малом бизнесе;          

 - доля малого бизнеса в экспорте продукции;                                              - доля налогов, поступающих от малого бизнеса, в их общей величине;

 - доля основного капитала, функционирующего в малом бизнесе;           - доля отдельных видов продукции или услуг, производимых малым бизнесом, в общем, их объеме и др. С увеличением значений этих показателей, естественно, возрастает роль малого бизнеса в экономике страны. Малое предпринимательство имеет свои как сильные, так и слабые стороны[13] . (табл.1)

Таблица 1 Анализ малого бизнеса как модели экономической самодеятельности

Сильные стороны малого бизнеса

Слабые стороны малого бизнеса

Возможности малого бизнеса

Угрозы существованию малого бизнеса

1.Небольшой стартовый  капитал

Ограниченный (локально) рынок

Рост до уровня «большого» бизнеса

Быстрота полного разорения

2. Высокая эффективность

Ограниченные перспективы роста

Сбалансированное развитие

Быстрое достижение «потолка» роста

3. Гибкость

Высокая зависимость от превратностей коньюктуры

Прочная ниша на «своём» рынке

Лёгкость проникновения конкурента в эту нишу

4. Самостоятельность

Отсутствие влиятельной поддержки

Творческая самореализация

Уязвимость к попыткам силового давления «сильных мира сего»


 

 Развитие в России малого бизнеса имеет большое народнохозяйственное значение в силу следующих обстоятельств:  [5]                                                                           

 - мелкий бизнес позволяет заполнить все российские рынки и наиболее полно удовлетворять потребности населения в товарах и услугах;     

    - для создания мелких фирм не требуются крупные инвестиции и длительный срок их сооружения;                                                              

        - развитие мелкого бизнеса - это одно из действенных направлений антимонопольной политики и обеспечения конкурентной среды;

- мелкие предприятия проще  в управлении, им не требуется  создавать сложные управленческие  структуры;                                                           

 - мелкие фирмы могут быстрее и дешевле перевооружаться, внедрять и апробировать новую технологию, проводить частичную или полную автоматизацию производства, достигать оптимального сочетания автоматизированного и ручного труда;                                                                                                 - развитие мелкого бизнеса позволяет в значительной степени решить или смягчить проблему безработицы;                                                                                             - с развитием мелкого бизнеса появляется средний класс и класс мелких собственников, заинтересованный в стабилизации экономики и наведении элементарного порядка в стране;                                                                                        - малый бизнес отличается от среднего и крупного бизнеса прежде всего гибкостью и восприимчивостью к конъюнктуре рынка, быстрее реагирует на спрос потребителей;                                                                                                                - в современных условиях Российской Федерации, когда процесс становления малого бизнеса находится на начальном этапе, его дальнейшее развитие в количественном и качественном плане является важнейшим фактором поступательного подъема национальной экономики.

Социальная значимость малого бизнеса имеет разноплановый характер. В результате развития малого бизнеса она проявляется по следующим направлениям:                                                                                                                                      -снижения уровня безработицы;                                                                                    - более полное удовлетворение потребностей граждан в продукции и услугах;                                                                                                                 -улучшение качества обслуживания;                                                                                   - более высокая удовлетворенность людей, особенно высокообразованной рабочей силы, своим трудом, рассматривающих свою работу, прежде всего, как средство самовыражения;

- формирование среднего  класса в обществе как основы  для развития экономики и повышения  жизненного уровня граждан;                                                       - формирование многочисленного класса мелких собственников, которые в наибольшей степени заинтересованы в обеспечении порядка и стабильности в обществе и экономике;                                                                                                               - снижение забастовок и социальной напряженности в обществе. [4]

 

      1. Критерии отнесения предприятий к малому бизнесу

 

         Разработка и применение критериев для отнесения предприятий к малому бизнесу имеют большое научное и практическое значение, а отсюда вытекает и большая ответственность государственных органов за их принятие. От принятия тех или иных критериев зависит, какие предприятия относить к малым, какие нет. В этом случае изменяются соотношение между крупным, средним и малым бизнесом; величина государственной поддержки развития малого предпринимательства; величина налоговых льгот малому предпринимательству, статистическая отчетность.

           В экономической литературе отсутствуют научные принципы разработки критериев для отнесения предприятий к малому бизнесу. На наш взгляд, при их разработке необходимо придерживаться таких принципов, как:                                                                                                                                      -объективность;                                                                                                                 -дифференциация величины критериев в зависимости от специфики и отраслевой принадлежности предприятия;                                                                  -простота в понимании и использовании;                                                                        -минимизация количества критериев (их не должно быть больше трех);                    - стабильность критериев.

           На первоначальном этапе становления малого бизнеса в России основным критерием для отнесения предприятий к малым являлась численность работающих, которая периодически изменялась. До середины 1995 г. в соответствии с постановлением Правительства РФ «О первоочередных мерах по развитию и поддержке малого предпринимательства» от 11.05.93 № 446 к малым предприятиям были отнесены предприятия всех организационно-правовых форм со среднесписочной численностью работающих, не превышающей 200 человек, в том числе в промышленности и строительстве - до 200; в науке и научном обслуживании - до 100; в других отраслях производственной сферы - до 50; в отраслях непроизводственной сферы, розничной торговле и общественном питании - до 15 человек. [9].  В Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» лимитируются доля участия других лиц, численность работников и выручка организации. К субъектам малого предпринимательства относятся коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), потребительские кооперативы, индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, одновременно удовлетворяющие следующим условиям:                                                                  - доля участия РФ, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных граждан, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не должна превышать 25%;                                                                  - доля участия других юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, в капитале малого или среднего предприятия не должна превышать 25 %;                                                                  - средняя численность занятых за предшествующий календарный год не должна превышать 100 человек, а для «микропредприятий», выделенных в составе категории малых предприятий, не должна превышать 15 человек;                                                                                    - предельные выручки от реализации товаров (работ, услуг) за предшествующий год без учета НДС для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства:                                                      - микропредприятия - 60 млн. руб.;                                                                 - малые предприятия - 400 млн. руб.;                                                             - средние предприятия - 1 000 млн. руб.

Информация о работе Развитие малого предпринимательства