Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 10:11, реферат
Российское государство по своим конституционным характеристикам ничем не отличается от социальных государств, чьи базовые характеристики определяют их весомое экономическое и политическое значение в современном мире.
Введение 3
1 Планирование и прогнозирование в России 4
2.Состояние прогнозирования и планирования в мире, в том числе
в Росси 7
Список литературы 12
Уральский Финансово Юридический Институт
Реферат
по дисциплине «Прогнозирование и планирование»
на тему : «Состояние планирования и прогнозирования в России»
Екатеринбург
2012
Содержание
Введение 3
1 Планирование и прогнозирование в России 4
2.Состояние
прогнозирования и
в Росси 7
Список литературы 12
Введение
Российское государство по своим конституционным характеристикам ничем не отличается от социальных государств, чьи базовые характеристики определяют их весомое экономическое и политическое значение в современном мире.
В соответствии с Конституцией Российская Федерация (РФ) - социальное государство (ст. 7 ч. I). Его конституционные функции: создавать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека (ст. 7 ч. I); с помощью экономической политики достигать социальные цели (ст. 7 ч. II); обеспечивать единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу экономической деятельности (ст. 8 ч. I) и др. В Конституции РФ подробно определена компетенция высших исполнителей экономической политики РФ - Президента РФ (ст. 80 ч. II-IV, 83, 84); Федерального Собрания (ст. 102-106); Правительства РФ (ст. 114).
Таким образом, по своим конституционным целям, задачам и масштабам воздействия на производственные отношения российское государство призвано играть видную роль. "Характеристика государства как социального предполагает конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод и соответствующие государственные обязанности: сюда же можно отнести конституционный принцип экономического планирования:"*(14).
Между тем, основываясь на анализе конституций государств Европы, нельзя не увидеть, что российское государство лишено сейчас основного инструмента преодоления "расхождения между частной и общественными выгодами" в рыночной экономике - функции планирования.
1 Прогнозирование и планирование в современной России
Планирование - это не воскрешение прошлого, а проектирование желаемого будущего общества и изыскание путей его достижения. В этом смысл и конституционное назначение государства. Все органы государственной власти, и прежде всего органы исполнительной власти, имеют своей основной функцией выработку решений, направленных на обеспечение развития экономики и социальных процессов в обществе. Но инструмента "систематизации и концентрации" этих мероприятий и организации их целенаправленной реализации у Российского государства нет. Поэтому все эти решения оказываются частными паллиативными мерами, с помощью которых мы надеемся поправить "пошатнувшееся здоровье" нашей экономики.
В Конституции РФ нет каких-либо положений о государственно-правовых инструментах регулирования социально-экономического развития страны. Развитие экономики и социальной сферы основывается на "законах" рыночного хозяйствования. Постоянное расширение самостоятельности хозяйствующих субъектов сопровождается адекватным сужением областей государственного регулирования и увеличением удельного веса их саморегуляции. Все это ведет к дезорганизации экономических связей и к большим экономическим потерям.
Чрезмерно вырос удельный вес средств частноправового регулирования, теневых неформальных "регуляторов", закулисных договоренностей олигархов с властью, обычаев криминалитета и т.д. В этих условиях слабой компенсацией служат прогнозы, оперативно-распорядительные акты и "ситуационные" меры Правительства. В ряду этих "регуляторов" наиболее важное значение имеют прогнозы, программы, "...которых, самих по себе, недостаточно для исполнения основной функции государства в экономике - планирования национального развития..."*(15). Но и прогнозирование, и программирование не имеют конституционных основ.
В соответствии с Федеральным законом "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации"*(16) государственное прогнозирование социально-экономического развития - это система обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития, основанных на законах рыночного хозяйствования. Его результаты используются при принятии органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации конкретных решений в области социально-экономической политики государства. Прогнозы разрабатываются на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу, исходя из комплексного анализа демографической ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения страны, состояния природных ресурсов и перспектив изменения перечисленных факторов.
Прогнозы социально-экономического развития включают количественные показатели и качественные характеристики развития макроэкономической ситуации, экономической структуры, научно-технического развития, внешнеэкономической деятельности, динамики производства и потребления, уровня и качества жизни, экологической обстановки, социальной структуры, а также систем образования, здравоохранения и социального обеспечения населения.
Правовое регулирование государственного прогнозирования - это тема, которая заслуживает самостоятельного освещения. Но для того чтобы уяснить конституционное значение указанной деятельности, достаточно сказать, что без разработки и представления в Правительство Российской Федерации прогноза социально-экономического развития на предстоящий год нельзя начать подготовку проекта федерального закона о федеральном бюджете.
Если не осуществить комплексный анализ и прогноз уровня жизни населения с учетом дифференциации по группам населения, если не рассмотреть вопросы о совершенствовании налоговой системы и ее воздействия на темпы экономического развития, если не исследовать ценовые соотношения в смысле воздействия предстоящих изменений цен на сырьевые ресурсы и продукцию естественных монополий, потребительские цены и на динамику цен, проект федерального бюджета на соответствующий год составить невозможно. И это лишь один, возможно, не самый главный, из одиннадцати разделов прогноза.
Таким образом, прогнозы социально-экономического развития страны представляют собой экономическую базу, на основе которой составляются проекты федеральных бюджетов. Подготовка прогнозов и все то, что с ними связано, - одно из важнейших направлений деятельности Правительства РФ*(17).
Результаты прогнозирования наряду с другими научно-практическими разработками используются Правительством РФ при принятии решений в области социально-экономической политики государства и по другим вопросам. Руководящими документами при государственном прогнозировании, подготовке и реализации программ социально-экономического развития Российской Федерации являются Послания Президента РФ, с которыми он ежегодно обращается к Федеральному Собранию.
Правовая неопределенность прогнозирования и использования его результатов показывает, что необходимы конституционные предпосылки функции планирования в духе закрепления этого института в конституциях экономически и политически значимых стран с рыночной экономикой.
Формирование правовых механизмов реального государственного прогнозирования, планирования и программирования экономического и социального развития является насущной задачей правовой науки. Концептуально оправданным представляется достижение указанной цели в рамках единого института государственного планирования, который, наряду с конституционными, имеет и административно-правовые аспекты.
Разработка института государственного планирования предполагает решение некоторых конституционных задач.
Необходимо конституционное и законодательное определение содержания института государственного планирования*(18). В этой связи было бы целесообразно разработать комплекс конституционных предписаний, регулирующих плановую деятельность государства (отношения по планированию), образующих конституционно-правовой институт планирования и оценки "существования экономики и общества в целом". Это позволит увязать планирование с изменениями в современной экономике России. Экономика не может быть оторванной от социальной, культурной и институциональной среды.
Эта конституционная конструкция должна выражать особенности отношений по планированию как отношений, складывающихся в процессе определения органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации целей и приоритетов социально-экономического развития общества и эффективных путей и средств достижения указанных целей.
Конституционные основы планирования позволят интегрировать в целостную систему:
- прогнозирование, позволяющее вырабатывать концепцию и формировать обоснованную политику экономического и социального развития;
- планирование, позволяющее
определять цели, приоритеты, ресурсы,
иметь точные данные о
- программирование, позволяющее выделять наиболее социально значимые проблемы, требующие комплексного подхода и целевого использования ресурсов.
Восстановление конституционного института планирования является необходимой основой для возрождения сбалансированной экономики, способной обеспечить потребности российского общества.
2.Состояние прогнозирования и планирования в мире, в том числе в России.
В настоящее время широким признанием пользуется точка зрения о том что во первых на уровне фирмы можно и нужно применять прогнозирование и директивное планирование и во вторых на уровне государства можно применять прогнозирование индикативное
Считается что идея прогнозирования и планирования в экономике в целом разумна. Но опыт показал что директивное планирование должно осуществляться лишь на уровне фирмы. Это связано с некоторыми особенностями внутрифирменного плана, который:
1 составляется как задание
частного владельца, несущего
полную ответственность(вплоть
2 осуществляется в условиях
гарантированной законом
3 постоянно проверяется спросом покупателей
4 разрабатывается тогда,
когда вся существующая по
вопросу социально-
Однако эти особенности практически не проявляются в масштабе страны. Государственное централизованное планирование бывает полезно лишь в условиях военного времени или иного особого периода, когда рыночные законы, в частности влияние конкуренции, не могут нормально функционировать. Существует два способа координации экономической деятельности: централизованное руководство, сопряженное с принуждением и добровольное сотрудничество индивидов. Для рыночной экономики характерен второй способ.
Главное в прогнозе и плане – это точность отражения в них объективной жизни , в том числе разнообразных ее проявлений. Однако экономическая среда постоянно испытывает влияние множества различных взаимодействующих и исключающих друг друга факторов, и все усилия должны быть направлены на непрерывное приспособление объекта хозяйствования к изменяющимся условиям работы. Но если для прогноза, по причине его вероятного характера это не страшно, то для плана означает смерть. Прогнозы и планы разрабатываются с опережением событий, но их действенность (обоснованность) зависит от степени соответствия этим событиям. В рыночной экономике прогнозируемость событий довольно низкая из за того, что явления носят стохастический характер. Поэтому прогнозы и планы, принятые с учетом прошлой информации, должны уточняться при изменении условий существования.
В условиях же государственного планирования обязательно возникает диктат центра. Разнообразие точек зрения уступает место единообразию. Но в обществе единообразие – это залог его будущей гибели, а единообразие экономических планов означает конец конкуренции. Возникаю две существенные проблемы, стоящие на пути государственного централизованного планирования: первая- единообразие, вторая-конкуренция.
Любая система, в том числе экономическая, устойчива лишь при многообразии. Это аксиома жизни. То, что сегодня представляется людям в силу их не понимания или незнания будущего, как случайное и ошибочное, а может быть даже и вредное, в дальнейшем может оказаться весьма перспективным и прогрессивным. Поэтому обществу необходимо разнообразие. Но государственный централизованный план этого обеспечить не может.
Другая проблема государственного планирования в условиях рынка-наличие конкуренции, которая является движущей силой рыночных преобразований. Можно ли учесть в государственном централизованном плане интересы различных фирм, являющихся конкурентами? Вопрос риторический. Понятно, что цели фирмы - конкурентов , противоположны, и нельзя лишать рынок конкуренции, которая определяет динамичность рыночной среды, многократно формируя цену равновесия товаров, и придает стойкость процессам рынка. Рынок и его движущая сила – конкуренция допускают директивное планирование во имя конкуренции. А это возможно только на уровне фирмы.
Информация о работе Состояние планирования и прогнозирования в России