Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 15:10, курсовая работа
Цели и задачи работы. Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач:
- раскрытие основных звеньев финансовой системы;
- рассмотрение главного звена финансовой системы – государственного бюджета на примере Российской Федерации;
- выявить основной принцип формирования финансовой политики государства;
- раскрытие процесса «финансизации» рыночной экономики.
При рыночной экономике отпадает необходимость использовать особые финансовые методы для повышения заинтересованности предприятий в лучшем использовании производственных факторов, строго регламентировать их финансовую деятельность. Рыночная конкуренция заставляет предприятия постоянно заботиться об эффективности производства, повышении качества финансового планирования, углублении внутрихозяйственного финансового контроля за использованием финансовых ресурсов. В то же время возрастает значение финансового регулирования рыночных отношений со стороны государства. Оно осуществляется посредством налогообложения прибыли предприятий (через изменение ставок, налоговых льгот, дифференциацию объектов обложения), введения дополнительных налогов (например, налог на экспорт и импорт, налог на другие доходы, НДС), налогообложения доходов трудящихся, финансирования целевых программ. Ожесточается система финансовых санкций за нарушение хозяйственных договоров, качественных параметров выпускаемой продукции, за несоблюдение требований по охране окружающей среды, санитарных норм и правил. Государство усиливает санкции за несвоевременное и неполное выполнение финансовых обязательств перед бюджетом и внебюджетными фондами, сокрытие прибыли и иных объектов налогообложения. Широкое развитие получает аудиторский финансовый контроль.
Коренные изменения внесены в механизм государственных финансов. Формирование доходов государственного бюджета переведено на налоговую основу; принципиально изменилась структура расходов бюджета и система бюджетного финансирования. Широкое распространение получила система внебюджетных фондов.
Развитие рыночных
отношений, усовершенствование методов
управления привели к положительным
результатам в области
Финансы экономических субъектов входят в финансовую систему государства. При этом роль всех субъектов финансовых отношений не равнозначна.
Материальной основой финансовых отношений являются деньги. А необходимым условием их возникновения является реальное движение денежных средств, обусловленное взаимными расчетами между хозяйствующими субъектами, в процессе, которого создаются и используются централизованные и децентрализованные фонды денежных средств.
Финансы коммерческих предприятий и организаций – это финансовые или денежные отношения, возникающие в ходе предпринимательской деятельности в процессе формирования собственного капитала, целевых фондов денежных средств, их распределения и использования.
Финансы как общеэкономическая категория выполняют следующие функции:
- распределительная.
Реализация данной функции
2. Финансовая система.
2.1. Характеристика финансовой системы.
Финансовая система РФ и ее звенья
Определение финансовая система - это совокупность различных сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.
С другой стороны – как совокупность учреждений, занимающихся денежным обращением.
Финансовая система РФ включает в себя три подсистемы:
Общегосударственные финансы, включающие:
Государственный бюджет, Государственные внебюджетные фонды, Государственный кредит
Финансы хозяйствующих субъектов:
Государственных, Муниципальных частных, Акционерных арендных, Общественных.
Финансы домашних хозяйств
Государственный бюджет
является главным звеном финансовой
системы, представляющий собой форму
образования и использования
централизованного фонда
Государственная бюджетная система включает в себя три звена:
Федеральный бюджет;
Бюджеты национально-
Все бюджеты действуют автономно. Местные бюджеты своими доходами и расходами не входят в бюджеты территорий. Аналогично и бюджеты субъектов РФ также не входят в федеральный бюджет. В доходной части указываются источники размеры финансовых средств, как в абсолютных, так и относительных величинах. В расходной – направление денежных средств (статьи расходов).
Государственный кредит - это кредитные отношения между государством или местными органами власти и юридическими и физическими лицами, при которых они выступают заемщиками средств.
Одним из звеньев общегосударственных финансов являются государственные внебюджетные фонды.
Государственные внебюджетные
фонды – это средства федерального
правительства и местных
В состав государственных
внебюджетных фондов входят Пенсионный
Фонд, Фонд социального страхования,
Федеральный и территориальный
фонды обязательного
Финансы домашних хозяйств
Одним из элементов
финансовой системы выступают финансы
домашних хозяйств. Финансы домашних
хозяйств – это экономические
отношения, возникающие при реальном
денежном обороте в секторе домашних
хозяйств по поводу формирования и
использования семейных бюджетов. Они
отражают общий уровень социально-
Домашнее хозяйство – хозяйство одного или нескольких людей, живущих в одном жилище, объединяющих весь свой доход или его часть и богатство, совместно потребляющих продукты и услуги определенных видов, главным образом, продукты питания и жилищные услуги. Домашнее хозяйство является важным участником денежных отношений в РФ и вовлечено в его финансовую систему.
Семейный бюджет – фонд денежных средств, доходы которого образуются из поступлений денежных средств членов семьи, а расходы представляют собой использование ими текущих и накопленных ресурсов.
Финансы домохозяйств
Доходы домохозяйств
– оплата труда и другие формы выплат работникам предприятий различных форм собственности;
– доходы от предпринимательской деятельности и собственности;
– поступления из финансовой системы;
– социальные трансферты;
– прочие поступления.
Расходы домохозяйств
Расходы включают в себя:
- покупку товаров и оплату услуг;
- обязательные и добровольные платежи;
- другие расходы.
Сбережения – это отложенный спрос домашних хозяйств, подлежащий инвестированию, накопленное населением богатство в различных формах.
Финансовый контроль за деятельность хозяйствующего субъекта осуществляют:
Финансовые ресурсы предприятия – это совокупность собственных денежных доходов и поступлений извне, предназначенных для выполнения финансовых обязательств предприятия, финансирования текущих затрат и затрат, связанных с развитием производства.
По источникам образования финансовые ресурсы предприятия подразделяются на собственные и привлеченные.
Финансовые ресурсы
предприятия находятся в
Принципы организации финансов хозяйствующих субъектов и факторы, влияющие на их организацию
Финансовые отношения
хозяйствующих субъектов
Принцип хозяйственной
самостоятельности
Реализация принципа самофинансирования обеспечивает конкурентоспособность хозяйствующего субъекта и означает полную самоокупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование в развитие производства за счет собственных средств.
Принцип материальной заинтересованности можно сформулировать как получение прибыли. Заинтересованность в результатах хозяйственной деятельности в равной степени присуща работникам предприятия, самому предприятию и государству.
Принцип материальной ответственности означает наличие определенной системы ответственности за ведение и результаты финансово-хозяйственной деятельности. Финансовые методы реализации этого принципа регламентируются законодательством.
Принцип обеспечения
финансовыми резервами. С реализацией
данного принципа связано формирование
финансовых резервов, способных укрепить
финансовое положение предприятия,
в случае определенного риска
в хозяйственной деятельности субъекта,
связанного с не возвратом финансовых
средств. Финансовые резервы могут
формироваться предприятиями
На формирование
собственного капитала организации
оказывают влияние отраслевые особенности
и организационно-правовая форма
хозяйствования.
Органы управления финансами
На общегосударственном уровне аппарат управления финансовой системой включает следующие органы: 1) профильные Комитеты по бюджету, налогам, банкам и финансам Государственной Думы и Совета Федерации; 2) Счетную палату РФ; 3) Министер¬ство финансов РФ и его органы на местах; 4) Центральный банк РФ; 5) налоговая служба; 6) Федеральный таможенный комитет РФ; 7) Федеральную комиссию по ценным бумагам; 8) Федеральное казначейство; 9) исполнительные дирекции внебюджетных фондов социального назначения и т.д.
В условиях, когда
хозяйствующим субъектам
Финансовый менеджмент представляет собой систему эффективного управления денежными потоками, возникающими в процессе финансово-хозяйственной деятельности предприятия с целью достижения поставленной цели и максимизации прибыли.
Он предполагает разработку рациональной финансовой стратегии и тактики предприятия на основе анализа финансовой отчетности, прогнозных оценок денежных поступлений и выплат, их зависимости от изменения пассивов и активов предприятия.
На предприятиях
меняется структура финансовой службы,
вводятся новые должности: финансовый
менеджер (управляющий финансами).
2.2.
Проблемы развития
финансовой системы.
Сущность и этапы управления финансами
В наиболее общем виде управление представляет собой целенаправленное влияние (воздействие) субъекта управления на объект управления.