Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 13:48, шпаргалка
1. Коммерческое право как один из разделов правоведения и учебная дисциплина
Коммерческое право (от лат. commetrcium – «торговля») – отрасль права, регулирующая коммерческую или торговую деятельность.
Следует различать коммерческое право как науку и учебную дисциплину.
Коммерческое право как наука – вид деятельности по выработке теоретических знаний об объектах, процессах и явлениях действительности. Теоретическое знание – особое представление, которое добывается на основе использования научных методов и средств. Полученные наукой сведения порой резко отличаются от ненаучных.
5) постановления Правительства РФ, издаваемые в пределах его компетенции в развитие и исполнении законов;
6) государственные стандарты на продукцию, услуги, строительные объекты, устанавливаемые Госстандартом и другими компетентными органами;
7) акты министерств и ведомств, направленные на исполнение законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ;
8) акты региональных органов власти и управления, издаваемые в пределах их компетенции в соответствии с разграничением полномочий между Российской Федерации и ее субъектами;
9) акты местных органов власти и управления, имеющие хозяйственно-правовое содержание.
12. Федеральные законы как источники коммерческого права РФ
Закон – это нормативно– правовой акт, который принимается с соблюдением правил по установленной процедуре в соответствии с компетенцией законодательным органом власти (парламентом, конгрессом, верховным советом, собранием и т. д.). Законы могут приниматься и на референдумах – в ходе специальной процедуры непосредственного, прямого волеизъявления населения по тому или иному, как правило, крупному вопросу общественной жизни. По содержанию закон, как правило, регулирует наиболее важные общественные отношения.
Признаки закона:
1) это юридический акт;
(притом акт-документ,
в котором фиксируются
2) это акт строго определенных, высших органов власти в государстве;
(как правило,
представительного высшего
3) это нормативный акт, обладающий высшей юридической силой;
(т. е. акт самого высокого юридического ранга все иные акты «ниже» закона, должны соответствовать закону, ни в чем ему не противоречить);
4) это нормативный акт, содержащий первичные, изначальные юридические нормы;
(т. е. нормы, которых раньше в правовой системе не было, притом нормы по основным, ключевым вопросам жизни страны, другим принципиальным экономическим, политическим, социальным вопросам).
Рассматривая закон как нормативный юридический акт – источник права, необходимо отличать его от иных правовых актов:
1) от индивидуальных актов – актов, содержащих индивидуальные предписания по конкретным вопросам, например, назначение на должность, поручение передать имущество;
2) от интерпретирующих актов (актов толкования) – актов, в которых дается только разъяснение действующих норм, но не устанавливаются новые нормы.
Среди федеральных
конституционных законов
Законы в демократическом государстве занимают первое место среди всех источников права, являются основой всей правовой системы, законности и правопорядка.
Особенности правового
регулирования
Гражданское законодательство
регулирует отношения между лицами,
осуществляющими
13. Гражданский кодекс РФ как источник коммерческого права
Отнесение коммерческого
права к частному ставит вопрос о
его соотношении с гражданским
правом, которое также является частным
правом. Отношения между
Российское коммерческое
законодательство в настоящее время
развивается таким образом, что
особенности правового
Являясь составной частью предмета гражданско-правового регулирования, коммерческие отношения регулируются не только специальными, но и общими нормами гражданского права. Специальные нормы гражданского права имеют приоритет перед общими и подлежат применению к коммерческим отношениям в первую очередь. Общие нормы гражданского права действуют субсидиарно, т. е. применяются лишь при отсутствии надлежащих специальных норм.
Гражданский кодекс
РФ – основной законодательный акт,
объединяющий нормы частного права,
включая те из них, которые отражают
особенности регулирования
Правила гражданского
законодательства распространяются на
соответствующие отношения
Гражданский кодекс существенно повысил роль законов в регулировании коммерческих отношений, установив в своих нормах прямые отсылки к конкретным законам. Тем самым, во-первых, исключено регулирование соответствующих отношений подзаконными актами; во-вторых, сфера прямой законодательной регламентации существенно расширена; в-третьих, предусмотрено создание системы согласованных конкретных законов, опирающихся на единую законодательную базу, к принятию которых обязан сам законодатель.
Гражданское право
включает в свой состав ряд специальных
норм, рассчитанных на применение исключительно
к отношениям с участием предпринимателей.
К ним, в частности, относятся
правила об имущественно-правовом статусе
предпринимателей, коммерческом представительстве,
особенностях возникновения и исполнения
обязательств при осуществлении
предпринимательской
14. Подзаконные нормативно-правовые акты как источник коммерческого права РФ
Нормативно-правовой
акт – одна из основных, наиболее
совершенных внешних форм права.
Нормативно-правовые акты – это
предписания субъектов
Нормативно-правовые акты – основной источник права во всех правовых системах мира.
Нормативно-правовые акты государства издаются на основе, в соответствии и во исполнение законов, т. е. имеют подзаконный характер. Поэтому нормативно-правовые акты по юридической силе можно классифицировать на законодательные и подзаконные.
Указы Президента РФ занимают главенствующее место среди подзаконных актов, ибо Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами «определяет основные направления внутренней и внешней политики государства». В отличие от закона, который всегда является нормативно-правовым актом, указы Президента РФ могут носить и ненормативный характер.
Нормативные указы Президента РФ – подзаконные акты. Они издаются в пределах, установленных Конституцией РФ и законами. Юридическая природа указов Президента обусловливается прежде всего тем, что это акт главы государства, являющегося гарантом конституции, прав и свобод человека и гражданина. Сфера действия Указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ и их юридическая сила различны (п. 3–6 ст. 3 ГК). Указы Президента РФ могут быть приняты по любому вопросу, который входит в компетенцию Президента РФ (ст. 80–90 Конституции РФ), но не должны противоречить законам. Постановления Правительства РФ могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов и указов Президента РФ. В случае противоречия указа Президента РФ или постановления Правительства РФ закону применяется соответствующий закон. В случае противоречил постановления Правительства РФ указу Президента РФ применяется указ.
Нормативные указы, как и законы, следует различать в зависимости от того, каким президентом они изданы и на какой территории они действуют. На этом основании указы подразделяются на два виды:
1) указы Президента РФ;
2) указы президентов республик, входящих в состав Российской Федерации.
Наиболее важными среди всех остальных подзаконных актов являются постановления Правительства Российской Федерации.
Правительство РФ осуществляет исполнительную власть и состоит из Председателя правительства, заместителей Председателя правительства и Федеральных министров. Его акты издаются на основе и во исполнение законов и указов Президента РФ. Они обязательны к исполнению на всей территории Российской Федерации, и им должны соответствовать акты всех нижестоящих органов исполнительной власти. К подзаконным нормативно-правовым актам относятся приказы, инструкции, инструктивные письма и постановления министерств и ведомств (комитетов) Российской Федерации, республик, входящих в состав РФ. Нормативные акты министерств и ведомств (комитетов) действуют в пределах их полномочий и носят строго подзаконный характер. Нормативные акты федеральных министерств и ведомств в сфере коммерческого права формально обладают наименьшей юридической силой. Само их принятие здесь обусловлено наличием прямого указания на такую возможность в акте более высокого уровня – законе, либо президентском указе, или правительственном постановлении (п. 7 ст. 3 ГК), одновременно определяющем и пределы ведомственного нормотворчества. Таким образом, нормативно-правовые акты представительных и исполнительных органов государственной власти не только республик, но и всех иных субъектов Российской Федерации обладают особой юридической силой на своей территории. Они обязательны к исполнению всеми гражданами.
15. Обычай делового оборота как источник коммерческого права РФ
Источники коммерческого
права – нормативные акты, в
которых выражены особенности правового
регулирования отношений, возникающих
между предпринимателями или
с их участием в связи с осуществлением
последними предпринимательской
Регламентация коммерческих отношений осуществляется не только нормативными актами.
Важное значение
в регулировании коммерческих отношений
имеют обычаи делового оборота. Обычай
делового оборота – сложившееся
и широко применяемое в какой-либо
области предпринимательской