Шпаргалка по дисциплине "Предпринимательство"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 09:50, шпаргалка

Краткое описание

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по дисциплине "Предпринимательство".

Вложенные файлы: 1 файл

Ekzamen_EP.docx

— 1.65 Мб (Скачать файл)

 

9. Производственная структура предприятия (организации).

Производственная структура предприятия представляет собой форму организации  производственного процесса - состав производственных цехов, участков и служб и  формы их взаимодействия в процессе производства продукции.

Типы производственной структуры:

Технологический тип - в отдельных производственных подразделениях (цех, участок) сконцентрировано оборудование, предназначенное для выполнения однородных операций.

Предметный тип - характеризуется специализацией цехов на изготовлении ограниченной номенклатуры изделий, а производственных участков – на выполнении определенных групп операций.

Смешанная (предметно-технологическая) структура - заготовительные цеха и участки строятся по технологическому принципу, а обрабатывающие и сборочные – по предметному.

Виды производственной структуры:

Цеховая; Бесцеховая-на малых предприятиях и некоторых средних предприятиях, где создаются мастерские (предметно-замкнутые).

Корпусная(блочная)-это группа основных или вспомогательных цехов, объединённых в блоки(в разных зданиях).

Комбинатская-применяется в отраслях с многократной комплексной переработкой минерального или органического сырья в крупных масштабах(химические и нефтехимические).

 

10. Производственный процесс на  предприятии: понятие, виды.

Элементы производственного процесса:

Труд-процесс созидания.

Предметы труда-то, на что человек воздействует в процессе труда.

Средства труда-то, чем человек воздействует на предмет труда.

Производственный процесс – это совокупность взаимосвязанных приемов и методов рационального сочетания живого труда со средствами производства, в результате которых создаются материальные блага. Основными элементами производственного процесса являются труд, средства труда и предметы труда

 

 

Признак

Вид

Характеристика

По назначению

Основные

Процессы непосредственного изготовления профильной

продукции.( стадии: заготовительную,

обрабатывающую и сборочную.


Вспомогательные

Процессы изготовления продукции, которая используется на предприятии для обеспечения нормального осуществления основных процессов. К вспомогательным относят

ремонтное, инструментальное, энергетическое хозяйства

Обслуживающие

Обеспечивают нормальные условия для осуществления основных и вспомогательных процессов. К ним относятся складские и транспортные процессы.

По протеканию во времени

Дискретные (прерывистые)

Характеризуются цикличностью, связанной с изготовлением изделий определенной формы поштучно (машины, приборы, одежда, обувь и т.п.).

Непрерывные

Процессы, характерные для производства продукции, которая не имеет законченного объема и формы (жидкие, сыпучие, газообразные вещества), а потому не требует технологической цикличности.

По уровню автоматизации

Ручные

Осуществляются непосредственно работником, физические усилия которого являются основным источником энергии

Механизированные

Процессы, выполняемые работником с помощью машин.

Автоматизированные.

Процессы, выполняемые машинами под контролем работника.

Автоматические

Осуществляемые машинами без участия работника

по заранее разработанной программе.





 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11. Методы организации производственного процесса на предприятии.

Методы организации производства представляют собой совокупность способов, приемов и правил рационального сочетания основных элементов производственного процесса в пространстве и во времени на стадиях функционирования, проектирования и совершенствования организации производства.

Метод организации индивидуального производства используется в условиях единичного выпуска продукции или ее производства малыми сериями и предполагает:

‒ отсутствие специализации на рабочих местах;

‒ применение широкоуниверсального оборудования, расположение его группами по функциональному назначению;

‒ последовательное перемещение деталей с операции на операцию партиями.

Метод организации поточного производства используется при изготовлении изделий одного наименования или конструктивного ряда и предполагает совокупность следующих специальных приемов организационного построения производственного процесса:

‒ расположение рабочих мест по ходу технологического процесса;

‒ специализация каждого рабочего места на выполнении одной из операций;

‒ передача предметов труда с операции на операцию поштучно или мелкими партиями сразу же после окончания обработки;

‒ ритмичность выпуска, синхронность операций;

‒ детальная проработка организации технического обслуживания рабочих мест.

Метод групповой организации производства применяется в случае ограниченной номенклатуры конструктивно и технологически однородных изделий, изготовляемых повторяющимися партиями.

Характерные признаки групповой организации производства:

подетальная специализация производственных подразделений;

запуск деталей в производство партиями по специально разрабатываемым графикам;

параллельно-последовательное прохождение партий деталей по операциям;

выполнение на участках (в цехах) технологически завершенного комплекса работ.

Метод организации синхронизированного производства интегрирует ряд традиционных функций организации производственных процессов: оперативного планирования, контроля складских запасов, управления качеством продукции. Суть метода в отказе от производства продукции крупными партиями и создании непрерывно-поточного многопредметного производства, в котором на всех стадиях производственного цикла требуемый узел или деталь поставляется к месту последующей операции точно в необходимое время.

Основные правила организации синхронизированного производства:

  • изготовление продукции мелкими партиями;
  • формирование серий деталей и применение групповой технологии в целях сокращения времени наладки оборудования;
  • преобразование кладовых материалов и полуфабрикатов в буферные склады;
  • переход от цеховой структуры производства к предметноспециализированным подразделениям;
  • передача функций управления непосредственно исполнителям.

 

12. Типы производства и их характеристика.

Тип производства

Характеристика

Массовое (Кз=1)

характеризуется узкой специализацией рабочих мест, ориентированных на выполнение одной-две постоянно повторяющихся деталеопераций.

Серийное

мелкосерийное (Кз от 21 до 40 включительно)

среднесерийное (Кз от 21 до 20 включительно)

крупносерийное (Кз от 1 до 10 включительно)

характеризуется изготовлением или ремонтом изделий периодически повторяющимися партиями (сериями).

Единичное (Кз<40)

характеризуются изготовлением деталей большой номенклатуры на рабочих местах, не имеющих определенной специализации, небольшим объемом выпуска продукции, высокая доля оригинальных неунифицированных деталей.


 

13. Формы общественной  организации производства.

Формами организации производства являются: концентрация, специализация, кооперирование и комбинирование, которые тесно увязаны между собой и в значительной мере обусловливают друг друга. Развитие этих форм является следствием НТП (научно-технического прогресса – взаимосвязанное развитие науки и техники) и важным условием повышения производительности труда, снижения себестоимости и улучшения использования производственных фондов. Концентрация производства означает (процесс его укрупнения) сосредоточение производства на крупных предприятиях. Они имеют ряд преимуществ по сравнению со средними и мелкими:  создаются предпосылки для внедрения новой техники и прогрессивной технологии, т.к. уже есть база производственная и есть люди;  сокращаются управленческие расходы;  повышается производительность труда;  снижается себестоимость. Но нужно иметь в виду, что крупное производство не всегда является целесообразной формой организации. Чрезмерно крупные предприятия имеют свои недостатки:  увеличение транспортных расходов на подвоз сырья, материалов и комплектующих изделий к предприятию и отправку готовой продукции вследствие возрастания радиуса транспортировки;  необходимость больших инвестиций на сооружение крупных предприятий и продолжительный срок их строительства;  усложнение процесса управления с возрастанием масштабов предприятия;  возможность монополизации производства и т.д. для предприятий ремонта и пошива одежды крупное производство, кроме указанных  выше преимуществ, обеспечивает повышение уровня обслуживания населения. Крупные предприятия: 1) имеют свою модельно-конструктивную базу, 2) они могут предоставлять населению целый комплекс услуг по изготовлению и ремонту различных видов одежды, 3) организовать в широких масштабах оказание сопутствующих услуг, 4) у них больше возможностей и для пропаганды (рекламы) одежды, 5) воспитания хорошего вкуса, 6) изучения спроса населения. Недостатками  крупных предприятий, подразделений в системе БО являются:  увеличение радиуса обслуживания населения, что противоречит важнейшему условию размещения предприятий БО – это максимальному приближению услуг к потреблению;  необходимость создания дополнительных приёмных пунктов. Экономическая эффективность концентрации состоит в уменьшении затрат на изготовление единицы продукции по мере роста мощности и размеров производства (объёма выпущенной продукции). В условиях перехода к рыночным отношениям концентрация постепенно утрачивает свои преимущества. Широко используется практика дифференциации крупных предприятий и создание малых предприятий. Специализация производства – это процесс производства однородной продукции или выполнение отдельных технологических операций; одна из форм разделения общественного труда и организации производства. Её цель – повышение производительности труда. Формы специализации:  предметная специализация – это специализация по производству готового продукта (например, швейная фабрика специализируется по выпуску только мужских костюмов или только женских пальто).  подетальная – это сосредоточение производства отдельных частей деталей, заготовок и полуфабрикатов.  технологическая (или стадийная) – выделение в самостоятельные производства отдельных стадий технологического процесса (например, организация цехов централизованного раскроя материалов: бортовая прокладка детали, подкладка брюк и др. с последующим направлением кроя в различные ателье, мастерские, объединения). Экономическая эффективность специализации швейных фабрик основана на том, что при организации выпуска однородной продукции имеются возможности значительно шире применять и более эффективно использовать высокопроизводительное специальное оборудование, специализировать рабочих на выполнение одной технологической операции. Всё это повышает производительность труда. С развитием специализации всё большее значение приобретает кооперирование. Кооперирование производства – производственная взаимосвязь между специализированными предприятиями, участвующими в совместном изготовлении продукции, по взаимным поставкам материалов, полуфабрикатов, деталей, узлов машин и т.п., но сохраняющими свою хозяйственную самостоятельность. При кооперировании предприятия – поставщик организует свой производственный процесс так, чтобы полностью удовлетворять требования предприятия – заказчика. Различают виды кооперирования:  по отраслевому признаку делится: а) на внутриотраслевое б) на межотраслевое  по территориальному признаку: а) внутрирайонное б) межрайонное. Формы кооперирования аналогичны формам специализации. Экономическая эффективность специализации (и кооперирования) проявляется:  в снижении себестоимости за счёт повышения производительности труда;  уменьшение условно-постоянных расходов, приходящихся на единицу продукции. Специализация создаёт условия для:  организации непрерывного процесса производства;  внедрения прогрессивных технологий;  обеспечивает полное использование действующего оборудования. Комбинирование производства представляет собой соединение в одном предприятии разнородных производств, находящихся в технико-экономической и технологической зависимости. Продукты одного производства должны здесь служить сырьём, полуфабрикатами или вспомогательными материалами для других производств. Это форма организации обеспечивает концентрацию производства, даёт большой экономический эффект:  она создаёт благоприятные условия для рационального использования природных ресурсов, сокращения капитальных затрат;  позволяет более полно использовать сырьё, топливо, отходы;  способствую повышению производительности труда, снижению себестоимости продукции и сокращению транспортных расходов по перевозке сырья и материалов. Наиболее распространено комбинирование в текстильной промышленности, где объединяются прядильная, ткацкая и отделочная фабрики. В БО примеров комбинирования – нет, т.к. разнородные производства не связанны между собой производственным процессом.

 14. Производственная программа предприятия: понятие, структура, назначение.

Производственная программа определяет необходимый объем производства продукции в плановом периоде, соответствующий по номенклатуре, ассортименту и качеству требованиям плана продаж и потребностям рынка. Она обусловливает задания по вводу в действие новых производственных мощностей, потребность в материально-сырьевых ресурсах, численности персонала, транспорте.

Основой для разработки производственной программы служит план продаж. Цель планирования продаж состоит в том, чтобы своевременно предложить покупателям такую номенклатуру товаров и услуг, которая бы соответствовала в целом профилю производственно-хозяйственной деятельности предприятия и возможно полнее удовлетворяла их потребности.

Назначение: Основу производственной программы составляют стратегический план и портфель заказов предприятия. На базе стратегического плана разрабатывается план инноваций, определяющий производственную мощность предприятия и новые виды продукции, а на базе портфеля заказов и плана инноваций - производственная программа. Задания производственной программы определяют показатели остальных разделов плана предприятия: плана по издержкам, прибыли и рентабельности; плана по персоналу; плана материально-технического обеспечения и др. Производственная программа разрабатывается на всех предприятиях, выпускающих продукцию для реализации потребителям или выполняющих отдельные виды работ и услуг. Производственная программа включает расчеты объема производства продукции (работ, услуг) и его обоснование производственными мощностями, материальными и трудовыми ресурсами. Содержание производственной программы зависит от различных факторов. В зависимости от сферы производства различают продукцию материального производства (промышленную, сельскохозяйственную, строительную и др.) и услуги сферы нематериального производства (транспортировку, торговлю, обучение, лечение т.д.) В каждой отрасли производства выделяют группы и подгруппы выпускаемой продукции и оказываемых услуг. Так, в промышленности есть автомобилестроение, ткацкое и швейное производство, обувное. Услуги также классифицируются по группам и подгруппам. Например, транспортные услуги подразделяются на железнодорожные, морские, воздушные, автомобильные и другие перевозки.

Различные виды производственных товаров и оказываемых услуг называются номенклатурой производственной программы. Ассортимент продукции (услуг) - развернутый, детализированный перечень отдельных позиций номенклатуры по типам, сортам, размерам и иным признакам.

Структура: Производственная программа состоит из двух разделов: плана производства продукции в натуральном (условно-натуральном) выражении; плана производства в стоимостном выражении.

План производства продукции в натуральном выражении содержит показатели выпуска продукции определенной номенклатуры, ассортимента и качества изделий в физических единицах. Для измерения объемов производства в натуральном выражении используются такие показатели, как штуки изделий, тонны, квадратные, погонные и кубические метры. На отдельных предприятиях применяются двойные измерители. Например, производство тканей может планироваться в погонных и квадратных метрах; бумаги - в тоннах и квадратных метрах; труб - в тоннах и погонных метрах. Применение двойных измерителей позволяет в плане более полно охарактеризовать физический объем производства и потребительские свойства продукции.

При планировании одинаковых по назначению видов продукции, но имеющих разные потребительские свойства, применяются условно-натуральные единицы измерения. Так, планирование добычи различных по калорийности видов топлива производится в тоннах условного топлива, когда за одну тонну принимаются масса, эквивалентная 7000 килокалорий. Производство стеновых материалов планируется в миллионах штук условного кирпича, производство консервов - в условных банках. На предприятиях, изготавливающих один вид продукции, но при этом различающиеся мощностью, габаритами или трудоемкостью, также используются условные и условно-натуральные измерители. Так, на турбиностроительных заводах продукция измеряется в киловаттах мощности турбин; производство паровых котлов - в штуках, тысячах тонн пара в час и квадратных метрах поверхности нагрева; выпуск шин определяется в штуках и километрах их пробега; грузовых автомобилей - в штуках и грузоподъемности.

Планирование производства продукции в натуральном выражении дает возможность согласовать выпуск конкретных видов продукции с потребностями рынка, производственными мощностями предприятия, потребности в ресурсах, необходимых для ее производства. Однако натуральные измерители не позволяют определить общий объем и структуру производства на многопрофильных диверсифицированных предприятиях, рассчитать издержки, доход и прибыль предприятия от реализации продукции. Это требует разработки плана производства продукции в стоимостном выражении.

План производства продукции в стоимостном выражении содержит следующие показатели: реализованная продукция (РП) (валовый доход); товарная продукция; валовая продукция. Основными стоимостными показателями этого раздела плана является реализованная продукция (валовый доход). Реализованной считается продукция, оплаченная покупателем или сбытовой организацией. Ее объем исчисляется как стоимость предназначенных к доставке оп плану и подлежащих оплате заказчиком готовых изделий и полуфабрикатов собственного производства, запасных частей всех видов и назначений, товаров народного потребления, выполняемых работ и оказываемых услуг, реализуемых в соответствии с хозяйственными договорами с потребителями продукции или через собственную сбытовую сеть.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Предпринимательство"