Экономика торгового дела

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2012 в 18:53, курсовая работа

Краткое описание

Таким образом, предпринимательство выполняет не только экономические функции, оно теснейшим образом связано со всеми сферами жизнедеятельности общества. Знание состояния и тенденций развития предпринимательства, выявление его связей и зависимостей с другими структурными элементами общества, позволяет более четко и конкретно видеть основные проблемы и пути становления гражданского общества в России.
Основная цель данной работы состоит в том, чтобы охарактеризовать малое предпринимательство в России на современном этапе его развития, выявить его специфические особенности и обозначить наиболее острые проблемы, стоящие перед отечественным малым бизнесом.

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая по экономике..doc

— 240.00 Кб (Скачать файл)

Предприниматель - это лицо, занимающееся предпринимательской  деятельностью. Предприниматели входят в особый слой общества - бизнес-слой. Формирование этого общества происходит вместе с развитием предпринимательства. Бизнес-слой - общее понятие, объединяющее всех россиян, в той или иной степени занятых в бизнесе, начиная с классических предпринимателей и кончая наемными работниками, в свободное время тоже пытающиеся "

делать деньги". Этот слой охватывает всю совокупность субъектов производительной, коммерческой и финансовой деятельности, осуществляемой на базе автономно принимаемых решений  и с целью получения прибыли. Этот слой далеко не однороден по составу. В нем можно выделить несколько основных бизнес-групп: - предприниматели частные собственники преимущественно мелких предприятий и фирм, лично управляющие последними, не совмещающие эту деятельность с работой по найму; самозанятые - лица, занятые мельчайшим предпринимательством на базе индивидуальной трудовой деятельности с помощью собственных средств производства; бизнесмены-менеджеры - наемные директора мелких и средних предприятий, главным образом акционированного и частного секторов экономики, совмещающие управленческую работу по найму с ведением собственного бизнеса; полупредприниматели - наемные работники, в основном акционированного и частного секторов экономики, не выполняющие управленческих функций и совмещающие. 

17 марта  в Московском дворце молодежи  открылась Всероссийская научно-практическая конференция "Развитие предпринимательства - залог процветания России".Основной задачей двухдневной конференции была - выработка практических рекомендаций по эффективному развитию предпринимательства в России в XXI веке. Организаторами конференции выступили - Академия Русских Предпринимателей, Институт Русского предпринимательства, Общественный консультативный совет Всероссийского движения "Единство", Совет предпринимателей при Мэре и Правительстве Москвы, Департамент развития и поддержки малого предпринимательства Правительства Москвы, Институт государственного администрирования, Московский государственный технический университет, Международная академия народов мира "Элита", Московский дворец молодежи, Международная академия консультирования.

На конференции  выступили депутаты Государственной Думы, ведущие специалисты Министерства финансов РФ, Министерства антимонопольной политики и развития предпринимательства РФ, Министерства экономики РФ и других ведомств, а также зарубежные гости.

Работа  проходила в виде пленарного заседания и следующих секций: структурная перестройка экономики и ее влияние на развитие предпринимательства, в том числе на инновационное предпринимательство; условия роста и развития российской экономики на основе современного предпринимательства, экономическая безопасность предпринимательства; малое и среднее предпринимательство (проблемы и решения по начальному капиталу, молодежное и студенческое предпринимательство). 
 

                                               

Глава 2. Виды и формы предпринимательства 

В наше время существует множество предпринимательских  структур, каждая из которых характеризуется  своими чертами. Для того чтобы увидеть различия между разными типами предпринимательства, необходима его классификация. Предпринимательство может осуществляться как в государственном, так и в частном секторе экономики. В соответствии с этим различают государственное и частное предпринимательство. Каждый из этих видов предпринимательства имеет отличительные признаки, но основные принципы их осуществления во многом совпадают: и в том, и в другом случае предполагается инициативность, ответственность, инновационный подход, стремление к максимизации прибыли.

Государственное предпринимательство - это форма  осуществления экономической активности от имени предприятий, учреждений. Оно  реализуется государственными органами управления или органами местного самоуправления, причем собственность такого рода предприятий - это обособленная часть государственного или муниципального имущества, бюджетных средств и других источников.

Частное предпринимательство - форма осуществления  экономической активности от имени  предприятия или предпринимателя. Заметим при этом, что государственное предпринимательство менее эффективно нежели частное предпринимательство, и основная причина этого заключается в том, что предпринимательские функции всегда осуществляют конкретные люди: в частном предпринимательстве эти функции исполняют талантливые, быстро реагирующие на любые изменения люди, которые занимаются тем, что привлекательно для них. В государственном же секторе за осуществление предпринимательства отвечают люди назначаемые, формально исполняющие свои обязанности. Об этом свидетельствуют и исследования Всемирного банка, проведенные в 76 странах мира. Вместе с этим можно вести речь о коллективном,семейном и иных видах предпринимательства, которое, в конечном счете, все-таки является производным от двух указанных выше форм. Поэтому важна другая классификация - в зависимости от функций, которые предприниматель принимает на себя, вступая в предпринимательское пространство.

Предпринимательство бывает крупным, средним и малым. Малое предпринимательство выступает  как динамичная форма хозяйствования, для которой характерны гибкость и способность чутко реагировать на изменения рыночной конъюнктуры. Осуществляя хозяйственную деятельность, субъекты малого предпринимательства ориентируются прежде всего на потребности местного рынка, объем и структуру локального спроса. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.1 Формы предпринимательства

 
Наиболее распространенными формами предпринимательства являются коммерческие общества и товарищества.

Хозяйственное товарищество или общество - это такая конструкция коммерческого юридического лица, которая предназначена для длительного осуществления несколькими лицами совместной предпринимательской деятельности с целью извлечения прибыли, подлежащей разделу между ними. Создание товарищества или общества одним лицом допускается законодательством скорее как исключение, нежели правило.  
Отличительным признаком товарищества или общества является то, что его участники передают часть своего имущества в собственность юридического лица, уставный капитал которого таким образом оказывается разделенным на доли или вклады участников. При этом собственником вкладов участников, а также всего приобретенного либо произведенного впоследствии имущества является само общество или товарищество, а его участники сохраняют в отношении этого имущества обязательственные права: на получение доли дохода от деятельности юридического лица; принимать участие в управлении этой деятельностью (присутствовать и голосовать на общем собрании по всем вопросам деятельности организации, избирать и быть избранным в органы управления); право получать информацию о состоянии дел и финансов организации; право на ликвидационную квоту, а также другие права, предусмотренные законодательством и учредительными документами.  
Общества и товарищества разделены на виды, но имеют много общих черт. Об особенностях их правового положения уже неоднократно говорили и писали многие ученые-правоведы.  
История предпринимательства свидетельствует, что его процветание должно быть увязано с высокой нравственностью предпринимателей. Иначе бизнес не имеет будущего.

Два слова  “предпринимательство” и “рынок”  связаны неразрывными узами. Самое  краткое и ёмкое определение  рыночной экономики звучит просто: ”Экономика свободного предпринимательства”. Рыночная, капиталистическая экономика  всегда характеризовались как мир бизнеса, а бизнес и предпринимательство - по сути одно и то же.

Предпринимательская деятельность - это, прежде всего интеллектуальная деятельность энергичного и инициативного  человека, который, владея какими-либо материальными ценностями, использует их для организации бизнеса. Извлекая пользу для самого себя, предприниматель действует на благо общества.

Предпринимательство в разных экономических областях различается по форме и, особенно по содержанию операций и способам их осуществления. Но характеры бизнеса накладывает значительный отпечаток на вид товаров и услуг, которые предприниматель производит или оказывает. Предприниматель может сам производить товары и услуги, приобретая только факторы производства. Он также может приобретать готовые товары и перепродавать его потребителю. Наконец, предприниматель может только соединять производителей и потребителей, продавцов и покупателей. Отдельные виды бизнеса различаются также формами собственности на используемые факторы предпринимательства.

В зависимости  от содержания и направленности предпринимательской  деятельности, объекта приложения капитала и получения конкретных результатов, связи предпринимательской деятельности с основными стадиями воспроизводственного процесса, различают следующие виды предпринимательства:

  -производственное,

  -коммерческо-торговое,

  -финансово-кредитное, 

  -посредническое,

  -страховое

                               

    Производственное  предпринимательство

Предпринимательство-называется производственным, если сам предприниматель непосредственным образом, используя в качестве факторов орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для последующей реализации (продажи) потребителям, покупателям, торговым организациям.

Производственное  предпринимательство включает выпуск промышленной и сельскохозяйственной продукции производственно-технического назначения, потребительских товаров, строительных работ, перевозки грузов и пассажиров, услуги связи, коммунальные и бытовые услуги, производство информации, знаний, выпуск книг, журналов, газет. В широком смысле слова производственное предпринимательство есть создание любого полезного продукта, необходимого потребителям, обладающего способностью быть проданным или обмененным на другие товары.

В России производственное предпринимательство  является наиболее рисковым занятием, так как структурная перестройка  экономики не обеспечила необходимых  условий для развития производственного  предпринимательства. Существующий риск не реализации произведенной продукции, хронические неплатежи, многочисленные налоги, сборы и пошлины являются тормозом в развитии производственного предпринимательства. Также развитие производственного бизнеса в России сдерживается труднодоступностью некоторых ресурсов, отсутствием внутренних побудителей и слабым уровнем квалификации начинающих бизнесменов, боязнью сложностей, наличием более доступных и легких источников дохода.

Между тем, именно производственное предпринимательство  необходимо всем нам: в конечном счете, оно сможет обеспечить стабильный успех начинающему бизнесмену. Так что тяготеющий к перспективному, устойчивому делу должен обратить свой взор на производственное предпринимательство. 
 

      2. Коммерческое (торговое) предпринимательство.

Производственный  бизнес тесно связан с бизнесом в сфере обращения. Ведь произведённые товары надо продавать или обменивать на другие товары. Высокими темпами развивается коммерческо-торговое предпринимательство, как основной второй вид российского предпринимательства.

Принцип организации торгового предпринимательства несколько отличается от производственного, так как предприниматель выступает непосредственно в роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю (покупателю). Особенностью торгового предпринимательства является непосредственные экономические связи с оптовыми и розничными потребителями товаров, работ, услуг.

Коммерческое  предпринимательство охватывает все  виды деятельности, которые непосредственным образом относятся к обмену товара на деньги, денег на товар или товар на товар. Хотя основу коммерческого предпринимательства составляют товарно-денежные операции купли-продажи, в нем оказываются задействованными практически те же факторы и ресурсы, что и в производственном предпринимательстве, но в меньших масштабах.

Коммерческое  предпринимательство привлекает видимой  возможностью продать товар по цене намного более высокой, чем он был куплен, и положить тем самым  в карман весомую прибыль. Такая  возможность действительно существует, однако на практике ее реализовать значительно сложнее, чем кажется. В условиях разницы внутренних и мировых цен, а также цен в разных регионах России при неразворотливости умирающей государственной торговли удачливым коммерсантам, "челнокам" удается "купить подешевле - продать подороже". За этой видимой легкостью скрывается не всеми видимый труд коммерсантов-предпринимателей, затраченный для достижения успеха.

Сфера официального коммерческого предпринимательства- магазины,рынки, биржи, выставки-продажи, аукционы, торговые дома, торговые базы, др. учреждения торговли. В связи с приватизацией государственных торговых предприятий значительно возросла материальная база личного и коммерческого предпринимательства. Возникли обширные возможности начать свое коммерческое дело, выкупив или построив магазин, организовав свою торговую точку.

Информация о работе Экономика торгового дела