Информационная безопасность в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Июня 2013 в 17:05, реферат

Краткое описание

Объектом настоящего исследования являются правоотношения в сфере обеспечения, управления и закрепления мер по осуществлению информационной безопасности в Российской Федерации.
Предметом исследования в реферате выступает информационная безопасность Российской Федерации с точки зрения правового закрепления мер, ее обеспечивающих.
Основной целью исследования является анализ правовых основ обеспечения информационной безопасности российского общества в условиях глобальной информатизации мирового сообщества, оказывающих на них значительное влияние.

Содержание

Введение.................................................................................................................3
I. Информационная безопасность в Российской Федерации............................5
1.1 Понятие информационной безопасности и ее содержание.........................5
1.2 Характеристика угроз информационной безопасности...............................9
Заключение...........................................................................................................16
Список литературы...........................................................................

Вложенные файлы: 1 файл

Информационная безопасность в Российской Федерации.doc

— 114.50 Кб (Скачать файл)

Теперь обратимся  к методам и средствам защиты информации, воплощенных в системе  организации информационной безопасности, а также о правовом регулировании  данного вопроса.

К методам  и средствам защиты информации относят  организационно-технические и правовые мероприятия информационной защиты и меры защиты информации (правовая защита информации, техническая защита информации, защита экономической информации и т.д.).

Организационные методы защиты информации и защита информации в России обладают следующими свойствами:

Методы и  средства защиты информации обеспечивают частичное или полное перекрытие каналов утечки согласно стандартам информационной безопасности (хищение  и копирование объектов защиты информации);

Система защиты информации - это объединенный целостный орган защиты информации, обеспечивающий многогранную информационную защиту;

Методы и  средства защиты информации и основы информационной безопасности включают в себя:

Безопасность  информационных технологий, основанная на ограничении физического доступа к объектам защиты информации с помощью режимных мер и методов информационной безопасности;

Информационная  безопасность организации и управление информационной безопасностью опирается  на разграничение доступа к объектам защиты информации - это установка правил разграничения доступа органами защиты информации, шифрование информации для ее хранения и передачи (криптографические методы защиты информации, программные средства защиты информации и защита информации в сетях);

Информационная  защита должна обязательно обеспечить регулярное резервное копирование наиболее важных массивов данных и надлежащее их хранение (физическая защита информации);

Органы защиты информации должны обеспечивать профилактику заражение компьютерными вирусами объекта защиты информации.

Очевидно, что  эти методы и средства обязательно  регламентируются нормами права  для создания в государстве, в  частности в Российской Федерации, системного и единообразного подхода  к их реализации и исполнению. 

1.2 Характеристика угроз информационной безопасности

При изучении всего комплекса нормативных  правовых актов по теме моего реферата мы пришли к выводу, что наиболее полно как сами угрозы, так и  их возможные источники перечислены  в доктрине информационной безопасности, потому мне показалось целесообразным привести краткий обзор этой части доктрины в этой главы.

По своей  общей направленности угрозы информационной безопасности Российской Федерации  подразделяются на следующие виды:

угрозы конституционным  правам и свободам человека и гражданина в области духовной жизни и информационной деятельности, индивидуальному, групповому и общественному сознанию, духовному возрождению России;

угрозы информационному  обеспечению государственной политики Российской Федерации;

угрозы развитию отечественной индустрии информации, включая индустрию средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов;

угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России.

Среди вышеперечисленных  угроз к сфере внешней информационной безопасности можно отнести следующие.

Из первой группы (угрозы конституционным правам и свободам человека и гражданина): вытеснение российских информационных агентств, средств массовой информации с внутреннего информационного рынка и усиление зависимости духовной, экономической и политической сфер общественной жизни России от зарубежных информационных структур; девальвация духовных ценностей, пропаганда образцов массовой культуры, основанных на культе насилия, на духовных и нравственных ценностях противоречащих ценностям, принятым в российском обществе; манипулирование информацией (дезинформация, сокрытие или искажение информации), в т. ч. и извне.

Из второй группы (угрозы информационному обеспечению  государственной политики РФ): монополизация  информационного рынка России, его  отдельных секторов отечественными и зарубежными информационными структурами; блокирование деятельности государственных средств массовой информации по информированию российской и зарубежной аудитории.

Из третьей  группы (угрозы развитию отечественной  индустрии информации, включая индустрию  средств информатизации, телекоммуникации и связи, обеспечению потребностей внутреннего рынка в ее продукции и выходу этой продукции на мировой рынок, а также обеспечению накопления, сохранности и эффективного использования отечественных информационных ресурсов): противодействие доступу Российской Федерации к новейшим информационным технологиям, взаимовыгодному и равноправному участию российских производителей в мировом разделении труда в индустрии информационных услуг, средств информатизации, телекоммуникации и связи, информационных продуктов, а также создание условий для усиления технологической зависимости России в области современных информационных технологий; закупка органами государственной власти импортных средств информатизации, телекоммуникации и связи при наличии отечественных аналогов, не уступающих по своим характеристикам зарубежным образцам; вытеснение с рынка российских производителей средств информатизации, телекоммуникации и связи; увеличение оттока за рубеж специалистов и правообладателей интеллектуальной собственности.

Из четвертой  группы (угрозы безопасности информационных и телекоммуникационных средств  и систем, как уже развернутых, так и создаваемых на территории России): уничтожение, повреждение, разрушение или хищение машинных и других носителей информации; перехват информации в сетях передачи данных и на линиях связи, дешифрование этой информации и навязывание ложной информации; использование несертифицированных отечественных и зарубежных информационных технологий, средств защиты информации, средств информатизации, телекоммуникации и связи при создании и развитии российской информационной инфраструктуры; несанкционированный доступ к информации, находящейся в банках и базах данных; нарушение законных ограничений на распространение информации и т.д.

Помимо этого, в доктрине указаны источники  угроз информационной безопасности России, среди которых необходимо выделить те из них, которые касаются внешней безопасности.

В соответствии с этим документом источники угроз  информационной безопасности Российской Федерации подразделяются на внешние и внутренние, хотя, по мнению автора, между ними существует тесная взаимосвязь. В отдельных случаях внутренние источники могут квалифицироваться как внешние, и наоборот.

К внешним  источникам доктрина относит:

деятельность иностранных политических, экономических, военных, разведывательных и информационных структур, направленная против интересов России в информационной сфере;

стремление  ряда стран к доминированию и  ущемлению интересов России в  мировом информационном пространстве, вытеснению ее с внешнего и внутреннего информационных рынков;

обострение  международной конкуренции за обладание  информационными технологиями и  ресурсами;

деятельность  международных террористических организаций;

увеличение  технологического отрыва ведущих держав мира и наращивание их возможностей по противодействию созданию конкурентоспособных российских информационных технологий;

разработка  рядом государств концепций информационных войн, предусматривающих создание средств  опасного воздействия на информационные сферы других стран мира, нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним.

К внутренним источникам, которые при определенных обстоятельствах могут быть рассмотрены как внешние, относятся: критическое состояние отечественных отраслей промышленности; недостаточное финансирование мероприятий по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации; недостаточная экономическая мощь государства; недостаточное количество квалифицированных кадров в области обеспечения информационной безопасности; отставание России от ведущих стран мира по уровню информатизации федеральных органов государственной власти и различных отраслей экономики и социальной сферы и т.д.

При этом необходимо вновь обратить внимание на тесную взаимосвязь между угрозами в  сфере внутренней и внешней политики:

К внутриполитическим угрозам, которые непосредственно  относятся к сфере международной  политики, можно причислить такие как:

Распространение дезинформации о политике Российской Федерации, деятельности федеральных  органов государственной власти, событиях, происходящих в стране и  за рубежом;

Деятельность  общественных объединений, направленная на насильственное изменение конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной вражды, на распространение этих идей в средствах массовой информации.

Примечательно, что в обоих случаях не указывается, идет ли речь о российских или зарубежных структурах, однако очевидно, что такие организации стремятся оказать воздействие на общественное мнение Российской Федерации с целью склонить ее население к тому или иному политическому выбору. По этой причине необходимо еще раз подчеркнуть особую роль средств массовой информации, которые должны учитывать фактор информационной безопасности в своей деятельности.

Внешнеполитическими угрозами, по мнению разработчиков  доктрины, для России являются:

Информационное  воздействие иностранных политических, экономических, военных и информационных структур на разработку и реализацию стратегии внешней политики Российской Федерации;

Распространение за рубежом дезинформации о внешней  политике РФ;

Нарушение прав российских граждан и юридических лиц в информационной сфере за рубежом;

Попытки несанкционированного доступа к информации и воздействия  на информационные ресурсы, информационную инфраструктуру федеральных органов  исполнительной власти, реализующих  внешнюю политику РФ, российских представительств и организаций за рубежом, представительств РФ при международных организациях.

Помимо этого, в отдельную группу выделены так  называемые внутренние угрозы информационной безопасности России в сфере внешней  политики, к числу которых относятся:

Нарушение установленного порядка сбора, обработки, хранения и передачи информации в федеральных  органах исполнительной власти, реализующих  внешнюю политику Российской Федерации, и на подведомственных им предприятиях, в учреждениях и организациях;

Информационно-пропагандистская деятельность политических сил, общественных объединений, средств массовой информации и отдельных лиц, искажающая стратегию  и тактику внешнеполитической деятельности Российской Федерации;

Недостаточную информированность населения о внешнеполитической деятельности России.

Для решения  этих проблем авторы доктрины предлагают:

Разработать основные направления государственной  политики в области совершенствования  информационного обеспечения внешнеполитического  курса Российской Федерации;

Разработать и реализовать комплекс мер по усилению информационной безопасности информационной инфраструктуры федеральных  органов исполнительной власти, реализующих  внешнюю политику РФ, российских представительств и организаций за рубежом, представительств России при международных организациях;

Создать российским представительствам и организациям за рубежом условия для работы по нейтрализации распространяемой там дезинформации о внешней  политике Российской Федерации;

Совершенствовать  информационное обеспечение работы по противодействию нарушениям прав и свобод российских граждан и юридических лиц за рубежом;

Совершенствовать  информационное обеспечение субъектов  РФ по вопросам внешнеполитической деятельности, которые входят в их компетенцию.

В этом контексте крайне важным является обеспечить свободный доступ граждан Российской Федерации к любой информации, которая имеет открытый характер и способна содействовать развитию полноценной и гармоничной личности. Это право можно с полной уверенностью оценивать в качестве основополагающего элемента современной концепции прав человека и гражданина.

В сфере науки  и техники внешними угрозами являются:

стремление  развитых иностранных государств получить противоправный доступ к научно-техническим  ресурсам России для использования полученных российскими учеными результатов в собственных интересах;

создание льготных условий на российском рынке для  иностранной научно-технической  продукции и стремление развитых стран в то же время ограничить развитие научно-технического потенциала России (скупка акций передовых предприятий с их последующим перепрофилированием, сохранение экспортно-импортных ограничение и т.д.);

политику западных стран, направленную на дальнейшее разрушение унаследованного от СССР единого  научно-технического пространства государств - участников СНГ за счет переориентации на западные страны их научно-технических связей, а также отдельных, наиболее перспективных научных коллективов;

активизацию деятельности иностранных государственных  и коммерческих предприятий, учреждений и организаций в области промышленного шпионажа с привлечением к ней разведывательных и специальных служб.

Информация о работе Информационная безопасность в Российской Федерации