История развития автоматизации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Июня 2013 в 20:11, реферат

Краткое описание

Процесс автоматизации начался намного раньше, чем нам могло бы казаться, автоматизация на самом деле появилась практически сразу же с возникновением производства, а само по себе производство существует уже так давно, что точно никто и не скажет. Мы начнем рассматривать с появления самодействующих устройств.

Вложенные файлы: 1 файл

Автоматизация.doc

— 149.00 Кб (Скачать файл)

Полностью автоматизировано массовое производство радиодеталей, электронных  ламп, ионных приборов, электроннолучевых  трубок, транзисторов, печатных плат и  узлов, печатный монтаж модулей для  радиоэлектронной аппаратуры, в том числе и для электронных вычислительных машин и др. Изготовление элементов микроэлектроники, плёночных и твёрдотельных блоков и интегральных схем возможно только на достаточно гибком быстропереналаживаемом оборудовании, допускающем переход на различные модификации изделий и непрерывное совершенствование технологического процесса.

В лёгкой промышленности применяют  локальные системы автоматического  контроля и регулирования. Технология большинства процессов развивается  в направлении комплексной Автоматизация производства, создаются высокопроизводительное автоматизированное оборудование и автоматизированные системы управления предприятиями с применением ЭВМ. В хлопкопрядении все процессы от питания из кип до прядения автоматизированы, в камвольно-шерстяном и суконном производствах установлены автоматические линии приготовительно-прядильных отделов. Применяют высокоэффективное автоматическое ткацкое оборудование, скоростные бесчелночные ткацкие станки. Автоматизация отделочного производства на фабриках-автоматах связана с развитием новых методов беления и крашения волокна в массе и пряже, эффективных процессов браковки и сортировки полуфабрикатов и готовых изделий. Обувная, галантерейная и другие отрасли лёгкой промышленности располагают высокопроизводительным автоматизированным оборудованием, на котором идёт массовый выпуск разнообразных изделий.

Автоматические блочные агрегаты для получения синтетических  материалов и машины для производства готовых изделий из местного исходного  сырья применяются не только на крупных химических, текстильных и других комбинатах, но и на небольших комплексных предприятиях по выпуску одежды, обуви, галантереи, посуды и др. При этом такие сложные процессы, как образование искусственных волокон, прядение, ткачество, вязка и шитьё, заменяются более прогрессивными с точки зрения их автоматизации – прокатом, вытяжкой и склеиванием. Блочные автоматические линии, изготовляющие синтетические материалы и вырабатывающие из них товары нужного ассортимента, позволяют комплектовать местные фабрики в соответствии с уровнем спроса. Программное управление обеспечивает быструю смену фасонов, отделки и других показателей, отвечающих требованиям покупателей. При этом значительно сокращаются накладные расходы и достигается хорошее соответствие характеристик производимых материалов заданным показателям выпускаемых изделий, что необходимо для поддержания их высокого качества и минимальных отходов материалов в производстве.

Важным фактором повышения качества и питательных свойств продуктов служит автоматизация производства в сфере общественного питания. Создание автоматических установок для прямой переработки сельскохозяйственной продукции в пищевые полуфабрикаты, кулинарные изделия и даже готовые блюда способствует лучшему сохранению питательных и вкусовых качеств исходных продуктов с наименьшими потерями. Важнейшее направление в комплексной автоматизации пищевой индустрии – переход от периодических процессов с большим числом операций к непрерывным потокам, химизация производства, применение полиэлектролитов и ферментов для ускорения фильтрации соков, сублимации – для обезвоживания, ультразвука – для эмульгирования и экстрагирования, электронных потоков и радиоактивных излучений – для стерилизации, высокочастотных магнитных и электрических полей и инфракрасных лучей – для нагрева, и др.

Оснащение комплексными автоматическими  установками пищевой промышленности, предприятий по первичной переработке  сельскохозяйственной продукции и  предприятий общественного питания  резко сокращает потери и лучше сохраняет качество продуктов питания на различных этапах реализации. В сельском хозяйстве эффективны мобильные и стационарные автоматические агрегаты и линии для переработки и упаковки преимущественно скоропортящихся продуктов, которые не могут быть своевременно реализованы без потерь. На предприятиях общественного питания устанавливается автоматическое оборудование для приготовления блюд из полуфабрикатов в количествах, соответствующих уровню потребления в каждый данный момент. Распространённые в пищевой промышленности субъективные визуальные методы химико-технологического и микробиологического контроля и анализа заменяют скоростными объективными методами для непосредственного автоматического управления технологическими процессами. При этом важно определение качества сырья, промежуточных полупродуктов и готовой продукции не только по их физико-химическим параметрам, но также и по вкусовым и ароматическим свойствам и концентрации полезных и вредных микроорганизмов.

Обеспечение высококачественным сырьём лёгкой и пищевой промышленности, а также предприятий общественного питания связано с соблюдением оптимальных агротехнических сроков ведения сельскохозяйственных работ. На небольших сельскохозяйственных участках эффективно применение клавишных вычислительных и счётно-аналитических машин, в крупных хозяйствах – ЭВМ. Сочетание прогрессивной технологии с современными методами управления способствует непрерывному росту производительности труда в сельском хозяйстве.

Быстрейшая реализация при сохранении качества выпущенных товаров во многом зависит от оперативности и технической оснащённости массовой торговой сети. Применение ЭВМ при анализе спроса и его удовлетворения существенно помогает промышленности планировать производство и распределять продукцию. Оснащение торговой сети и её транспортной службы автоматизированной диспетчерской связью с запоминающими устройствами и системой контроля ускоряет доставку товаров от поставщиков к потребителям. Автоматизированное оборудование складов для стабилизации условий хранения, адресного перемещения грузов и контроля баланса движения материальных ценностей сокращает потери. Автоматизация контрольно-кассовых, фасовочных и упаковочных операций, а также выдачи покупок существенно снижает издержки обращения. Для реализации промышленной продукции в местах периодического скопления населения применяются торговые автоматы. Автоматизация процессов в сфере массового обслуживания облегчает быт, расширяет возможности для культурного отдыха и, повышая работоспособность человека, увеличивает производительность труда.

Автоматизация на транспорте

Вследствие автоматизации производства возрастает объём выпускаемой продукции, увеличивается грузооборот и повышаются требования к транспорту. Рост грузовых и пассажирских перевозок связан с расширением сети всех видов транспорта и ускорением движения на существующих линиях. Соблюдение напряжённых графиков и безопасности движения поездов наиболее успешно обеспечивается автоматизацией управления процессами эксплуатации железнодорожного транспорта (см. Автодиспетчер). Механизация погрузочно-разгрузочных работ и автоматическая горочная сортировка вагонов существенно облегчают и ускоряют составление товарных поездов. Автоматизация обработки транспортных документов и продажи билетов упрощает обслуживание клиентуры и пассажиров. Телемеханизация диспетчерской службы, совершенствование техники автоблокировки, локомотивной сигнализации и автостопов повышают безопасность движения. Устройство для автоматического вождения поездов («Автомашинист») способствует оптимизации режимов вождения поездов с учётом профиля пути и условий движения. Бесперебойность энергоснабжения электрифицированных дорог обеспечивается автоматизацией тяговых подстанций.

Автоматизация на других видах транспорта также прежде всего облегчает  и ускоряет все виды трудоёмких работ в портах, на пристанях, станциях и аэродромах. Повышаются эффективность диспетчерских служб, безопасность и регулярность движения, качество обслуживания, улучшается использование транспортных единиц и снижаются эксплуатационные расходы. Технические средства автоматизации на транспорте весьма разнообразны – от простейших регуляторов и измерительных устройств до бортовых цифровых вычислительных машин, которыми оснащаются крупные суда и самолёты. Современное грузовое или пассажирское судно представляет собой сложный комплекс энергетического, грузоподъёмного, санитарно-технического, навигационного и другого оборудования, в котором измерительные приборы и устройства автоматики являются неотъемлемой частью. Все они объединяются системами контроля, регулирования и управления и подчиняются единому командному пункту. Самолёт как летательный аппарат и транспортная единица также оснащается автоматическими устройствами для безопасности и экономичности полётов, нормальных условий работы экипажа и комфорта пассажиров. Это достигается автоматическими пилотажными, навигационными и другими системами самолётовождения, регуляторами режимов работы двигателей и внутреннего оборудования. Воздушный флот – наиболее удобный вид транспорта, но его полноценное использование осложнено рядом трудностей. Высокая скорость воздушных перевозок требует такой же быстрой доставки к самолётам пассажиров и грузов. Здесь необходима гибкая система выявления и распределения по пунктам отправления свободных мест в соответствии с расписанием полётов, своевременная продажа билетов и т.д. Эти и аналогичные задачи достаточно эффективно решаются с помощью АСУ «Сирена».

Непрерывный рост автомобильного транспорта в ряде стран уже привёл к такому положению, когда автомобиль из самого быстрого наземного средства сообщения превратился во многих крупных городах, таких, например, как Нью-Йорк, Лондон, Токио и др., в самый медленный вид транспорта, т. к. улицы и подъездные дороги уже не в состоянии свободно пропускать огромный поток легковых и грузовых машин. Локальные светофоры, переключаемые от реле времени, и центральное управление ими не справляются с заторами. Появилась необходимость в автоматическом регулировании уличного движения с учётом его интенсивности и плотности потоков по направлениям средствами радиолокации, оптики, телемеханики и вычислительной техники. Автоматизация управления движением в городах и на шоссейных дорогах значительно улучшает эксплуатационные и экономические показатели безрельсового транспорта.

 
Выводы

Любая отраслевая АСУ объединяет организацию работ по управлению с техническими средствами, информационной базой и математическим обеспечением. Информационная база системы характеризуется различными потоками нормативно-справочной, оперативно-производственной, отчётной и аналитической информации; основана на унификации документов, применении единых форм, пригодных к обработке средствами вычислительной техники, и применении машинных носителей информации в качестве первичной документации. Общее математическое обеспечение системы представляет собой комплекс программ, организующих работу технических средств, которые функционируют в системе, а также математические и логические методы и программы для решения конкретных задач производства.

Отраслевые АСУ, базирующиеся на вычислительные центры отрасли, автоматизация управленческих работ, систематический анализ развития производства, выполнения плановых заданий и использования материальных ценностей, развитая сеть информационных вычислительных центров, обслуживающих территориально удалённые объекты, создают реальные условия для организации автоматизированного управления народным хозяйством страны.

Дальнейшее развитие автоматизации неизбежно, т. к. без нее уже не мыслима какая-либо производственная форма существования. Автоматизировано практически все: от «нано-технологий» до бытовых кухонных приспособлений, разница лишь в уровне. Все автоматизированные процессы с каждым годом усложняются и дорабатываются, модернизируются и усовершенствуются и так будет всегда, пока человек – есть человек разумный.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
       Литература

  1. Автоматика, телемеханика, приборостроение. Аннотированный указатель литературы, в. 1–3, М., 1956–60
  2. Кибернетика, автоматика, телемеханика. Аннотированный указатель литературы, в. 4–5, М., 1962–66
  3. Автоматизация производства и промышленная электроника, т. 1–4, М., 1962–65 (Энциклопедия современной техники)
  4. Волков Г.Н., Эра роботов или эра человека? М., 1965.; Социология в СССР. Сб. ст., т. 2, М., 1965
  5. Рабочий класс и технический прогресс. Исследование изменений в социальной структуре рабочего класса, М., 1965;
  6. Ломов Б.Ф., Человек и техника, М., 1966;
  7. Автоматизация научных исследований и измерений в машиностроении, М., 1968;
  8. Автоматизация управления электрическими системами и объектами, Л., 1968;
  9. Полоцкий Л.М., Лапшенков Г.И, Основы автоматики и автоматизации производственных процессов в химической промышленности, М., 1968;
  10. Проблемы научной организации управления социалистической промышленностью (По материалам Всесоюзной научно-технической конференции), М., 1968, Старр М., Управление производством, пер. с англ., М., 1968;
  11. Современная научно-техническая революция. Историческое исследование, М., 1967
  12. Иванов С.М., Человек среди автоматов. М., 1969. К.Н. Руднев.

Информация о работе История развития автоматизации